что такое тантамареска в детском саду
Применение тантамаресок в театрализованной деятельности для детей в детском саду
Хочу немного рассказать о Тантомаресках в детском саду, которые я использую в своей работе ни один год.
В связи с тем, что встает вопрос о всестороннем развитии личности ребенка, я использую в своей работе различные приемы театрализованной деятельности.
В данном случае, я познакомила детей с Тантомареской, старинным эстрадным номером, названным по имени итальянского клоуна-эксцентрика Тантомарески.
Тантомареска включает в себя доску, на которой нарисован костюм Петрушки, отверстие для головы и рукава.
Дети с интересом рассматривали сказочный персонаж, не понимая, для чего сделано отверстие вместо лиц, почему нет у Петрушки кистей рук.
Но вот моя игрушка оживает. Дети услышали голос Петрушки, увидели, как поворачивается голова. Двигаются руки…
И хотя дети знают, что за доской стоит воспитатель, начинают вести диалог с Петрушкой. Становится весело и интересно.
Пример диалога может быть любым, например:
Воспитатель. Дети, я принесла вам новую веселую игру, которая называется тантемореска. Тот, кто хочет моментально превратиться в нарисованный на доске персонаж, должен зайти за доску и…
Петрушка. Здравствуйте, ребята!
Петрушка. Как вы живете в детском саду?
Петрушка. Какие новые игры вы знаете? Во что любите играть? И т. д.
Петрушка может попросить детей рассказать стихотворение, спеть песню. Впоследствии, детям самим хочется быть в роли Петрушки. Здесь совсем не надо переодеваться, заучивать какой-то текст. Актеру достаточно зайти за доску, на которой нарисован нужный ему для выступления костюм и сделаны по его росту отверстия для лица и рук. Затем актер приближает лицо к верхнему отверстию, руки просовывает в боковые отверстия и начинает свое выступление. Он поет песни, рассказывает смешные истории, разговаривает и шутит со зрителями. В этом и заключается оригинальность данного жанра, очень доступного для детей дошкольного возраста. Им нравится, что тантомареска дает возможность легко и быстро, без особых приготовлений, даже не меняя костюма, превращаться в новый персонаж. Ребенок верит, что, зайдя за доску, они становятся нарисованными на ней. Поиграть с Петрушкой можно в игры на внимание, или, например, в «Небылицы».
Жестикуляцию, движение рук необходимо согласовывать с содержанием текста.
Детей увлекают выдумки. У них появляется желание сочинять, творить.
Обычно дети отталкиваются от знакомого текста, но потом постепенно дополняют его, изменяют, переходят к импровизации и собственной выдумки, часто используя случаи из собственной жизни.
Вот так происходит знакомство с тантомареской и ее спецификой.
Эти игры и выступления увлекают детей, доставляют им радость, создают бодрое настроение. Дети стараются говорить громко, выразительно, развивают свою фантазию и выдумку.
Мне очень нравится использовать в своей работе тантомарески.
Центр театрализованной деятельности в детском саду Представляю вашему вниманию, Центр театрализованной деятельности в детском саду. Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная.
Фотоотчет о театрализованной деятельности в детском саду Главной целью нашей работы является создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации.
Опыт работы по использованию тантемарески для развития связной речи детей
Нина Шляпкина
Опыт работы по использованию тантемарески для развития связной речи детей
Опыт работы по использованию тантемарески
для развития связной речи детей.
Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.
Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читаются детям, то не обсуждается их содержание. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, произношения, выразительности речи.
Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.
Заинтересовавшись детским театральным творчеством, я, внимательно изучала идеи и находки других педагогов в этой области.
Исследования психологов, педагогов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
Проанализировав литературу и требования основной образовательной Программы дошкольного образования МДОУ № 1»Ромашка», разработанной на основе содержания программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я сделала вывод, что действенным является творческая театрализованная деятельность. Мои наблюдения показывают, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей,в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.
Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В ходе работы мной решались следующие задачи;
— формировать умение детей излагать свои мысли связно, последовательно;
— формировать грамматический, лексический строй речи;
— развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
— развивать диалогическую, монологическую речь;
— развивать умение слушать собеседника и общаться в паре, группе, коллективе.
— продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи.
—расширение и активизация словарного запаса.
В работе с детьми я использую многие виды театра. Но самым интересным для детей оказалась тантамареска. Что такое тантамареска? Тантемареска – это большая яркая картинка, забавный сюжет на фоне с прорезями для рук и лица.
Персонажам придаются интересные позы, их можно разместить на фоне сказочной страны или космических просторов, это зависит от фантазии воспитателя.
Тантамареска- это уникальный инструмент, который в творческих руках превращается настоящий театр.
Воспитателя дети видят каждый день, каждую минуту. И тем радостней неожиданная встреча с любимыми героями. Появление любого персонажа удивляет и увлекает каждого ребенка, вызывает стремление помочь ему, выручить, выполнить его просьбу или поручение. Каждый ребенок по-своему воспринимает окружающий мир. Но даже самый малоактивный ребенок с интересом прислушается к тому, что говорит добрый доктор Айболит. Конечно, воспитатель для ребенка – это авторитет, но все же доктор Айболит вне всякой конкуренции. Так у нас появилась тантемареска доктор Айболит.
Тантемареску Василиса –Премудрая я использовала во время ознакомления детей с с художественной литературой
Дети очень любят сказки, а кто как не Василиса- Премудрая в русском народном костюме больше всех их знает? Она с удовольствием рассказывает детям сказки, прибаутки, поет песенки, загадывает загадки
Провести мероприятия, посвященные Году Экологии нам помогли тантемарески: елочка, сосна, липа.
Общаясь с различными персонажами, у детей появляется желание самим побыть в роли сказочных героев. Вживаясь в роль персонажа, дети стараются передать не только слова и действия, но и характер, мимику, манеру разговора. Это хорошо влияет на развитие речи детей.
Но самый большой эффект принесли тантамарески, когда я решила внести ширму в группу. Выяснилось, что дети, спрятавшись за ней, начинают чувствовать себя легко и раскрепощёно, стеснение и неуверенность исчезают без следа.
Тантамарески доставляют детям радость, но их особая заслуга в том, что они помогают разрушить психологический барьер, мешающий детям с дефектами речи
При помощи коллег и родителей в группе были изготовлены разные тантамарески: в виде ширмы по сказкам, отдельные герои, выполненные на плитках и пальчиковые тантамарески.
В группе детьми с удовольствием драматизировались любимые сказки «Репка», «Колобок», «Теремок».
Театрализованные игры с детьми организую :
1) В ходе непосредственной образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).
Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.
2) В совместной деятельности воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня.
3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.
У моих ребят в процессе театральной деятельности формируются новые умения и навыки:
-они учатся произносить скороговорки в разном темпе;
-учатся действовать согласованно;
-учатся строить простейший диалог;
-учатся произносить фразу с разной интонацией.
Особенно нравится детям играть в пальчиковые тантамарески. Ребенок просовывает свои пальчики в специальные прорези и пальцы сразу превращаются в ножки мишки, зайки или какой-либо другого персонажа Через игры в пальчиковые тантамарески у детей формируются социально- коммуникативные компетенции, развивается творческое воображение, связная и выразительная речь, а также развивается тонкая моторика пальцев рук.
Благодаря играм с пальчиковыми тантамаресками дети развивают мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речевых центров. Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения и пальчиковые разминки проводить с ребятами стараемся ежедневно.
Добиться систематичности в моей работе помогают игры, направленные на развитие речи. Данные игры включаю во все режимные моменты. Во время театрализованных игр проводится работа над выразительностью речи. В процессе собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работуна данном этапе строю в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т. д.
Следующий этап моей работы – творческие задания. Например, в игре «Подарок на всех»даю детям задание: «Если ты был бы волшебником и мог творить чудеса, что бы ты нам подарил?» или «Какое желание ты бы загадал?». Эти игры развивают у детей умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Также провожу игры на повышение значимости каждого ребёнка, например в играх «Комплимент» и «Зеркало», предлагаю детям сказать фразу,которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…», в подобных играх помогаю ребёнку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что его принимают партнёры по игре.
В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т. д. Считаю, что при правильном и умелом подборе они способствуют не только правильному формированию звукопроизношения, но и обобщают знания детей об окружающей действительности. На занятиях по развитию связной речи большое внимание уделяю рассматриванию иллюстраций и картин, дети описывают предметы и явления, используют различные речевые обороты.
Совместно с родителями в группе был реализуется проект «Удивительные тантемарески», цель которого направлена на развитие речи детей дошкольного возраста. Работу в рамках данного проекта строила в системе, последовательно, направляя деятельность детей и взрослых на достижение положительного результата. Проектная деятельность позволяет мне успешно решать задачи, направленные на своевременное развитие речи через театрализованную деятельность
В группе была проведена работа по созданию речевой среды.В центре речевой активности поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений,составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:
– Для формирования грамматического строя речи «У кого похожая картинка?», «Подбираем рифму», «Загадки-описание» и т. д.
– На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».
– В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т. д.
Данные игры включаю во все режимные моменты
Проведённая работа эффективна,на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:
1. У детей повысился уровень развития речи.
2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.
3. Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.
Организованный и проведенный конкурс чтецов «Весенняя капель» показал каких результатов мы добились и получили высокую оценку коллег и родителей.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности с использованием тантамарески на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Театральное воспитание помогает выявить и подготовить наиболее одаренных, способных детей. Пусть они не станут великими актерами, но, безусловно, вырастут яркими, талантливыми, творческими личностями.
А. И. Буренина «Театр всевозможного». «От игры до спектакля».- Ленинградский областной институт развития образования (ЛОИРО) 2002г
3. Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду».- М. : Школьная пресса, 2003год.
4. О. А. Бизикова «Развитие диалогической речи дошкольников в игре», ООО «Издательство «Скрипторий 2003
Опыт работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» Доклад. Из опыта работы. Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников. [/b][/b] Что такое связная речь? Связная речь – смысловое.
Опыт работы «Сказка как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» 1 слайд. “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это.
Опыт работы «Формирование связной речи с использованием занимательных игр» Из опыта работы воспитателя «Формирование связной речи с использованием занимательных игр». Воспитатель: Козлова Наталья Юрьевна Опыт.
Опыт работы «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего возраста» Я хочу представить вашему вниманию опыт работы нашей группы по обогащению и активизации словаря детей младшего возраста. Я работаю с детьми.
Опыт работы по использованию интерактивного учебно-развивающего комплекса «Мультикид» Доброе время суток, уважаемые коллеги. 14 декабря я выступала на XVIII Международной научно-практической конференции «Информатизация учебного.
Опыт работы по развитию связной речи у дошкольников с помощью мнемотехники Муниципальное дошкольное автономное учреждение детский сад «Сказка» п. Магдагачи Опыт работы по развитию связной речи у дошкольников.
Перспективное планирование по использованию приёмов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста Средняя группа Месяц Цель работы Форма, содержание работы Сентябрь 1. Развивать умение вести диалог в условиях наглядно представленной.
Опыт работы «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности. Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных.
Опыт работы «Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников» Технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Инновационные формы работы по речевому.
Театр тантамаресок в работе с детьми дошкольного возраста
Развитие творческой активности детей 4-5 лет в театрализованной деятельности, посредством дидактического многофункционального пособия «Театр «Тантамарески».
Актуальность пособия в том, что использование «Театр Тантамарески» является комплексным решением проблем развития речи, где вся деятельность построена на игровых приемах, что побуждает детей к активному участию в драматизации и развитию творческих способностей детей.
«Театр «Тантамарески» дает возможность совершенствовать психические процессы, активизировать словарь, отработать дикцию, звукопроизношение, закрепить навыки использования прямой и косвенной речи, совершенствовать монологические и диалогические формы речи, воспитывать культуру речевого общения.
Пособие не только поднимает эмоциональный настрой в обыгрывании персонажей, но и разрушает психологический барьер, за счет снимаемых вкладышей дети чувствуют себя более раскрепощено, защищенными от посторонних взглядов, не испытывают стеснения отрабатывать согласованность слов с действиями.
Дидактическое многофункциональное пособие «Театр «Тантамарески»может использоваться в образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», «Социум», «Творчество», в ОУД и внеорганизованной учебной деятельности.
Инновационная идея пособия заключается итеграции методов и приемов театрально-игровой технологии, взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности. С помощью данного пособия проходит взаимопроникновение и взаимосвязь всех областей педагогического процесса.
Театр тантамарески доставляют детям радость, но их особая заслуга в том, что они помогают разрушить психологический барьер, мешающий детям разговаривать при большом скоплении народа и с малознакомыми людьми. Дети, спрятавшись за картинками, чувствуют себя легко и раскрепощённо. Им доставляет огромное удовольствие играть роли.
С ними можно побывать в далекой стране или моментально перевоплотиться в сказочного героя. Театр тантамаресок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать, выстраивать диалог, помогает разрушить психологический барьер, мешающий детям разговаривать при большом скоплении малознакомых людей. (дети спрятавшись за картинки чувствуют себя более раскрепощено). Театр тантамарески является для ребенка путеводителем в мир открытий.
2. Изготовлены ширмы из плотного картона. Одна сторона с вырезами, другая сплошная. При оформлении можно разукрасить красками, в нашем случае, ширмы обклеены цветной самоклеющейся пленкой.
Далее подобрали сказочных персонажей и нарисовали на ватмане. Нарисованные персонажи могут быть использованы отдельно от ширм (если это необходимо)
Продумывая способ крепежа, остановились на прищепках, работа с которыми развивает мелкую моторику рук.
Ширмами можно играть как на столе, так и на полу, используя в качестве напольной ширмы для театральных постановок.
Игры можно любые придумать.Например: один ребенок стоит за ширмой, а второй меняет рисунок и предлагает первому отгадать кто он сейчас, задавая наводящие вопросы.
3. Пальчиковые игрушки- тантамарески – это фигурки из бумаги или картона, с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку. Использовать тантамарески можно при заучивании стишков, потешек, рассказывании сказок,историй собственного сочинения, в театральных играх, играх импровизациях, и даже при поздравлении детей с днем рождения, в непрерывно-образовательной деятельности. Тантамареска в руках ребенка может превратиться во что угодно.
Сейчас я попрошу выйти всех желающих принять участие в мастер –классе. Предлагаю выразить друг другу радость от нашей встречи.
Кроме того что мы используем тантамореску на занятиях и в кружковой
деятельности, она нашла своё применение для поздравления детей с Днём рождения
Но самый большой эффект принесли тантамарески, когда я решила внести
ширму в группы для вновь прибывших детей. Выяснилось, что новенькие дети,
вместе со всеми остальными, спрятавшись за ней, начинают чувствовать себя легко
и раскрепощённо, стеснение и неуверенность исчезают без следа, дети легко
вливаются в коллектив.
Игры для пособия мы подбираем с учётом уровня развития детей и возможности решения программных задач. Использую игры на развитие речи, мимики, пантомимики и мелкой моторики, разучиваем мини-диалоги и стихи, роли к спектаклям.
Результаты внедрения нашей педагогической идеи свидетельствуют, что
подобное игровое пособие действительно можно использовать как средство
всестороннего развития детей. Оно даёт возможность в полной мере реализовать на практике принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
Театр тантамарески доставляют детям радость, но их особая заслуга в том, что они помогают разрушить психологический барьер, мешающий детям разговаривать при большом скоплении народа и с малознакомыми людьми. Дети, спрятавшись за картинками, чувствуют себя легко и раскрепощённо. Им доставляет огромное удовольствие играть роли.
С ними можно побывать в далекой стране или моментально перевоплотиться в сказочного героя. Театр тантамаресок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать, выстраивать диалог, помогает разрушить психологический барьер, мешающий детям разговаривать при большом скоплении малознакомых людей. Театр тантамарески является для ребенка путеводителем в мир открытий.
С ними можно побывать в далекой стране или моментально перевоплотиться в сказочного героя. Театр тантамаресок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать, выстраивать диалог, помогает разрушить психологический барьер, мешающий детям разговаривать при большом скоплении малознакомых людей. (дети спрятавшись за картинки чувствуют себя более раскрепощено). Театр тантамарески является для ребенка путеводителем в мир открытий.
2. Изготовлены ширмы из плотного картона. Одна сторона с вырезами, другая сплошная. При оформлении можно разукрасить красками, в нашем случае, ширмы обклеены цветной самоклеющейся пленкой.
Далее подобрали сказочных персонажей и нарисовали на ватмане. Нарисованные персонажи могут быть использованы отдельно от ширм (если это необходимо)
Продумывая способ крепежа, остановились на прищепках, работа с которыми развивает мелкую моторику рук.
Ширмами можно играть как на столе, так и на полу, используя в качестве напольной ширмы для театральных постановок.
Игры можно любые придумать.Например: один ребенок стоит за ширмой, а второй меняет рисунок и предлагает первому отгадать кто он сейчас, задавая наводящие вопросы.
3. Пальчиковые игрушки- тантамарески – это фигурки из бумаги или картона, с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку. Использовать тантамарески можно при заучивании стишков, потешек, рассказывании сказок,историй собственного сочинения, в театральных играх, играх импровизациях, и даже при поздравлении детей с днем рождения, в непрерывно-образовательной деятельности. Тантамареска в руках ребенка может превратиться во что угодно.
Сейчас я попрошу выйти всех желающих принять участие в мастер –классе. Предлагаю выразить друг другу радость от нашей встречи.
Кроме того что мы используем тантамореску на занятиях и в кружковой
деятельности, она нашла своё применение для поздравления детей с Днём рождения
Но самый большой эффект принесли тантамарески, когда я решила внести
ширму в группы для вновь прибывших детей. Выяснилось, что новенькие дети,
вместе со всеми остальными, спрятавшись за ней, начинают чувствовать себя легко
и раскрепощённо, стеснение и неуверенность исчезают без следа, дети легко
вливаются в коллектив.
Игры для пособия мы подбираем с учётом уровня развития детей и возможности решения программных задач. Использую игры на развитие речи, мимики, пантомимики и мелкой моторики, разучиваем мини-диалоги и стихи, роли к спектаклям.
Результаты внедрения нашей педагогической идеи свидетельствуют, что
подобное игровое пособие действительно можно использовать как средство
всестороннего развития детей. Оно даёт возможность в полной мере реализовать на практике принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
Создание развивающей среды «Вязаный пальчиковый театр» с детьми младшего дошкольного возраста Пальчиковый театр представляет собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Известно, что благодаря.
Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.
Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.
Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.
Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка «Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. » Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.