что такое таттва на санскрите
ТАТТВА
Смотреть что такое «ТАТТВА» в других словарях:
Таттва — (санскр. तत्त्व, tattva IAST, «реальность, сущность, первоэлемент») в индуистской метафизике (особенно в философском направлении санкхья) изначальная субстанция, первоэлемент. Этим термином также обозначается процесс непосредственного «познания»… … Википедия
Таттва — (Tattwas) Происходит от То ( Тат ) и ты ( твам ) и означает подлинное состояние чего либо. Применительно к материи таттва означает один из пяти первичных импульсов, в которых берут начало пять состояний материи (эфир, воздух, огонь, вода и земля) … Словарь йоги
Таттва — (Санскр.) Вечно сущее То ; также различные принципы в Природе, в их оккультном значении. Таттва Самаса труд по философии Санкхья, приписываемый самому Капиле. Также, абстрактные принципы существования или категории, физические и… … Религиозные термины
ТАТТВА — (Санскр.) Вечно сущее То ; также различные принципы в Природе, в их оккультном значении. Таттва Самаса труд по философии Санкхья, приписываемый самому Капиле. Также, абстрактные принципы существования или категории, физические и метафизические.… … Теософский словарь
ТАТТВА — фундаментальный принцип природы, соответствующий какому то одному физическому чувству. Экзотерически существует пять таттв, а эзотерически семь, две из них в человеческой расе еще латентны, т. е. скрыты. Экзотерические пять таттв так описаны в… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
ТАТТВА — (от основы указательного местоимения то + суффикс абстракции) род сущего, признаваемый в той или иной онтологии. Особенно употребителен термин в джайнской философии и в санкхье, где в канонической версии признается 25 Т. А. Парибок … Словарь индуизма
Таттва — элемент; Реальность; Истина; Сущность; Принцип … Словарь йоги и веданты
“ТАТТВА-САНГРАХА” — “ТАТТВА САНГРАХА” (санскр. Tattva sangraha “Собрание сущностных категорий”) энциклопедия индийской полемической философии махаянского мыслителя Шантаракшиты (8 в.), сторонника сватантрика мадхышики, принимавшего также отдельные положения… … Философская энциклопедия
«ТАТТВА-САНГРАХА» — (санскр. Tattva saṅgraha – «Собрание сущностных категорий») – энциклопедия индийской полемической философии махаянского мыслителя Шантаракшиты (8 в.), сторонника сватантрика мадхьямики, принимавшего также отдельные положения йогачары. Состоит из… … Философская энциклопедия
Таттва-самаса — (санскр. Tatva sâmâsa соединение истинных принципов, система истины) один из трактатов индийской философской школы санкхья, возникший не позднее начала XVI века и приписываемый основателю школы Капиле. Этот небольшой… … Википедия
Тат Твам Аси
Смотреть что такое «Тат Твам Аси» в других словарях:
Тат твам аси — (санскр. तत् त्वम् असि или तत्त्वमसि, tat tvam asi IAST, дословные этимологические соответствия в русском «то ты еси») индуистская махавакья («великое изречение»), встречающееся в «Чхандогья упанишаде» 6.8.7, в диалоге мудреца… … Википедия
ТАТ ТВАМ АСИ — (ты еси то) одно из великих речений упанишад. Его произнес, обучая своего сына Шветакету, учитель Уддалака Арунея. Им намекается на тождество сокровенной сути человека с последним основанием внешнего мира, Атманом и Брахманом. В… … Словарь индуизма
Тат-твам-аси — … Википедия
Тат-Твам-Аси — Тот ты есть; одна из четырёх Махавакьяс; это обосновано в Чхандогья Упанишад Сама Веды; это Абхеда Бодха Вакья; это Упадеша Вакья, данная Брахмаништхой ученику … Словарь йоги и веданты
Субстрат (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Субстрат. Запрос «Materia Prima» перенаправляется сюда; о группе см. Materia Prima (группа). Субстрат (первоматерия, первовещество, первостихия, первоэлемент, единое начало, materia prima) (от лат … Википедия
Лакшьяртха — указывающее значение (в описании Тат Твам Аси Махавакьи); Лакшьяртха Тат в Брахмане и Твам в Кутастхе … Словарь йоги и веданты
УПАНИШАДЫ — произведения, составляющие завершающий цикл канонич. свода Вед, сложившийся в осн. в VII VI вв. до н. э.; объединяется с араньяками названием Веданта. Слово упанишад означает сокровенное учение (букв, подсаживание (ученика к учителю)),… … Словарь индуизма
Упанишады — Статья по тематике Литература индуизма Веды Риг · Яджур … Википедия
Адвайта-веданта — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · … Википедия
ТАТТВА
Смотреть что такое «ТАТТВА» в других словарях:
ТАТТВА — ТАТТВА (санскр. tattva той ность) многозначный термин индийской философии, означающий 1) истину; 2) реальную природу вещей (чаще всего термин “таттва” допускает обе интерпретации); 3) начала мира, перечень которых составляет космологическую… … Философская энциклопедия
Таттва — (санскр. तत्त्व, tattva IAST, «реальность, сущность, первоэлемент») в индуистской метафизике (особенно в философском направлении санкхья) изначальная субстанция, первоэлемент. Этим термином также обозначается процесс непосредственного «познания»… … Википедия
Таттва — (Tattwas) Происходит от То ( Тат ) и ты ( твам ) и означает подлинное состояние чего либо. Применительно к материи таттва означает один из пяти первичных импульсов, в которых берут начало пять состояний материи (эфир, воздух, огонь, вода и земля) … Словарь йоги
Таттва — (Санскр.) Вечно сущее То ; также различные принципы в Природе, в их оккультном значении. Таттва Самаса труд по философии Санкхья, приписываемый самому Капиле. Также, абстрактные принципы существования или категории, физические и… … Религиозные термины
ТАТТВА — (Санскр.) Вечно сущее То ; также различные принципы в Природе, в их оккультном значении. Таттва Самаса труд по философии Санкхья, приписываемый самому Капиле. Также, абстрактные принципы существования или категории, физические и метафизические.… … Теософский словарь
ТАТТВА — фундаментальный принцип природы, соответствующий какому то одному физическому чувству. Экзотерически существует пять таттв, а эзотерически семь, две из них в человеческой расе еще латентны, т. е. скрыты. Экзотерические пять таттв так описаны в… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
Таттва — элемент; Реальность; Истина; Сущность; Принцип … Словарь йоги и веданты
“ТАТТВА-САНГРАХА” — “ТАТТВА САНГРАХА” (санскр. Tattva sangraha “Собрание сущностных категорий”) энциклопедия индийской полемической философии махаянского мыслителя Шантаракшиты (8 в.), сторонника сватантрика мадхышики, принимавшего также отдельные положения… … Философская энциклопедия
«ТАТТВА-САНГРАХА» — (санскр. Tattva saṅgraha – «Собрание сущностных категорий») – энциклопедия индийской полемической философии махаянского мыслителя Шантаракшиты (8 в.), сторонника сватантрика мадхьямики, принимавшего также отдельные положения йогачары. Состоит из… … Философская энциклопедия
Таттва-самаса — (санскр. Tatva sâmâsa соединение истинных принципов, система истины) один из трактатов индийской философской школы санкхья, возникший не позднее начала XVI века и приписываемый основателю школы Капиле. Этот небольшой… … Википедия
Таттвы
Таттвы (санскр. tattva — «принцип», «элемент», «качество») — в индийской традиции пять первопринципов, форм иллюзии или форм существования материи, условно соотносимых с первоэлементами (Притхиви, Вайю, Апас, Теджас и Акаша), соответствующих четырем стихиям (Земля, Воздух, Вода, Огонь) и Эфиру (Духу).
В индуизме таттва (в буквальном переводе с санскрита «реальность» или «сущность») — это изначальная субстанция или первоэлемент. Само слово «таттва» состоит из двух частей: тат (санскр. «этот, такой») и твам (санскр. «ты, тебе»). Эти два слога описывают отношения божественной природы (тат) и индивидуума (твам) — «Вселенная есть ты». Для простоты и удобства можно сказать, что таттва — это «тонкий» («вибрационный») аналог элемента/стихии. Будучи напрямую связан с макрокосмом (божественной природой), он отвечает за структуру материального мира, микрокосма.
Содержание
Согласно учению индуизма, пространство вселенной делится на две составные силы или «квинтэссенции», граница между которыми нередко оказывается размытой, поскольку нормально функционировать они могут только в слиянии друг с другом. Первая из них называется «акаша», это санскритское слово буквально означает «светящаяся». Сегодня, обычно, оно употребляется в значении «мировая душа» или Абсолют. Акаша — это Великая Мать, подобная телемической богине Нуит. Вторая квинтэссенция вселенной известна под названием «прана». Это слово на санскрите означает «жизнь», «дыхание». Прана, как и акаша, пронизывает собою все сущее. Это атрибут Бога — «мужское», или «положительное», дополнение Богини; в Телеме ему соответствует Хадит.
Прана представляет собой силу, или принцип, с помощью которого акаша может использовать проявленные формы для накопления опыта. Эти формы являют тонкую жизненную энергию Солнца и делятся на пять частей или основных элементов. Именно они образуют весь окружающий мир — как физический, так и мир наших чувств и мыслей. Они несут в себе не только прообразы жизненных форм, именуемых стихийными духами, но также связаны с различного рода сущностями, населяющими наши мифы и религии. Тому, кто желает работать с магией Телемы, очень важно научиться чувствовать эти солнечные энергии и управлять ими.
Сущность таттв
Четыре таттвы представляют собой «стихийные» разновидности праны: вайю (Воздух), теджас (Огонь), апас (Вода) и притхви (Земля), пятый поток — это сама акаша, или Мировая Душа (в классическом западном понимании — Дух), которая связывает воедино остальные четыре таттвы, оказывая на них свое влияние постоянно, в каждый данный момент времени.
Учение Ордена Золотой Зари следующим образом описывает процесс формирования материи из мулапракрити — «мировой субстанции»:
Первоначально это инертное, пребывающее в покое, бесформенное облако рассеянной материи, заключающее в себе лишь некий потенциал формы и вещественности. Это состояние известно под названием «АКАША». Затем начинается движение — вихревое вращение, в результате которого исходная масса рассеянной материи принимает сферическую форму и превращается в туманность. Это состояние называется «ВАЙЮ». Далее представьте себе, как бесконечно малые частицы, увлекаемые вихрем и постоянно сталкивающиеся между собой, постепенно разогреваются и раскаляются, пока туманность не превратится в огненную массу. Это состояние называется «ТЕДЖАС». Мало-помалу масса остывает, но все еще остается текучей; это состояние называется «АПАС». И, наконец, со временем жидкая масса уплотняется и превращается в планету. В данном состоянии она носит название «ПРИТХВИ» [1].
Работа с таттвами
В системе Золотой Зари карты с символами таттв используются для созерцания духовным зрением и астральной проекции. Алистер Кроули также рекомендует работу с таттвами для последователей системы A.’.A.’. и О.Т.О., описывая ее в Liber IX. Liber E vel Exercitiorum в разделе «Дхарана — управление мыслью» и многих других работах. Работа с таттвами считается базовой работой, с которой неофит начинает свои занятия. Как правило работа с таттвами ведется путем созерцания соответствующих символов, более сложной работой может быть созерцание процессов и визуализация этих символов.
Изучение таттв и работа с ними позволяет магу научиться управлять четырьмя первоэлементами, из которых состоит человек, и, как следствие, — сознанием в целом (духом). Самая главная при этом задача — освоить все элементы в одинаковой мере, то есть найти баланс для выполнения Великой работы.
Человек, овладевающий искусством работы с таттвами, постепенно учится заглядывать в будущее. Считается, что с их помощью можно обрести власть, богатство, влияние, здоровье и т.д.. Также символы таттв используют в качестве сигил, входя в которые, можно получить видения, раскрывающие их природу.
Однако при работе с таттвами следует обязательно учитывать, что эта техника таит в себе значительно большую опасность обмана и самообмана, чем многие другие направления магической работы.
Упражнение для проникновения в сущность изменения таттв
(по системе Герметического ордена Золотой Зари)
1. Возьмите кубический (или близкий к форме куба) кусок льда и положите его на большую сковороду. Визуализируйте над ней желтый куб или квадрат — Притхви. 2. Затем придвиньте сковороду к огню. Лед начнет подтаивать сверху; глядя на воду, стекающую по бокам ледяной глыбы, вообразите, что на поверхности желтого квадрата постепенно появляется серебряный полумесяц — Апас, занимающий примерно четвертую часть его площади. По мере того, как лед будет таять, этот полумесяц должен становиться все ярче и отчетливее. Пусть он увеличивается в размерах и постепенно перерастает и вытесняет желтый квадрат. Когда лед полностью растает, перед вашим мысленным взором должен остаться толь-ко серебряный полумесяц. 3. Теперь поставьте сковороду на огонь и наблюдайте за тем, как нагревается вода. Представляйте, как на поверхности серебряного полумесяца образуется красный треугольник Теджаса, — точь-в-точь, как на поверхности квадрата в свое время возникал серебряный полумесяц. Пусть треугольник все растет и растет, а когда вода закипит, полумесяц должен исчезнуть — останется только треугольник. 4. Наблюдая за тем, как вода превращается в пар, точно таким же образом представляйте синий круг — Вайю, возникающий на поверхности красного треугольника; пусть круг растет и постепенно вытесняет треугольник. Когда вся вода испарится, должен остаться только круг. 5. Далее, по мере того, как пар будет рассеиваться в воздухе, круг таким же образом должен уступить место черному или темно-синему яйцу Акаши.
Упражнения с таттвами для освоения искусства управления мыслью
(по системе Алистера Кроули)
Кроули предлагает использовать таттвы для освоения дхараны — искусства управления мыслью, — которое он считал одной из важнейших предпосылок успешной магической работы. В «Liber E» он рекомендует:
1. Усилием воли сосредоточьте мысли на воображаемом простом объекте. Для этой цели хорошо подходят пять таттв: черный овал, голубой диск, серебряный полумесяц, желтый квадрат и красный треугольник. 2. Далее переходите к работе с сочетаниями простых объектов, например, с черным овалом внутри желтого квадрата, и так далее. 5. В ходе этих упражнений ум должен полностью сосредоточиваться на избранном объекте; не допускайте вторжения никаких посторонних мыслей. 6. Отмечайте в записях точную продолжительность каждого опыта, количество и характер посторонних мыс-лей, посещавших вас во время работы, отклонения самого объекта от заданной траектории движения и любые другие явления, возникающие в ходе упражнения. Ни в коем случае не перенапрягайтесь. Это очень важно.
Когда вы освоите все эти упражнения, вам будет проще выполнять более сложные магические задачи. Например, визуализацию Ангелов и их свойств в Малом ритуале пентаграммы или принятие божественных форм.
Периоды влияния таттв
В течение суток каждая из таттв господствует над остальными на протяжении определенных двухчасовых периодов. Эта система основана на традиционном индийском времяисчислении. День делится на 60 равных частей по 24 минуты. Период преобладания Акаши начинается на восходе солнца; через два часа ее сменяет Вайю, затем — Теджас, затем — Апас и, наконец, Притхви. Затем цикл повторяется. Исследовать каждую таттву лучше именно в тот период, когда она преобладает над остальными.
Кроме того, внутри каждого двухчасового периода выделяются 24-минутные периоды субстихий, сменяющих друг друга так же, как сменяют друг друга таттвы в суточном цикле. И этот цикл повторяется не только во вселенной в целом, но и в нервной системе человека.
Есть и другая система, учитывающая в это цикле только четыре «стихийных» таттвы. Американский телемит Джерфри Корнелиус пишет:
Первой таттвой, воцаряющейся сразу же после восхода солнца, всегда бывает воздух; за ним, через два часа, следует огонь; за ним — вода, и, наконец, земля. . Эта пятая таттва известна под названием «Акаша», или «Дух». И она не столько управляет какими-либо двухчасовыми периодами в течение суток, сколько связывает воедино остальные четыре таттвы, оказывая на них свое влияние постоянно, в каждый данный момент времени. простой здравый смысл подсказывает, что, разделив двадцать четыре часа на количество часов в периоде господства каждой таттвы, то есть на два, мы не получим числа, кратного пяти. все в этом мире должно быть упорядочено, — а иначе ему просто не найдется места в структуре нашей Вселенной. Если же распределить на 24-часовый период четыре таттвы, то последней в цикле всегда будет оказываться земля, за которой естественным образом будет следовать воздух; и, таким образом, мы получим идеальную схему циклической смены стихий. А если бы первыми двумя часами управляла Акаша, то, как показывает несложный подсчет, ей же были бы подчинены двадцать первый и двадцать второй часы суточного цикла. Это значит, что над последними двумя часами суток властвовал бы воздух; следовательно, для того, чтобы правительницей первых двух часов следующих суток оказалась Акаша, приходилось бы всякий раз пропускать огонь, воду и землю. Это совершенно нелогично [2].
Субстихии
Пять таттв подразделяются на двадцать пять субстихий, которыми также руководит Акаша-дух. Считается, что каждая таттва содержит в себе и все остальные: она пятерична по своей природе, то есть включает в себя не только собственную сущность, но, отчасти, и сущность остальных четырех таттв. Существуя в двух ипостасях (отрицательной и положительной), таттвы вершат процесс творения на всех планах бытия.
Таттвы Ади и Анупадака
Соответствия таттв
[Тантра] Эволюция элементов: шива-таттва, видья-таттва и атма-таттва
Тантра говорит, что макрокосм неотделим от микрокосма. Таким образом, весь закон космического
проявления и уничтожения заложен в каждом индивидууме. Как физические и ментальные особенности индивидуума заложены в молекуле ДНК, так и молекулярная структура человека содержит прототип космических характеристик. Этот космический опыт творения и уничтожения символически выражается в форме кундалини-шакти.
Кундалини есть пара-шакти, тончайший вид энергии и неотъемлемая часть чистого сознания. Хотя энергия и сознание разделились и приняли различные формы, чтобы положить начало всему творению, в физическом теле они всегда стремятся к соединению, чтобы вновь испытать космическое единство, из которого они эволюционировали.
Тантрическая символика включает в себя несколько образов, выражающих эти 2 вселенских аспекта в физическом теле:
Это происходит в несколько этапов и до окончательного соединения энергии и сознания (шива-шакти) в сахасраре, они соединяются на различных уровнях в чакрах. Полное соединение в сахасрара-чакре отражает в точности изначальное представление о предшествующем творению единстве между Шивой и Шакти.
Таким образом, мы можем понять, что космическое развитие от единства к разнообразию заложено в каждом из нас. Тантрическая философия постулирует, что вселенная материи и энергии эволюционировала от изначальной природы Шакти, которая представляет чистое сознание. Ее космическим двойником и сотворцом является Шива, или чистое сознание, который существует как сознающий разум, отличный от нее и ее производных.
В противоположность Шакти, которая постоянна, вечна и активна, Шива в изначальном состоянии является постоянным и вечным, но бездействующим. Благодаря присущей Шакти потенции творить, она известна, как причинная форма творения или мула-пракрити.
Хотя Шива и Шакти постоянно разделяются, чтобы дать появиться индивидуальному сознанию, в своем космическом проявлении они всегда сосуществуют бок о бок. Таким образом, Шива и Шакти имеют как космический, так и индивидуальный аспекты. Индивидуальный аспект шивы-шакти появляется как двойственная сила только вследствие затемняющего действия майи, иллюзорной энергии, заложенной в принципе Шакти.
Шива и Шакти вместе дают начало непроявленному космосу, «авьякте», так же как проявленной вселенной, «вьякте». Первые проявления космического процесса творения известны как нада, бинду и кала:
Аналогия этому обнаруживается в вопросе науки о частице и волне энергии. Спорный вопрос, который мучает ученых, состоит ли свет из частиц или из волн, остается неразрешенным по сегодняшний день. Наука никогда не давала ответа на него, не считая утверждения, что это есть и то, и другое. Тантра установила, что существует и частица (бинду), и луч или волна (кала). Более того, она утверждает, что этот фундаментальный дуализм затрагивает весь диапазон физического творения.
Космические проявления Шивы и Шакти как нады, бинду и калы взаимодействуют и дают начало грубым и тонким элементам, из которых состоит человек. Тантра считает, что человеческое тело на грубом, тонком и причинном уровнях состоит из 36 элементов. Эти 36 таттв охватывают весь спектр человеческого существования и опыта. Но окончательное определение человеческой формы
включает еще 15 элементов, увеличивая их общее количество до 51. Все они соответствуют 51-й букве санскритского алфавита. Составляющими этих 15 дополнительных элементов являются «сапта-дхату», или 7 основных «соков» в теле, «панча-вайю», или 5 жизненных потоков, и «тригуна», или 3 основных качества.
В таттва-шуддхи мы имеем дело только с 25-ю из этих таттв. Но для более широкого представления о том, из чего мы состоим, необходимо понимать весь процесс творения, или «сришти» с точки зрения Тантры. 36 таттв классифицируются по 3-м категориям:
Шива-таттва – необусловленные элементы макрокосмического сознания
Шива-таттва состоит из 5 чистых элементов, которые связаны с абсолютным сознанием. Первые две из шива-таттв состоят из шивы как чистого сознания, или «чит» в соединении с шакти как чистой энергией, или «чит-шакти». Шакти присущи 3 творческих аспекта:
Эти 5 необусловленных таттв являются частью макрокосмического, или вселенского сознания, которое символически выражается как соединение шива-шакти или космическое переживание. Присущие чит-шакти 3 аспекта – ичха, крийя и гьяна – остаются скрытыми до момента творения. Эти 5 элементов, составляющих шива-таттву, остаются до момента творения соединенными как одно целое, без разделения или разнообразия. Первый признак разделения в этом единстве ведет к развитию видья-таттв, которые являются частью микрокосмического сознания.
Видья-таттва – необусловленные и обусловленные элементы микрокосмического сознания
Видья-таттва, состоящая из 7 тонких элементов, относится как к абсолютному, так и к покрытому сознанию. Развитие видья-таттвы ответственно за ограничения, которые начинают проявляться на необусловленных в ином случае таттвах. На этой стадии шива или сознание остается совершенным в самом себе, но окутывается присущей чит-шакти покрывающей силой, то есть майей. Здесь майя действует через 5 ограничительных аспектов, известных как «канчуки». Канчука буквально означает «футляр» или «обертка», и канчуки вместе действуют, как покрывающая ядро скорлупа. Каждая канчука ограничивает космическую силу шивы-шакти в одном аспекте.
Ограничительные аспекты, или канчуки, порожденные майей, следующие:
Субъективно этот процесс майи имеет результатом дихотомию субъекта и объекта, в противоположность соединенному переживанию шивы и шакти, и объективно он имеет результатом творение различных физических форм, из которых состоит вселенная. В этой точке эволюции зарождаются двойственность, разделения и противоположности. Это ведет к развитию атма-таттв, или обусловленных элементов, которые составляют материальную вселенную. Это те обусловленные элементы или атма-таттвы, с которыми мы имеем дело в практике таттва-шуддхи.
Атма-таттва – обусловленные элементы индивидуального сознания
Атма-таттва состоит из 25 элементов, которые относятся к покрытому сознанию. На этой стадии развития макрокосмические элементы под влиянием видья-таттв принимают различные формы, чтобы проявиться в физической вселенной. Во-первых, шива-таттва изменяется в «пуруша-таттву», или чистое сознание в человеке, представляющее внутренний основной центр в каждой личности. Шакти-таттва. изменяется в «пракрити-таттву», или кинетический принцип, представляющий дремлющую энергию кундалини-шакти, которая находится в основании позвоночного столба, хотя в этой физической форме изначальная сила шивы-шакти всегда ограничена майей.
Развитие после проявления первоматерии (пракрити) известно как «паринама», или реальная эволюция, поскольку теперь сознание разделяется во времени и пространстве или в субъективном и объективном «я». То, что сказано в понятиях развития о предшествовавшем этому этапу, есть в действительности состояние, в котором шакти принимает различные аспекты с намерением творить, но без проявления. Таким образом шакти-таттва, сохраняя пока свое изначальное состояние, принимает предварительно аспекты нада, бинду, кала, ичха, гьяна, крийя и майя.
3 аспекта чит-шакти – ичха, крийя и гьяна – теперь изменяются в 3 гуны: тамас, раджас и саттва:
Вместе эти 3 гуны управляют человеческой жизнью и определяют характер следующей стадии, отличающейся аспектами буддхи, ахамкара, манас и читта, составляющие внутренний инструмент человека, посредством которого действует сознание.
Именно в этот момент материя начинает преобладать над духом, давая начало разнообразию творения. Ахамкара дает начало грубым элементам, индриям, танматрам и таттвам, которые распределяются по 5-членным группам:
В практике таттва-шуддхи мы сознательно воссоздаем процесс эволюции и инволюции, испытывая каждый элемент отдельно, но как часть сложного целого. Мы начинаем осознавать взаимозависимость элементов и их важную роль во взаимодействии сознания и энергии. Таким образом 25 элементов очищаются.
Автор: Свами Сатьянанда Сарасвати
Источник: книга «Тантрические практики преображения (таттва-шуддхи-садхана)»