что такое татьба в православии
В Судебнике 1497 г., составленном при правлении Ивана III, большое внимание уделено имущественным (экономическим) преступлениям. Они причиняли большой ущерб не только некоторым собственникам, но и всему обществу. Одно из таких преступлений это – татьба, то есть кража.
Кража по Судебнику 1497 года
В этом документе среди экономических преступлений находятся такие, как:
Вам будет интересно: «Конторщик» — это профессионал в работе с бумагами
Особенностью правового регулирования этого вида нарушений имущественных прав было то, что ответственность за кражу была гораздо более строгой, чем за грабеж. Она, наряду с разбоем и убийством, относилась к числу самых тяжких преступлений, считавшихся наиболее опасными для общества.
Так, например, в случае примирения с потерпевшим грабителя могли освободить от уголовной ответственности, а вот примирение вора с пострадавшим исключалось.
В связи с этим возникает вопрос: почему татьба в Древней Руси – это более тяжкое преступление, чем разбой? Ведь сегодня открытый способ хищения имущества, характеризующий грабеж, считается более опасным в сравнении с тайным. Ученые-юристы усматривают здесь два фактора: моральный и социальный.
Моральная сторона
По мнению ученых, одна из причин отмеченного выше взгляда на татьбу – это ее особая аморальность. При краже, в отличие от открытого нападения при грабеже, тот человек, на чью собственность покушался преступник, мог защищаться от него. Тогда как во время татьбы такая возможность у него отсутствовала.
Боясь получить отпор со стороны владельца имущества, вор предпочитал тайные действия, что говорило о его трусости и подлости, порочном, низменном нраве. Поэтому он и заслуживал серьезного возмездия.
Причина социального свойства
А также повышенная наказуемость кражи диктовалась и социальным фактором. Он заключался в специфике существовавшего в те времена жизненного уклада, во многом не похожего на нынешний. Сегодня население по большей части сосредоточено в средних и крупных городах. Люди проживают разобщенно и перемещаются из одного места в другое.
В прошлом подавляющая часть населения жила в сельской местности, в очень небольших по нынешним меркам населенных пунктах. Образ жизни людей характеризовался оседлостью. Все главные жизненные вопросы, такие как пользование землей, распределение повинностей, поддержание порядка, взаимопомощь, решались в рамках общинной организации.
Вследствие подобного социального уклада все хорошо знали друг друга, многие состояли в родственных связях, поэтому появление незнакомца в округе всегда можно было заметить.
Все сказанное напрямую относится к проблеме наказуемости татьбы. Если во время открытого посягательства на имущество потерпевший видел лицо преступника, то в противном случае тот оставался для него неизвестным.
В условиях общины, как относительно замкнутой социальной единицы, это говорило о том, что, скорее всего, преступление совершено кем-то из своих. Если же в это время на общинной территории находился посторонний человек, то сначала подозрение падало именно на него.
Следовательно, обращение к такому тайному способу отъема имущества, как татьба, – это сознательный шаг к тому, чтобы посеять рознь, взаимное недоверие, склонить к подозрению друг друга в преступлении. Таким образом, вор, по сути, разрушал внутриобщинный мир.
Вопросы квалификации
Если говорить современным языком, то, в отличие от грабежа, татьба была многообъектным преступлением, то есть нарушала не один пункт общественных отношений, защищаемых законом, а несколько. Во-первых, она наносила имущественный ущерб отдельному лицу, а во-вторых, являлась посягательством на отношения более высокого, социального уровня.
Кража могла быть простой, без каких бы то ни было смягчающих или отягчающих обстоятельств. А также существовала и «квалифицированная» татьба, то есть имеющая отягчающие обстоятельства, которая каралась наиболее сурово.
К последней относились, в частности, такие ее виды, как:
Кража с поличным
Нужно отметить, что особо выделялась ситуация, когда вора заставали на месте. При этом определение татьбы с поличным во времена Московского государства стало трактоваться иначе, нежели раньше.
Сначала под ней, как и сейчас, понимали поимку преступника на месте кражи, затем она определялась как то, что «выймут» из-за замка, из клети. А если вещи найдут не за замком, а во дворе или пустой хоромине, то это неполичное.
У ученых по поводу такой, на первый взгляд, простой дефиниции, сложилось два мнения. Одни считают, что поличное – это то имущество, что похищено из-под замка, то есть тайное хищение вещи, находившейся взаперти. Другие придерживаются мнения, что под поличным понималось украденное имущество, которое позже обнаружили под замком у похитителя.
Воздушные мытарства. Мытарство шестнадцатое: «Бегайте блуда»
Цикл «Путь всей земли». Беседа 18-я
Итак, на этом мытарстве мы рассмотрим такие грехи, как «всякое любодеяние. всякие нечистые страстные помыслы. согласие на грех. скверные осязания и страстные прикосновения». Далее, на 17-м мытарстве, рассмотрим грех супружеской измены (прелюбодеяние); и далее, на 18-м мытарстве, – содомский грех.
В Священном Писании сказано: Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18). – То есть этот грех наиболее оскверняет тело совершающего его.
Что значит: «бегайте блуда»?
Что значит: «бегайте блуда»?
Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Лишь безудержным бегством можем мы спасти себя от жестокости столь коварного господина (т. е. соблазняющего нас дьявола – О.С.) и избежать столь низкого рабства (т. е. рабства греха – О.С.)» [1] .
И в Библии рассказывается о том, как семнадцатилетний Прекрасный Иосиф (в отличие от современной нам молодежи) бегал не за блудом, а от блуда. И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон ( Быт. 39, 7 – 12). – Великий урок для христианской молодежи!
Оскверняя себя блудным деянием, христианин бросает тень на все Тело Христово
Сказано: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! (1 Кор. 6, 15). То есть, оскверняя себя блудным деянием, христианин бросает тень на все Тело Христово, частью которого он является. И вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12, 27).
И как, и чем искупить подобное преступление?
У многих и многих столкновения с блудными осквернениями души и тела начинаются достаточно рано. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета ( Еккл. 11, 10).
Хотя Церковь традиционно более сострадательно относиться к подобным падениям неопытных юных и молодых, различая степень виновности, исходя и из возраста согрешившего.
Впрочем, Ориген пытался оспорить и такое смягчение словами: «Никто да не оправдывается: я был молод, был безбрачен, поэтому до брака согрешал блудом. Почему же ты не женился?» [3]
Апостол Павел наставлял молодого служителя Церкви Тимофея словами: Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца ( 2 Тим. 2, 22). Юношеские же похоти есть всякие похоти безрассудные и вредные (1 Тим. 6, 9). В молодости человек еще не распознал пагубность греха и творит его играючи; только с годами, как следствие постоянства в исповеди, приходит глубокое понимание содеянного, истинное сокрушение о падениях. Юношеских похотей убегай – означает со всей серьезностью относиться к проблеме подобного греха. Не бывает «больших» и «малых» грехов. Сказано в Писании: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона ( Иак. 2, 10 – 11). То есть в духовной жизни «мелочей» нет. Поэтому, говоря о юношеских соблазнах, святитель Иоанн Златоуст видит в них и те блудные пороки, которые сопутствуют определенному возрасту. Назовем лишь наиболее распространенные из них.
Рукоблудие (мастурбация) – серьезное испытание для юношества! О подобном типе блудного осквернения в Писании говорится: Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести (1 Фес. 4, 3–4).
Та система «сексуального воспитания», которая сейчас открыто пропагандируется в разных школах России, прямо подбивает подростков на совершение всяких непотребств, экспериментов с собственным телом, подталкивая их к преждевременной сексуальной активности, разрешенной только в законных брачных отношениях. Любезною ланью и прекрасною серною: груди ее (т. е. законной жены – О.С.) да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? ( Прит. 5, 19 – 20).
И все же борьба с подобного рода грехами возможна. Сказано: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники. ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники. – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 9 – 11). – Блаженный Августин, комментируя эти слова апостола Павла, пишет: «Павел говорит, что они изменились к лучшему: не то чтобы вообще избавились от греха (что в этой жизни невозможно), но перестали подчиняться желанию греха (что в добропорядочной жизни возможно)» [7] .
Всякая победа возможна со Христом и во Христе!
Всякая победа возможна со Христом и во Христе! И без Него мы не способны омыться, освятиться и оправдаться. Сказано: Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим. 5, 6 – 8). Уповая верою на Его искупительный подвиг, мы можем преодолеть соблазны любого греха!
Особенной силой в деле нашего спасения может оказаться и добрая исповедь. Сказано: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного ( Иак. 5, 16).
Божия Матерь Пресвятая Дева Мария предстоит за каждого, прибегающего к Ее заступлению. И если некогда апостолы спрашивали Господа: кто больше в Царстве Небесном? ( Мф. 18, 1), за своих сыновей просила мать сыновей Зеведеевых:
кто по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем? ( Мф. 20, 20 – 21), то теперь Церковь с иконографической уверенностью показывает и отвечает, что слева от Христа в Царствии Небесном Иоанн Креститель, а справа – Дева Мария. Отвечая на древнее недоумение апостолов, Сын Божий говорил: но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим ( Мф. 20, 23). И уготованное Отцом Небесным свершилось: Дева Мария ходатайствует за нас перед Сыном Своим, а Сын – перед Отцом Небесным (ср. 1 Тим. 2, 5).
И когда мы, православные, оказываемся в состоянии греха и ждем, что справедливый гнев Божий обрушится на нас, но вместо гнева – милость, вместо проклятия – благословение, вместо страха – тихая радость, это означает, что опять Матерь нашего Спасения умолила Сына Своего, и Он сменил гнев на милость.
Таким образом, мы устанавливаем, что и начатки праведности, и начатки любого греха возникают во внутреннем мире человеческой души (в сердце), о чем и сказано: Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф. 15, 19); и еще: Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17, 21). А что господствует и побеждает внутри нашего сердца: вертеп греха или Царство Божие, – зависит от Господа и нашего свободного волеизъявления, посему и сказано: Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 9 – 10).
И мы переходим с блаженной Феодорой к следующему мытарству.
ТАТЬБА
Смотреть что такое ТАТЬБА в других словарях:
ТАТЬБА
в древнем русском праве означала преступное похищение чего-либо или насильственное отнятие, не переходящее в разбой. Главным образом это выражение упот. смотреть
ТАТЬБА
татьба ж. устар. Воровство, грабеж.
ТАТЬБА
ТАТЬБА
Татьба — в древнем русском праве означала преступное похищение чего-либо или насильственное отнятие, не переходящее в разбой. Главным образом это выражение употреблялось тогда, когда речь шла о корыстном похищении имущества, но существенным признаком Т. было не нарушение имущественных прав, а корыстный мотив, руководивший деятелем, почему прежние узаконения говорят и о головной Т. Само по себе слово Т. не означало еще сознательного образа действий: название «тать» могло относиться и к неодушевленным предметам (напр. пуд—тать, т. е. неверный разновес); но когда речь шла о Т. как о преступлении, то заведомость и умышленность предполагались необходимо уже ввиду момента корысти как существенного признака Т. До уложения царя Алексея Михайловича Т. была единственным термином для обозначения тайного похищения движимости и насильственного ее отнятия, не переходящего в разбой; уложение 1648 г. вводит также выражение «украдет», «крадет», но эти последние слова оно знает как описательные, как определения, Т. же по-прежнему остается единственным термином. Воинские артикулы заменили слово Т. словом воровство, описывая означенное им действие словами «украдет», «покрадет»; но практика общих судов следовала терминологии уложения и для обозначения кражи в техническом смысле употребляла выражение Т.: выражение «кража» скорее относилось к способу действия (украдкой), чем к особому виду преступления. Лишь указом 1781 г. выражение Т. как техническое окончательно было вытеснено и заменено выражением воровство-кража (XVI, 485). Ср. И. Фойницкий, «Мошенничество по русскому праву» (СПб., 1871).
ТАТЬБА
ГРАБІ́Ж (напад з метою привласнення чужого майна), ГРАБУ́НОК, ГРАБУВА́ННЯ, ПОГРАБУВА́ННЯ, ДОБИ́ТОК заст., ТАТЬБА́ заст., ГРАБІ́ЖКА діал., РАБУ́НОК діал. смотреть
ТАТЬБА
ТАТЬБА
-ы́, ж. устар. Воровство, грабеж.— Только неправедно он эти сокровища нажил: татьбой да обманом, да грабежом. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Ко. смотреть
ТАТЬБА
ТАТЬБА
ТАТЬБА
ТАТЬБА
ТАТЬБА
ТАТЬБА
ТАТЬБА
-и, ж., заст. Крадіжка, грабунок.
ТАТЬБА
Ударение в слове: татьб`аУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: татьб`а
ТАТЬБА
ТАТЬБА
ТАТЬБА
— воровство, кража.Синонимы: воровство, кража, похищение
ТАТЬБА
імен. жін. родутатьба
ТАТЬБА
сущ. жен. родататьба
ТАТЬБА
ТАТЬБА — кража по Русской правде. Видами Т. были кража из закрытых помещений, конокрадство, кража холопа и пр.
ТАТЬБА
татьба’, татьбы’, татьбы’, та’тьб, татьбе’, татьба’м, татьбу’, татьбы’, татьбо’й, татьбо’ю, татьба’ми, татьбе’, татьба’х
ТАТЬБА
theftСинонимы: воровство, кража, похищение
ТАТЬБА
theftСинонимы: воровство, кража, похищение
ТАТЬБА
ТАТЬБА татьбы, мн. нет, ж. (старин.). Воровство, кража, грабеж.
ТАТЬБА
ТАТЬБА
noziedzība, ļaundarība, zagšana, laupīšana, zādzība
ТАТЬБА
Ж мн. нет köhn. oğurluq, qarət, soyğunçuluq.
ТАТЬБА
татьба ж. устар. Воровство, грабеж.
Татьба — в древнем русском праве означала преступное похищение чего-либо или насильственное отнятие, не переходящее в разбой. Главным образом это выражение употреблялось тогда, когда речь шла о корыстном похищении имущества, но существенным признаком Т. было не нарушение имущественных прав, а корыстный мотив, руководивший деятелем, почему прежние узаконения говорят и о головной Т. Само по себе слово Т. не означало еще сознательного образа действий: название «тать» могло относиться и к неодушевленным предметам (напр. пуд—тать, т. е. неверный разновес); но когда речь шла о Т. как о преступлении, то заведомость и умышленность предполагались необходимо уже ввиду момента корысти как существенного признака Т. До уложения царя Алексея Михайловича Т. была единственным термином для обозначения тайного похищения движимости и насильственного ее отнятия, не переходящего в разбой; уложение 1648 г. вводит также выражение «украдет», «крадет», но эти последние слова оно знает как описательные, как определения, Т. же по-прежнему остается единственным термином. Воинские артикулы заменили слово Т. словом воровство, описывая означенное им действие словами «украдет», «покрадет»; но практика общих судов следовала терминологии уложения и для обозначения кражи в техническом смысле употребляла выражение Т.: выражение «кража» скорее относилось к способу действия (украдкой), чем к особому виду преступления. Лишь указом 1781 г. выражение Т. как техническое окончательно было вытеснено и заменено выражением воровство-кража (XVI, 485). Ср. И. Фойницкий, «Мошенничество по русскому праву» (СПб., 1871).
Значение слова «татьба»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Главным образом это выражение употреблялось тогда, когда речь шла о корыстном похищении имущества (тать — это вор), однако существенным признаком татьбы было не нарушение имущественных прав, а корыстный мотив, руководивший деятелем, почему прежние узаконения говорят и о головной татьбе.
Само по себе слово татьба не означало ещё сознательного образа действий: название «тать» могло относиться и к неодушевленным предметам (например пуд — тать, то есть неверный разновес), но когда речь шла о татьбе как о преступлении, то заведомость и умышленность предполагались необходимо уже ввиду момента корысти как существенного признака татьбы. До уложения царя Алексея Михайловича татьба была единственным термином для обозначения тайного похищения движимости и насильственного её отнятия, не переходящего в разбой. Соборное Уложение 1649 года вводит также выражение «украдёт», «крадёт», но эти последние слова оно знает как описательные, как определения, татьба же по-прежнему остается единственным термином.
Воинские артикулы заменили слово татьба словом воровство, описывая означенное им действие словами «украдёт», «покрадёт», но практика общих судов следовала терминологии уложения и для обозначения кражи в техническом смысле употребляла выражение татьба: выражение «кража» скорее относилось к способу действия (украдкой), чем к особому виду преступления.
Лишь указом 1781 года выражение татьба как техническое окончательно было вытеснено и заменено выражением воровство-кража (XVI, 485).
ТАТЬБА’, ы́, мн. нет, ж. (старин.). Воровство, кража, грабеж.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
татьба́
1. старин. юр. в древнем русском праве преступное похищение чего-либо или насильственное отнятие, не переходящее в разбой ◆ Неправедно он эти сокровища нажил: татьбой да обманом, да грабежом. Салтыков-Щедрин, «Пошехонская старина»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: эпикриз — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?