что такое танец в музыке
Танец
Танец (через польск. taniec из ср.-в.-н. tanz [1] ) — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.
Содержание
Определения
Жюли Шарлотта ван Кэмп (Julie Charlotte Van Camp) в своей диссертации [4] собрала основные положения, из которых состоят определения танца:
ТАНЕЦ — это ритмичное движение, совершаемое одним или более людьми в такт музыке. Виртуоз — тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства, своего дела.
Танец — это человеческое движение, которое формализовано, то есть выполняется в определенном стиле или по определенным шаблонам, имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота, сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками, имеет целью рассказ сюжета и имеет целью коммуникацию или выражение чувств, тем, идей которому могут содействовать пантомима, костюм, декорации, сценический свет и пр.
Также она отмечает, что различные определения понятия «танец» единодушны только в первом пункте — то, что танец — это человеческое движение.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.
Танец используется как способ самовыражения, социального общения, в религиозных целях, как состязательный вид спорта, как показательный вид искусства.
Танец (народный и современный) является одной из номинаций Дельфийских Игр.
С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку.
Направления и стили танца
Акробатический танец
-Черлидинг(группа поддержки)
— акробатический рок-н-ролл
Балет
Бальные танцы
Хастл
Исторический танец
Танцы Латинской Америки
Народный танец
Свинг
Ритуальный танец
Современный танец (начало — середина XX века)
Современный танец (конец XX — начало XXI века)
Фильмы о танцах
См. также
«Мой папа Барышников»
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Танец» в других словарях:
Танец — Искусство * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия Танец По настоящему танцевать любят лишь те, кто танцует голыми ногами на колюч … Сводная энциклопедия афоризмов
танец — Пляска, вертеж. Пуститься в пляс, вприсядку. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. танец пляска, перепляс, вертеж; пуститься в пляс, вприсядку; буги вуги, вальс, вариация,… … Словарь синонимов
Танец — Танец ♦ Danse Разновидность гимнастики, одновременно являющаяся искусством. Танец нацелен не столько на укрепление здоровья, сколько на достижение удовольствия, и требует не столько силы, сколько красоты и привлекательности. Обычно танец… … Философский словарь Спонвиля
ТАНЕЦ — (нем. Tanz). Род, вид пляски. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАНЕЦ нем. Tanz, фр. danse. Вообще пляска. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их… … Словарь иностранных слов русского языка
ТАНЕЦ — белых лебедей. Жарг. шк. Шутл. Женская раздевалка в спортзале. ВМН 2003, 131. Танец боро. Жарг. угол. Шутл. Вино. Балдаев 2, 74; ББИ, 241; Мильяненков, 245. Танец на воде. Жарг. мол. Шутл. ирон. О походке пьяного человека. Максимов, 65, 415.… … Большой словарь русских поговорок
ТАНЕЦ — ТАНЕЦ, танца, муж. (от нем. Tanz). 1. только ед. Пластические и ритмичные движения как искусство. Искусство танца. Теория танца. 2. Ряд таких движений, определенного темпа и формы, исполняемых в такт определенной музыке. Вальс и мазурка… … Толковый словарь Ушакова
ТАНЕЦ — ТАНЕЦ, нца, муж. 1. Искусство пластических и ритмических движений тела. Теория танца. Мастерство танца. 2. Ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений … Толковый словарь Ожегова
Танец — (нем. тanz) – вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои… … Энциклопедия культурологии
Танец — майстэрства ўбіраць нагу да таго, як на яе наступіць партнёр … Слоўнік Скептыка
танец — ТАНЕЦ1, хореография ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ, хореографический ТАНЕЦ2, перепляс, пляска, разг. пляс, жарг. дрыгалка ТАЦЕВАЛЬНЫЙ, плясовой ПРИТАНЦОВЫВАТЬ, приплясывать ТАНЦЕВАТЬ/СТАНЦЕВАТЬ, вальсировать, плясать/сплясать, разг.… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Три кита в музыке
Таких примеров существует бесчисленное количество, так что рассмотрим эти три кита в музыке более подробно.
Первый кит: Песня
Безусловно, песня является одной из древнейших форм искусства, где наряду со словами присутствует, не сложная и легко запоминающаяся мелодия, которая передаёт общее настроение слов. В широком понимании песня это всё то, что поётся, одновременно сочетая слова и напев. Может быть исполнена как одним человеком, так и целым хором, с музыкальным сопровождением либо без него. Встречается в повседневной жизни человека ежедневно – изо дня в день, наверное, с момента, когда человек начал внятно формировать свои мысли словами.
Второй кит: Танец
Также как и песня, танец относится к истокам зарождения искусства. Во все времена люди выражали свои чувства и эмоции посредством движений – танца. Естественно для этого требовалась музыка, чтобы лучше и чётче передавать в движениях суть происходящего. Первые упоминания о танцах и танцевальной музыке обнаружены во времена древнего мира, в основном это ритуальные танцы, выражающие уважение и почет различным божествам. Танцев на данный момент существует достаточно много: вальс, полька, краковяк, мазурка, чардаш и многие другие.
Третий кит: Марш
Автор – Станислав Колесник
И напоследок, посмотрите клип группы “Яхонт” на замечательную русскую народную песню “Чёрный ворон”:
Расшифровка Что такое танец
Содержание первой лекции из курса Ирины Сироткиной «Что такое современный танец»
Хотя представление о танце есть у всех, дать его определение непросто. Наверное, самое общее определение танца — это движение человека, перемещение его в пространстве под музыку или ритм. Но тут же возникают вопросы. Какое движение? Перемещение куда? А если это движение не всего тела, а одного пальца? Попробуйте пошевелить сейчас пальцем. Будет это танцем? А всей рукой? А если немного сдвинуть плечо, включить корпус и повернуть голову? Вы уже, наверное, почувствовали, как сложно провести границу и сказать, где кончается «просто движение» и начинается «танец».
Второе слово в нашем определении — человек. Но действительно ли танцевать может только человек? А если, например, на дорожке парка кружатся осенние листья, можно ли это назвать танцем?
И наконец, обязательно ли присутствие в танце музыки? Известно, что многие современные художники танца предпочитали один только ритм. Например, любимый музыкальный инструмент Мэри Вигман — это гонг. Стараясь сделать танец самостоятельным, независимым искусством, они пытались освободиться от музыки как от навязанного танцу извне, и заявляли, что будут танцевать «музыку собственного тела». А танцовщик из Российской империи Александр Сахаров, который в начале ХХ века жил и работал в Мюнхене, участвовал в художественном объединении «Синий всадник», танцевал даже картины — абстрактные картины Василия Кандинского.
Итак, мы возвращаемся к тому, что любые формальные, претендующие на строгость определения танца дать вряд ли возможно. Однако можно попробовать ответить на вопрос «Что такое танец?», не прямо, а указывая на те контексты, в которые он включен.
Определенно, танец — это часть двигательной культуры человечества. Говоря о двигательной культуре, мы проводим аналогию с визуальной культурой, с которой все хорошо знакомы: это те зрительные образы, которые мы производим, среди которых живем, — наша рукотворная визуальная среда.
О двигательной культуре говорил Алексей Гастев, один из основоположников так называемого движения за рационализацию труда, которое развивалось у нас в 1920-е годы. Двигательной культурой Гастев называл «сумму двигательных привычек народа», набор доступных человеку «двигательных умений и навыков». Гастев был сам квалифицированным рабочим на металлозаводе, и он имел в виду прежде всего культуру трудовых движений. После революции в город хлынули миллионы солдат, вчерашних крестьян, и Гастев считал, что их нужно учить культуре движений, и не только трудовых, но и бытовым привычкам, которые были для них новыми, навыкам городской жизни — есть, спать, умываться.
Тогда, в Советской России, много говорили о создании «нового человека» — так вот, прививка новой культуры движений была реальным способом создания этого нового человека. Тогда же появились науки биомеханика (ее рождению помог тот же Гастев), физиология движений, кинезиология. Они — каждая со своей стороны — исследовали движение как физический процесс: биомеханика — строение и функционирование двигательного аппарата; физиология — мышечное утомление, координацию и регуляцию движений со стороны нервной системы; кинезиология — это практическая дисциплина, приложение биомеханики и физиологии к целям терапии и совершенствования движений.
К понятию двигательной культуры близко понятие «техника тела». Французский этнограф и социолог Марсель Мосс в 1930 году предложил так называть способы, которыми люди в разных обществах используют свое тело: это похоже на то, что Гастев называл «двигательными привычками». При этом Мосс (как можно было бы ожидать от этнографа) приводил в пример не только какие-нибудь экзотические движения, но и техники тела современного ему человека. Он рассказывает, например, о том, что, когда он был маленьким, его учили плавать брассом. И была такая привычка — втягивать в себя воду и выплевывать, примерно как это делает колесный пароход. Так вот, Мосс до конца жизни плавал именно таким образом и так и не смог перейти на новый, современный кроль. Эти техники тела выгравированы в нашем теле, мы их несем в себе как часть нашего «я».
И еще одно понятие, полезное для тех, кто хочет разобраться, что такое танец: понятие о режимах функционирования тела. Я впервые услышала о нем от петербургского философа Аллы Митрофановой, но появилось оно, скорее всего, раньше. В работе тела могут быть разные режимы, которые человек может сознательно переключать, как скорости на коробке передач. Например, тело может быть напряженным, натянутым, мускульным, рабочим, готовым сделать физическое усилие. А может быть расслабленным, отдыхающим, в состоянии спокойного тонуса, без чрезмерного напряжения. Хореографы давно заметили, что эти режимы можно использовать для создания у зрителя разного настроения, разного впечатления от танца. Вспомните, например, отдыхающее тело фавна Вацлава Нижинского в поставленном им балете «Послеполуденный отдых фавна»: это тело мягкое, расслабленное, но готовое к усилию, к прыжку, как у зверя.
«Послеполуденный отдых фавна». Хореография Вацлава Нижинского, музыка Клода Дебюсси. Танцуют Шарль Жюд и Мари-Клод Пьетрагалла. 1970-е годыА тела танцовщиков в «танцах машин» — это финал балета Федора Лопухова «Болт», поставленного в начале 1930-х годов на производственную тему, — напряженные, динамичные, скоростные.
«Болт». Хореография Федора Лопухова в редакции Алексея Ратманского, музыка Дмитрия Шостаковича. 2006 годВидеозаписей хореографии Лопухова не сохранилось; это версия Алексея Ратманского, поставленная в Большом театре, в которой Ратманский в целом следует идее Лопухова.В последней трети ХХ века появилась особая дисциплина — антропология движения и танца. Возвращаясь к нашему вопросу, что такое танец: когда антропологи столкнулись с многообразием форм и видов танца, с очень разными движениями, которые в разных культурах относят к танцевальным, то они сформулировали сам вопрос. Они стали спрашивать не «Что такое танец?», а «Что люди делают, когда танцуют?». Например, люди могут совершать таким образом ритуал. Или знакомиться. Могут, если они профессиональные танцовщики, зарабатывать на жизнь или участвовать в создании спектакля. Могут праздновать, а могут горевать — например, в архаических обрядах, где танцы были частью траурной церемонии и люди танцевали не только на свадьбах, но и на похоронах, прощаясь с умершим.
Примерно на рубеже XIX–ХХ веков началось движение за раскрепощение тела. В XIX веке в приличном обществе тело не было принято не то что показывать — о нем нельзя было упоминать. Если требовалось, например, поговорить о теле и его частях, то вместо «ноги» придумывали эвфемизм «нижние конечности», а само тело прятали под одеждой — многослойной, тесной и неповоротливой. Женщины носили в том числе жесткий корсет, в котором трудно дышать, нижние юбки, в которых неудобно было ходить и бегать, а мужчины — высокие воротнички и галстук, в котором и не повернешь. А когда в театре шел, скажем, спектакль из жизни древних греков или египтян, то танцовщики, вместо того чтобы снять с себя часть одежды и ходить как полунагие греки и египтяне, наоборот, натягивали себе на ноги трико и на ткани его рисовали пальцы ног. Вид босых ног, голой кожи считался неприличным, и нагота в публичных местах могла только имитироваться.
Айседора ошибалась: вернуться в золотой век невозможно. Но она и ее единомышленники поддержали очень важное движение за культуру тела, культуру телесности. В этом движении уже участвовали создатели разных гимнастик, атлеты, вегетарианцы, «натуристы», нудисты, прогрессивные врачи и физиологи, открывшие законы саморегуляции и писавшие о «мудрости тела», и многие другие. В начале ХХ века танец влился в это движение. Последовательницы Айседоры получили даже имя «босоножек». Нам сейчас кажется естественным не только ходить босиком или в босоножках и сандалиях, но и вообще заботиться о своем теле, его гигиене, думать о том, как его совершенствовать или хотя бы сохранить его здоровье и молодые формы. Но не стоит забывать, что всему этому, включая улучшившееся телесное здоровье и увеличившееся (будем надеяться) долголетие, мы отчасти обязаны новому танцу.
Что еще почитать:
Баттерворт Дж. Танец. Теория и практика. Харьков, 2016.
Сироткина И. «How can we know the dancer from the dance?»: Антропология движения и танца. Новое литературное обозрение, № 145, 2017.
Williams D. Anthropology and the Dance: Ten Lectures. Urbana, 2004.
What Is Dance? Readings in Theory and Criticism. Oxford, 1983.
Урок музыки по теме; Жанр
Задачи урока: 1. Познакомить обучающихся с жанром музыки «танец».
2. Развивать умение отличать разновидности и жанровые и
стилистические особенности танца.
3. Воспитывать интерес к музыкальному искусству.
Планируемые результаты: 1. Определять виды (жанры) музыки, сопоставлять музыкальные
2. Адекватно оценивать явления музыкальной культуры,
проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и
3.Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,
коллективного (хоровою и инструментального) творчества.
Личностные результаты: Научатся: размышлять о музыке, эмоционально выражать свое
отношение к искусству (пение, драматизация, музыкально-
пластическое движение, инструментальное музицирование,
Реализовывать собственные творческие замыслы
через понимание целей, выбор способов решения проблем
Метапредметные результаты: Умение оценивать произведения разных жанров (танец)
искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа,
Предметные результаты: Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к
Музыкальный материал: М. Глинка «Полька», С.Прокофьев «Вальс», Э.Григ «Танец Анитры»,
«Камаринская» в исп. рус. нар. инструментов
Е. Крылатов «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка»,
В.Шаинский «Вместе весело шагать»
Вход: М.Глинка «Полька»
1.Организационная часть урока. Музыкальное приветствие, проверка готовности к уроку.
У. Сегодня мы с Вами продолжаем путешествие в удивительный мир музыки! Муза нам прислала письмо.
Помогите мне разобраться с музыкой для организации праздника Дня музыки! Вам необходимо выполнить несколько музыкальных заданий. Желаю успеха!
Что мы будем сейчас с вами делать (определяем этапы работы).
3. Основная часть урока. Тема, задачи урока.
Слушаем: С.Прокофьев «Вальс», Э.Григ «Танец Анитры», «Камаринская» в исп. рус. нар. инструментов.
У. Скажите о чём говорится в музыке, которую вы только что слушали? Какие особенности в музыке вы услышали? (чёткий танцевальный ритм, пластика движений. )
У. А что такое танец?
Д. Танец – это вид искусства, в котором мысли и чувства передаются при помощи движений под музыку.
У. Много танцев есть на свете,
Очень нам они нужны:
Танго, твист, кадриль и полька,
Бульба, плавный хоровод, гопак
Быстрый рок-н-рол, чарльстон,
Вальс… он самый-самый главный
И любимый всеми он.
У. Скажите, когда люди танцуют, кроме как на балу?
Д. Когда праздник, когда весело, на утренниках …
У. У каждого народа есть свои танцы.
Выберите из списка танцы которые могут звучать на балу а какие на дискотеке?
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
У. А чем бал отличается от дискотеки?
Д. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке.
Поверка выполнения задания
У. Сейчас вам будут предложены несколько фрагментов танцев? В каком порядке были исполнены танцы? Почему вы так считаете?
Д. Шостакович «Вальс шутка»
У. Отгадайте загадки. О каких танцах в них рассказывается?
Балы. балы. и музыка играет,
На танец даму кавалеры приглашают.
Французский танец движет силуэт,
А танец называем. (менуэт)
Все герои спектакля на сцене танцуют –
Не поют, не играют и не рисуют.
Прекраснее спектакля в театрах нет,
Пары танцуют. Шаги «раз-два-три».
Что это за танец? Узнал? Говори! (Вальс)
Танец дома, в коридоре,
Все движения из танца
Знает даже кошка Мурка,
Как танцуется. (мазурка)
Под музыку встряска
Зовется понятно всем, просто.
На балах он танцевался
И торжественным считался.
Кто не знал, тот и не лез.
Ах, в танце быстроты-то сколько!
5. Обобщение и итог урока.
У. Что мы узнали сегодня на уроке музыки? О чём просила нас фея Терпсихора? Назовите особенности жанра «танец»? Перечислите виды танцев?
У. Письмо с каким содержанием мы отправим фее музыки Терпсихоре?
На празднике музыки нам бы хотелось танцевать «вальс», «польку» и конечно «русский народный танец».
Обучающиеся 1 класса.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методическая разработка урока жанр «Танец», знакомит обучающихся с жанром «танец» и его видами. Урок оснащён презентацией и музыкальным видеорядом. Материал урока насыщен и интересен для обучающихся. Доступность учебного материала, разнообразные виды деятельности используемые на уроке делают урок продуктивным и увлекательным.
Задачи урока: 1. Познакомить обучающихся с жанром музыки «танец».
2. Развивать умение отличать разновидности и жанровые и стилистические
3. Воспитывать интерес к музыкальному искусству.
Планируемые результаты: 1. Определять виды (жанры) музыки, сопоставлять музыкальные
2. Адекватно оценивать явления музыкальной культуры,
проявлять инициативу в выборе образцов профессионально
3.Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,
коллективного (хоровою и инструментального) творчества.
Номер материала: 428052
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
В Северной Осетии организовали бесплатные онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.