что такое таухид и его виды
Шейх Фаузан: Виды единобожия (таухида)
Существует три вида единобожия (таухида):
Первый вид – единобожие в господстве (таухид ар-рубубия)
Смысл данного единобожия заключается в том, что только у одного Всевышнего Аллаха имеются свойственные Ему деяния, подобно созданию, обеспечению пропитанием, оживлению, умерщвлению, принесению пользы и вреда, и другим деяниям, свойственным Всевышнему Аллаху. Мусульманин должен быть убежден, что у Аллаха нет сотоварищей в его господстве (в рубубие).
Второй вид – единобожие в поклонении (таухид аль-улюхия)
Данный вид единобожия указывает на то, что только одному Аллаху должны быть посвящены все виды поклонений, которые Он узаконил. Намаз, пост, хадж, закят, молитва (дуа), обет, жертвоприношение, надежда (раджаа), страх (хауф), боязнь (хащья) и другие виды поклонения должны быть посвящены только одному Аллаху. Таким образом, посвящение всех видов поклонения одному Всевышнему Аллаху называется единобожием в поклонении (таухид аль-улюхия). От человечества требуется претворить в жизнь именно этот вид единобожия.
Что же касается первого вида единобожия – единобожия в господстве, – то люди изначально верят в этот вид единобожия. Даже многобожники, к которым был отправлен посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), подтверждали единобожие Аллаха в господстве. На это указывают слова Всевышнего Аллаха:
«Скажи: “Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?” Они скажут: “Аллах”» (Коран, 23:86-87).
Существуют и другие коранические аяты, указывающие на то, что многобожники подтверждали единобожие Аллаха в господстве.
Однако, от них требовалось уверовать в единобожие в поклонении и посвятить все виды поклонения только Аллаху. Если они подтверждают единобожие Аллаха в господстве, то они должны также подтвердить единобожие Аллаха в поклонении. Поэтому все посланники Аллаха призывали к единобожию в поклонении. Всевышний Аллах говорит:
Все посланники Аллаха призывали к единобожию в поклонении. Что же касается единобожия в господстве, то оно заложено в человеке изначально. Однако, веры в этот вид единобожия недостаточно [для того, чтобы выйти из многобожия].
Третий вид – единобожие в именах и атрибутах Всевышнего Аллаха
Данный вид единобожия требует уверовать во все то, что Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) сообщили о Нем, и опровергнуть все те недостатки и изъяны, которые они (Аллах и Его посланник) опровергнули в отношении Него.
Шейх Салих ибн Фаузан аль-Фаузан (да хранит его Аллах)
Подготовил: Рамин Муталлим
Читайте также:
Оригинал текста на арабском — المتن الأصلي باللغة العربية
نص السؤال ما أنواع التوحيد مع إيضاح كل نوع منها؟
نص الإجابة أنواع التوحيد : فالتوحيد ثلاثة أنواع: الأول: توحيد الربوبية ومعناه: إفراد الله تعالى بأفعاله كالخلق والرزق والإحياء والإماتة والضر والنفع وغير ذلك من أفعال الله سبحانه وتعالى فيعتقد المسلم أن الله لا شريك له في ربوبيته. والنوع الثاني: توحيد الألوهية: وهو إفراد الله تعالى بأنواع العبادة التي شرعها من الصلاة والصيام والحج والزكاة والدعاء والنذر والنحر والرغبة والرجاء والخوف والخشية إلى آخر أنواع العبادة، فإفراد الله تعالى بها يسمى بتوحيد الألوهية، وهذا النوع هو المطلوب من الخلق. أما النوع الأول وهو توحيد الربوبية فالخلق مقرون به حتى المشركون الذين بعث إليهم رسول الله – صلى الله عليه وسلم – مقرون بتوحيد الربوبية ، كما في قوله تعالى: < وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ > [سورة الزخرف: آية 87] < قُلْ مَن رَّبُّ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ وَرَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ سَيَقُولُونَ لِلَّهِ > [سورة المؤمنون: آية 86، 87] إلى غير ذلك من الآيات التي تدل على أن المشركين مقرون بتوحيد الربوبية، ولكن المطلوب منهم هو إفراد الله بالعبادة إذا أقروا له بتوحيد الربوبية وجب عليهم أن يقروا له بتوحيد العبادة، والرسل إنما دعوا إلى توحيد العبادة ، كما في قوله تعالى: < وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولًا أَنِ اعْبُدُواْ اللَّهَ وَاجْتَنِبُواْ الطَّاغُوتَ > [سورة النحل: آية 36] فكل رسول يدعو إلى توحيد العبادة. أما توحيد الربوبية فهذا موجود في الفطر ولكنه لا يكفي. والنوع الثالث: توحيد الأسماء والصفات: وذلك بأن يثبت لله عز وجل ما أثبته لنفسه وما أثبته له رسوله – صلى الله عليه وسلم – عز وجل – من الأسماء والصفات، وننفي عنه ما نفاه عن نفسه وما نفاه عنه رسوله – صلى الله عليه وسلم – من النقائص والعيوب .
Место и значение таухида в мусульманском вероучении
Таухид – один из основополагающих догматов ислама. Это слово образовано от арабского глагола «уахада», которое переводится как «уединять», «делать единым». Таким образом, «таухид» в переводе означает «единобожие», то есть абсолютная убеждённость в том, что Аллах – единственный Бог, достойный поклонения. Это подразумевает, что Всевышний – Владыка всего сущего, воле Которого подчинены любые события и процессы в обоих мирах.
Суть таухида заключается не только в том, что Аллах один, но и в том, что Господь един – Он не делится на несколько субстанций или существ, как это имеет место в иных религиях. Всевышний в исламе – это Единый Бог, Который самодостаточен, не нуждается ни в ком и ни в чём.
Отрицание таухида ведёт к страшнейшему греху в исламе – ширку. Поклоняясь и признавая божеством кого-либо ещё, за исключением Аллаха, будь то идол, животное, растение или человек, люди рискуют оказаться в Аду.
Достоинства таухида
«Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния. » (39:65).
Виды таухида
Богословы выделяют три основные разновидности таухида:
1) Таухид в господстве (ар-рубубия) – форма единобожия, основывающаяся на вере, что Творец – Властелин всего сущего в обоих мирах. Именно Аллах создал этот мир, и любые процессы в нём идут с Его ведома. Подтверждения тому мы можем найти как в Благородном Коране, так и в Пречистой сунне. Например, в суре «Лукман» сказано:
«Он создал небеса безо всяких опор. воздвиг на земле незыблемые горы. » (31:10)
Кроме того, в одном хадисе говорится, что «люди могут помочь или навредить друг другу только в том, что предписано Всевышним» (Тирмизи).
Ряд историков высказывают мнение, что таухида ар-рубубия придерживались и некоторые многобожники, признававшие Всевышнего Творцом и Создателем, но вместе с тем продолжавшие поклоняться идолам. Для подтверждения этой версии приводится следующая цитата из суры «Анкабут»:
«Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?» – они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины!» (29:61)
В контексте данного аята очевидно, что речь в нём ведётся не о правоверных, а о тех, кто «отвращён от истины» (т.е. многобожниках).
Однако, такую точку зрения разделяют далеко не все учёные, приводящие свои аргументы. Так, в суре «Коленопреклонённая» есть такой форагмент:
«Они (многобожники) сказали: «Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничего» (45:24)
Этот аят трактуется ими как уверенность язычников, что их ничто не способно погубить, включая и Господа, что явное заблуждение.
2) Таухид в поклонении (аль-улюхия) – форма единобожия, подразумевающая, что лишь один Аллах достоин всех типов поклонения, как действиями, так и мыслями, как языком, так и руками. Все разновидности религиозных обрядов, включая намаз, дуа, паломничество, садака и другие, следует совершать исключительно для довольства Всевышнего.
В Священном Писании есть прямое указание мусульманам: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей» (4:36)
Сотоварищами в данном случае могут быть идолы, тотемы, какие-то предметы быта, животные и даже отдельные личности, которых люди возводят до уровня Господа, что есть заблуждение. Именно этот таухид становился причиной ниспослания пророков к тем народам, которые начинали, наряду с Единым Творцом, поклоняться кому-либо ещё, будь то каменный идол у мекканцев или золотой телец у иудеев. Одновременно с признанием господства Создателя, люди обязаны поклоняться исключительно Ему и остерегаться поклонения иным божествам.
3) Таухид в именах и качествах (аль-асма уас-сыффат) – форма единобожия, утверждающая, что нет равных Богу в Его именах и атрибутах. Данный вид таухида основывается на паре составляющих:
а) доказательство – подтверждение установленных имён и атрибутов Всевышнего.
б) чистота – отсутствие недостатков.
Рассмотрим на конкретном примере. В число 99 прекраснейших имён Аллаха входит «ар-Рахман» («Милостивый»). Это имя указывает нам на то, что Господь миров обладает неограниченной милости. В данном качестве Создатель не имеет себе равных, поскольку Он идеален. Аллах чист от недостатков и милость Его тоже совершенна.
Этот тип единобожия к тому же указывает людям, что запрещено нарекать именами Аллаха другие существа и придавать им качества Господа. Именно по этой причине в исламе запрещается давать мальчикам имена Всевышнего, такие как Азиз, Рахим, Рашид и так далее. Кроме того, не следует давать и имена, преобразованные от имён Аллаха. Например, мекканские многобожники одну из богинь называли Узза – производное слово от имени Аллаха аль-Азиз.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаляму алейкум, вопрос про имена. Я своего сына назвала Рашидом, ему пять лет. Когда с мужем выбирали имена, ничего запретного про это имя мы не нашли, как же теперь быть? Имя мы выбирали исламское, с хорошим смыслом.
Таухид
Для монотеизма характерна персонификация Бога, то есть отождествление Его с конкретной личностью. Монотеистические религии – это ислам, иудаизм, христианство, но в связи с христианством часто возникают вопросы относительно того, ставит ли под сомнение тройственность Бога единство Бога. Также к монотеистическим религиям относится зороастризм, который является древнейшей из монотеистических религий.
Термин «таухид» является исламским и используется для обозначения уверенности в единственности Бога в Его качествах и сущности. Таухид – это приписывание Аллаху единственности и отрицание сотоварищей у Аллаха. По исламской вере, Всевышний Аллах Один и Един: у Него нет сотоварищей, помощников или соучастников и нет подобных Ему. Таухид основа всех основ в Исламе.
Ислам – религия таухида
Зародившись в седьмом веке нашей эры в Аравии, религия ислама берет свое начало с проповеднической деятельности пророка Мухаммада ﷺ. В основе религии лежит пять столпов Ислама. Самым первым столпом является Шахада, то есть свидетельство того, что нет Бога, достойного поклонения, помимо Аллаха, а Мухаммад ﷺ является Его последним пророком. В формуле Шахады заключен Таухид, то есть идея, лежащая в фундаменте ислама – единобожие или монотеизм.
Все молитвы и ритуалы мусульманской религии направлены на то, чтобы продемонстрировать Единственность и Единство Аллаха, и на это же направлены все мусульманские праздники и обряды исламской религии. Вера в единого Бога, Который является единственным Творцом, у Которого есть прекрасные имена и атрибуты, поклонение только Одному Богу в соответствии с теми законами, что Он ниспослал через ангела Джабраила Пророку Мухаммаду ﷺ является основной концепцией Ислама.
Учение ислама гласит, что монотеизм или чистый Таухид исповедовал не только пророк Мухаммад ﷺ, но и все пророки до него, начиная с Адама. Священная Книга Коран и Сунна Пророка Мухаммада ﷺ гласят, что ислам возрождает таухид пророка Ибрахима (в Библии – Авраам), который был Ханифом (единобожником).
Ислам – самая молодая авраамическая религия, которая имеет в своей основе принцип единобожия, науку об Едином Аллахе, не имеющем Себе подобных. Если человек не подразумевает, что Бог Один и не имеет подобных Себе ни в качествах, ни в именах, ни в господстве, то такой человек – не последователь единобожия.
Надпись на арабском «таухид»
Многобожие в исламе, то есть приобщение Аллаху сотоварищей и равных Ему называется ширком – самым страшным по исламу грехом, и человек не получит прощения за ширк.
Ширк может быть малым и большим. Под малым ширком подразумевается лицемерие, когда человек использует ради личной выгоды религию, а большой ширк – это приравнивание сотоварищей Аллаху и прямое Ему неповиновение.
Слова свидетельства единобожия
Смысл таухида верующие мусульмане выражают с помощью слов свидетельства единобожия:
«Ля иляха илля Ллах», что в переводе означает: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха». Но для того, чтобы таухид был воплощен в жизнь, мало выразить свою веру в единобожие просто словами.
Сущность таухида и суть доктрины единобожия раскрывается наиболее полно в аятах Корана, которые были ниспосланы Пророку Мухаммаду ﷺ в мекканский период его жизни. Мусульманские ученые тщательно изучили эти основы и систематизировали.
Отличие единобожия в исламе от концепции христианства и иудаизма
Основной принцип таухида – это утверждение единобожия, того, что Аллах – Один Бог, является Творцом всего сущего, и все, что происходит во всех уголках Вселенной, происходит по его Слову и Его волей, исполняют которую ангелы. Таухид подразумевает, что Творец не имеет начала и конца, он вечен, и нет других богов помимо Творца Единого. Всевышний Аллах ни в чем не нуждается, но в Нем нуждается все сущее.
Основные постулаты единобожия указаны в суре Священного Корана «Искренность»
Иудеи же утверждают, что Бог избрал только один народ и благоволит к нему, однако последний Пророк Мухаммад ﷺ был отправлен Всевышним Аллахом, как милость для всего человечества.
Имена, атрибуты и качества Аллаха
Атрибуты присущи Всевышнему, но не являются от Его сущности чем-то отличным. Всевышний может иметь разные имена, но они также относятся к атрибутам Бога. Аллах – это имя, которым Всевышний сам чаще всего называет Себя.
Обязанность мусульманина – верить во все имена Всевышнего и Его качества (они упомянуты в аятах Священной Книги Коран и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ), и не приписывать ни одному из творений Аллаха качества и имена Бога. Понимать имена и качества Всевышнего следует так, как они были описаны в коранических текстах или достоверных хадисах, не толковать их по-другому и не игнорировать их истинное значение, не уподоблять качествам и именам других творений и не придавать материальную форму им.
Таухид в исламе предполагает, что только у Бога есть абсолютная ничем не ограниченная сила, могущество, власть создавать любые формы природы, как живой, так и неживой, а также уничтожать эти формы. Всевышний не создал этот мир для забавы – глубоким смыслом наполнено всё и все, кого Он создал. В создании и сотворении этого мира Всевышний следовал Своему изначальному плану.
Бог обладает неограниченной властью, но Он не только основатель этого мира, но и управляет всем тем, что в мире происходит: творения Всевышнего только благодаря Ему получают все то, что необходимо для жизнедеятельности. Всевышний – не только Творец, но и Хранитель, а также Заступник и Дарующий.
Бог также является тем, кто милостив к своим творениям, но кто будет наказывать грешников в Судный день, воздав каждому по его делам.
Поклонение Аллаху – неотъемлемая часть таухида
Величие Таухида
Таухид является основой всех знаний, поскольку единобожие – это знание о Самом Боге. В суре «Пророки» Священной Книги Коран есть слова: «Если бы на них [на небесах и земле] были иные божества наряду с Аллахом, то они [небеса и земля] разрушились бы. Аллах Господь Трона, пречист и далек от того, что они приписывают Ему!» (Аль-Анбийа (Пророки), 22-й аят).
В основе таухида – стремление поклоняться Всевышнему Аллаху и вера в Него, эти качества есть в человеке уже при его рождении – это подтверждают слова из суры «Римляне».
Призвать людей к единобожию и вере в Единого Бога являлось целью для всех пророков Всевышнего Аллаха. Они призывали поклоняться Одному Богу – этому есть подтверждение в тексте суры «Пророки»: «Мы не посылали до тебя [о, Мухаммад] ни одного посланника, которому не было бы внушено: Нет божества достойного поклонения, кроме Меня. Так поклоняйтесь же только Мне!» (Аль-Анбийа (Пророки), 25-й аят).
Достоинства Таухида
Единобожие является причиной любви Всевышнего Аллаха к Своим рабам, а также причиной любви людей к Богу.
В основе единобожия – защита Всевышнего и Его покровительство человеку, который уверовал в Единого Бога. Человек, уверовавший в Единого Бога, имеет спокойствие в своем сердце, оживляет свою душу, наполняя ее ощущением безопасности. Чувство безопасности дарует верующему человеку единобожие, ведь в суре «Свет» сказано, что тех, кто уверовал в Единого Бога и ведет праведную жизнь, Аллах сделает наместниками на земле, одарит возможностью исповедовать религию ислам, которая была Им одобрена, а страх их сменит на безопасность.
Единобожие сулит верующему человеку заступничество Посланника Аллаха ﷺ в День Суда. В «Книге Знания» Аль-Бухари в одном из хадисов сказано, что на вопрос, заданный пророку Мухаммаду ﷺ Абу Хурайрой, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что самым счастливым в вопросе заступничества от него будет: «Тот, кто скажет: Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, искренне от сердца».
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Кораническое обоснование трех видов единобожия
Кораническое обоснование трех видов единобожия
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ هَـذَا الْقُرْآنَ يِهْدِي لِلَّتِي هِيَ أَقْوَمُ
«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь» Сура 17 «Ночной перенос», аят 9.
В этом аяте Всевышний Аллах сообщает нам, что этот Коран указывает на самый правильный путь. То есть, разъясняет людям самые справедливые и самые прекрасные убеждения, деяния и нравственные качества. И если человек руководствуется этими кораническими наставлениями, то он становится самым совершенным, самым правильным и самым справедливым человеком. Именно для таких людей, выполняющих обязательные и добровольные предписания религии, уготовано вознаграждение в обители Божьей милости, обо всей прелести которого известно только одному Аллаху[1].
Коран указал людям на самый правильный путь. И этот путь-Единобожие. Коран разъясняет, что единобожие делится на три категории. Это единственность Всевышнего Аллаха в Господстве, в Божественности (которая предполагает, что Он Один достоин поклонения), а также в Его Именах и Атрибутах.
1. Единобожие в Господстве (таухид ар-рубубиййа — توحيد الربوبية) . Этот вид Единобожия осознает каждый разумный человек.
وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ فَأَنَّى يُؤْفَكُونَ
Всевышний Аллах сказал: «Если ты спросишь их: “Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?” — они непременно скажут: “Аллах”. До чего же они отвращены от истины!»;
وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّن نَّزَّلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ مِن بَعْدِ مَوْتِهَا لَيَقُولُنَّ اللَّهُ قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْقِلُونَ
также: «Если ты спросишь их: “Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?” — они непременно скажут: “Аллах”. Скажи: “Хвала Аллаху!” Но большинство их не разумеет» Сура 29 «Паук», аяты 61 и 63;
وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ قُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ
также: «Если ты спросишь их: “Кто сотворил небеса и землю?” — они непременно скажут: “Аллах”. Скажи: “Хвала Аллаху!” Но большинство их не знает» Сура 31 «Лукман», аят 25;
وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ قُلْ أَفَرَأَيْتُم مَّا تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ إِنْ أَرَادَنِيَ اللَّهُ بِضُرٍّ هَلْ هُنَّ كَاشِفَاتُ ضُرِّهِ أَوْ أَرَادَنِي بِرَحْمَةٍ هَلْ هُنَّ مُمْسِكَاتُ رَحْمَتِهِ قُلْ حَسْبِيَ اللَّهُ عَلَيْهِ يَتَوَكَّلُ الْمُتَوَكِّلُونَ
также: «Если ты спросишь их: “Кто создал небеса и землю?” — они непременно скажут: “Аллах”. Скажи: “Видели ли вы тех, к кому вы взываете вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?” Скажи: “Довольно мне Аллаха. На Него одного уповают уповающие”» Сура 39 «Толпы», аят 38;
وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ فَأَنَّى يُؤْفَكُونَ
а также: «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: “Аллах”. До чего же они отвращены от истины!» Сура 43 «Украшения», аят 87.
Обратите внимание, язычники не отрицали, что Аллах есть, и Он единственный Творец, но все равно, Аллах не считал их единобожниками.
Поэтому, этот вид единобожия не приносит человеку пользы, если только он не сопровождается поклонением Одному лишь Аллаху, или иными словами, признанием Аллаха в качестве единственного объекта поклонения и отказа от поклонения кому-либо или чему-либо, наряду с Ним.
وَمَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُمْ بِاللّهِ إِلاَّ وَهُم مُّشْرِكُونَ
Как сказал Всевышний Аллах: «И большая часть их верует в Аллаха, придавая Ему сотоварищей» Сура 12 «Йусуф» (библ. Иосиф), аят 106.
Ат-Табари сказал, комментируя этот аят, что их вера заключается в их словах: «Аллах — наш Творец, и Он дарует нам удел, и Он умерщвляет нас». Однако при этом они придают Ему сотоварищей, поклоняясь кому-то или чему-то наряду с Ним[2].
Катада сказал о том же аяте: «Кого бы из них ты ни встретил, он обязательно скажет тебе, что Аллах — его Господь, и именно Он сотворил его и дарует ему удел. И вместе с тем он придает Ему сотоварищей в поклонении».
Аятов, указывающих на это, великое множество.
2. Единобожие в Божественности (таухид аль-улюхиййа — توحيد الألوهية ).
Этот вид единобожия есть претворение в жизнь смысла свидетельства «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Свидетельство состоит из утверждения и отрицания.
Отрицание («Нет божества») означает отказ от обращения любых видов поклонения к кому-то или чему-то помимо Аллаха.
Утверждение («кроме Аллаха») означает искреннее обращение всех видов поклонения к Одному лишь Аллаху так, как велел Он Сам через Своих посланников, да благословит их Аллах и приветствует.
Большинство коранических аятов содержат указание именно на этот вид единобожия. Именно этот вид единобожия стал предметом споров посланников со своими соплеменниками и причиной их враждебного отношения к посланникам:
أَجَعَلَ الْآلِهَةَ إِلَهاً وَاحِداً إِنَّ هَذَا لَشَيْءٌ عُجَابٌ
«Неужели он превратил богов в Единственного Бога? Воистину, это — нечто удивительное!» Сура 38 «Сад», аят 5.
Ниже приводятся некоторые аяты, указывающие на этот вид единобожия.
وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولاً أَنِ اعْبُدُواْ اللّهَ وَاجْتَنِبُواْ الطَّاغُوتَ
Всевышний сказал: «Мы отправили к каждой общине посланника: “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!”» Сура 16 «Пчелы», аят 36.
وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ
Также Всевышний сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!”» Сура 21 «Пророки», аят 25.
وَاسْأَلْ مَنْ أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رُّسُلِنَا أَجَعَلْنَا مِن دُونِ الرَّحْمَنِ آلِهَةً يُعْبَدُونَ
И также Всевышний сказал: «Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого других богов, которым можно поклоняться?» Сура 43 «Украшения», аят 45.
يَا أَيُّهَا النَّاسُ اعْبُدُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ وَالَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ. الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الأَرْضَ فِرَاشاً وَالسَّمَاء بِنَاء وَأَنزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقاً لَّكُمْ فَلاَ تَجْعَلُواْ لِلّهِ أَندَاداً وَأَنتُمْ تَعْلَمُونَ
Всевышний сказал: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может, вы устрашитесь. Он сделал для вас землю ложем, а небо — кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» Сура 2 «Корова», аяты 21-22.
Слова: «Поклоняйтесь вашему Господу» — указание на утверждение, содержащееся в свидетельстве «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».
А слова: «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» — совершенное, полноценное указание на отрицание, содержащееся в свидетельстве «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».
В этом аяте Всевышний Аллах дал нам неопровержимое доказательство правильности свидетельства «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», которое включает отрицание и утверждение — сотворение небес, земли и того, что между ними.
Сотворение земли и небес — указание на величайшую истину и неопровержимое доказательство единственности Аллаха. Из многочисленных аятов ясно, что способность творить — признак, отличающий ложные объекты поклонения от истинного. Поклонения достоин только тот, кто способен творить, а кто не способен творить, тот сам — нуждающееся творение, не достойное поклонения ни в коем случае.
أَمْ جَعَلُواْ لِلّهِ شُرَكَاء خَلَقُواْ كَخَلْقِهِ فَتَشَابَهَ الْخَلْقُ عَلَيْهِمْ قُلِ اللّهُ خَالِقُ كُلِّ شَيْءٍ وَهُوَ الْوَاحِدُ الْقَهَّارُ
Это подтверждают многие аяты, в том числе и Слова Аллаха: «…Или же они нашли сотоварищей Аллаха, которые творят так, как творит Аллах, и эти творения кажутся им схожими? Скажи: “Аллах — Творец всякой вещи. Он — Единственный, Всемогущий”» Сура 13 «Гром», аят 16.
Из аята можно понять, что верно и обратное: достоин поклонения только Творец.
Всевышний Аллах разъяснил это в суре «Пчелы», упомянув неопровержимые доказательства единобожия: «Он сотворил небеса и землю во истине. Он превыше тех, кого они приобщают в сотоварищи!», до: «А по звездам они находят правильную дорогу». Эти слова Аллах завершил словами: «Разве Тот, Кто творит, подобен тому, кто не творит? Неужели вы не помяните назидание?» Сура 16 «Пчелы», аяты 3-17.
Из приведенных аятов ясно видно, что достоин поклонения лишь тот, кто творит. Следовательно, тот, кто ничего не сотворил, недостоин поклонения…
أَيُشْرِكُونَ مَا لاَ يَخْلُقُ شَيْئاً وَهُمْ يُخْلَقُونَ
И Всевышний Аллах сказал: «Неужели они приобщают в сотоварищи к Аллаху тех, которые ничего не творят, тогда как сами были сотворены» Сура 7 «Ограды», аят 191.
يَا أَيُّهَا النَّاسُ ضُرِبَ مَثَلٌ فَاسْتَمِعُوا لَهُ إِنَّ الَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ لَن يَخْلُقُوا ذُبَاباً وَلَوِ اجْتَمَعُوا لَهُ
Всевышний Аллах также сказал в суре «Хадж»: «О люди! Приводится притча, послушайте же ее. Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого» Сура 22 «Паломничество», аят 73.
То есть, тот, кто не является творцом, не достоин поклонения в любом случае.
Разъясняя в начале суры «Различение» качества того, кто достоин поклонения, и того, кто не достоин поклонения, Всевышний Аллах сказал о качествах того, кто достоин поклонения:
الَّذِي لَهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَلَمْ يَتَّخِذْ وَلَداً وَلَمْ يَكُن لَّهُ شَرِيكٌ فِي الْمُلْكِ وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيراً
«Ему принадлежит власть над небесами и землей. Он не взял Себе сына и ни с кем не делил власть. Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру». А о качествах тех, кто недостоин поклонения, Всевышний сказал:
وَاتَّخَذُوا مِن دُونِهِ آلِهَةً لَّا يَخْلُقُونَ شَيْئاً وَهُمْ يُخْلَقُونَ
«Они стали поклоняться вместо Него другим божествам, которые ничего не создают, хотя сами были сотворены» Сура 25 «Различение», аяты 2-3.
В Коране великое множество аятов, подтверждающих, что Всевышний Аллах создал небеса, землю и то, что между ними не просто так, без смысла и назначения.
Когда неверующие решили, что Аллах сотворил небеса землю и то, что между ними, не ради возложения на людей религиозных обязанностей, а также расчета и воздаяния, Всевышний Аллах пригрозил им горем от Огня за эти их скверные предположения. Это отражено в Словах Всевышнего:
وَمَا خَلَقْنَا السَّمَاء وَالْأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا بَاطِلاً ذَلِكَ ظَنُّ الَّذِينَ كَفَرُوا فَوَيْلٌ لِّلَّذِينَ كَفَرُوا مِنَ النَّارِ
«Мы не создали небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, которые не веруют, от Огня!» Сура 38 «Сад», аят 27.
Всевышний Аллах опроверг предположения тех, кто считал, что Он сотворил все сущее просто так, а не ради возложения на людей религиозных обязанностей, а также расчета и воздаяния, и разъяснил, что это не приличествует Ему. Так, Всевышний Аллах сказал:
أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَاكُمْ عَبَثاً وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لَا تُرْجَعُونَ. فَتَعَالَى اللَّهُ الْمَلِكُ الْحَقُّ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ رَبُّ الْعَرْشِ الْكَرِيمِ
«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам? Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Господа благородного Трона» Сура 23 «Верующие», аяты 115-116.
То есть Аллах превыше того, чтобы сотворить все сущее просто так, а не ради возложения на людей религиозных обязанностей и воскрешения, расчета и воздаяния.
Аят в суре «аль-Хиджр»:
وَمَا خَلَقْنَا السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا إِلاَّ بِالْحَقِّ
«Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, только ради истины» свидетельствуют о том, что Всевышний Аллах сотворил все это не ради забавы, не просто так и не без смысла. Таким образом, свидетельство «Ля иляха илля Ллах» означает: нет истинного объекта поклонения, кроме Аллаха.
Во многих аятах в качестве довода против неверующих приводится их признание Господства Аллаха, которое естественным образом предполагает поклонение только Ему, поэтому в Коране неверующим задаются вопросы, целью которых является продемонстрировать, что они признают Единобожие в Господстве. Продемонстрировав это, Всевышний Аллах показывает также, что прямым следствием этого признания должно быть поклонение Ему Одному, поскольку Он Один достоин поклонения. И Всевышний Аллах жестко порицает людей за то, что они придают Ему сотоварищей притом, что они признают, что Он — единственный Господь. Ведь признающий, что Аллах — единственный Господь, обязан принять и то, что только Аллах достоин поклонения.
В качестве примера можно привести Слова Всевышнего:
قُلْ مَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاءِ وَالأَرْضِ أَمَّن يَمْلِكُ السَّمْعَ والأَبْصَارَ وَمَن يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَيُخْرِجُ الْمَيَّتَ مِنَ الْحَيِّ وَمَن يُدَبِّرُ الأَمْرَ فَسَيَقُولُونَ اللّهُ فَقُلْ أَفَلاَ تَتَّقُونَ
«Скажи: “Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?” Они скажут: “Аллах”» И после их признания Всевышний Аллах осудил их и высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?”» Сура 10 «Йунус» (библ. Иона), аят 31.
Всевышний также сказал:
«Скажи: “Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?” Они скажут: “Аллаху”». И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «Скажи: “Неужели вы не помяните назидание?”» потом сказал: «Скажи: “Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?” Они скажут: “Аллах”». И снова, как и в предыдущих аятах, Всевышний Аллах высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «Скажи: “Неужели вы не устрашитесь?”» потом сказал: «Скажи: “В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?” Они скажут: “Аллах”». И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «Скажи: “До чего же вы обмануты!”» Сура 23 «Верующие», аяты 84-89.
Всевышний Аллах сказал:
قُلْ مَن رَّبُّ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ قُلِ اللّهُ قُلْ أَفَاتَّخَذْتُم مِّن دُونِهِ أَوْلِيَاء لاَ يَمْلِكُونَ لِأَنفُسِهِمْ نَفْعاً وَلاَ ضَرّاً
«Скажи: “Кто Господь небес и земли?” Скажи: “Аллах”». И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «Скажи: “Неужели вы взяли себе вместо Него покровителей и помощников, которые не властны принести пользу и вред даже самим себе?”» Сура 13 «Гром», аят 16.
Всевышний также сказал:
وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ فَأَنَّى يُؤْفَكُونَ
«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: “Аллах”». И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «До чего же они отвращены от истины!» Сура 43 «Украшения», аят 87.
Всевышний Аллах сказал:
وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ فَأَنَّى يُؤْفَكُونَ
«Если ты спросишь их: “Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?” — они непременно скажут: “Аллах”». И Он высказал им порицание за то, что они, несмотря на это признание, придают Ему сотоварищей: «До чего же они отвращены от истины!» Сура 29 «Паук», аят 61.
Всевышний Аллах сказал:
آللَّهُ خَيْرٌ أَمَّا يُشْرِكُونَ. أَمَّنْ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ وَأَنزَلَ لَكُم مِّنَ السَّمَاءِ مَاء فَأَنبَتْنَا بِهِ حَدَائِقَ ذَاتَ بَهْجَةٍ مَّا كَانَ لَكُمْ أَن تُنبِتُوا شَجَرَهَا أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ بَلْ هُمْ قَوْمٌ يَعْدِلُونَ. أَمَّن جَعَلَ الْأَرْضَ قَرَاراً وَجَعَلَ خِلَالَهَا أَنْهَاراً وَجَعَلَ لَهَا رَوَاسِيَ وَجَعَلَ بَيْنَ الْبَحْرَيْنِ حَاجِزاً أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ. أَمَّن يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ وَيَجْعَلُكُمْ خُلَفَاء الْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ قَلِيلاً مَّا تَذَكَّرُونَ. أَمَّن يَهْدِيكُمْ فِي ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَمَن يُرْسِلُ الرِّيَاحَ بُشْراً بَيْنَ يَدَيْ رَحْمَتِهِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ تَعَالَى اللَّهُ عَمَّا يُشْرِكُونَ. أَمَّن يَبْدَأُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ وَمَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ قُلْ هَاتُوا بُرْهَانَكُمْ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ
«“…Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?” Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду? Посредством нее Мы взрастили прекрасные сады. Вы не смогли бы взрастить деревья в них». Ответ один — Тот, Кто способен сотворить небеса, землю и все, что упоминается вместе с ними, вне всяких сомнений, лучше неодушевленных предметов. И, уже с учетом их признания, Всевышний Аллах упрекнул их: «Так есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но они являются людьми, которые уклоняются от истины (или равняют с Аллахом вымышленных богов)»; Потом Аллах сказал: «Кто сделал землю жилищем, проложил по ее расщелинам реки, воздвиг на ней незыблемые горы и установил преграду между морями». И снова тот же ответ и то же порицание, высказанное Всевышним Аллахом: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но большинство их не знает этого»; Потом Аллах сказал: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли?» И снова тот же ответ и то же порицание, высказанное Всевышним Аллахом: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» Всевышний Аллах сказал: «Кто ведет вас прямым путем во мраках суши и моря и посылает ветры с доброй вестью о Своей милости?» И снова тот же ответ и то же порицание, высказанное Всевышним Аллахом: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Аллах превыше тех, кого приобщают в сотоварищи!»; Всевышний также сказал: «Кто создает творение изначально, а затем воссоздает его и обеспечивает вас пропитанием с неба и земли?» Вне всяких сомнений, ответ все тот же, и Всевышний Аллах снова высказывает им порицание: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Скажи: “Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду”» Сура 27 «Муравьи», аяты 59-64.
Всевышний Аллах сказал:
اللَّهُ الَّذِي خَلَقَكُمْ ثُمَّ رَزَقَكُمْ ثُمَّ يُمِيتُكُمْ ثُمَّ يُحْيِيكُمْ هَلْ مِن شُرَكَائِكُم مَّن يَفْعَلُ مِن ذَلِكُم مِّن شَيْءٍ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ
«Аллах — Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием. Потом Он умертвит вас, а потом оживит. Есть ли среди ваших сотоварищей такой, который совершал бы нечто из этого?» Все тот же ответ: нет, нет среди этих сотоварищей и ложных объектов поклонения никого, кто способен был бы творить, даровать удел, оживлять и умерщвлять. И Всевышний Аллах снова высказывает им порицание: «Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи!» Сура 30 «Римляне», аят 40.
И подобных аятов в Коране не счесть. Поэтому мы и сказали в другом месте: все вопросы, связанные с единобожием в Господстве — риторические, и под каждым таким вопросом подразумевается утверждение. В аятах мы видим, что вопрос задается с целью показать, что неверующие утверждают на этот вопрос положительно, то есть признают единобожие в Господстве. И за этим признанием неизменно следует порицание за то, что они не признают другой вид единобожия — единобожие в Божественности, поскольку признающий единобожия в Господстве должен неизбежно признавать и единобожие в Божественности[3].
В качестве примера таких вопросов можно привести Слова Всевышнего: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе?» Сура 14 «Ибрахим» (библ. Авраам), аят 10. А также Слова Всевышнего: «Скажи: “Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаха”» Сура 6 «Скот», аят 164.
Некоторые ученые полагают, что это вопросы, подразумевающие отрицание. Однако внимательное изучение коранических аятов опровергают это предположение. Все указывает на то, что эти вопросы призваны как раз утверждать, поскольку те, о ком идет речь, не отрицают единобожие в Господстве. Напротив, они признают его, как видно из многих аятов.
Единобожие бывает связанным с устремлением — это единобожие в Господстве. А бывает единобожие, связанное с Тем, к Кому устремляются — это единобожие в Божественности.
Божественность включает в себя Господство, а Господство подразумевает Божественность. Таким образом, они взаимосвязаны, однако это не мешает нам понимать каждый вид в своем значении при их совместном упоминании, как в Словах Всевышнего: «Скажи: Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей», а также в Словах Всевышнего: «Хвала Аллаху, Господу миров». В этих аятах Он назван и Господом, и Богом. А Бог — это Тот, Кто достоин поклонения. А Господь — Тот, Кто распоряжается делами Своего раба и заботится о нем. Поэтому поклонение связано с Его именем «Аллах», а вопрос (испрашивание) связан с Его именем «Ар-Рабб» (Господь).
Молящийся, говоря: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи», упоминает сначала о цели (поклонении), а потом о средстве достижения этой цели (испрашивании помощи).
Поскольку поклонение Аллаху неразрывно связано с Его именем (Аллах), так как в словах поминания упоминается это имя. Вспомним слова азана: «Аллах Велик! Аллах Велик!», а также слова свидетельства: «Свидетельствую, что нет божества, достойного полокнения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — Посланник Аллаха». И ташаххуд начинает словами: «Приветствия Аллаху…». И так же слова: «Пречист Аллах», «Хвала Аллаху», «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» и «Аллах Велик».
Если же говорить о просьбах, то есть обращении к Аллаху с мольбами, то в этих случаях как раз очень часто употребляется имя Аллаха «Ар-Рабб» означающее «Господь».
В качестве примеров можно привести озвученные Кораном слова Адама и Хаввы, мир им обоим: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон» Сура 7 «Преграды», аят 23.
Также обращение пророка Нуха, мир ему: «Господи! Я прибегаю к Тебе, дабы не просить о том, чего не ведаю» Сура 11 «Худ», аят 47.
И слова пророка Мусы, мир ему: «Господи! Я поступил несправедливо по отношению к себе. Прости же меня!» Сура 28 «Рассказ», аят 16.
А пророк Ибрахим, мир ему, сказал: «Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают молитву» Сура 14 «Авраам», аят 37.
И он же сказал вместе со своим сыном Ибрахимом: «Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты — Слышащий, Знающий» Сура 2 «Корова», аят 127.
И еще обращение всех мусульман: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне» Сура 2 «Корова», аят 201.
И таких примеров множество.
الَّذِينَ يَذْكُرُونَ اللّهَ قِيَاماً وَقُعُوداً وَعَلَىَ جُنُوبِهِمْ وَيَتَفَكَّرُونَ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ رَبَّنَا مَا خَلَقْتَ هَذا بَاطِلاً سُبْحَانَكَ فَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
И Всевышний Аллах сказал об обладающих разумом: «Которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне» Сура 3 «Семейство Имрана», аят 191[4].
3. Единобожие в Именах и Атрибутах. Этот вид единобожия зиждется на двух основах [5]:
Об этом мы говорили в другом исследовании, содержащем разъяснение на основе суры «Преграды»[6].
Если же говорить о единобожии как его понимают философы и догматики, то они говорят, что «Аль-Вахид» означает, что «у Аллаха нет сотоварищей в Его Сущности, Атрибутах и действиях». По их мнению «Аль-Вахид» — не то же самое, что «Аль-Ахад». Они говорят, что «Аль-Ахад» применительно к Аллаху означает «неделимый в силу того, что он не является ни телом, ни элементом, из которых составляется тело»[7].
Посмотрите на этого приверженца догматической философии: он считает, что «Аль-Ахад» применительно к Аллаху означает неделимость, потому что делимость присуща телам.
Чтобы лучше понять сказанное, обратимся к его объяснению к такому Атрибуту Аллаха как «Единственность» — «аль-вахданиййа»: «У Всевышнего Аллаха нет второго такого же, и Он не состоит из частей, подобно телам, то есть подобно Трону, Престолу, Раю, Аду, семи небесам, людям, джиннам и ангелам — все это тела, подлежащие делению»[8].
Однако при обращении к книгам, посвященным арабскому языку, мы обнаруживаем, что никто из знатоков языка не говорил при разъяснении таких понятий как «таухид» (единобожие), «Аль-Ахад» (Единственный) и «вахданиййа» (единственность), что они означают «неделимый в силу того, что он не является ни телом, ни элементом, из которых составляется тело».
Ибн Фарис утверждал, что корень слова «в-х-д» означает единственность[9]. Об этом упоминал и аль-Джаухари[10].
Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, также опроверг утверждения догматиков о том что «Аль-Вахид» и «Аль-Ахад» означают «неделимый», разрушив своими объяснениями их «здание» с самого фундамента: «Ни в арабском ни в других языках слова “Аль-Вахид”, “Аль-Ахад” и “Аль-Вахиид” не используются иначе как применительно к тому, что они называют телом и делимым».
Далее он приводит примеры:
Всевышний Аллах сказал: «Оставь Меня с тем, кого Я сотворил одиноким » Сура 74 «Завернувшийся», аят 11;
«Если же есть всего одна дочь, то ей принадлежит половина» Сура 4 «Женщины», аят 11;
«и ни одного из них не спрашивай о них» Сура 18 «Пещера», аят 22;
«и не поклоняется ни одному наряду со своим Господом» Сура 18 «Пещера», аяты 22, 110;
«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к одному наряду с Аллахом» Сура 72 «Джинны», аят 18;
«Если же один многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха» Сура 9 «Покаяние», аят 6;
«и нет ни одного равного Ему» Сура 112 «Очищение Веры», аят 4.
Таким образом, эти однокоренные слова используются и арабами, и представителями других народов как раз к тому, что догматики называют “делимым телом”, потому что то, что они называют “делимым телом”, человек вообще не способен постичь разумом и люди не знают о существовании такого, чтобы говорить о нем. Напротив, человеческий разум и естественная, инстинктивная природа человека “настроены” на отрицание этого…».
Он, да помилует его Аллах, также сказал: «А то, на что нельзя никак указать и что не отделено от всего остального, но и не смешано с ним, арабы не обозначают словами “Вахид” и “Ахад”. Более того, мы вообще не знаем, что это такое, и слова “Вахид” и “Ахад” в действительности указывают на противоположное тому, о чем говорят они»[11].
Философы и догматики «не заметили» единобожие, о котором говорится в Коране — Единобожие в Божественности, то есть единственности Аллаха как объекта, достойного поклонения. Поклонение Одному лишь Аллаху было целью направления посланников к человечеству и ниспослания Писаний. Именно с этим единобожием не соглашались многобожники и в отношении него они проявляли упрямство и неверие. Всевышний Аллах говорит о Своей Единственности в великом множестве аятов, среди которых и Его Слова:
وَإِلَـهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ لاَّ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ
«Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества, достойного поклонения, кроме Него, Милостивого, Милосердного» Сура 2 «Корова», аят 163.
Он также сказал: «Что же касается слов “Нет божества, достойного поклонения, кроме Него”, то это сообщение Всевышнего о том, что нет Господа миров помимо Него, и Его рабы не должны поклоняться никому кроме Него, и что все помимо Него — Его творения, и все творения должны подчиняться Ему, исполнять Его веления и не поклоняться никому из приравниваемых к Нему лжебогов. Люди должны отказаться от идолопоклонства, потому что все они — Его творения, и все они обязаны признавать Его Единственность и Божественность, и божественность не приличествует никому кроме Него…»[12].
Это подтверждают и Слова Всевышнего, донесшего до нас ответ народа Худа, мир ему:
قَالُواْ أَجِئْتَنَا لِنَعْبُدَ اللّهَ وَحْدَهُ وَنَذَرَ مَا كَانَ يَعْبُدُ آبَاؤُنَا فَأْتِنَا بِمَا تَعِدُنَا إِن كُنتَ مِنَ الصَّادِقِينَ
«Они сказали: “Неужели ты пришел к нам для того, чтобы мы поклонялись одному Аллаху и отреклись от того, чему поклонялись наши отцы? Ниспошли нам то, чем ты угрожаешь, если ты говоришь правду”» Сура 7 «Ограды», аят 70.
Шейх толкователей Корана, ат-Табари, да помилует его Аллах, сказал: «Всевышний Аллах упомянул о том, что адиты сказали Худу: ты пришел к нам для того, чтобы угрожать нам наказанием Аллаха за религию, которую мы исповедуем, дабы мы поклонялись Одному лишь Аллаху и подчинялись Ему безоговорочно и отказались от поклонения божествам и идолам, которым поклонялись наши отцы и отреклись от них? Мы не станем делать этого и не последуем за тобой в том, к чему ты призываешь нас. Давай же, покажи нам уготованное нам наказание за то, что мы отказались быть искренними в поклонении Ему, а мы продолжаем поклоняться идолам, если ты правдив в своих словах»[13].
Из аята ясно следует, что Худ, мир ему, призывал своих соплеменников к единобожию в Божественности, поскольку там сказано: чтобы мы поклонялись Аллаху», а это указание на единобожие в Божественности. А слова «Одному лишь» являются утверждением поклонения Ему и Его единственности как объекта этого поклонения.
Чтобы лучше понять, что подразумевали наши праведные предшественники под единственностью Аллаха и увидеть, что для них единственность Аллаха предполагала единобожие в Божественности, достаточно вспомнить о том, что некоторые из них называли поклонение Аллаху единобожием. То есть эти слова являются синонимами. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал, комментируя Слова Всевышнего: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас» Сура 2 «Корова», аят 21: «Это обращение к двум группам — неверующим и лицемерам: признайте единственность вашего Господа, Который сотворил вас и тех, кто был до вас»[14].
Ибн Джарир подтвердил это сказав: «Ибн ‘Аббас, комментируя эти слова, сказал, что они означают: признайте Его единственность. То есть: подчиняйтесь безоговорочно и поклоняйтесь только вашему Господу»[15].
А о Словах Всевышнего: «Тебе Одному мы поклоняемся» Ибн ‘Аббас сказал: «Мы признаем Твою Единственность и боимся Тебя Одного и на Тебя Одного надеемся, Господь наш»[16].
Таким образом, величайший знаток Корана Ибн ‘Аббас называл поклонение единобожием.
Аль-Багави сказал: «Ибн ‘Аббас говорил, что упоминаемое в Коране поклонение означает единобожие»[17].
Об этом упомянуто и в одном из хадисов, переданных Ибн ‘Аббасом, о том, что, посылая Муаза в Йемен, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты придешь к людям из числа людей Писания, и пусть первым, к чему ты призовешь их, будет признание единственности Аллаха»[18]. А в другой версии говорится: «И пусть первым, к чему ты призовешь их, будет поклонение Аллаху, а когда они узнают Аллаха…»[19]. А в еще одной версии Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Призови же их засвидетельствовать, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха»[20].
Очевидно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал сразу три версии — один и тот же хадис передавался в разных версиях, и одно и то же понятие обозначалось в них иногда словом «единобожие», иногда словом «поклонение», а иногда свидетельством «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха».
Поэтому имам ‘ Усман ад-Дареми сказал: «Толкование единобожия по мнению мусульманской общины — свидетельство “Нет божества, достойного поклонения, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей”, о котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто принесет его с искренностью, тот войдет в Рай”»[21].
Ниже приводятся некоторые различия между единобожием в Господстве (таухид ар-рубубиййа) и единобожием в Божественности (таухид аль-улюхиййа) [22].
1. Происхождение слова. «Ар-рубубиййа» — производное от «ар-Рабб» (Господь), а аль-улюхиййа» — от «аль-Илях» (Бог), и значения у этих слов разные.
2. Господство связано с событиями, происходящими во вселенной (творение, дарование удела, оживление умерщвление и так далее), тогда как Божественность связана с велениями и запретами (обязательное, запретное, нежелательное).
3. Многобожники признавали единобожие в Господстве, но не признавали единобожие в Божественности. Именно единобожие в Божественности стало предметом споров между пророками и их народами. А если бы единобожие в Господстве и единобожие в Божественности были идентичными, то и причин для разногласий и споров не было бы.
4. Всевышний Аллах привел в качестве доказательства Своей Божественности и обязательности поклонения Ему Одному Свое Господство и Свои действия. В качестве примера можно привести аят 21 и последующие аяты из суры «Корова». А доказательство и то, что доказывают им, вне всяких сомнений, не могут быть одним и тем же.
5. Признания одного только единобожия в Господстве недостаточно для того чтобы стать мусульманином. Необходимо признание и единобожия в Господстве, которое связано с действиями Всевышнего Аллаха, и единобожия в Божественности, которое связано с действиями рабов Аллаха.
7. Божественность — величайшая цель сотворения джиннов и людей, а также направления посланников и ниспослания Писаний. В отличие от Господства, признание которого изначально свойственно человеку и заложено в его естественной природе. Как сказал Всевышний Аллах:
فَأَقِمْ وَجْهَكَ لِلدِّينِ حَنِيفاً فِطْرَةَ اللَّهِ الَّتِي فَطَرَ النَّاسَ عَلَيْهَا لَا تَبْدِيلَ لِخَلْقِ اللَّهِ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ
«Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера» Сура 30 «Римляне», аят 30.
8. Единобожие в Божественности включает в себя единобожие в Господстве, но единобожие в Господстве не включает в себя единобожие в Божественности. Кроме того, единобожие в Божественности включает в себя единобожие в Именах и Атрибутах. Очевидно, что содержащее нечто и содержащееся в чем-то — не одно и то же, и в этом не может быть никаких сомнений. Признающий, что Аллах является Творцом всего сущего, может при этом поклоняться кому-то другому, как делали арабы во времена невежества. А тот, кто поклоняется только Аллаху, непременно признает, что Аллах — Творец всего и только Он дарует удел Своим творениям.
Следует упомянуть о том, что имам Абу Ханифа, который является одним из имамов наших праведных предшественников, указывал на это деление: «К Аллаху обращаются с мольбами в высь, а не вниз, потому что понятие “нижний” не согласуется с Господством и божественностью»[23].
Слова имама: «К Аллаху обращаются с мольбами в высь» — утверждение возвышенности Аллаха, а это — единобожие в Именах и Атрибутах. А его слова: «не согласуется с Господством и божественностью» — прямое указание на два вида единобожия — единобожие в Господстве и единобожия в Божественности.
Имам Абу Джа‘фар ат-Тахауи (ум. в 321 г. х.) сказал в предисловии к тексту «Аль-‘акыда ат-тахауиййа»: «Мы говорим о единобожии, уповая на помощь Всевышнего, что Аллах — Один, и у Него нет сотоварищей, и нет никого и ничего подобного Ему, и для Него нет ничего невозможного, и нет божества, достойного поклонения, кроме Него…».
А его слова «что Аллах — Один, и у Него нет сотоварищей» подразумевают все три вида единобожия. Аллах Один и у Него нет сотоварищей в Господстве, и Аллах Один и у Него нет сотоварищей в Божественности, и Аллах Один и у Него нет сотоварищей в Его Именах и Атрибутах, а Слова «и нет никого и ничего подобного Ему» — указание на единобожие в Именах и Атрибутах. Слова «и для Него нет ничего невозможного» — указание на единобожие в Господстве, а слова «и нет божества, достойного покдлнения, кроме Него» — указание на единобожие в Именах и Атрибутах.
Абу ‘Умар Салим аль-Газзи
[1] См. Тафсир имама ас-Са‘ди, в трех томах, перевод Кулиева Э.
[2] Ат-Табари. Ат-Тафсир. Т. 7. С. 313.
[3] Аш-Шанкыти. Адва аль-байан.
[4] Ибн Таймиййа. Маджму’ аль-фатауа. Т. 10. С. 284.
[5] Скоро по воле Всевышнего Аллаха выйдет на свет статья, посвященная этой теме. Под названием «Коранический Метод Познания Атрибутов Аллаха».
[6] С помощью Всевышнего оно также переведено и скоро увидит свет, если будет на то воля Аллаха.
[7] «Изхар аль-‘акыда ас-сунниййа». С. 25–26, «Багйату-т-талиб». С. 11. «Аль-маталиб аль-вафийа шарх аль-‘акыда ан-насафиййа». С. 36. Все это высказывания Абдуллаха аль-Хабаши аль-Харари, лидера хабашитов. Он перенял эту идею от мутазилитов. См. «Шарх аль-усуль аль-хамса» кадыя Абду-ль-Джаббара.
[8] «Шарх ас-сыфат ас-салясат ашара». С. 18.
[9] «Макаййис аль-люга». Т. 6. С. 90.
[10] «Ас-Сыхах». Т. 2. С. 745. См. также «Тахзиб аль-люга» (5/192), «Лисан аль-араб» (3/466). И «аль-Камус» (414).
[11] «Дар’у тааруд аль-акль ва ан-накль». Т. 7. С. 114–117. С сокращениями.
[12] Ат-Табари. Ат-тафсир. Т. 2. С. 64.
[13] Ат-Табари, «Ат-тафсир», т. 5, с. 528.
[14] Ат-Табари, «Ат-тафсир», т. 1, с. 196.
[16] Ат-Табари, «Ат-тафсир», т. 1, с. 99.
[17] Аль-Багави, «Ат-Тафсир», т. 1. с. 38.
[18] Аль-Бухари (7322) и Муслим (19).
[19] Аль-Бухари (1458) и Муслим (19).
[20] Аль-Бухари (1496) и Муслим (19).
[21] «Радд ‘Усман ибн Са‘ид ад-Дарми аля Бишр аль-Мариси», с. 362.
[22] Смотрите еще другие различия у аль-Барикана, «Аль-мадхаль ли-дирасат аль-акыда» (96-97), Шамса аль-Афгани, «Аль-матуридиййа», т. 1, с. 88, и ас-Сулями, «Хакыка ат-таухид», сс. 98-99.
[23] «Аль-фикх аль-абсат», с. 51.
[24] Аль-Асбахани, «Аль-худжжа», т. 1. с. 111–113. Также см. комментарии профессора Али ибн Насыра аль-Факыха, да хранит его Аллах, под словами Абу Йусуфа в «Ат-Таухид» Ибн Манды, т. 3, с. 304-306.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!