что такое тактовая черта в музыке

Акцент, размер

АКЦЕНТ. МЕТР. РАЗМЕР. ТАКТ.
ТАКТОВАЯ ЧЕРТА. ЗАТАКТ.

Доли, не имеющие ударений, называются слабыми долями.

Доля метра может быть выражена различной длительностью: метр (или, если угодно, единица измерения времени) в музыкальной пьесе может выражаться целыми, половинными, восьмыми или шестнадцатыми длительностями. В принципе, любыми длительностями, но лично я не встречал ни разу произведений с метром более мелким, чем шестнадцатые.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперек нотного стана. Эта черта называется тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы ее выделить.

Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт, который называется затактом. В большинстве случаев затакт не превышает половины такта. Затакт может образоваться и в середине произведения перед любой его частью.

В конце, а иногда и по окончании части произведения, ставится двойная тактовая черта.

ПРОСТЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ГРУППИРОВКА
ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ ПРОСТЫХ РАЗМЕРОВ

Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным.

Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным.

Образование ритмических групп внутри такта называется группировкой длительностей.

При группировке длительностей в простых размерах основные доли такта (метрические доли) должны быть отделены друг от друга. Например:

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

В порядке группировки длительностей в простых размерах допускаются следующие исключения:

1) Объединение всех длительностей общим ребром возможно в тех случаях, когда эти длительности одинаковые. Например:

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

В размере 3/8 ввиду мелких долей такта допускается следующая группировка:

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

2) Звук, длительность которого занимает весь такт, пишется одной нотой без применения лиги.

3) В том случае, когда у ноты, начинающей собой метрическую долю, стоит точка, например:

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.
что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

СЛОЖНЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ОТНОСИТЕЛЬНО СИЛЬНЫЕ ДОЛИ. ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СЛОЖНЫХ РАЗМЕРОВ

При слиянии простых однородных метров образуются сложные метры.

Сложный метр может состоять из двух или более простых метров. Благодаря этому сложный метр может иметь несколько сильных долей. Количество сильных долей в сложном метре соответствует количеству простых метров, входящих в его состав.

Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной, а доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными долями.

Все размеры, выражающие сложные метры, тоже называются сложными размерами. Поэтому сказанное выше о составе сложных метров в одинаковой мере относится и к сложным размерам.

Наиболее употребительными размерами, выражающими сложный метр, являются следующие сложные размеры:

а) четырехдольные размеры: 4/4, 4/8, реже встречается 4/2

б) шестидольные размеры: 6/4, 6/8, реже встречается 6/16

в) девятидольные размеры: 9/8, очень редко встречаются 9/4 и 9/16

Вы можете использовать и другие размеры, поскольку принципиальных запретов тому не существует. Вам придется учитывать все-таки, что «воспринимаемость» Вашей музыки будет сильно ухудшаться по мере усложнения размера. Все размеры, как видно из объяснений выше, так или иначе восходят двух- или трехдольности, или, иными словами, к жанрам марша или вальса. Эти, самые простые, танцевальные и привычные движения в два или три шага, воспринимаются слушателем наиболее естественно, благодаря чему такая музыка легко запоминается, вызывает больше эмоционального отклика. Размеры же, которые не имеют родственной связи с двух- и трехдольными, например 5/4, 11/4, 7/8 и т.п., воспринимаются на слух как очень необычные, экзотические, трудные. Вам потребуется немалая одаренность, талант внушения и личное обаяние, чтобы придать музыке в таких метрических условиях настоящую естественность и запоминаемость.

СМЕШАННЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ГРУППИРОВКА
ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СМЕШАННЫХ РАЗМЕРОВ

Смешанные размеры встречаются в музыке значительно реже простых и сложных размеров. Наиболее употребительные из них пятидольные и семидольные: 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.

Смешанные размеры отличаются от сложных размеров некоторыми особенностями:

1) строение смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров, их составляющих, что влияет на чередование сильных и относительно сильных долей такта;

2) чередование сильных и относительно сильных долей такта следует неравномерно.

а). Пятидольные размеры:

б) Семидольные размеры: 7/4 (3/4+2/4+2/4) и 7/4 (2/4+2/4+3/4). Попробуйте определить самостоятельно сильные и относительно сильные доли, пользуясь примером выше.

Бывают случаи, когда в одном и том же музыкальном произведении меняется порядок чередования простых размеров, составляющих смешанный размер.

Для удобства чтения нот в смешанном размере, иногда рядом с основным обозначением размера пишут в скобках вспомогательное обозначение в виде чередования простых размеров в такте, как мы уже только что видели.

СИНКОПА

Ритмическая фигура, при которой происходит несовпадение ритмического и метрического акцентов, называется синкопой. В музыке синкопы встречаются часто, они возникают в тех случаях, например, когда звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле. В результате происходит перемещение акцента на эту слабую метрическую долю.

То же самое наблюдается и в тех случаях, когда звук слабого времени любой метрической доли сохраняется на сильном времени следующей метрической доли. Например:

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

Чаще встречаются следующие формы синкоп, они считаются основными:

а) междутактовые синкопы двухдольные и трехдольные;

б) внутритактовые синкопы двухдольные и трехдольные.

Кроме того, синкопа может образоваться после паузы, приходящейся на акцентируемую долю. В правописании внутритактовых синкоп допускается отступление от правила группировки длительностей. Так, например, внутритактовую синкопу обычно пишут, сливая слабую и сильную доли в одну ноту, но иногда пишут и при помощи лиги, двумя нотами, придерживаясь правила группировки. Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту.

ГРУППИРОВКА В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ

В музыке для голоса с текстом группировка длительностей связана с слоговым составом речи. Отдельная длительность, приходящаяся на слог, не объединяется в группу с соседними длительностями. Если один слог распевается несколькими звуками, то их длительности объединяются в группы согласно общему правилу. Не буду приводить лишних примеров. Эта тема совсем не сложная, поэтому для закрепления, если Вам необходимо, посмотрите на любую песню «Битлз» или в «Вокальных произведениях» библиотеки нашего сайта, и Вам все станет ясно.

Скорость движения называется темпом. В музыке темп как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения (или, скорее, наоборот: содержание зависит от темпа). Темпы подразделяются на три основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом итальянские обозначения. За последнее время в российских изданиях стали применяться обозначения темпов на русском языке. В джазовых же нотах традиционно применяются англоязычные термины. Ниже приводится перечень основных обозначений темпов.

Для большей выразительности при исполнении музыкального произведения нередко применяются постепенные ускорения или замедления общего движения. Они обозначаются в нотном тексте следующими словами:

Допускаемые исполнителем незначительные отклонения от указанных автором темпов зависят от его художественной индивидуальности и его личного понимания исполняемой музыки.

ПРИЕМЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ

Под дирижированием, в широком смысле этого слова, подразумевается управление исполнением музыкального произведения хором, оркестром или другими крупными ансамблями.

В основу приемов дирижирования положены двухдольные, трехдольные и четырехдольные фигуры взмахов. Они заключаются в следующем (все схемы даны для правой руки):

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

Примечание. Начало каждой доли такта наступает в момент окончания взмаха, в опорной точке движения.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

Источник

Такт (музыка)

Такт (лат. tactus — касание; позднелат. значение — толчок, удар) — единица музыкального метра, начинающаяся с наиболее сильной доли и заканчивающаяся перед следующей равной ей по силе.

Содержание

Такт в нотной записи

В нотной записи такт — совокупность нот и пауз, заключённая между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями на нотном стане.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

Такт определяется количеством и типом его метрических единиц — долей — обозначаемые размером. В нотной записи размер указывается после ключа в начале музыкального произведения (или такта, начиная с которого он изменился), условно, в виде обыкновенной дроби (например, «3/2», «2/4», «6/8», «4/4» и т. п.) или её условного обозначения (C эквивалентен 4/4, что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке. эквивалентен 2/2). В числителе указывается количество долей, а в знаменателе — их относительная длительность.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперёк нотного стана, которая называется тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

Если произведение начинается со слабой доли, то в начале образуется неполный такт, который называется затактом. В большинстве случаев затакт не превышает половины такта. Затакт может образоваться и в середине произведения перед его любой частью. По традиции, произведения, начинающиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим затакт. Даже когда для завершения не остается нотного материала, затакт часто дописывается паузами.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

В конце, а иногда и по окончании части произведения, ставится двойная тактовая черта. Двойная тактовая черта с жирной чертой (заключительная тактовая черта) обозначает конец произведения.

Ритм, метр и темп

В музыке звуки организованы во времени, эта организация определяется двумя понятиями: ритм и метр. Многие путают понятия «ритм» и «метр».

Ритм — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм.

Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени. Можно сказать, что метр — это координатная временная сетка, на которую накладывается ритмический рисунок произведения. Его можно сравнить с ударами невидимого метронома, задающего ход времени музыкального произведения, в который вписываются звуки (ноты). Как правило, большинство музыкальных произведений имеют постоянный метр.

Метр — понятие абстрактное, и в музыкальном произведении метр может быть никак не выражен звуками (нотами) — он существует лишь в воображении музыканта и слушателей. Ритм же, в отличие от метра, не абстрактен, и выражается реально звучащими звуками (нотами).

Однако, даже зная метр и ритмический рисунок, ничего нельзя сказать об абсолютной длительности каждой нот и долей (например, в секундах). Ведь один и тот же ритмический рисунок может быть исполнен в разном темпе. Только зная темп, можно говорить об абсолютной длительности нот и долей.

Доля, акцент и синкопа

Метр определяет рисунок равномерного чередования сильных и слабых долей во времени.

Акцент — выделение громкостью (или другим образом) определённой доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли.

Сильная доля такта — это доля, на которую делается самый большой акцент в такте, она может быть расположена не только в начале такта, как например в польском танце Мазурка, в котором акцент на вторую долю сохраняется с начала до конца произведений, то же можно сказать о четырёхдольных стилях фламенко (Тангос, Тиентос, Тангильос и другие), акцент в которых всегда делается на вторую и четвертую доли такта, остальные доли более слабые.

Сильная доля и акцент — не одно и то же. Акцент — явление временное, он может возникать на любую долю, в зависимости от желания композитора или характера конкретного произведения, а сильная доля имеет постоянный характер, но может располагаться в разных местах такта, в зависимости от ритмической структуры стиля. Первая доля не может считаться сильной по умолчанию, так как для этого нет оснований, ритмический отрезок музыки может стабильно начинаться со слабой доли.

Синкопа — смещение акцента с сильной доли на слабую.

Тактовый размер

Метр и размер — это почти одно и то же, между ними очень тонкая разница. Метр — обобщенный термин для указания характера чередования сильных и слабых долей в такте в общем без учёта длительности каждой доли. Размер же — конкретное «числовое» значение метра для музыкального произведения с указанием длительности доли. Например, обозначение размера «3/4» означает постоянное чередование одной сильной и двух слабых долей с длительностью каждой доли в четвертную ноту. Все нижесказанное о метрах будет справедливо и для размеров.

Размер определяет метр и длительность каждой доли в произведении (или в отдельном такте). В большинстве произведений все такты имеют одинаковый размер (указываемый в начале произведения). В музыке со смешанным размером в начале разных тактов могут быть указаны разные размеры, говорящие об изменении типа ритмического рисунка в последующих тактах.

Простые метры

Простые метры — это двухдольные или трёхдольные метры, имеющие одну сильную долю (акцент).

Двухдольный метр — метр, в котором сильные доли повторяются равномерно через одну долю (состоит из одной сильной доли и одной слабой). Эти метры выражают такие размеры, как «2/2», «2/4» и «2/8».

Трёхдольный метр — метр, в котором сильные доли повторяются равномерно через 2 доли (состоит из одной сильной доли и двух слабых). Эти метры выражают такие размеры, как «3/2», «3/4», «3/8», реже встречается «3/16».

Сложные метры

Сложные (составные) метры — метры, полученные при слиянии двух и более простых метров. Благодаря этому сложный размер может иметь несколько сильных долей, количество которых соответствует количеству простых метров, входящих в его состав.

Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной. А доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными долями.

Наиболее часто используемые сложные размеры для выражения сложных метров:

Можно использовать и другие размеры, строгих правил по этому поводу не существует. Однако, людям будет сложнее воспринимать такую музыку, к тому же написать её и сыграть тоже будет сложнее.

Исторический очерк

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

Термин «такт» (лат. tactus) впервые отмечается в трактате Адама Фульдского в 1490 году, где он означает отрезок времени в системе мензуральной ритмики, известный как тактус.

Источник

Ритм, такт, темп, размер. Разберёмся?

Привет, друзья!

В этой статье речь пойдет о ритме в музыке. О таких понятиях как такт, темп, размер, метроном и т.д., так как понимание этих вещей едва ли не важнее музыканту, чем знание самих нот. Да и нет здесь ничего особо сложного, и мы во всем сейчас с вами подробно разберемся.

Возьмём для примера фрагмент стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Важно научиться выделять такие такты в любой музыке. Обычно это не сложно, если понимать, что они одинаковой длины и повторяются на протяжении всей песни или мелодии.

В нотной записи такты отделены друг от друга тактовой чертой и иногда даже пронумерованы.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

Если мы присвоим каждой сильной доле свой номер, от 1 до 4, а каждой слабой доле просто дадим маленькую букву «и», то весь такт из примера примет такой вид:

Например:
«Вальсовый ритм звучит интересно,
Я обожаю его, если честно. «

Легко выделить ударные слоги и по два безударных между ними: (а в конце строчек можно даже заметить паузу)

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

Я даже этот текст специально разделяю паузами между абзацами, чтобы он легче воспринимался и не выглядел просто нагромождением букв)))

Идём дальше. Теперь, имея ритмическую сетку из тактов, мы можем вписывать в нее звуки. Или не вписывать, тогда это будут паузы. И все эти звуки, ноты, паузы, могут быть разной длины. В нотной записи длину ноты или паузы мы понимаем из её внешнего вида, то есть то, как она рисуется, сразу говорит нам, как долго она будет звучать.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

Мы можем сыграть одну ноту, и тянуть ее весь такт. Это » целая » нота.
Мы можем сыграть две ноты покороче и в один такт их влезет уже 2 штуки, друг за другом. Это » половинные » ноты.
Мы можем сыграть ещё более короткие ноты так, чтобы в одном такте их поместилось аж 4 штуки, тогда они совпадут с ударными слогами стихотворения в нашем примере. Это » четвертные » ноты.
Мы можем продолжить деление, и ноты будут звучать все короче и короче. Восьмые, шестнадцатые и т.д.

В общем, тренируйтесь на любых песнях и мелодиях, выделяйте в них одинаковые отрезки, и пробуйте считать под них ровным счетом, это не так уж и сложно. Конечно, есть очень сложные, составные ритмы, которые понять тяжело даже опытному музыканту, но, все-таки, большинство популярной музыки состоит из самых обыкновенных четверок или, если это вальс, то троек.

Понятно, что мы с вами разобрали лишь самые основы, только чтобы получить общее представление о ритме, темпе. Это очень объемная тема, которую не раскрыть в одной статье. Но, в любом случае, играть музыку, учить ее, писать, или даже просто слушать, приятнее понимая основы ее формирования. Мне кажется это даже более важным, чем умение читать ноты с листа или виртуозное владение приемами игры на любом инструменте. В конце концов, вся наша жизнь, вдох-выдох, день-ночь, подчинены определенным ритмам, так что разобраться в них будет полезно. И я с удовольствием вам в этом помогу, обращайтесь.

Приятных вам ритмов и до новых встреч.
Максим Стотыка.

Источник

О ритме: метр, такт и размер в музыке

О ритме: метр, такт и размер в музыке

Музыка, в отличие от шума, определённым образом организована во времени: звуки и паузы разной длительности чередуются и сочетаются между собой и образуют структуру – музыкальный ритм.

Ритм (от греческого глагола ῥέω – течь) – это особая система, которая помогает соотнести звуки и паузы в их движении (протекании во времени) и связать их между собой. Без ритма музыка превращается в несвязный шум.

Основной мерой движения музыки является пульс, подобные сердцебиению равномерные удары. Пульс не записан в нотации и часто даже не слышен явно, но его всегда можно ощутить: точно также мы чувствуем, но не слышим, удары собственного сердца.

Чередование сильных и слабых долей в музыке называется метром (от слова измерять), а сами доли – единицами музыкального метра.

Ритм и метр в музыке – понятия близкие, но не тождественные. Метр можно назвать основой ритма: ритм подчинён его равномерной пульсации, а любая ритмическая конструкция состоит из чередующихся метрических единиц.

Отдельно взятый отрезок метра между двумя сильными долями в музыке носит название такт, а количество единиц метра в такте – музыкальный размер. На нотном стане каждый такт выделен тактовой чертой. В нотной записи метр обозначается именно в виде размера: в начале первого такта пьесы стоит дробное число. Можно сказать, музыкальный размер – это цифровое выражение метра в музыке.

Такт, темп и длительность

Пульсация метра часто неуловима, но его удары следуют с определённой скоростью. Эта скорость чередования долей в музыке называется темпом (от лат. Tempus – время) и может быть точно измерена с помощью специального устройства-маятника – метронома. Метроном был создан для точного подсчёта количества ударов в минуту. Однако, ещё до изобретения устройства, сложилась классическая система классификации темпа, основанная на субъективном ощущении движения музыки. В нотной записи традиционно используются описательные определения темпа и его изменений – прилагательные итальянского языка. Некоторые из них: adagio (медленно), andante (не спеша), moderato (умеренно), presto (очень быстро).

Длительности нот и пауз

Длительность доли не связана с привычными мерами времени (секундами или минутами). Её протяжённость определяется только в рамках исполняемого музыкального произведения согласно его темпу.

Длительность доли составляет продолжительность звучания одной ноты (или паузы) или её дробной части: половинная нота, четвертная, восьмая, шестнадцатая и так далее. Длина звучания графически отображена в нотной записи.

Длительности нот могут объединяться. Из двух (или больше) коротких нот путём сложения их длительностей может получиться одна длинная. Такой приём в музыке называется лига и в нотной записи обозначается вогнутой вниз дугой:

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

Паузы в музыке также имеют выраженную продолжительность. Длительность музыкальной паузы отражена в нотной записи аналогично длительности нот.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

Длительность такта в музыке определяется на слух и соответствует длительностям составляющих его долей – звуков и пауз.

Размер такта

Соотношение количества долей с их длительностью является размером такта. На листе размер выписан дробью в начале первого такта, где числитель – это количество долей в каждом такте, а знаменатель – примерная длительность звучания одной доли.

Например: в размере 2/4 число 2 будет означать, что в одном такте произведения две доли, длительность каждой будет равна четвёртой части длины целой ноты. Длительность звучания ноты условная и основана на ощущении.

Размер такта – это размер метра на одном его участке, от одной сильной доли до следующей.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

Неполный такт и синкопа

Если музыкальное произведение начинается со слабой доли, то первый такт будет называться неполным. В начале произведения неполный такт носит название затакт. Обычно затакт уравновешивается неполным тактом в конце произведения таким образом, чтобы сумма долей в двух неполных тактах равнялась одному полному. В середине произведения также может встречаться затакт.

Смещение акцента с сильной доли на слабую внутри такта называется синкопой. Ударение в такте может перемещаться свободно, с опережением или запаздыванием относительно пульсации метра.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

Затакт и синкопа используются, чтобы изменить положение в такте сильных и слабых долей и сместить акцент в пульсации метра. Эти приёмы служат средством ритмической выразительности.

Метр и размер. Простые и сложные метры.

В соответствии с количеством долей в такте размеры метра можно условно разделить на два типа: простые и сложные (или составные).

Простые метры

Простые метры могут быть двудольными и трёхдольными.

Метр называют двудольным, если сильная и слабая доля в нём повторяются через одну, он звучит чётко, размеренно и прямо, похож на шаг или марш: РАЗ-два-РАЗ-два и т.д.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

Для трёхдольного метра характерно повторение одной сильной доли через две слабые:

РАЗ-два-три-РАЗ-два-три и т.д. Он слышится более плавным, сглаженным, будто покачивающимся. Трёхдольный тип метра характерен, например, для вальса.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

Сложные метры

Сложные метры возникают при соединении двух или нескольких простых, поэтому их также называют составными. Это соединение можно наглядно изобразить вот так:

Благодаря такому склеиванию сложный метр состоит из нескольких сильных долей, их число соответствует количеству простых метров составляющих сложный. Первая доля составного метра акцентируется сильнее других, поэтому сильной долей обозначается она. Таким образом, менее сильные доли именуются относительно сильными. Размеры, передающие сложные метры, называют сложными размерами.

Сложные музыкальные размеры могут быть:

а) однородными

В таком размере сочетаются одинаковые простые метры.

Например: 4/4 = 2/4+2/4; 6/4 = ¾+¾; 8/4 = 2/4+2/4+2/4+2/4 и так далее.

Сильные доли в однородном размере чередуются последовательно и образуют строгую метрику.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

б) смешанными

В них сочетаются разные простые размеры.

Например: 8/4=2/4+¾+¾; 5/6 = 2/6+3/6; 8/8 = 2/8+3/8+3/8 и так далее.

Порядок чередования метров в смешанном размере имеет значение, так как сильные и относительно сильные доли также чередуются, смещаются, и могут следовать неравномерно. В таком случае, рядом с основным значением размера, в нотной записи дополнительно прописывают последовательность простых метров в такте.

Неравномерная последовательность долей,сильных и слабых, образует свободную метрику.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

в) Переменными. Так называются размеры, которые меняются по ходу произведения. Если такое изменение равномерно, то в начале нотной записи указывают два размера. В ином случае, размер указывается несколько раз по мере надобности.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

Сочетание нескольких разных размеров в музыке называется полиметрией.

что такое тактовая черта в музыке. картинка что такое тактовая черта в музыке. что такое тактовая черта в музыке фото. что такое тактовая черта в музыке видео. что такое тактовая черта в музыке смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тактовая черта в музыке.

Метры разных размеров и их сочетания позволяют добиться выразительной изменчивости пульса. Пульсация метра вьётся и изгибается, создавая ритмический узор.

Музыкальный ритм

Музыка имеет выраженную упорядоченность во времени: разделённая на такты комбинация звуков и пауз разной длительности и размерности, подчёркнутых акцентами. Из этих элементов складывается музыкальный ритм. Ритм подобен рисунку или узору, который нанесён на координатную сетку метра – такты разных размеров соединяются и образуют ритмические фигуры. Ритмический рисунок, который, собственно, и представляет собой музыкальный ритм, складывается из таких ритмических фигур. Ритм – одно из главных выразительных средств в музыке.

Мелодии может и не быть, но ритм присутствует всегда. Гармонии и мелодии существуют внутри ритмических построений, подчинены музыкальному ритму. Ритм определяет восприятие произведения, его настроение и жанровую принадлежность.

Можно сказать, что музыкальный ритм – это основа музыки. Для музыканта крайне важно развить в себе чувство ритма и понимание ритмических построений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *