что такое тарировка топливного бака
Что такое тарировка и для чего она необходима?
Для корректного использования показаний устанавливаемого ДУТ необходимо выполнить тарировку бака. Она необходима для получения таблицы соответствия уровня топлива в баке объему этого топлива. Для корректной работы ДУТ необходимо производить не менее 15 дозированных заливов топлива. Например, для бака емкостью 200-250 литров один дозированный залив составляет не более 15 литров, для бака емкостью 600-650 литров один дозированный залив – не более 40 литров.
Процесс тарировки достаточно кропотлив и требует от исполнителя определенных навыков и наличия специального оборудования.
Для тарировки топливных баков дизельных или бензиновых автомобилей используется разное оборудование. Для бензина оно должно являться взрывобезопасным и иметь соответствующие сертификаты.
Несмотря на отлаженный процесс и высокую точность показаний датчика уровня топлива, процесс тарировки нужно периодически повторять. Показания датчика со временем могут меняться из-за смены типа топлива (зимнее/летнее), наличия грязи в баке.
Стандартная процедура тарировки бака начинается после установки и подключения ДУТ к терминалу спутникового мониторинга. Она включает в себя не менее 15 проливов топлива вручную с паузами для стабилизации уровня топлива.
Проливы топлива и их остановка выполняются оператором вручную, вследствие чего может ухудшаться точность показаний датчика.
После окончания процесса лист с отчетом исполнителя передается оператору системы мониторинга. Время работы с одним автомобилем занимает от 3 до 5 часов, в зависимости от объема баков и производительности насоса для пролива топлива.
В результате внедрения в работу автоматических тарировочных станций инженерам компании «ТРИВИ» удалось изменить этот процесс, сократив время проведения работ, при этом повысив качество тарировки.
Теперь это выглядит так:
— установка датчика уровня топлива;
— подключение датчика к автоматической станции;
— внесение исполнителем данных об объеме бака, количестве проливов;
— автоматическая станция дозирует топливо и собранные данные пересылает оператору системы мониторинга;
— во время работы станции исполнитель успевает протянуть провода от датчика к терминалу;
— система сама отправляет всю нужную информацию, и по этим данным создается тарировочная таблица, необходимая для создания датчика.
Время работы с одним автомобилем сократилось до 1,5-2 часов.
Огромным плюсом можно отметить и то, что использование автоматизированной системы исключает «человеческий фактор».
Мы отвечаем за качество работ!
На сегодняшний день наша компания располагает как передвижными, так и стационарными автоматическими станциями тарировки. Мы можем выехать к вам на предприятие, на котором находится техника, или выехать на объект, на котором эта техника работает, так и оказать услуги на площадке нашего сервиса.
За счет автоматизации тарировки мы гарантируем высокое качество работ и достоверность полученной информации!
Тарировка бака. Почему она так важна?
ДУТ показывает значение, соответствующее именно уровню топлива в баке. Сама по себе система не может определить, какие данные датчика какому объему топлива соответствуют. Тарировка проводится для того, чтобы система показывала значения уровня топлива в литрах.
Как происходит процедура тарировки?
В топливный бак устанавливается ДУТ. Всё топливо выкачивается, бак полностью опустошается, включая отстойные пробки – самое низкое место в баке, где собирается грязь, вода и тд. Небольшими порциями, обычно 5% объёма бака заливается топливо. Минимальное количество порций –20. В результате получаем значения, которые фиксирует датчик на каждую порцию топлива. Эти значения вносятся в тарировочную таблицу, которая состоит из нескольких колонок: уровень топлива в баке, показания датчика для этого уровня и объем топлива в баке, соответствующий каждому уровню топлива в баке.
Тарировка баков с «Ресурсконтроль»
Тарировка топливных баков в «Ресурсконтроль» осуществляется с помощью мобильных тарировочных станций. Тарировочная станция – это передвижной комплекс оборудования для тарирования, позволяющий проводить процедуру тарировки максимально быстро и в любой точке без привязки к АЗС или наличию 220В. Станция оборудована ёмкостью 1000 литров, генератором, насосом и мерными ёмкостями.
С мобильной тарировочной станцией процесс тарировки максимально автоматизирован и происходит без использования дополнительного оборудования. Топливо из бака откачивается в ёмкость еврокуба, после чего порциями заливается обратно в бак, проходя через счётчик, который предварительно калибруется и проверяется. тарировка производится по удобному для клиента адресу и не требует привлечения ответственных лиц со стороны клиента.
Наш профессиональный совет
Рекомендуем Вам при выборе поставщика услуг по мониторингу транспорта обращать внимание на то, как в этой компании проводится процедура тарировки и существуют ли стандарты её проведения. Некачественно проведенная процедура тарировки, а тем более её отсутствие, – это существенные погрешности в определении объёмов заправок и сливов топлива, невозможность корректного контроля топлива. Об этом важно помнить, если Вы цените своё время и ресурсы.
Что такое тарировка бака и для чего она необходима?
Для корректного использования показаний устанавливаемого ДУТ необходимо выполнить тарировку бака. Она необходима для получения таблицы соответствия уровня топлива в баке объему этого топлива. Для корректной работы ДУТ необходимо производить не менее 15 дозированных заливов топлива. Например, для бака емкостью 200-250 литров один дозированный залив составляет не более 15 литров, для бака емкостью 600-650 литров один дозированный залив – не более 40 литров.
Процесс тарировки достаточно кропотлив и требует от исполнителя определенных навыков и наличия специального оборудования.
Для тарировки топливных баков дизельных или бензиновых автомобилей используется разное оборудование. Для бензина оно должно являться взрывобезопасным и иметь соответствующие сертификаты.
Несмотря на отлаженный процесс и высокую точность показаний датчика уровня топлива, процесс тарировки нужно периодически повторять. Показания датчика со временем могут меняться из-за смены типа топлива (зимнее/летнее), наличия грязи в баке.
Стандартная процедура тарировки бака начинается после установки и подключения ДУТ к терминалу спутникового мониторинга. Она включает в себя не менее 15 проливов топлива вручную с паузами для стабилизации уровня топлива.
Проливы топлива и их остановка выполняются оператором вручную, вследствие чего может ухудшаться точность показаний датчика.
После окончания процесса лист с отчетом исполнителя передается оператору системы мониторинга. Время работы с одним автомобилем занимает от 3 до 5 часов, в зависимости от объема баков и производительности насоса для пролива топлива.
В результате внедрения в работу автоматических тарировочных станций инженерам компании «ТРИВИ» удалось изменить этот процесс, сократив время проведения работ, при этом повысив качество тарировки.
Теперь это выглядит так:
— установка датчика уровня топлива;
— подключение датчика к автоматической станции;
— внесение исполнителем данных об объеме бака, количестве проливов;
— автоматическая станция дозирует топливо и собранные данные пересылает оператору системы мониторинга;
— во время работы станции исполнитель успевает протянуть провода от датчика к терминалу;
— система сама отправляет всю нужную информацию, и по этим данным создается тарировочная таблица, необходимая для создания датчика.
Время работы с одним автомобилем сократилось до 1,5-2 часов.
Огромным плюсом можно отметить и то, что использование автоматизированной системы исключает «человеческий фактор».
Мы отвечаем за качество работ!
На сегодняшний день наша компания располагает как передвижными, так и стационарными автоматическими станциями тарировки. Мы можем выехать к вам на предприятие, на котором находится техника, или выехать на объект, на котором эта техника работает, так и оказать услуги на площадке нашего сервиса.
За счет автоматизации тарировки мы гарантируем высокое качество работ и достоверность полученной информации!
Контроль уровня топлива и тарировка баков : полезные советы
Датчики уровня топлива являются популярным средством контроля расхода топлива в системах мониторинга транспорта. Важным этапом установки датчиков уровня топлива являются процедуры калибровки/тарировки топливного бака. Естестевенно, что каждый пользователь желает, чтобы установка системы контроля топлива происходила как можно быстрее. Надеемся, что эта статья поможет сэкономить Вам немного времени, либо предотвратить некачественную установку.
Первый вопрос – чем вообще отличаются калибровка датчика уровня топлива от тарировки бака?
Все существующие датчики измеряют уровень топлива (высоту), но не его объем. Чтобы пересчитать высоту топлива в объем надо знать форму бака. Процедура тарировки бака – это определение зависимости объема топлива в баке от высоты, по своей сути это определение геометрической формы бака. Поэтому не стоит искать другие модели датчиков уровня топлива в попытке избежать этой процедуры, так как она относится к топливному баку, а не к датчику. Тарировка обычно представляет собой заправку бака мерными порциями от пустого до полного состояния и является относительно трудоемкой процедурой.
Калибровка датчика – это обучение датчика его новой длине после обрезки. Для чего она нужна?
Возьмем, для примера популярные датчики уровня топлива с интерфейсом RS232/RS485. Они поставляются откалиброванными на заводскую длину, при этом выходной сигнал датчика изменяется от “0” для пустого бака для 1023 (или 4095) для полного. После обрезки такого датчика его рабочий диапазон смещается вниз, и если максимум выходного сигнала в 3700 единиц не вызывает никаких проблем, то нижняя граница ниже нуля сместиться не может (протокол передачи данных не предусматривает отрицательные значения). В результате, образуется зона нечувствительности датчика в его нижней части, пропорциональная длине отрезанной части датчика. Та же ситуация с датчиками уровня топлива с аналоговым выходом – диапазон выходного сигнал датчика смещается с заводского значения “вниз”, и выходной сигнал датчика на пустом баке может снизиться до нуля и ниже, что тоже приведет к появлению “мертвой” зоны.
Поэтому после обрезки датчик “обучается” его новой длине путем погружения на 0 и 100% уровня топлива.
На практике сначала делается калибровка датчика после обрезки (наращивания) электродов, а затем тарировка бака.
Теперь давайте подумаем как можно эти процедуры упростить.
Можно заметить, что если тарировка бака включает в себя заполнение его от пустого до полного, то обе точки калибровки датчика (полный и пустой) повторяются. Калибровку датчика делать не требуется, если программа настройки датчика при его тарировке одновременно и калибрует датчик. Например, мы тарируем бак с помощью конфигуратора Eurosens Dominator и он использует верхнюю и нижнюю точки тарировки бака для калибровки датчика (рис. 1).
Таким образом, мы исключаем калибровку датчика уровня после обрезки/удлинения (5 минут).
Рис. 1. Тарировка бака в конфигураторе Eurosens
Теперь перейдем к тарировке. Можно ли ее не делать?
Если Вас устроит высота топлива в миллиметрах или % от высоты бака – тарировку бака можно не делать.Что вряд ли. Вопрос в том – как ее делать.
Для баков, у которых ширина сечения постоянна по высоте достаточно двух точек – полный и пустой. Примеры таких форм : идеально прямоугольный бак (параллелепипед без закруглений) или вертикальный цилиндр (не горизонтальный!).
Рис. 2. Идеальные формы баков, для которых тарировка не требуется.
Результаты тарировки бака можно построить на графике (выходной сигнал датчика – объем топлива в баке). Для баков, приведенных на рис. 2 график будет представлять собой идеальную прямую
Рис. 3. Нет смысла тарировать весь бак, так как все точки попадают на одну прямую.
Однако, такие баки невозможно найти на практике. Реальные баки имеют закругления, вмятины, могут висеть под углом (рис. 4)
Рис. 4. Большинство “прямоугольных” баков имеют закругления
Все это сказывается на том, что реальный график тарировки не является прямой линией, а выглядит так (см рис. 5).
Рис. 5. Графики тарировочной таблицы для прямоугольных баков с закруглениями и баков неправильной формы
По графику видно, что в той части бака, где стенки являются вертикальными а не выгнутыми – точки тарировочной кривой все же попадают на одну прямую, в местах закруглений бака график изгибается. Таким образом, можно сказать, что для тарировки прямоугольных баков с закруглениями можно применять разный шаг залива порций – заливать меньшими порциями в районе закруглений и бОльшими в середине бака, где стенки вертикальны. Это сэкономит Вам время при сохранении точности тарировки.
Отсюда ответ на вопрос – а что будет если внести тарировку бака только по 2м точкам – полный и пустой? Погрешность вырастет в зависимости от величины закруглений, причем погрешность будет выше когда топливо находится внутри зоны с закруглениями.
А вот для баков сложной формы (рис. 6) требуется тарировка с постоянным шагом, так как там нет прямых участков графика, как видно из рис. 5. Тоже самое касается и формы бака типа “горизонтальный цилиндр”.
Обратите внимание, что построение графиков тарировочных таблиц позволяет контролировать правильность тарировки. На графике хорошо видны дефекты тарировки еще до того, как от заказчика поступит жалоба на неточную работу системы контроля расхода топлива. На графике тарировки совершенно исключаются вертикальные или горизонтальные участки, их наличие – это ошибка (рис. 6).
Рис. 6. Дефект тарировки (желтый график), выявленный построением графика
Для проверки себя и подрядчиков мы сделали несложную программку, которая сравнивает файлы тарировок между собой их построением в Excel.
2. Нет совсем никакой возможности провести тарировку заправкой порциями. Что делать?
Такое бывает, особенно, при установке на большие емкости хранения ГСМ. Залить десятки кубометров топлива порциями – очень сложная процедура. В этом случае есть несколько вариантов решения.
2.1 Рассчитать таблицу тарировки на основе размеров емкости. Для емкостей типа цистерны можно использовать наш online-калькулятор, который сформирует Вам готовый файл настроек для датчика уровня Eurosens Dominator. Этот же калькулятор работает и для бака типа горизонтальный цилиндр, достаточно ввести параметр E=0.
Рис. 7. Онлайн-тарировка цистерны
При этом способе не учитываются существующие дефекты формы и элементы емкости (емкости, лестницы), которые могут влиять на объем и тарировку.
2.2 Построить тарировку на основе трехмерной модели. Используется, когда точность требуется повыше чем в предыдущем методе, но тарировать емкость топливом нельзя. Тогда нами строиться трехмерная модель емкости на базе присланных Вами размеров и наклона емкости к горизонтали. По модели рассчитывается тарировка бака.
3. У меня есть 10 одинаковых автомобилей. Можно ли провести тарировку бака только один раз, а потом скопировать ее везде?
Это вполне возможно. Но надо кое-что проверить. Индивидуальностью обладают как и внешне одинаковые с виду топливные баки так и датчики, каждый из которых немного отличается своими измерительными электродами (не говоря уже о том, что их можно по разному обрезать).
Советуем выборочно проверить “одинаковость” баков заправив несколько штук до полного и измерив таким образом их общий объем.
После этого придется провести калибровку полный-пустой для всех используемых датчиков, точно обрезанных одинаковым образом, чтобы выходной сигнал датчика при тарировке не зависел от индивидуальности его электрода.
Далее провести тарировку одного бака и использовать ее для остальных баков равного объема и формы.
4. Если датчики разнятся между собой – как быть при замене датчика?
Индивидуальность датчиков, в основном, заключается в его электродах. Если мы заменяем модульный датчик Eurosens Dominator, то можно использовать электроды от заменяемого датчика. В этом случае достаточно проверить внутреннее значение детектора датчика после сборки со старыми электродами – если оно совпадает в “пустом” состоянии со значением в таблице тарировки от старого датчика, то нет никаких препятствий использовать старую тарировку.
Тарировка топливного бака
Точность контроля расхода топлива – одна из важнейших задач, которые стоят перед руководством большинства предприятий, использующих в работе собственный автопарк. Именно затраты на ГСМ становятся основной статьёй расходов, которая серьёзно влияет на экономические показатели всего предприятия в целом и его отдельных подразделений. Для того чтобы жёстко контролировать фактический остаток горючего в баке каждого из задействованных в работе автомобилей, необходимо выполнение тарировки топливного бака.
Суть этой процедуры состоит в том, чтобы определить зависимость между остаточным объёмом горючего в баке и цифровыми показателями датчика, контролирующего уровень топлива в ёмкости. Достаточно, чтобы процедура была выполнена один раз, и в течение всего срока эксплуатации оператор сможет быстро и точно рассчитывать объём остатка топлива в баке, не прибегая при этом к выполнению сложных расчётов по переводу измеренных данных в фактические.
При формировании отчётности специалисту предприятия достаточно будет воспользоваться составленной в процессе тарировки топливного бака таблицей. В неё сводятся все полученные в ходе градуировки показатели, отражающие зависимость показателей, сформированных датчиком уровня топлива, от объёма горючего, оставшегося в ёмкости.
Как выполняется процесс тарировки
Специалистами используется несколько основных способов выполнения тарировки топливных баков. Их выбор зависит в первую очередь от габаритных размеров самого бака и его формы (сегодня автомобили комплектуются прямоугольными, овальными, круглыми, треугольными ёмкостями). Сам процесс выполняется следующим образом:
Как показывает практика, приведенный метод является самым простым в реализации, но есть возможность использования и ультразвуковых датчиков уровня топлива. В этом случае процесс проходит значительно проще: так как устройство этого типа устанавливается на стенку бака с внешней стороны и не требует сверления отверстия.
Определение шага тарирования
Перед тем как определиться с шагом тарирования, важно учитывать, что чем меньшими порциями топливо будет заливаться в бак, тем точнее будут полученные в итоге данные. При этом важно, что в ходе тарировки шаг может меняться: большими объёмами топливо заливается на участках, на которых ёмкость имеет геометрически правильную форму, и меньшими – при прохождении зоны высокой нелинейности.
Сколько времени занимает процедура
Не смотря на то, что на первый взгляд кажется, что процесс тарировки проходит достаточно просто, это достаточно трудоёмкий процесс, который требует профессионального подхода. Сначала необходимо заливать небольшие порции топлива, что вызвано тем, что в нижней и верхней части бака (вне зависимости от его формы) есть закругления, неровности дна, из-за которых формируется нелинейность полученных показаний. После прохождения их уровня можно заливать большие порции (от 1 до 20 л в зависимости от требуемой точности и объёма бака). Кроме того, требуется определённое время на то, чтобы уровень топлива стабилизировался. В итоге процедура тарировки топливного бака может занять до 4 ч для ёмкости 600 л.
Почему стоит доверить тарировку профессионалам
Высокая точность выполнения работ может быть обеспечена только при использовании соответствующего оборудования – проливочных станций. Так как для каждого топливного бака подобная процедура проводится только один раз в течение всего срока эксплуатации, даже при наличии большого автопарка покупка спецтехники экономически нецелесообразна. Кроме того, важно учитывать, что для проведения работ потребуется специально обученный персонал, что приводит к необходимости подготовки кадров для выполнения краткосрочных задач.
Для компаний, которые специализируются на предоставлении услуг по установке оборудования системы мониторинга транспорта, услуга тарировки топливного бака является профильной, поэтому и её стоимость будет сравнительно невысокой (особенно если принимать во внимание объём капиталовложений, которые потребуются для самостоятельного выполнения процедуры).