что такое таможенная защита интеллектуальной собственности
О таможенном контроле объектов интеллектуальной собственности
Приказом ФТС России от 28.01.2019 № 131 утвержден Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.
Ответственность за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 7.12, 14.10) и Уголовным кодексом РФ (ст.146, 180).
В рамках осуществляемого контроля предусмотрен порядок приостановления сроков выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных и перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС как при ввозе, так и при вывозе.
Сроки приостановления выпуска товаров составляют:
Следует помнить, что во всех случаях, когда на товаре имеются какие-либо обозначения необходимо осуществлять проверку наличия их правовой охраны в качестве ОИС.
В свою очередь, обозначения могут быть словесными, изобразительными, объемными и другими обозначениями или их комбинациями (содержащими одновременно словесные и графические элементы).
В целях проверки нанесенных на товар обозначений на предмет представления им правовой охраны в качестве объектов интеллектуальной собственности необходимо руководствоваться:
В первую очередь следует обращать внимание на товары, готовые к розничной продаже, поскольку именно они, как правило, маркированы соответствующими объектами интеллектуальной собственности в целях индивидуализации товаров при их реализации.
Первоочередным признаком контрафактности товара, маркированного зарегистрированным ОИС, при его перемещении через таможенную границу ЕАЭС, является отсутствие документа от правообладателя (его представителя на территории РФ), свидетельствующего о наличии согласия на перемещение товара. Это может быть лицензионный договор или письмо от правообладателя (его уполномоченного представителя), содержащее необходимые сведения. В случае отсутствия такого документа необходимо обратиться непосредственно к правообладателю ОИС или его уполномоченному представителю на территории России (действующему на основании доверенности) за получением документа, в противном случае, таможня обязана принять меры, связанные с приостановлением сроков выпуска товаров, предусмотренные вышеуказанными нормативными актами.
В соответствии с Решением Комиссии таможенного союза № 378 от 20 сентября 2010 года «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» в графу 44 вносятся документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами под кодом вида документа:
Вместе с тем, сведения о наличии каких-либо ОИС на перемещаемых товарах подлежат обязательному указанию в графе 31 ДТ (поле G31_12), причем, в случае отсутствия ОИС соответствующее поле также подлежит обязательному заполнению значением «отсутствует» или «без товарного знака».
Недопустимо указывать в поле G31_12 страну происхождения товара, наименование фирмы изготовителя товара, артикул товара, адресные данные.
Также, если речь идет об ОИС, внесенных в ТРОИС ФТС России, то помимо заполнения поля G31_12, заполнению также подлежат:
Обращаем внимание, что контроль за товарами обладающими признаками контрафактных и перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС осуществляется таможенными органами как при ввозе, так и при вывозе, а также и на внутреннем рынке.
Что такое таможенная защита интеллектуальной собственности
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Intellectual property. Customs protection
Дата введения 2016-06-01
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности» (РНИИИС)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 481 «Интеллектуальная собственность»
Введение
Регулирование отношений в области таможенной защиты интеллектуальной собственности носит сложный и многоуровневый характер. В условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) сформировалась многоуровневая система таможенной защиты интеллектуальной собственности.
При этом, если к целям ЕАЭС отнесены «стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза», то в рамках функционирования Таможенного союза регулируется только рынок товаров. При этом рынок интеллектуальной собственности не заявлен в качестве самостоятельного сегмента рыночных отношений во внешней торговле, а область интеллектуальной собственности не отнесена к перечню исключений из порядка функционирования единого внутреннего рынка товаров.
Между тем существующие механизмы защиты интеллектуальной собственности не позволяют обеспечить ее на должном уровне, что приводит к потерям национального бюджета, снижению конкурентоспособности отечественных предприятий, сокращению количества рабочих мест, нанесению вреда жизни и здоровью населения, перемещению части сделок в теневой сектор, снижению инвестиционной привлекательности стран ЕАЭС. При наличии на рынке высокого уровня контрафактных товаров производители теряют не только часть прибыли, но и репутацию компаний, что впоследствии выражается также в экономических потерях.
В этих условиях меры, принимаемые таможенными органами по пресечению ввоза/вывоза контрафактной продукции, являются дополнительным барьером и основным инструментом защиты прав авторов, правообладателей, потребителей и государства при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, через таможенную границу ЕАЭС.
1 Область применения
Предметная область регулирования в рамках настоящего стандарта определяется пересечением двух самостоятельных областей общественных отношений, связанных с:
1) интеллектуальной собственностью;
2) таможенной защитой.
В рамках рассмотрения области интеллектуальной собственности во внимание должны быть приняты только охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права на которые подпадают под режим таможенной защиты с точки зрения международного права (объекты авторского права, объекты смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров), а также процедуры, обеспечивающие управление рисками при таможенной защите соответствующих прав (исключительные права, личные неимущественные права, иные права) на такие объекты. Кроме того, в части указанных процедур требуются механизмы, обеспечивающие защиту от недобросовестной конкуренции.
— несоответствие между формой таможенной защиты как разновидностью правовой защиты и ее содержанием, которое сводится в основном к таможенному контролю;
— различие правовых основ и методологических подходов к организации таможенной защиты на международном, межгосударственном и национальном уровнях в этой сфере, в т.ч. при признании таких товаров контрафактными;
— отсутствие единых процедур и правил участия в таможенной защите организаций, представляющих авторские и смежные права на коллективной основе;
— отсутствие единых процедур и правил ценообразования при таможенном декларировании перемещаемых через таможенную границу товаров, содержащих охраняемые объекты интеллектуальной собственности.
Целью таможенной защиты интеллектуальной собственности является противодействие перемещению через таможенную границу контрафактных товаров в целях содействия развитию рынка интеллектуальной собственности как условия инновационного развития. Для достижения вышеуказанной цели необходимо решать следующие задачи:
— ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности на основании заявлений правообладателей;
— проведение таможенного контроля и контроля после выпуска товара в целях выявления нарушения таможенного и иного законодательства;
— взаимодействие с правообладателями по вопросам определения контрафактности товара и защиты их прав;
— взаимодействие с другими органами исполнительной власти и специализированными организациями по вопросам защиты интеллектуальной собственности.
Согласно статье 6 ТК ТС [1] обеспечение защиты интеллектуальной собственности в рамках Таможенного союза является одной из основных задач таможенных органов.
Настоящий стандарт устанавливает единые требования к системе управления таможенной защиты в отношении интеллектуальной собственности, содержащейся в товарах, ввоз которых на территорию ЕАЭС и вывоз с территории ЕАЭС либо совершение с такими товарами иных действий при их нахождении под таможенным контролем влечет нарушение прав правообладателей в соответствии с таможенным законодательством.
Настоящий стандарт может использоваться также при применении требований технических регламентов Таможенного союза, принятых в целях «предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) продукции» (ТР ТС 007/2011, ТР ТС 017/2011, ТР ТС 020/2011).
Целью разработки настоящего стандарта является совершенствование таможенной защиты интеллектуальной собственности на основе урегулирования выявленных противоречий и коллизий в рамках его области применения.
Основными задачами настоящего стандарта являются:
— формирование единообразного понятийного аппарата, относящегося к таможенной защите интеллектуальной собственности;
— выявление специфических рисков, относящихся к данной сфере;
— выработка процедур и правил, позволяющих выявить возможные риски, предупредить их появление, минимизировать последствия от возникших рисков и обеспечить создание условий формирования системы эффективного управления рисками в указанной сфере в целом.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55385-2012 «Интеллектуальная собственность. Научные произведения»
ГОСТ Р 55386-2012 «Интеллектуальная собственность. Термины и определения»
ГОСТ Р «Интеллектуальная собственность. Распределение интеллектуальных прав между заказчиком, исполнителем и автором на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые и/или используемые при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных работ»
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55386, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 декларант: Физическое или юридическое лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, права на которые подлежат таможенной защите.
3.2 заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности: Документ, направляемый в таможенный орган правообладателем, имеющим достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его исключительных прав на охраняемые в соответствии с национальным законодательством объекты интеллектуальной собственности и подлежащих таможенной защите в связи с ввозом товаров в страну или их вывозом из страны либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.
3.3 информация о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска: Уведомления, направляемые должностным лицом таможенного органа правообладателю (его представителю) и декларанту.
3.4 ответственность за имущественный вред (ущерб): Ответственность, которую несет правообладатель, если по его вине декларант понес убытки.
3.5 таможенная защита интеллектуальной собственности: Совокупность мер, реализуемых таможенными органами в целях предупреждения, выявления нарушений прав на объекты интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении товаров и привлечения к ответственности лиц, виновных в этом.
таможенное декларирование: Заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и/или иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ФТС отвечает на вопросы: защита таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности
Заместитель начальника отдела обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Руслан Витальевич Штыка ответил на вопросы, поступившие в ходе подготовки и проведения вебинара 10.08.2020 г.
Р. В. Штыка: Согласно праву ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры в декларации на товары указываются сведения о товарных знаках, размещенных на декларируемом товаре, а также представляются сведения и (или) документы, подтверждающие соблюдение исключительных прав правообладателя на использование товарного знака.
В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации правомерно товарный знак может использоваться правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя, например, получив надлежащим образом оформленное согласие правообладателя на использование товарного знака.
Отсутствие в декларации на товары сведений о соблюдении импортером исключительных прав правообладателя приведет к приостановлению срока выпуска товаров, в рамках которого правообладатель (его представитель) будет уведомлен об обнаруженных таможенным органом признаках нарушения прав интеллектуальной собственности.
2. Компания имеет зарегистрированный товарный знак в соответствии с Мадридским Протоколом. С целью защиты прав ИС, данный знак был включен также в таможенный реестр ОИС. Подскажите, пожалуйста, каким образом происходит защита товарного знака, если третье лицо-импортер намеренно не укажет в ДТ название нашего товарного знака. Есть ли у правообладателя какие-либо дополнительные возможности по защите своих прав?
Р. В. Штыка: Ответственность за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности предусмотрена гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации.
Правообладатель в зависимости от ситуации (признаки нарушения выявлены в гражданском обороте или в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем) и характера нарушения (незаконное нанесение средств индивидуализации, воспроизведение объекта авторского права или «параллельный импорт») может обратиться за защитой своих прав в таможенные органы, органы МВД России или в суд в гражданско-правовом порядке.
Р. В. Штыка: Согласно законодательству Российской Федерации о таможенном регулировании заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности подается в отношении одного объекта интеллектуальной собственности.
Заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом (Приказ ФТС России от 28.01.2019 № 131 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности»), и к нему должны прилагаться документы, перечисленные в Административном регламенте в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности.
При этом документы представляются в виде оригиналов или копий, заверенных лицом, их подавшим, уполномоченными органами, выдавшими такие документы, либо засвидетельствованных в нотариальном порядке, или в виде электронных документов, подписанных электронной подписью лица, представившего документы, с использованием Личного кабинета.
При представлении заверенных заявителем копий документов их оригиналы могут быть запрошены ФТС России в целях проверки содержащихся в них сведений.
4. Пунктом 6 статьи 384 ТК ЕАЭС предусмотрен порядок защиты прав на ОИС в виде наименований мест происхождения. Каким НПА регламентирован такой порядок?
Р. В. Штыка: Меры, принимаемые таможенными органами для защиты прав на наименования мест происхождения товаров, включенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, не отличаются от мер, принимаемых в отношении товаров, содержащих включенные в таможенный реестр товарные знаки. Указанные меры регламентированы статьями 124 и 384 Таможенного кодекса ЕАЭС, статьями 112 и 113, главой 57 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
При этом Таможенным кодексом ЕАЭС предусмотрено, что Евразийская экономическая комиссия определяет порядок принятия таможенными органами мер по защите прав на наименования мест происхождения товаров, которые включены в Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов ЕАЭС. В настоящее время такой порядок не определен.
5. В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ТК ЕАЭС срок выпуска товаров, содержащих ОИС приостанавливается в случае обнаружения таможенным органом признаков нарушения прав правообладателя. Т.к. основание всего лишь ПРИЗНАК, а имущественный ущерб в случае не подтверждения факта нарушения прав декларанту возмещает правообладатель, прошу пояснить, каким образом выявляются признаки нарушения прав правообладателя?
Р. В. Штыка: Признаки нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности выявляются таможенными органами с использованием информации, представляемой правообладателем (его представителем) при получении государственной услуги «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» (сведения о лицах, уполномоченных на оборот оригинальной продукции, характеристики оригинальной и контрафактной продукции и другое), а также на основании аналитической работы, межведомственного взаимодействия и международного таможенного сотрудничества, результаты которых применяются в системе управления рисками.
Р. В. Штыка: Решение о приостановлении срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, принимается до истечения срока выпуска товаров, который в соответствии с правом ЕАЭС не должен превышать 4 часов с учетом особенностей, предусмотренных статьей 119 Таможенного кодекса ЕАЭС.
По истечении срока приостановления срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (если объекты включены в таможенный реестр – 10 рабочих дней, если нет – 7 рабочих дней), срок выпуска таких товаров возобновляется, за исключением ситуаций когда:
7. Особенности использования инструмента ТРОИС на практике.
Р. В. Штыка: Данные таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, а также дополнительные сведения, представляемые правообладателем (его представителем) при получении государственной услуги «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» используются в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов Российской Федерации для автоматизированного таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Кроме того данные таможенного реестра используются таможенными органами для взаимодействия с доверенными лицами правообладателей при приостановлении срока выпуска товаров, помещаемых под таможенные процедуры, а также при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров и пересечении пересылки контрафактных товаров в международных почтовых отправлениях, и в иных служебных целях.
8. В соответствии со статьей 113 289-ФЗ может быть приостановлен срок выпуска товаров, содержащих ОИС, но НЕ включенных в ТРОИС. В чем тогда целесообразность для правообладателя включать ОИС в ТРОИС и оформлять страховку, если таможенные органы и так принимают меры по защите прав таких ОИС (не включенные в ТРОИС)? При приостановлении выпуска в соответствии со статьей 113, кто возмещает декларанту имущественные расходы, если правообладатель отказывается подавать заявление на включение ОИС в реестр после уведомления от таможенного органа о возможном нарушении его прав? В каких источниках содержится информация о ОИС, не включенных в ТРОИС, но обладающих правовой охраной?
Р. В. Штыка: Основные отличия положений статей 112 и 113 Федерального закона, предусматривающих приостановление срока выпуска товаров, заключаются в следующем:
9. Правильно ли я понимаю, что при приостановлении срока выпуска на 10-20 рабочих дней, отказ в выпуске ДТ по истечении срока выпуска ДТ установленного пунктом 6 статьи 119 ТК ЕАЭС не будет?
Р. В. Штыка: Ответ приведен в пункте 6.
10. Если нужно защитить свой товарный знак при ввозе товара в другую страну, то нужно включать товарный знак в таможенный реестр другой страны?
Р. В. Штыка: Охрана и защита прав на объекты интеллектуальной собственности имеют территориальный принцип действия. Соответственно, если требуется получить охрану и защиту прав на объекты интеллектуальной собственности на территории иностранного государства необходимо руководствоваться зарубежным законодательством.
11. Есть ли ответственность правообладателя за непредоставление на запросы таможенных органов разрешений на ввоз товаров параллельными импортерами. Таможенные органы для каких целей составляют статистику для вышестоящих органов по количеству ответов правообладателя?
Р. В. Штыка: Документы, подтверждающие соблюдение исключительных прав правообладателя, представляет в таможенный орган декларант (не правообладатель или его представитель).
Доверенное лицо правообладателя, получая уведомление от таможенного органа о приостановлении срока выпуска товаров, может направить в ответ просьбу отменить решение о приостановлении срока выпуска товаров (в связи с тем, что не усматривает нарушения прав интеллектуальной собственности), либо информировать о наличии признаков незаконного нанесения средства индивидуализации (незаконного воспроизведения объектов авторского права или смежных прав), либо представить документы, подтверждающие наложение на товары ареста (как меры обеспечения гражданского иска), а также направить просьбу о продлении срока приостановления срока выпуска товаров (при соблюдении установленных законодательством условий).
В целях исключения причин нереагирования доверенных лиц правообладателя на уведомления таможенных органов о приостановлении срока выпуска товаров ФТС России ведет учет таких фактов и рассматривает их на заседаниях рабочей группы с Ассоциацией производителей фирменных торговых марок «Русбренд».
12. В соответствии с частью 7 статьи 124 ТК ЕАЭС таможенные органы вправе приостановить срок выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности не включенные в ТРОИС без заявления правообладателя?
Р. В. Штыка: В развитие пункта 7 статьи 124 Таможенного кодекса ЕАЭС статьей 113 Федерального закона предусмотрено право таможенных органов приостановить срок выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (полномочия «ex-officio»).
13. Если товарный знак есть в Роспатенте, но нет в ТРОИС, может ли таможенный орган запросить у декларанта разрешение от правообладателя на ввоз товара?
Р. В. Штыка: Таможенный орган при обнаружении признаков нарушения прав на объект интеллектуальной собственности, не включенный в таможенный реестр, имеет право в соответствии со статьей 113 Федерального закона приостановить срок выпуска товара, на котором указанный объект интеллектуальной собственности размещен, и уведомить об этом правообладателя (его представителя).
14. Как получить подтверждение о факте ввоза контрафактного товара для включения товарного знака в ТРОИС, если досмотра не делают, так товарный знак не в ТРОИС. Какие документы являются подтверждением имеющихся нарушений, для включения товарного знака в ТРОИС, где указан такой перечень для таких документов?
Р. В. Штыка: Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих факт нарушения прав на объект интеллектуальной собственности, не утвержден. Такими документами могут выступать судебные акты, подтверждающие факт нарушения прав на объект интеллектуальной собственности при перемещении товара через таможенную границу и принятые по результатам возбуждения дела об административном правонарушении, уголовного дела, подачи гражданского иска. Также документальным подтверждением «достаточных оснований правообладателя полагать, что может иметь место нарушение его прав на объекты интеллектуальной собственности в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию или вывозом товаров из Российской Федерации либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем» (Статья 328 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ) могут являться результаты контрольных закупок или иных мероприятий фиксирующих факт реализации на территории Российской Федерации контрафактных товаров, произведенных за рубежом.
При получении государственной услуги «Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» заявитель может представить имеющуюся информацию о получателях/отправителях (декларантах) товаров, перемещение которых через таможенную границу осуществлялось с нарушением его прав интеллектуальной собственности. Указанная информация будет проверена с использованием информационных ресурсов ФТС России и в случае ее подтверждения – использована при предоставлении государственной услуги.
15. Организация ввозит комплектное оборудование не входящее в ТРОИС, однако часть компонентов этого оборудования включены в Реестр. Правомерно ли со стороны таможенного органа приостанавливать выпуск?
Р. В. Штыка: Правом ЕАЭС предусмотрено, что как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, меры защиты внутреннего рынка.
Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, которые размещены на декларируемом товаре и которые индивидуализируют данный товар в целом, а не в отношении его составных частей или компонентов.
Если таможенному органу декларируются отдельные компоненты продукции как самостоятельный товар и они содержат объекты интеллектуальной собственности, в отношении таких товаров будут также применяться меры по защите прав интеллектуальной собственности.
16. В отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования применяется ли защита объектов ИС, если товар перемещается в единичном экземпляре (например, оригинальная куртка со знаком «ADIDAS»), требуется ли в этом случае согласие правообладателя?
Р. В. Штыка: Меры по защите права на объекты интеллектуальной собственности принимаются таможенными органами при помещении товаров под таможенные процедуры, при совершении таможенных операций с международными почтовыми отправлениями (в целях пресечения пересылки контрафактных товаров), а также при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров.
В соответствии с правом ЕАЭС товары для личного пользования выпускаются таможенным органом в свободное обращение без их помещения под таможенную процедуру (за исключением ситуации когда товары, перемещаемые физическим лицом (доставляемые в адрес физического лица), не отнесены к товарам для личного пользования).
Таким образом, в отношении оригинальных товаров для личного пользования, не помещаемых под таможенную процедуру, меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами не принимаются.
17. Как на практике реализуется право первичной приостановки товаров с нанесенными товарными знаками до включения в ТРОИС в рамках статьи 113 №289-ФЗ?
Р. В. Штыка: Полномочия «ex-officio» реализуются таможенными органами в соответствии со статьей 113 Федерального закона.
18. Каким образом сведения из ТРОИС распространяются на таможенные органы стран ЕАЭС?
Р. В. Штыка: Таможенные службы государств – членов ЕАЭС администрируют национальные таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности, которые применяются таможенными органами того государства – члена ЕАЭС, на территории которого совершаются таможенные операции.
Правом ЕАЭС предусмотрен Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов ЕАЭС, ведение которого осуществляет Евразийская экономическая комиссия (Решение Коллегии ЕЭК от 06.03.2018 № 35).
Единый таможенный реестр начнет «работать» после обеспечения технической готовности участников информационного взаимодействия (Евразийская экономическая комиссия, таможенные службы государств – членов ЕАЭС), предусмотренной регламентом его ведения.
19. Рассматривает ли ФТС возможность дополнение видов объектов интеллектуальной собственности в статью 334 289-ФЗ (в первую очередь имеется в виду изобретения и промышленные образцы)?
Р. В. Штыка: В ближайшей перспективе планируется расширить перечень объектов интеллектуальной собственности, защищаемых таможенными органами, путем включения в него географических указаний.
20. В случае введения в оборот продукции с товарным знаком, не прошедшей таможенной «очистки», возможно ли привлечение ФТС для пресечения реализации такой продукции?
Р. В. Штыка: Товары, незаконно перемещенные через таможенную границу ЕАЭС, либо выпуск которых не произведен в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, должны быть задекларированы таможенным органам в порядке предусмотренном статьей 104 Федерального закона. При совершении таможенных операций с такими товарами таможенные органы примут меры, направленные на обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
21. Можно ли в качестве сведений о выявленных случаях нарушения прав правообладателя рассматривать и представлять в ФТС документы (при подаче заявления о включении товарного знака в ТРОИС), подтверждающие текущее рассмотрение судом заявления полиции о нарушении импортером прав правообладателя? То есть решение по делу еще не принято. Можно ли рассматривать это как потенциальный риск?
Р. В. Штыка: Ответ приведен в пункте 14.
22. Когда будет единый ТРОИС для всех стран ЕАЭС?
Р. В. Штыка: Ответ приведен в пункте 18.
23. Как включить товарный знак в реестр ТРОИС без документальных подтверждений о ранее имевших место нарушениях (и зачем это требование вообще необходимо для внесения товарного знака в ТРОИС)?
Р. В. Штыка: Ответ приведен в пункте 18 Дополнительно следует отметить, что указанное требование установлено Федеральным законом, аналогичное положение в отношении Единого таможенного реестра содержится в Таможенном кодексе ЕАЭС.
Причиной законодательного закрепления указанных норм стали международные обязательства, предусмотренные Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (г. Марракеш 15.04.1994).
Данными нормами руководствуются не только ФТС России и таможенные службы государств – членов ЕАЭС, но и таможенные администрации всех стран-участниц ТРИПС (ВТО).
24. Чем принципиально отличаются реестр товарных знаков ТРОИС от реестра товарных знаков Роспатента (ФИПС)? Зачем дублирование одного общего Федерального реестра товарных знаков реестром ТРОИС (например, Роспотребнадзор и УЭБ и ПК МВД своих дополнительных реестров не ведут, как ФТС России, а используют ФИПС)? Имеют ли для ФТС России юридическое и практическое значение товарные знаки из Реестра ФИПС, и каким образом ФТС России обеспечивает охрану товарных знаков, включенных в реестр ФИПС и при этом не включенных в реестр ТРОИС?
Р. В. Штыка: В реестры Роспатента включены товарные знаки, которым в соответствии с гражданским законодательством предоставлена правовая охрана на территории Российской Федерации.
Факт регистрации в реестрах Роспатента позволяет использовать ряд государственной инструментов их защиты: обращение правообладателя в суд в гражданско-правовом порядке, обращение с заявлением в органы МВД России, в ФТС России.
При этом таможенные органы для организации защиты прав на объекты интеллектуальной собственности применяют нормативно закрепленные взятые из международной практики специализированные механизмы: таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (глава 57 Федерального закона), приостановление срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, которые включены в таможенный реестр (статья 112 Федерального закона), и полномочия «ex-officio» (статья 113 Федерального закона).