что такое танкетка в танках
Танки и САУ начала Второй Мировой войны. Танкетки
На 22 июня 41 г. в РККА существовали следующие виды бронированной техники:
Танкетки Т-18 (формально была снята с вооружения), Т-27, Т-37А, Т-38, Т-40, двухбашенный Т-26 (версия с двумя пулеметами, а также с 37-мм орудием «Гочкис», но без бронебойных снарядов как у Рено FT-17).
Легкие танки: Т-60 (формально на 22 июня 1941 г. он еще не поступил на вооружение), Т-26 (однобашенная версия с 45-мм орудием), БТ-2, БТ-5, БТ-7 и Т-50.
Средний танки: Т-28, Т-34.
Тяжелые танки: Т-35, КВ-1, КВ-2.
Бронированные автомобили (о них отдельный разговор)
САУ как класса боевых машин на момент начала войны в РККА не было, были только попытки создания прототипов и исследования.
Самый главный вопрос остается: «сколько было этих машин?». Вопрос «в каком состоянии?» оставим за кадром. Условно будем считать, что любая машина, что находилась в распоряжении тов. Сталина к 22 июня 1941-го, была как только что вышедшая из ворот завода. Потом разберемся с категориями (1-я, 2-я, 3-я, 4-я). Надо заметить, что танкеток 1-2 категории было довольно мало, и на то есть две причины:
а) в основном все эти танкетки разрабатывались в самом начале 30-х и строились в ситуации, когда отлаженной системы производства бронированных машин в стране еще не было. Например, часто на танкетки и легкие танки БТ-2 и Т-26 ставилась «техническая броня», представляющая собой низкосортовую мягкую сталь. Очень посредственной была ходовая часть, слабый моторесурс, сама технология изготовления большинства узлов и деталей, необходимых для такой техники, была тогда еще в процессе становления. Тот же самый «Рено-17/18» сумел пережить 25-30 лет эксплуатации, именно потому что технология его изготовления была самой передовой на тот момент в мире, а не создавалась с нуля как в СССР. Это позволило «старичкам Перовой мировой» воевать и охранять немецкие склады и аэродромы всю Вторую мировую, в то время как его советский аналог Т-18 к 41-му годился только на бронеколпаки для оборонительных линий.
б) очень похоже на то, что изготовив огромное количество танкеток, советское командование так и не нашло решения, как их использовать на поле боя. В результате большинство танкеток на момент начала войны находились на складах в крайне плачевном состоянии.
Стоит еще отметить, что только одна танкетка РККА была на уровне машины немецкой Panzer II по всем показателям (бронирование, вооружение, скорость). И это была как раз еще не пошедшая на тот момент в серию Т-60. Все остальные танкетки шли уровнем ниже Panzer I или французских AMR 33/35.
Итак, пошли с самых маленьких (с самых первых) и наверх.
1. Т-18 (варианты Т-16, Т-17, Т-19, Т-20 – изготавливались штучно в серию не шли).
Класс «танкетка» без всяких «и» или «или».
Вес 2,3 тонны, противопульная броня 6-10, вооружение 1х7,62-мм ДТ, мощность двигателя 40л.с., скорость по шоссе – 40км/ч.
Скоростная танкетка для поддержки пехоты.
Изготовлено 3295 шт.
Варианты: ОТ-27/ХТ-27 – химическая танкетка, МЗ-27 – минный заградитель.
К началу войны в строю было 2343 машины, в основном в учебных частях и на охране объектов. Качественной тактики использования танкеток в бою в РККА так и не было разработано, и в итоге именно в качестве учебных и охранных машин эти танкетки и прослужили всю войну, на поле боя практически не использовались. Порядка 900-1200 машин было утрачено в 41-ом в ходе отступления, в подавляющей массе просто брошено на поле боя или оставлено на складах.
Немцы сохранили только несколько машин для изучения, остальное пустили в переплавку.
Причина?
10мм броня не держала даже бронебойные пули 7,92-мм противотанковых винтовок PzB 39, не говоря уже о более серьезных средствах поражения.
Как «танк», эту машину рассматривать нельзя и ее появление в «Статистическом сборнике №1» именно в качестве танка следует считать конфузом.
Аналогично Т-27 чистой воды «танкетка» без всяких «или» (хотя в советской классификации введен как «малый танк»).
Вес 3,2 тонны, противопульная броня 4-8мм (самая тонкая броня из всех советских машин!), вооружение 1х 7,62-мм ДТ, мощность двигателя 40 л.с., скорость по шоссе – 40км/ч. Изготовлено 2552 шт.
По советской классификации эти машины идут как «малые танки». Но конечно в любом варианте это просто танкетки. Почему некоторые историки записывают машины с пулеметом в качестве основного вооружения и броней 4-10мм в «танки» остается для меня загадкой. В действительности эти машины (Т-27, Т-37А и Т-38) глобально уступали как Panzer I так и тем паче Рено FT-17. Их вообще по идее нельзя вводить в статистику бронетанковых сил, т. к. они практически не использовались в ходе боевых действий.
Суммарно их было произведено порядка 6700 шт, что весьма и весьма утяжелило общий порядок цифр «Статистического сборника №1» и дало возможность некоторым историкам выпускать шутейные произведения о «гигантских сталинских бронированных армадах».
В действительности всю эту серию танкеток по большому счету следовало бы полностью вывести за рамки статистики Великой Отечественной войны, также как выведен тот же Т-18.
В отличие от вышеперечисленной серии (Т-27, Т-37А и Т-38) это действительно боеспособная и эффективная танкетка:
Машина, почти вписавшаяся в параметры «легкого танка». Но в классе «танкеток» находится, потому что на момент начала войны у нее не было бронебойного снаряда и 25мм пушки.
Аналогом Т-26 был английский легкий танк «Виккерс Mk.E», который в принципе по нашему классификатору также следует признать «танкеткой». Именно такое бастардное происхождение от английской танкетки и сделало Т-26 довольно сложным для изучения танком. В отличие от Т-18, который практически не претерпел изменений, Т-26 претерпел и они носили чрезвычайно драматичный для конструкции характер.
Английский аналог Т-26 в тех же практически габаритах весил порядка 6-и тонн и имел две пулеметных башенки, либо одну пушечную. Аналогично получилось и с советской танкеткой на базе этой модели.
Лишь к февралю 31-го удалось определиться с заданием для промышленности и конфигурацией будущей машины.
Выпускался танк одновременно на двух заводах, а именно Ленинградском Заводе № 174 и Сталинградском тракторном заводе с начала 31-го по конец 39-го.
Количество произведенных машин и поставленных в РККА не совпадает, что дает в итоге массу разночтений при конечном подсчете численности парка.
Итак, по годам, произведенные и принятые госкомиссией, поставленные в РККА танки (через «/»). Это конечно двухбашенные (однобашенные в следующей статье):
Таким образом, к июню 41-ого было изготовлено (находилось на вооружении) соответственно:
Всего в СССР к моменту начала войны было изготовлено порядка 10947 танкеток из которых на вооружении к моменту начала войны было 5814 шт.
Последняя машина балансирует на гране попадания в класс легких танков, но на 22 июня их в составе войск РККА не было.
В следующей части вы узнаете уже про легкие танки РККА, к которым следует отнести Т-60, БТ-2, БТ-5 и БТ-7 и Т-50.
Затем о средних и тяжелых танках.
«Бронетараканы» Второй Речи Посполитой
Если судить по цифрам, то к моменту начала Второй мировой войны Польша имела достаточно внушительный парк бронетехники — около 870 единиц (против примерно 2700 танков в немецких группах армий «Север» и «Юг»). Но 3/4 из них приходилось на достаточно специфические машины — танкетки TK-3 и TKS. Что же представляли собой эти боевые машины, составлявшие основу польского бронетанкового вооружения?
Студент-архитектор и его «тараканы»
В числе других воинских частей в состав армии «Познань» входила Великопольская кавалерийская бригада, в составе которой сражался 71-й бронебатальон (71 Dywizjon Pancerny). Из трёх рот этого сформированного непосредственно перед войной (24–27 августа) подразделения только одна была укомплектована машинами, которые с известной долей условности можно назвать танками. Это были тринадцать пулемётных танкеток TKS (и, возможно, TK-3), четыре из которых поляки успели перевооружить, установив автоматические пушки 20 mm wz. 38 model A (по польской классификации это орудие проходило как «сверхтяжёлый пулемёт»). Одной из таких танкеток с «тяжёлым» вооружением командовал призванный в армию 26 августа студент Варшавского политехнического университета — командир взвода сержант Роман Эдмунд Орлик. Вторым членом экипажа, состоявшего из двух человек, был механик-водитель Бронислав Закржевский.
Во время битвы на Бзуре Великопольская кавалерийская бригада вела тяжёлые бои против 4-й танковой дивизии 16-го моторизованного корпуса 10-й армии вермахта. 14 сентября бригада атаковала немцев в районе Брохова. В этом бою Орлик уничтожил 3 танка из состава 36-го танкового полка; скорее всего, это были машины Pz.Kpfw. I и Pz.Kpfw. II, составлявшие основу танкового парка немецкой 4-й дивизии.
Схема танкового боя 18 сентября 1939 года, нарисованная самим Романом Орликом после войны
По дороге перед польской танкеткой двигалась колонна из трёх танков и нескольких автомобилей 1-й лёгкой дивизии вермахта. Внезапно открыв огонь, польский танкист выстрелом в борт уничтожил головной немецкий танк прямо на дороге, вынудив остальные машины для объезда съехать в лес. Меняя позиции, Орлик уничтожил два остальных немецких танка, оставшуюся часть немецкой колонны обратил в бегство и без потерь вышел со своим взводом из боя.
Предположительно, на фото PzKpfv IV принца Виктора Альбрехта, уничтоженный Романом Орликом в бою 18 сентября
19 сентября Орлик принял участие в бою за Серакув, где несколько десятков танков немецкого 11-го танкового полка и 65-го танкового батальона атаковали 7-й полк конных стрелков и 9-й уланский полк поляков. Батареей 7-го дивизиона конной артиллерии и польскими танкистами в этом бою было уничтожено и подбито более 20 немецких танков, из числа которых на счету танкетки Орлика 7 машин. Двоих немецких танкистов Орлик взял в плен. Затем Орлик сумел вывести свою танкетку к Варшаве, принял участие в её обороне, а после падения города присоединился к силам польского сопротивления. Ему удалось пережить войну, после которой он работал по своей специальности – архитектором.
Так что же это за бронемашины, о которых, как пишет польский военный историк Януш Магнуски, пленённый поляками немецкий офицер-танкист отозвался такими словами:
«…очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану».
Поляк с британскими корнями
Эксперименты британского танкостроения в межвоенный период «аукнулись» по всему миру. «Виккерс шеститонный», например, породил целую плеяду однотипных машин в разных странах, впоследствии воевавших по обе стороны фронтов Второй мировой войны. Похожим образом сложилась судьба и у двухместной танкетки конструкторов Джона Кардена и Вивьена Ллойда Mk VI, которая в советской специальной литературе звучно именовалась «гусеничным пулемётовозом Карден-Ллойда». Их с различными доработками производили в СССР (Т-27), Франции, Чехословакии, Японии, Италии, Польше – причём в двух последних странах к началу мировой войны именно танкетки составляли основную массу гусеничных бронемашин.
Танкетка Карден-Ллойд Mk VI (без пулемёта), буксирующая гаубицу
Британская танкетка, вооружавшаяся 7,7-мм пулемётом «Виккерс» с водяным охлаждением, была дёшева и проста в конструкции. При её изготовлении использовались многочисленные доступные автомобильные узлы и агрегаты, в том числе двигатель Ford T.
В 1929 году, когда началось её серийное производство в Англии, поляки закупили один экземпляр для испытаний. После показа на полигоне в Рембертове 20 июня 1929 года было решено закупить ещё 10 танкеток, из которых сформировали два взвода по пять машин. Всесторонние испытания показали, что машины обладают хорошими подвижностью и проходимостью, что в совокупности с малым размером делает их подходящими для нужд разведки. Было принято решение заменить танкетками бронемашины wz.28 в разведывательных подразделениях кавалерийских частей, и Польша приобрела лицензию на производство Карден-Ллойд Mk VI.
Более подробные исследования, проводившиеся с сентября по декабрь 1929 года, показали и определённые недостатки. В первую очередь проблемы доставляла малокомфортная не подрессоренная подвеска, из-за которой экипаж выматывался после продолжительной поездки. Уже на двух британских машинах поляки усовершенствовали её конструкцию, установив полуэллиптические рессоры.
Но на этих полумерах решено было не останавливаться – в массовое производство поляки запустили более глубоко модернизированные машины. Промежуточными этапами по усовершенствованию танкетки были машины версий TK-1 и TK-2 с изменённой формой корпуса, которые друг от друга отличались расположением ведущего колеса: в ТК-1 оно было сзади, а в ТК-2 осталось спереди.
Кроме того, если на ТК-2 в качестве силовой установки по-прежнему использовался двигатель Ford T, на ТК-1 поставили новый Ford A. Обе машины получили электрический стартёр, а в качестве вооружения на них установили пулемёт с воздушным охлаждением «Гочкис» wz.25. Что касается названия польской танкетки, то по его происхождению нет единого мнения. ТК может быть аббревиатурой от фамилий конструкторов Тшецьяка и Каркоза, которые работали над машиной, инициалами подполковник Тадеуша Коссаковского из инженерного департамента польской армии, а также просто сокращением от слова «танкетка».
Прототипы ТК-2 (на переднем плане) и ТК-1. За ними видны оригинальные британские Карден-Ллойды Mk VI. Фотография, вероятно, относится к 1930 году. На заднем плане грузовики Ursus A и два Saurer
Серийное производство
Дальнейшие испытания и работа над прототипами привели к созданию третьего варианта машины с закрытым сверху боевым отделением. Новая машина под названием ТК-3 и была принята на вооружение польской армии в 1931 году. Всего этих танкеток было изготовлено 3 партии по 100 штук, причём 15 ТК-3 из первой партии были сделаны из неброневой стали.
Серийная танкетка ТК-3. Масса 2430 кг, двигатель Ford A 40 л.с., скорость по дороге 46 км/ч, запас хода до 200 км. Вооружение – 7,92-мм пулемёт Hotchkiss wz. 25, боекомплект — 1800 патронов
В начале 30-х годов поляки приобрели лицензию на производство итальянского двигателя FIAT-122BC и в рамках импортозамещения (моторы Ford-A приходилось закупать за границей) в 1933 году установили двигатель отечественной сборки на некоторое число танкеток. Всего таких машин (которые получили наименование TKF) было выпущено от 18 до 22; есть мнение, что они входили в число 100 машин последней серии ТК-3.
В 1933 году началась работа над модернизацией ТК-3. TKS (или, в довоенном написании, TK-S) получила корпус новой формы с улучшенным бронированием. Разумеется, машину оснастили фиатовским двигателем отечественного производства, а также новой трансмиссией. Была усилена подвеска, расширены траки гусениц и изменена система их натяжения. Командир получил поворачиваемый современный перископ, а пулемёт на TKS был установлен в шаровой установке (на первом прототипе устанавливался пулемёт с водяным охлаждением wz.30 «Браунинг», но затем было решено вернуться к такому же, как и на ТК-3, «воздушному» wz.25).
Серийная танкетка TKS с пулемётным вооружением. Масса 2570 кг, двигатель FIAT 122ВС 46 л.с. (или FIAT 122AC 42 л.с), скорость по дороге 45 км/ч, запас хода до 160 км. Вооружение — 7,92-мм пулемёт Hotchkiss wz. 25, боекомплект — 1920 патронов
В общей сложности к окончанию производства в апреле 1937 года были построены 262 серийные танкетки TKS. Разрабатывался и облегчённый вариант TKS-B для эксплуатации в качестве артиллерийского тягача, в котором вместо бронепластин использовались обычная сталь. Машина получилась легче, быстрее (на 5 км/ч), с меньшим расходом топлива и лучшей управляемостью, но в серию так и не пошла.
После испытания различных моделей автоматических пушек Эрликон, Золотурн и Мадсен, уже в августе 1939 года было принято решение перевооружить 80 танкеток TKS и 70 TK-3 недавно разработанными отечественными автоматическими пушками 20 mm wz. 38 model A.
Прототип «сверхтяжёлого пулемёта» (автоматической пушки) 20 mm wz. 38 model A
К началу войны поляки успели произвести лишь около 50 таких орудий, а на танкетки было установлено и того меньше – от 20 до 24. Именно на такой машине сражался Роман Орлик – в силу малой заметности, подвижности и удачного вооружения такие TK-3 и TKS оказались самыми ценными образцами польской бронетехники.
Танкетка TK-3 с 20-мм автоматической пушкой wz. 38 model A
Эксперименты над «тараканами»
Рассказывая о польских танкетках, необходимо упомянуть вкратце и о экспериментальных машинах на их базе. В конце 1932 или в начале 1933 года был построен башенный прототип TKW (W – «wieża», башня). На него пробовали ставить пулемёты с воздушным и водяным охлаждением. Испытания этого «минитанка» показали, что башня является экстремально тесной, обладает ужасной вентиляцией и плохой обзорностью. У машины получался очень высокий центр тяжести, правая сторона оказалась перегруженной, что могло привести к опрокидыванию, а броневой колпак водителя ограничивал угол поворота башни 306-ю градусами.
Башенная танкетка TKW, вооружённая пулемётом с водяным охлаждением
В 1932 году на базе ТК-3 было создано лёгкое самоходное орудие TKD с вооружением в виде 47-мм короткоствольной пушки Vickers QF. Всего было построено 4 машины, из которых сформировали экспериментальный взвод. Самоходки проходили испытания в качестве средств противотанковой и артиллерийской поддержки кавалерийских частей. По итогу учений летом 1933 года стало понятно, что к ходовой части претензий нет, а вот маломощное орудие не совсем отвечало потребностям польской армии.
Экспериментальный взвод TKD. Первая половина 30-х гг.
37-мм противотанковой пушкой «Бофорс» была вооружена ещё одна экспериментальная машина TKS-D. Её концепция была уникальна: здесь танкетка выступала в роли тягача для обычного лафетного орудия, которое, однако, при необходимости можно было снять с лафета и установить в передней части корпуса машины. В таком виде тягач превращался в миниатюрный, но полноценный для 30-х годов «истребитель танков», самоходное ПТО.
Артиллерийский тягач/самоходное ПТО TKS-D. Орудие установлено на машине, которая буксирует «пустой» лафет
Ещё одним интересным решением была польская реализация модной в 1930-е годы концепции «колёсно-гусеничного» танка. Для польских танкеток на базе грузовика Ursus А было разработано специальное колёсное шасси. После заезда с рампы на это устройство ведущие колеса танкетки соединялись цепями с передачей на задний мост агрегата, а передние колеса шасси соединялись с органами управления бронемашины. В таком виде танкетки приобретали внешность тяжёлого бронеавтомобиля – правда, в безбашенном варианте практическая польза такого решения в боевых условиях остаётся под очень большим вопросом.
TKS на колёсном шасси
Танкетка TKS
Польские танкетки TK и TKS (малые разведывательные безбашенные танки) были созданы на базе шасси знаменитой английской танкетки Carden Loyd. Танкетки производились в Польше с начала 1931 года и активно использовались в боях Второй мировой войны. Обычно они были вооружены пулеметами, но перед самой войной в 1939 году их начали перевооружать 20-мм пушкой, однако до начала боевых действий успели модернизировать таким образом всего 24 машины. К началу Второй мировой войны Польша располагала более чем шестью сотнями боевых машин данного типа: они составляли основу бронетанковых сил страны.
Британская танкетка Carden-Loyd Mk VI стала одной из самых распространенных машин данного класса в мире. Созданная в конце 1920-х годов она привлекла внимание военных многих стран мира, в частности СССР, Польши, Франции. Танкетка была предназначена для вооружения подразделений моторизованной пехоты британской армии. Она должна была повысить тактическую подвижность пехотных соединений — обеспечить непрерывность поддержки пехоты пулеметным огнем, путем быстрого перемещения станковых пулеметов на поле боя с одной позиции на другую.
В конце 1929 года был изготовлен прототип польской танкетки TK-1, вслед за которым последовал очень похожий на него прототип TK-2. Обе танкетки отличались открытым сверху бронекорпусом и вооружались одним 7,92-мм пулеметом wz.25 или wz.30, который можно было использовать как против наземных, так и против воздушных целей. Бронирование обеих танкеток было одинаковым, толщина брони составляла от 3 до 7 мм. Отличия заключались лишь в расположении мотора, воздухозаборников и конструкции подвески. Так на танкетку TK-1 ставился двигатель Ford-A, а на танкетку TK-2 — Ford-T. Обе машины прошли испытания летом 1930 года в Модлине недалеко от Варшавы, однако в серию данные боевые машины не пошли, работы над созданием польской танкетки были продолжены.
В том же году, основываясь на опыте работ над танкетками TK-1 и TK-2, в Урсусе недалеко от польской столицы был выпущен более тяжелый улучшенный вариант танкетки, получившей обозначение TK-3. После всесторонних тестов, которые продлились с марта по июль 1930 года, эту версию приняли на вооружение польской армии. Серийный выпуск новой танкетки начался в конце 1931 года. В результате до 1934 года компания Panstwowe Zaklady Inzynierii («Урсус») выпустила порядка 300 танкеток TK-3. Данная техника стала первой гусеничной бронемашиной, все детали которой, хотя и по лицензии, были произведены непосредственно в Польше. Экипаж танкетки, состоявший из двух человек, располагался в легкобронированной надстройке с толщиной брони от 3 до 8 мм. Вооружалась данная модель 7,92-мм пулеметом wz.25, огонь из которого вел командир. В качестве силовой установки использовался двигатель Ford-A.
В 1933 году танкетка прошла модернизацию, на ней появился новый двигатель Polski Fiat 122А, который развивал мощность 40 л.с. при 2600 оборотах в минуту. Двигатель расходовал порядка 36 литров при движении по шоссе или 70 литров топлива на 100 километров при движении по пересеченной местности. Всего было выпущено два десятка подобных боевых машин.
Уже перед самой войной, осознавая, что пулеметного вооружения будет явно недостаточно, польские военные еще раз инициировали модернизацию танкетки TKS, которая получила 20-мм автоматическую пушку Bofors FK-A wz.38. По планам до 30 января 1949 года такими скорострельными пушками планировалось перевооружить 110 танкеток, но до сентября 1939 года в войска попало всего около 20 подобных машин. Они поступили в распоряжение 10-й механизированной бригады, в которой использовались в качестве командирских.
Также на базе танкетки TKS польскими конструкторами был создан тягач-транспортер C2P. Машина была создана в 1933 году. В первую очередь изменения затронули ходовую часть танкетки: направляющее колесо было увеличено и соприкасалось с землей, уменьшив тем самым давление на грунт. Бронерубка была срезана и приспособлена для транспортировки 4 пехотинцев или амуниции. Машина серийно производилась с 1937 года и вплоть до оккупации Польши гитлеровскими войсками. До этого момента польские предприятия собрали 196 транспортеров-тягачей, в планах было выпустить еще как минимум 117 подобных вспомогательных машин. Главным образом они использовались для транспортировки 40-мм зенитных пушек и 75-мм полевых орудий.
Перед Второй мировой войной в Польше имелось более 600 танкеток ТК-3 и TKS, ими было полностью укомплектовано 11 разведывательных бронедивизионов (в их состав входили 13 танкеток и 8 бронеавтомобилей), 15 отдельных разведывательных танковых рот (по 13 танкеток в каждой), а также по одной разведывательной танковой роте и одному танковому батальону, входивших в состав механизированных бригад. Уже после начала войны к ним прибавилась рота легких танков при штабе обороны Варшавы, а также несколько импровизированных соединений различной численности, которые укомплектовывались из состава трех Резервных центров бронетанковых вооружений.
Во время польского похода Красной Армии советские войска захватили в Львове, где размещался польский 6-й танковый батальон из состава 10-й моторизованной кавалерийской бригады полковника Мачека, до 10 исправных танкеток TKS и тягачей-транспортеров C2P, созданных на их базе. Часть танкеток была захвачена прямо на территории казарм подразделения. Данные танкетки в 1940 году были доставлены на полигон Научно-исследовательского института бронетанковой техники (НИИБТ Полигон), где прошли серию испытаний.
Весьма любопытным представляется тот факт, что при изучении польских танкеток TKS и танка 7TP советские специалисты практически не обратили внимания на перископический прибор наблюдения, созданный Рудольфом Гундлахом. При изучении танкетки они просто отметили факт наличия прибора, а в отчете о танке 7TP дали о нем небольшую справку. При этом в танкетке TKS именно перископический прибор был, скорее всего, самой интересной деталью. Созданный Гундлахом перископический прибор, который сегодня более известен как Vickers Tank Periscope MK.IV (или просто MK.IV), является, пожалуй, лучшим образцом танковой оптики того временного периода. Он обладал хорошей обзорностью и отличался возможностью быстрой замены поврежденной призмы. Данный перископ сначала скопировали англичане, а затем и танкостроители многих других стран. В Советском Союзе данный перископический прибор как будто бы не заметили, о нем вспомнили лишь в 1943 году. При этом в нашей стране обозначение MK-IV он получил не в соответствии с британской спецификацией, а в честь тяжелого танка MK-IV «Черчилль».
Бронекорпус польской танкетки не особо впечатлил советских специалистов. С одной стороны данный корпус был разработан практически с нуля и явно по всем параметрам превосходил не только британский оригинал, но и все остальные машины, которые были созданы на базе английской танкетки Carden-Loyd Mk.VI. В отличие от них польский экипаж не чувствовал себя в тесноте, корпус получился достаточно просторным. И мехвод, и командир танкетки имели неплохой обзор, широкие люки позволяли им нормально попадать внутрь и покидать боевую машину, а также обеспечивали удобство технического обслуживания узлов и агрегатов техники. С другой стороны очень небольшие габариты танкетки все равно не позволяли разместить силовую установку отдельно от экипажа, мотор был установлен в боевом отделении. Тут же были размещены и топливные баки, перенести которые в другое место было невозможно.
По итогам проведенных в СССР испытаний и изучения конструкции польской танкетки были сделаны следующие выводы: «В польской армии танкетка TKS была основным типом танка-разведчика. На испытанной танкетке имелась надпись «Эскадрон смерти», на основании которой можно было сделать вывод, что танкетки находились на вооружении польских кавалерийских частей. Выполненная по типу британской танкетки Carden-Loyd, она обладала рядом изменений, которые были связаны с использованием польских автомобильных агрегатов, улучшающих ее конструкцию. Для советской танковой промышленности танкетка TKS представляет лишь учебный интерес».
Тактико-технические характеристики TKS:
Габаритные размеры: длина — 2560 мм, ширина — 1760 мм, высота — 1330 мм, клиренс — 330 мм.
Боевая масса — 2650 кг.
Бронирование — 3-10 мм.
Вооружение — один 7,92-мм пулемет Hotchkiss wz. 25, на 24 машинах — 20-мм пушка wz. 38 FK-A.
Боекомплект — 1920 патронов или 80 снарядов.
Силовая установка — 4-цилиндровый бензиновый двигатель Polski Fiat 122ВС мощностью 46 л.с.
Максимальная скорость — 40 км/ч (по шоссе).
Запас топлива — 60 литров.
Запас хода — 160 км (по шоссе), 90 км (по пересеченной местности).
Экипаж — 2 человека (командир и механик-водитель).