что такое театр для детей начальной школы
Конспект занятия «Что такое театр?»
Мария Винникова
Конспект занятия «Что такое театр?»
Программное содержание: Познакомить детей с понятием «театр», разновидности театров (кукольный, зверей, оперы и балета, драматический) и особенности данного места ; знакомить с профессиями людей, которые работают в театре. Вызвать у детей желание участвовать в драматизации и совершенствовать артистические навыки детей; развивать партнёрские взаимоотношения в драматизации; побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа, проявлять инициативу, воображение, фантазию. Продолжать развивать речь и пополнять словарный запас по теме театр. Развивать мышление, память. Воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.
Материал: Презентация «Что такое театр?», атрибуты к сказке «репка», оборудование для показа презентации
Словарная работа: гардероб, гардеробщик, фойе, билетер, софиты, оркестровая яма.
Ход занятия
Сколько чудес нам дарит она,
Праздник, улыбки, песни и смех
В этой стране ожидает нас всех!
— А кто знает, что такое театр? (Выслушивает ответы детей). Правильно, театр – это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи;
-Ребята, а вы были в настоящем театре?
— Какой спектакль вы смотрели?
— Как вы думаете, зачем люди ходят в театр? (ответы детей).
Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть. Правильно, дети, каждое посещение в театр – это праздник.
Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности.
Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище». Но театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли.
Хотите узнать больше о театре? (ответы детей)
Давайте мы отправимся в театр. Я буду экскурсоводом.
Приглашаю вас на экскурсию
— Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра.
— Как вы думаете, откуда люди узнают про спектакли? Правильно, из рекламы, а для спектакля рекламой служит– театральная афиша. Это красочный яркий плакат, на которой с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях в театре (автор спектакля, режиссер, актеры, которые играют главные роли, название, дата и время спектакля).
— А где же можно купить билет на представление?
«Театральная касса».
Ты к окошку подойди,
Ему деньги протяни.
И окошечко в ответ
Спектакль в театре идет обычно долго, больше часа. В верхней одежде зрителям неудобно будет сидеть. Как быть? Куда должны пойти зрители сначала? (Ответы детей).
В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик. Гардеробщик выдает вам номерок, вы приводите себя в порядок и отправляетесь дальше.
Фойе – это помещение предназначенное для отдыха публики во время антракта или для пребывания зрителей в ожидании спектакля. Словарная работа
Вот и мы давайте немного отдохнем. Физминутка «Буратино»
При входе в театр у зрителей проверяет билеты билетер. Словарная работа.
Итак, мы с вами – зрители. Спектакль скоро начнется и нам пора отправляться в зрительный зал. Но что это? Кто из вас самый внимательный и услышал необычный звук? Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично.
Посмотрите повнимательнее, нравится он вам? Что делает зрительный зал красивым? (Стены, светильники, в центре потолка – огромная люстра). У вас дома есть люстры? Они такие же, как эта? (Ответы детей). Эта люстра очень большая, так как огромен и сам зрительный зал. Когда начнется спектакль, эта люстра погаснет, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать специальные прожектора – софиты.
Софиты – специальные светильники в зрительном зале, освещающие сцену спереди и сверху. С помощью софитов осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое.
Если вы сидите далеко от сцены, вам понадобится театральный бинокль, который можно принести с собой или приобрести в гардеробе.
Давайте рассмотрим наш зрительный зал. Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Саму сцену пока не видно. Она еще закрыта занавесом. Театральный занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются эмблемами театра или широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся.
Многие спектакли в театрах сопровождаются музыкой. Как вы думаете, где сидят музыканты, неужели на сцене? (Ответы детей).
Оркестровая яма – специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой.
Вот занавес открылся. Давайте посмотрим, какие бывают театры.
Театрыбывают разные по жанру: театры, в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, сценическое действие и поступки согласовываются с музыкой, написанной специально для данной пьесы,- это опера.
Театры, в которых артисты не разговаривают, а танцуют, и все чувства выражаются танцевальными движениями, — это балет.
Есть театры, где артисты это животные – театр зверей.
Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на живых артистов, а на управляемых артистами кукол.
Драматический театр – артисты исполняют роли, как в обычной жизни.
— Давайте и мы с вами разыграем небольшую сценку. Сейчас мы выберем артистов и разыграем сказку «Репка».
Показ сказки «Репка»
Воспитатель: все замечательно справились со своей ролью, выступили как настоящие актёры.
Итог занятия
Воспитатель: Что нового узнали? Что больше всего поразило? Что запомнили? С какими новыми словами познакомились и т. д.
Я рада, что вам всем понравилось, спасибо за участие.
Конспект беседы с младшими школьниками «Театр»
Беседа по картине « Театр»
Цели :ознакомление с историей возникновения театра, с их разновидностью.
Оборудование: картина к теме « Театр», схема-приложение, видео или аудиосказка «Бременские музыканты», куклы.
История первая « Давным-давно»
Здесь маски толпой
Кружатся в быстрых танцах!
Вы танец спляшете любой,
Лишь нужно постараться.
И вот мелодию сыграл
Весёлый наш оркестр.
На нас в восторге смотрит зал,
И нет свободных мест. ( Театр)
Ребята, как часто мы слышим и произносим слова: театр, куклы! Впрочем, театр, как и куклы, появился очень давно. Люди не только трудились, они хотели отдыхать, развлекаться. Так появился бродячий театр. (Показ картинки.) Посмотрите на повозку. Она красивая, привлекательная, а возле неё актёры в масках. Маски были весёлыми и грустными. А рядом, конечно же, шарманка- это один из первых музыкальных инструмен-тов, который тоже привлекал внимание посетителей театра. Вы уже поняли, что специаль-
ных домов, т.е. театров, раньше не было. Актёры и в жару, и в холод переезжали с одного
поселения в другое за много километров. В повозке они жили, спали, отдыхали, гримиро-
вались, наряжались для выступлений. Позже появился кукольный театр. Догадайтесь, почему он так назывался. Правильно, главными актёрами в нём были куклы. Но ими упра-
вляли люди-актёры, передавая с помощью голоса настроение и характер кукол. Но больше
всего зрителям нравились куклы-марионетки. Ниточки от таких кукол привязывают к пальцам человека. Человек двигает пальцами-и кукла двигается.(Если возможно,показать)
История вторая. « Сегодня»
Сегодня в больших и маленьких городах, сёлах есть специальные дома, где «живёт»
театр, со сценой, занавесями, гримёрной и залом для зрителей. В магазинах можно приобрести разные виды театров для детей: кукольные, картонажные, настольные, тене-
Игротека « Быстрее в зал, мой дружок, прозвенел уже звонок»
Инсценировка стихотворения « Ванька-встанька»
Ванька-встанька всё кружится,
Как ни бейся, не ложится,
Это котик знает сам.
Он к нему подкрался как-то
И пощёчину, без такта,
Лапой дерзко закатил…
Ванька-встанька и вспылил,
Раскачнулся, сударь, сразу
И за дерзкую проказу
По мордашке – щёлк потом
Так кота никто не стукал!
Он в обиде замяукал
И от дерзкого под стул
Для сохранности скакнул…
А обидчик всё качался,
Очень он разволновался,
Что покой его коток,
Не спросясь, нарушить мог…
Строим театр для бременских музыкантов.
Дети слушают сказку « Бременские музыканты», отмечая, что её героям хотелось бы
иметь свой театр- ведь они так чудесно пели и танцевали! Дошкольники рассматривают
разные иллюстрации с изображением театров, как сказочных, так и настоящих, известнейших( Большого, Мариинского, Сиднейского), фотографии театров родного горо-
да. Вместе с педагогом дети сравнивают внешний вид театров, обращают внимание на
украшения, архитектурные детали. Дошкольники делятся на группы и создают свой вари-
ант театра для бременских музыкантов. При этом между членами каждой группы распре-
деляются обязанности: один участник строит фасад, второй- боковые стены, третий- сту-
пеньки, колонны и т. п. После окончания строительства все рассматривают постройки, выясняя, какие из них похожи на настоящие театры, а какие получились сказочными.
Выступление «массовок» (всей группой)
— Шелест деревьев – шшш…шшш…
— Завывание ветра – уу…уу…
— Рычание медведей – рр…рр…
— Хрюканье кабанов – хрю…хрю…
— Тявканье лисиц – тяв…тяв…
— Карканье ворон – кар…кар…
— Крик филин – угу. угу.
— С помощью пантомимы изобразить пословицу « Мели, Емеля, твоя неделя»
— Выбрать шляпу или воротник, надеть и прочитать стихотворение, отвечающее образу.
— Представить себя человеком, который выиграл 1 миллион. Показать это.
— Представить себя манекенщицей. Показать её походку.
— Показать, что вы чувствуете, когда кошке наступают на хвост.
— Как называется спектакль?
— Как зовут главного героя спектакля?
— Как зовут друзей главного героя и есть ли у него подруги?
— С кем бы вы хотели дружить?
— Каким был герой в начале спектакля и каким он стал в финале? Как менялась его одежда?
— Кто, кроме артистов, принимал участие в спектакле?
— Какие краски в костюмах и декорациях запомнились? Почему?
— Как вам кажется, правильно ли назвали спектакль?
— Кому бы из друзей вы посоветовали его посмотреть?
История третья. « Что будет?»
Строим «Театр на площадке».
Приложение к занятию «Театр».
Как хорошо поиграть на прогулке. Дорисуйте афишу и тех героев, которые вот- вот начнут показывать спектакль.
Статья «Детский театр в начальной школе (из опыта работы)»
В арсенале учителя начальных классов, как и любого классного руководителя, много различных форм и методов воспитательной работы. Все они направлены на воспитание в ребёнке гармоничной личности. Воспитательная работа с учащимися – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива.
В период психологической адаптации ребёнка к школе у первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у некоторых детей, наоборот, развязность и суетливость. У большинства детей отсутствуют поведенческие навыки, недостаточно развиты память и внимание. Игра оказывает большое влияние на речь ребёнка. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. Театрализованные игры и представления во внеурочное время, использование разнообразных театральных приёмов на уроках рассчитаны на активное участие ребёнка, который становится соучастником педагогического процесса. Главная задача педагога – дать ребёнку попробовать себя в творчестве, воспитать эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, интерес к творчеству, стремление вносить красоту в жизнь.
На следующий день после каждого спектакля я проводила анализ нашей работы, т.е. делала «работу над ошибками». Сначала я обязательно отмечала что-то хорошее, положительное, говорила, что особенно удалось ребятам. Я приучила своих учеников в ходе обсуждения нашей совместной работы отвечать на 3 важных вопроса:
Что у нас получилось особенно хорошо?
Что у нас получилось плохо?
Что нужно учесть на будущее?
Постепенно ребята сами научились анализировать свою работу в роли актёров мюзикла, оценивали себя и своих товарищей, старались извлекать из удач и ошибок полезный опыт. Эти 3 вопроса не такие уж простые. Если вдуматься, они несут в себе глубокий смысл, помогают детям понять, что « такое хорошо, а что такое плохо».
«Искусство перевоплощения» помогает ребятам преодолевать трудности в обучении, повышает уровень лабильности, снимает «аудиторный шок», развивает креативные способности, совершенствует звуковую культуру речи, воспитывает зрительскую культуру, способствует сплочению детского коллектива. В процессе совместной творческой деятельности происходит развитие нравственных качеств личности. Театральная деятельность детей создаёт «ситуацию успеха», помогает ребёнку в изменении своего статуса. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, он может стать одним из лучших актёров детского мюзикла, может оказаться в числе лидеров, что изменит к нему отношение одноклассников.
Родители учащихся с огромным интересом смотрели наши спектакли. Многие из них увидели своих детей с совершенно новой, ранее не знакомой
Подготовке любого спектакля присуща эмоциональная насыщенность. Общность пережитых чувств обогащает эмоциональный опыт детей, а сам спектакль, вызвавший совместные переживания и радостные чувства, становится эффективным средством в системе воспитательной работы. Детей охватывает невероятное ощущение владения аудиторией, когда каждое точно сказанное слово и выразительная интонация заставляют людей то плакать, то смеяться, то восхищаться, удивляться или негодовать. Важность эмоциональной насыщенности объясняется необходимостью противостоять учебному процессу, где преобладают вербальные способы общения, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира.
Методы театральной педагогики таят в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребёнка в процессе обучения в школе, ведь главная задача педагога – развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством.
Ермакова Татьяна Феликсовна, учитель начальных классов, классный руководитель 4 «А» класса ГБОУ «Школа №1114» г. Москва
Презентация на тему «Что такое театр? Виды театра» (1-4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Весь мир театр Название команды: «Карабас Барабас»: 2019 год
Введение Театр – особый прекрасный мир. В этом мире все необычно. Театр обладает исключительными возможностями правдиво и мудро отражать на сцене движение жизни человеческого общества. Искусство театра помогает нам заглянуть в будущее, а главное учит нас видеть прекрасное в жизни и в людях. Цель презентации: узнать что такое театр, и какие существуют виды театров.
План презентации: • Что такое театр? •Виды театра: •драматический театр • опера • балет • кукольный театр • театр теней • уличный театр • театр пародии • пантомима • моноспектакль • театр зверей • театр абсурда • авторский спектакль
Теа́тр (греч.,основное значение — место для зрелищ, затем — зрелище) — форма исполнительского искусства. Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. Основные работники театра: режиссер, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, пожарные, художники, рабочие сцены.
Драматический театр Спектакль в драматическом театре основывается на литературном произведении — драме или сценарии, предполагающем импровизацию. Основным средством выразительности для артиста драматического театра, наряду с физическими действиями, является речь. При этом драматический театр в наибольшей степени является искусством синтетическим: он может включать в себя в качестве полноправных элементов и вокал, и танец, и пантомиму.
Опера О́пера — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы — либретто. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы. Композитор часто пишет оперу на сюжет, заимствованный из литературы,. Практически каждая опера начинается увертюрой — симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия. Оперными театрами называют здания музыкальных театров, специально предназначенные для показа оперных постановок. В отличие от театров под открытым небом, здание оперного театра оснащено большой сценой с дорогостоящим техническим оборудованием, включая оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо оформленных в виде лож.
Балет Бале́т — вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, в XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец (к характерным танцам относятся народные и национальные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле). Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются другие техники танца, а также элементы гимнастики, акробатики, восточных единоборств и т. п.
Кукольный театр Теа́тр кукол — одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временнóго искусства, в который входят мультипликационное и немультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полу объёмными и плоскими куклами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими или механически-электрически-электронными устройствами. Среди театров кукол различают три основных типа: 1. Театр верховых кукол, управляемых снизу. 2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. 3. Театр срединных кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней..
Театр теней вид театра, зрелища, в котором сюжет раскрывается спомощью динамических кадров-картин, спроецированных на экране плоскими фигурками из картона, кожи или особых цветных плёнок, управляемых артистами с помощью палочек, прикрепленных к сочленениям кукол (иногда используется система управления с помощью нитей). Куклы освещаются сзади, контражуром — на экране появляется черно-белое или цветное изображение. Т. Т. распространён главным образом у народов Азии и Ближнего Востока. Для Т. т. Характерно обращение к эпосу, фольклору, традиционное сохранение сюжетов. Образы индийского классического эпоса «Рамаяна» и «Махабхарата» остаются в представлениях бродячих кукольников Индии и Индонезии и во 2й половине 20 в. Один из старейших Т. т. индонезийский. Представление ведёт один человек (даланг), рассказывающий в сопровождении оркестра (гамелана) о событиях, развёртывающихся на экране.
Уличный театр Уличный театр — это театр, спектакли которого происходят на открытом пространстве — на улице, площади, в парке и т. п. как правило, без оборудования сцены. Нечеткое разделение на артистов и зрителей, зрители часто вовлекаются в действие. Зрители участвуют не только эмоционально, как в классическом театре, но и непосредственно в спектакле, внося те или иные коррективы. Таким образом, немаловажен момент импровизации.
Театр пародии Паро́дия — произведение искусства, намеренно повторяющее уникальные черты другого (обычно широко известного) в форме, рассчитанной на создание комического эффекта. Но наличие отдельных пародийных моментов не делает все произведение пародией. Пародия существует также как один из видов эстрадного искусства и музыки. Пародироваться может одно конкретное произведение, сочинения некоторого автора, сочинения некоторого жанра или стиля, манера исполнения и характерные внешние признаки исполнителя (если речь идёт об актёре или эстрадном артисте). Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства.
Пантомима вид сценического искусства, основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, мимика, без использования слов.
Моноспекта́кль (Театр одного актёра) — это спектакль с единственным исполнителем.
Авторский театр это театр, которому присуща некая отстранённость от обстоятельств пьесы для развития более глубокого формирования личностного взгляда на героя (героев). Драматургический материал в совокупности с собственным жизненным и творческим опытом используется режиссёром и актёрами как инструмент в создании ситуационной импровизации, порой несущей иронию над театральными штампами и далеко не вписывающейся в каноны академического театра.
Занимательное и увлекательное внеклассное мероприятие, посвящённое году театра.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Внеклассное занятие, посвящённое году театра в России,
для обучающихся 4 класса
Разработчик: воспитатель группы продлённого дня
Куличкова Ирина Геннадьевна
Аннотация: Занимательное и увлекательное внеклассное мероприятие, посвящённое Году театра.
Описание: Данное мероприятие предназначено для обучающихся 4 классов. Материал может быть полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня и родителям. Оно позволяет весело провести время с детьми и решить рад педагогических задач.
Форма проведения: Театрализованная программа с творческими номерами и конкурсами.
Предварительная подготовка: Праздничное оформление класса с театральными мотивами, изготовление обучающимися пригласительных открыток в виде масок, маски театральные.
Технические средства: Компьютер, музыкальное оформление, реквизит для театральных миниатюр, карточки с творческими заданиями, маски.
Материалы и оборудование: ширма, презентация о театре, воздушные шарики.
Участники: обучающиеся 4 класса, классный руководитель. Они выполняют следующие роли: конкурсанты — все мальчики и девочки, ведущий — воспитатель группы продлённого дня, член жюри — классный руководитель.
Цель: Создать и сформировать информационное и творческое пространство для обучающихся в области театрального искусства, дать элементарные представления о театре и правилах поведения в театредля достижения воспитательного потенциала.
Дать представление о том, что такое театр.
Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей
Совершенствовать исполнительские умения детей.
Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Учить создавать творческие группы для подготовки и проведения спектакля.
Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театральные представления.
Корректировать агрессивное и пассивное поведение детей.
Планируемый результат:Все участники получают универсальные умения, которые позволяют им быть успешными в реальной жизни (умение вести диалог, умение работать в команде, умение управлять своими эмоциями, умение быть гибким и другие).Дети осваивают приёмы актёрского мастерства.
Определение планируемых результатов
Определение форм и методов проведения и оценивания
Разработка расписания деятельности каждого участника
Подготовка презентации, наглядного материала.
Распределение ролей в команде
Продумывание и последовательное выполнение основных этапов работы: декораций, реквизита.
Фиксация на фото или видео учащихся во время работы
Фото и видео съемка мероприятия (обучающиеся 4 класса)
Вынесение благодарности всем участникам мероприятия (грамоты и призы)
Ведущий: Звучит музыка Раймонда Паулса – из к/ф «Театр». Добрый день, ребята!
Прежде, чем начать наш праздник, я хочу загадать вам загадку:
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно. (ТЕАТР)
Показ слайда с изображением театра.
Петрушка
Многие из ваших сверстников сегодня отдают предпочтение кино и телевидению, но ни с чем не сравнится живая игра актера и та волна эмоций, которую можно пережить, наблюдая театральное зрелище.
(Показ слайдов с изображением театра)
К нам в гости пожаловали артисты разносторонние, трагические, смешные и просто озорные. Встречайте их громкими аплодисментами.
А ведь сейчас, ребята вы аплодировали себе. Ведь сегодня нашими артистами будете именно вы!
Знаете ли вы, что, хлопая в ладоши, вы исполняете один из древнейших ритуалов связи с высшим миром. А в наше время ученые утверждают, что хлопанье в ладоши оказывает благотворное влияние на весь организм. Так что, почаще хлопайте – это полезно и всегда поднимает настроение! Давайте еще раз похлопаем!
Не выходя из зрительного зала, вы сможете побывать в разных частях планеты, в разных эпохах, среди разных людей. Театр может вернуть вас на много лет и даже веков назад и поможет заглянуть в будущее.
Знаете ли вы, как легко можно испортить эту прекрасную встречу и себе, и соседям, и артистам. От нас самих во многом зависит, принесет ли посещение театра радость или вызовет чувство досады и огорчения.
Кто-нибудь раньше посещал театр?
Нужно ли подумать о своем внешнем виде при посещении театра?
Думали ли вы заранее, как и за какое время сможете добраться до театра?
За какое время до начала спектакля нужно приходить?
О правилах поведения в театре сейчас мы узнаем подробнее.
1. В кассе куплены билеты,
Нарядно зрители одеты.
Культурно иди по залу,
Не опоздай к началу.
2. Проходя на своё место,
К людям повернись лицом,
Будешь просто молодцом.
3. Нужно сесть и не болтать
На спектакле детям.
И артистам не мешать,
4. Вот спектакль позади.
Сразу к выходу идти,
После спектакля немножко
Актёрам похлопай в ладошки.
5. Сломя голову бежать
В гардероб не надо.
В очередь там нужно стать
Ведущий: О чём эти стихи? Ответы детей.
Давайте ещё раз вспомним правила поведения в театре.
(Показ слайда с правилами поведения в театре)
Ведущий: Театр – это, прежде всего игра, сейчас мы с вами и поиграем.
Вы не раз бывали в самых разных театрах, видели много спектаклей. Вы, наверное, и представить себе не можете, сколько людей трудилось, чтобы спектакль появился на свет.
Давайте назовём, как можно больше профессий, встречающихся в театре. Это сложное задание. А кто назовёт профессию последним – будет объявлен победителем.
Итак, начали! (актёр, режиссёр, звукооператор, художник, рабочий сцены или монтировщик, костюмер, столяр, плотник, балетмейстер, концертмейстер, художник по свету, осветитель и т.д.)
(Показ слайда с изображением профессийвстречающихся в театре)
Театр – это всегда чудо. Быть актером, человеком, творящим это чудо, пусть даже на маленькой скромной сцене – что может быть увлекательней? А сказка на театральной сцене – это двойное чудо. «Чудо в квадрате!» Не верите? Пожалуйста!
*Лук – По коленке тебя стук.(стукает по коленке рядом стоящего)
Итак, войдите в роль, я начинаю читать стихотворение, а вы его обыгрываете.
«Щи»
Однажды хозяйка кастрюлю нашла,
В ней щи приготовить решила она.
Воды из-под крана в нее налила,
Мясо сложила, огонь развела.
Хотела на терке морковь натереть,
Та фигу скрутила – противно смотреть,
Хозяйка решила почистить ее –
Морковка ругнулась: «Опять ё моё!»
Морковь в холодильнике нужно держать,
Она и не вздумает вас обижать.
Хозяйка взялась за картошку тогда,
Ведь щи без моркови – совсем не беда.
Картошка в лукошке в духовке жила,
Ростками покрылась картошка – и вся
Скукожилась, будто ей лет пятьдесят.
Хозяйка взглянула – ей горестно стало,
О щах без картошки она не слыхала.
Хозяйка достала вилочек капустный.
От вида капусты ей сделалось грустно.
Капуста, картошка, морковка – беда.
Хозяйка о щах уж мечтать не могла.
Но лук о котором она позабыла
(Его на балконе в коробке хранила),
Лежал и оранжевым боком светился,
Он гордый был тем, что один сохранился.
И вот он искрошен, изжарен, посолен,
В кастрюлю закинут, собою доволен.
И пусть же со щами обед провалился,
Зато вкусный луковый суп получился!
Ведущий: Каждый актёр должен обладать хорошей сценической речью, дикцией. Мы сейчас проведём«Конкурс дикторов». Ведущий просит детей повторить скороговорки.
❖ Дали Клаше каши с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.
❖ Ткачи ткали ткани на платья Клаве и Тане.
❖ На дворе — трава, на траве — дрова.
❖ Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.
❖ От топота копыт пыль по полю летит.
❖ Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. Тараторят, тарахтят тридцать три вагона в ряд.
❖ Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ведущий:Каждый артист должен обладать прекрасной пластикой, чувством темпа и ритма, а также уметь изменять время, ситуацию, внешность с помощью действия, ведь действие – это основной материал в актёрском искусстве. Сейчас вам придется проявить не только актёрские способности, но и воображение в конкурсе «Сценическая пластика»! (приглашаются 6 обучающихся)
Ребята! Попробуйте изобразить походку человека:
❖ который только что хорошо пообедал;
❖ которому жмут ботинки;
❖ который неудачно пнул кирпич;
❖ у которого начался острый приступ радикулита;
❖ который оказался ночью в лесу;
❖ идущего по краю небоскреба.
Ведущий:Ребята, вы знаете, что главные роли даются не каждому актёру. Некоторые артисты играют их регулярно, а кто-то ждёт всю свою актёрскую карьеру. Однако, без ролей второго плана и массовок, не было бы спектаклей и кинофильмов. Есть актёры, которые всю жизнь играют роли только второго плана, но именно эта роль запоминается зрителю даже больше игры главного героя. И сейчас мы попробуем себя именно в этой роли.
Через 2 минуты каждый член команды в конкурсе «Роли второго плана или массовка» при помощи звуков, мимики, походки пробует изобразить своего героя.(Обучающиеся делятся на 2 команды. Им дается задание изобразить какую-нибудь сцену; например, первая команда изображает утро в деревне — блеяние овец, мычание коров, скрип калитки, кваканье лягушек, кукареканье петуха, кряканье уток, лязганье колодезной цепи, а вторая команда должна угадать, что это.Затем вторая команда показывает свою сценку; например, цирковую труппу. Ведущие дают задания изобразить членам команды: руководителя труппы, дрессировщика, клоуна, акробата, обезьяну, медведя, змею, дрессированную собачку и т. д. Первая команда угадывает, что это. Можно задавать наводящие вопросы.)
Ведущий: Чтобы стать настоящим артистом нужно уметь многое делать: владеть мимикой, жестами, четко, ясно произносить текст, пластично двигаться. Итак, я предлагаем вам на время стать актёрами. Вставайте в круг и внимательно следите за тем, что я буду говорить, и выполняйте вместе со мной.(На сцену приглашается 10-15 детей)
Конкурс «Настоящий актёр».(Играет музыка)
Смотрите, лужа впереди,
Ее нам надо обойти.
А вот большущее лежит бревно,
Нам очень трудно перелезть через него.
Теперь тропинка стала так узка,
Что балансировать приходится слегка.
А вот глубокий и широкий ров,
И из него воды нам слышен рев.
Как через ров мы перейдем?
Ну, догадались вы? Конечно же, прыжком.
И вдруг мы в сказке очутились.
Взглянув вокруг, мы сильно удивились.
Бежит зайчишка озорной.
Постой, трусишка, не беги, постой!
Мы так же прыгаем, как ты,
Не веришь, ну – ка посмотри!
Умеем красться, как хитрющая лиса,
Хвостом дорогу заметая: не оставить бы следа!
Умеем рыскать, как сердитый волк,
Которого зовут «зубами щелк».
Сумеем и, как мишка, мы пройти,
Сметая все, что попадется на пути.
Ведущий: Молодцы! Все ребята здесь прирожденные актеры!
Театр – это всегда чудо. Быть актером, человеком, творящим это чудо, пусть даже на маленькой скромной сцене – что может быть увлекательней?
Расскажите, кем вы сегодня были в нашем театре и что делали?
Подведение итогов. Представитель жури, выносит благодарность всем участникам мероприятия, вручаетграмоты и призы. (Играет музыка)
Рефлексия «Маска настроения»
В качестве подведения итогов мероприятия, обучающимся предложено выбрать себе театральную маску, подходящую настроению и эмоциям после программы. Всех присутствующих приглашают пройти в фотомастерскую на общую фотографию.
Мартынова Я.Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Игры, викторины, классные часы, праздники, материалы для газет, стендов.– Волгоград: Учитель,2006.
Ромашкова Е.И. Картотека форм воспитательной работы творческой направленности. М., 2005
Арсенина Е.Н., Кислова Л.Б. внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2006.
Афанасьев С.П. Праздники в школе. – М.: Аст-Пресс книга, 2003.