что такое таксопарк и зачем он нужен
Обзор современных схем работы таксопарков
Сфера такси, как и многие другие отрасли, за последние 5 лет подверглась стремительной автоматизации. Традиционные таксопарки Москвы практически вымерли после появления агрегаторов (Яндекс.Такси, Uber, Gett, Wheely, Максим, Везет и др.). Поэтому в данной статье мы решили рассмотреть современные схемы работы таксопарков и их особенности.
На плаву еще держатся крупнейшие компании традиционного сегмента (Такси Ритм, Ситимобил, Престиж). Однако, видя, как много крупных и средних парков закрылось за последние несколько лет, невольно задумываешься – сколько еще смогут продержаться эти «гиганты»?
В нашей статье подробно рассмотрены факты разорения компании Асап, неизвестно, сколько еще таксопарков не выдержат быстро меняющихся условий рынка.
Используя агрегатор, водитель получает бесконечный поток заказов. С одной стороны, это довольно хорошо, но с другой стороны наработать постоянных клиентов практические невозможно.
При построении собственного бизнеса стоит учесть, что таксопарки в России до сих пор не теряют актуальности.
Схемы работы такоспарков
1. Процент от выручки (схема «Подключалки»)
«Подключалки» берут процент от выручки водителя. Их задача — подключить водителя на своем автомобиле к своему таксопарку и заработать немного за счет того, что подключение и выплату «Подключалка» берет на себя.
Представим, что водитель зарабатывает за 1 неделю 20 000 руб, обычно, «Подключалка» берет 5 % от заказов, значит прибыль «Подключалки» составит 1000 руб/неделя.
Мы уже столкнулись с тем, что несколько «Подключалок» заблаговременно решила запустить «зарплатный», как страховку от этой угрозы.
2. Особенности схемы работы таксопарков по аренде
Данная схема является одной из самых распространенных. Таксопарк имеет машины в собственности или в лизинге и сдает их водителям, которые подключаются через него к агрегаторам. В некоторых случаях таксопарк берет машины в аренду, а сам сдает их водителям в субаренду. Мы попробуем рассчитать доходность аренды такси на примере этих вариантов.
Допустим, вы взяли автомобиль в лизинг на 24 месяца, с ежемесячным платежом в 30 000 рублей. В эту сумму включена покупка автомобиля, оборудование его маячком GPS, страховки ОСАГО и КАСКО (тотал/угон + франшиза).
Если разделить это на 30 дней — получится 1 000 рублей в сутки, плюсуем сюда расходы на ТО. При сдаче в аренду, обслуживание автомобиля, а именно: замена резины, мелкий ремонт и прочее несет арендодатель. ТО рекомендуется производить не реже, чем через каждые 10 000 км (примерно 1 раз в месяц). Стоимость ТО в хорошем сервисе стоит от 3 000 рублей (т.е. примерно 100 рублей в день). Отсюда следует, что на обслуживание лизинга и ТО мы тратим 1 100 рублей. Сдаем этот автомобиль в аренду за 1 500 рублей в сутки с графиком платежей 7/0, и получаем прибыль примерно 400 рублей в сутки.
Чтобы расти в рамках этой схемы и зарабатывать больше приходится увеличивать количество автомобилей. Что в итоге повышает нагрузку на офис и инфраструктуру.
Работа по субаренде весьма проста. Вы берете автомобиль в аренду и передаете его в субаренду по более дорогой цене, работая так, вы не несете никаких расходов на ТО и страховку. При такой схеме прибыль составляет примерно 100-200 рублей. Но стандартные риски для этой схемы все равно сохраняются.
Редко, кто закладывает коэффициент простоя и ДТП. Это тоже следует учитывать. В среднем в парке стоит около 15% автомобилей в месяц. То есть из 30 дней в месяце, автомобиль приносит вам деньги 25 дней. Частота ДТП и ремонтов, связанных с ними зависит от того, каким водителям вы будете сдавать авто.
3. Сдельная оплата (схема 50% на 50%)
В данной схеме работы парк договаривается с водителем о том, что заработанную выручку они делят в процентном соотношении. Отдельно водитель с таксопарком договаиваются о том, входят ли в услуги таксопарка доп.расходы (заправка топливом, мытье машины и т.д.). В некоторых парках, эти расходы несет сам таксопарк, а в некоторых вся нагрузка ложится на водителя. Получил машину — сам заправь, сам помой, сам нам денег заработай.
Упрощенно, мы берем ситуацию, что все доп.расходы берет на себя водитель. С учетом той же выручки за 1 неделю работы водителя в 20 000 руб., мы отнимаем 50 %.
В итоге таксопарк заработает 10 000 руб. в неделю.
4. Зарплатный проект (штат)
При стандартных условиях в этой схеме таксопарк берет на себя всю нагрузку по обеспечению водителя необходимыми ресурсами для работы:
В редких случаях предоставляются даже все необходимые устройства для работы.
Задача водителя, при этом, состоит в выполнении пришедших заказов. Водитель получает фиксированную плату за час работы или за день.
В среднем, водитель зарабатывает 2000 руб. в день, работая на зарплатной схеме. При этом он обеспечен всем необходимым и ему не нужно переживать по поводу заказов, денег на бензин, оплаты мобильного интернета и т.д. Далее в своих статьях мы подробнее расскажем про зарплатный проект.
Но чтобы понять принцип схемы работы таксопарков по «зарплатному» приведем очень простой пример:
Таксопарк в среднем зарабатывает 2500 руб.* в день с 1 машины. Умножаем эту величину на 7 дней и получаем 17 500 руб. прибыли в неделю.
* у некоторых компаний, которые наладили работу, набрав в штат хороших водителей, данное значение вырастает до 3500 руб./день.
Какую схему использовать при запуске таксопарка каждый предприниматель решает сам. Если хочется меньше работать, то организуют «Аренду» или делают «Подключалку». Если хочется больше зарабатывать и не страшно вложить в это больше времени и сил, то стоит обратить внимание на «Зарплатную схему» или «План». В любом случае, прибыль есть в каждой из перечисленных схем.
Как открыть свой таксопарк в партнерстве с агрегатором?
Такси — один из самых популярных и доступных видов бизнеса во многих городах России. Вы можете не только заниматься перевозками сами, но и открыть свой таксопарк. Во втором случае вам нужно организовать работу нескольких водителей, обеспечить их транспортом и передавать заказы — сделать это самому достаточно сложно.
Упростить организацию службы такси помогают сервисы-агрегаторы, такие как Яндекс.Такси или Uber. Они возьмут сбор заказов и выручки на себя — вам нужно будет только организовать стабильную работу парка. О том, как открыть свой таксопарк совместно с агрегатором, как это будет работать и сколько это стоит, вы узнаете в этой статье.
Как работает таксопарк, открытый с агрегатором?
Обычный таксопарк совмещает в себе базу водителей и диспетчерскую. Вам нужно будет одновременно отслеживать и собирать заказы, передавать их водителям и следить за их выполнением. Также вам нужно будет распределять выручку между водителями и другими работниками, и решать организационные и технические вопросы (например, заниматься обслуживанием транспорта).
При открытии таксопарка совместно с агрегатором функция диспетчера частично перейдет к компании-партнеру. Она будет сама собирать заказы и через вас передавать их таксистам. Вы получите готовую систему, которая позволит контролировать водителей и обрабатывать заказы. Кроме того, компания будет собирать и передавать вам выручку. Вам же нужно будет только организовать и контролировать работу водителей в соответствии с законом и стандартами партнера.
Такой способ организации службы такси упрощает часть работы и уменьшает расходы на ее создание и обслуживание. Кроме того, вы получите поддержку агрегатора-партнера — если у вас возникнут проблемы или вопросы, вы сможете обратиться к нему. Снижаются затраты на открытие парка — на работу диспетчерской требуется меньше ресурсов.
Плюсы и минусы открытия таксопарка совместно с агрегатором
Организация службы такси совместно с агрегатором привлекает тех, кто ни разу не работал в этой сфере, но интересуется ей. Такой метод работы интересен следующими преимуществами:
Однако, у него есть несколько существенных недостатков:
Яндекс.Такси, Uber и Gett – что лучше?
В России работает три основных агрегатора такси — Яндекс.Такси, Uber и Gett. Все они готовы сотрудничать с таксопарками, которые соответствуют их требованиям. Компании различаются комиссиями с поездок, предъявляемыми требованиями и дополнительными условиями для партнеров. Подробнее об этих различиях вы узнаете в таблице:
Агрегатор | Яндекс.Такси | Uber | Gett |
Требования к водителям | Возраст от 23 лет Гражданство РФ Водительский стаж от трех лет Отсутствие судимостей Опрятность, аккуратность, уважение к клиентам Хорошее владение русским языком Хорошее знание города Прохождение обучения в компании со сдачей экзамена | Возраст от 21 года Гражданство РФ или СНГ Наличие водительского удостоверения Водительский стаж от трех лет Отсутствие судимостей Опрятность, аккуратность, уважение к клиентам Хорошее знание города Прохождение обучения в компании | Возраст от 21 года Гражданство РФ или СНГ Наличие водительского удостоверения Водительский стаж от трех лет Отсутствие судимостей Опрятность, аккуратность, уважение к клиентам Хорошее знание города Прохождение обучения в компании со сдачей экзамена |
Требования к авто | Отечественный или иномарка Наличие четырех дверей или более Среднерыночная стоимость от 400 000 рублей Возраст не старше 10 лет (старше — только в исправном состоянии и при прохождении техосмотра) Исправное техническое состояние, презентабельный внешний вид | Только иномарка Наличие четырех дверей или более Возраст не старше 10 лет Исправное техническое состояние, презентабельный внешний вид | Только иномарка Наличие четырех дверей или более Возраст не старше 5 лет Исправное техническое состояние, презентабельный внешний вид |
Комиссия с заказов | До 20% | 20% | От 17% |
График выплат | Ежедневно | Ежедневно или еженедельно | Ежедневно или еженедельно |
География присутствия | Вся РФ, включая Крым | Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Омск, Уфа и еще 24 города | Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, Калининград и еще 70 городов |
Дополнительно | Бесплатное обучение водителей Спецпредложения для развития таксопарков Приложение — только для Android | Распределение заказов не зависит от рейтинга | Можно заранее планировать схемы |
Во всех трех агрегаторах есть рейтинговая система — в зависимости от качества работы водителя и отзывов клиента водителю присваивают определенный статус. При падении статуса ниже определенного уровня или выявлении грубых нарушений (например, отсутствии лицензии) водителя могут отключить от агрегатора. Вам нужно будет учитывать это при организации контроля над таксистами.
В целом, при создании таксопарка чаще всего выбирают Яндекс.Такси или Убер. Бренд Яндекса более известен в нашей стране, но об этом агрегаторе и его водителей много как положительных, так и отрицательных отзывов. Из-за этого доверие к сервису может быть ниже. Uber, напротив, считается более стабильным и требовательным.
Как правильно открыть таксопарк
Перед тем, как открыть таксопарк, определитесь со специализацией и категориями клиентов, на которые вы будете делать упор. Изучите другие парки, которые работают в вашем городе, узнайте, чем они привлекают и удерживают клиентов. Также узнайте, что востребовано у тех, кто пользуется услугами такси. Из-за большой конкуренции открыть и поддерживать успешный парк очень сложно. Важно правильно определить целевых клиентов и их потребности, после чего предоставить необходимый им сервис.
Процесс открытия таксопарка состоит из нескольких этапов:
Рассмотрим каждый этап подробнее
Регистрация бизнеса и открытие расчетного счета
Работать в качестве таксопарка могут как ИП, так и ООО. Зарегистрировать ИП проще и дешевле, чем юридическое лицо, и на него меньше налоговая нагрузка. ООО, напротив, позволяет привлечь нескольких учредителей, и ему будет проще заключать сделки с другими компаниями (юрлицам обычно доверяют больше, чем ИП). Кроме того, ООО при необходимости можно будет продать или передать другим лицам.
Для открытия таксопарка достаточно минимального размера уставного капитала — от 10 000 рублей в зависимости от региона.
В заявлении на регистрацию бизнеса нужно указать следующие коды ОКВЭД:
Подробнее о том, как зарегистрировать ИП или ООО, вы узнаете в других наших статьях.
После регистрации бизнеса необходимо будет открыть расчетный счет. Он потребуется для зачисления и распределения выручки, а также для проведения безналичных платежей и уплаты налогов. Строгих требований к счету нет — при выборе обратите внимание на стоимость обслуживания, платежных поручений, переводов физлицам и снятия наличных. Желательно также наличие недорогого зарплатного проекта и корпоративных карт
Приобретение помещений и автомобилей
Для организации службы вам потребуется офис, в котором будет осуществляться управление, стоянка для транспорта и помещение для их обслуживания. Кроме того, вам будет необходимо иметь в распоряжении достаточное количество автомобилей. Машины и недвижимость могут быть в собственности парка, взяты в аренду или оформлены в лизинг. Транспорт и помещения должны быть в хорошем состоянии, они должны проходить регулярную проверку.
Вы можете принимать водителей с личными автомобилями, если они соответствуют требованиям — вашим и агрегатора.
Нужно будет обеспечить помещение и стоянку всем необходимым оборудованием — компьютерами, средствами связи, сигнализацией, инструментом и другим. Необходимы стабильные интернет и телефония, а также хороший сигнал мобильной связи. Позаботьтесь о бесперебойном электропитании всех систем.
Нужно будет обеспечить помещение и стоянку всем необходимым оборудованием — компьютерами, средствами связи, сигнализацией, инструментом и другим. Необходимы стабильные интернет и телефония, а также хороший сигнал мобильной связи. Позаботьтесь о бесперебойном электропитании всех систем.
Прием таксистов и организация их работы
После организации таксопарка вам нужно набрать штат водителей. Согласно требованиям закона, водителю для работы в такси требуется стаж вождения от трех лет. Кроме того, при приеме и перед выходом на линию он должен пройти медосмотр. Таксопарк и агрегатор могут предъявлять и свои требования — например, к внешнему виду или знанию русского языка.
Для каждого водителя необходимо средство связи — лучше всего использовать смартфон со специализированным ПО. Также на этот смартфон будет установлено приложение агрегатора, через которое водители будут принимать заказы и получать выплаты. На каждого водителя должны быть оформлены ОСАГО и КАСКО.
Водитель, работающий в таксопарке, должен быть зарегистрирован как ИП или самозанятый. С ним заключается трудовой или агентский договор.
Получение разрешения на перевозки
Для работы такси необходимо наличие разрешения на деятельность по перевозке пассажиров. Не путайте этот документ с лицензией на пассажирские перевозки — она выдается для транспорта, который занимается регулярными перевозками (например, общественного). Разрешение должно быть оформлено для каждого автомобиля, который находится в распоряжении таксопарка, и для каждого работающего в нем водителя.
Требования для получения разрешения следующие:
Для получения разрешения обратитесь в уполномоченный орган, который регулирует и контролирует транспорт и грузоперевозки. Например, в Москве этим занимается Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Подать заявку можно как в отделении этого органа или онлайн через Госуслуги.
К заявлению нужно приложить:
Выдача разрешения занимает от 3-4 недель. Документ выдается на пять лет, в конце срока его необходимо продлевать. Размер пошлины за выдачу зависит от региона.
Заключение договора с агрегатором
После организации работы и получения лицензии вы будете готовы к заключению договора с агрегатором. Для этого обратитесь в представительство компании в вашем регионе или оставьте заявку на ее сайте. С вами свяжется специалист, который уточнит необходимую информацию и согласует дальнейшее сотрудничество.
После заключения договора вы получите доступ к программному обеспечению для диспетчеров и таксистов — оно позволит принимать заказы и контролировать работу парка. Сотрудники агрегатора также обучат ваших работников и водителей работе с фирменным ПО и объяснят стандарты компании.
Как получать выручку и платить таксистам
После оплаты поездки деньги клиента поступают на счет агрегатора. При перечислении автоматически рассчитываются НДС и комиссия компании. Наличная выручка остается у водителя — комиссия за нее вычитается из безналичной. Далее возможны две схемы выплат.
Первая и наиболее частая — агрегатор вычитает из выручки комиссию таксопарка и перечисляет оставшиеся деньги водителям. Комиссия включается в основную ставку, ее размер вы согласуете с партнером при заключении договора. Деньги зачисляются на внутренние счета в системе водителей, после чего они должны будут сами вывести их на банковскую карту или счет.
Вторая — агрегатор переводит всю сумму на ваш счет, а затем вы сами выручку между водителями в зависимости от сделанных заказов. Проще всего это сделать с помощью зарплатных карт, которые можно выпустить в банке, где открыт расчетный счет. Часть от выручки вы можете оставлять себе на обслуживание и развитие парка. График платежей определяете вы — деньги могут перечисляться ежедневно, еженедельно или ежемесячно. Наличную выручку при этом водитель будет обязан сдать в таксопарк для зачисления на счет.
Если с водителем заключен агентский договор, то он будет обязан сам платить НДФЛ с полученных денег. Если он работает по трудовому договору, то налоговым агентом выступает таксопарк.
Свое решение для организации выплат таксистам предлагает банк для бизнеса Точка. Оно работает через депозит в Киви Банке. После поступления денег таксопарк перечисляет их на депозит (счет 302), откуда они распределяются по заранее подготовленному реестру на карты водителей. Вам потребуется только открыть в этом банке счет на тарифе Золотая середина или Все лучшее сразу. Для перечисления зарплаты выпускаются бесплатные карты QIWI. Можно использовать дебетовые карточки других банков, но это потребует доработки API. Комиссия при переводах на карты Киви — 1%, при переводе на сторонние карты — от 1% до 0,5% в зависимости от суммы операций в месяц. За перевод на депозит взимается стандартная комиссия платежного поручения. Помимо этого, банк поможет зарегистрировать бизнес и зарегистрировать водителей как ИП.
Сколько стоит открыть свой таксопарк
Стоимость открытия таксопарка складывается из следующих показателей:
Статья расходов | Стоимость |
Расходы на регистрацию | До 20-30 000 рублей |
Аренда помещений и стоянки | От 200 000 рублей |
Аренда или покупка автомобилей | От 1-3 миллионов рублей в зависимости от числа |
Установка оборудования на автомобили и оформление в соответствии с требованиями | До 500 000 рублей в зависимости от числа |
Получение разрешений | До 100 000 рублей |
Организация работы таксопарка (компьютеры, сигнализация, связь и другое) | От 300 000 рублей |
Прочие расходы | От 250 000 рублей |
В итоге, оптимальный стартовый капитал для организации службы такси составляет от трех-четырех миллионов рублей. Его размер зависит от количества и характеристик авто, региона, в котором вы работаете, специализации ваших такси и других условий.
На регистрацию бизнеса, организацию работы таксопарка и заключение договора с агрегатором может уйти до двух-трех месяцев.
Вопросы и ответы
Основными законами, регулирующими работу такси и таксопарков, являются Федеральный закон №69-ФЗ от 2011 года и Устав автомобильного транспорта,
Административную и уголовную ответственность, в том числе при ДТП, несет сам водитель. Гражданско-правовую ответственность за действия водителей несет таксопарк. Агрегатор за нарушения водителей ответственность не несет, так как он предоставляет только информационные услуги.
За перевозку пассажиров без разрешения для водителей установлен штраф 30 000 рублей, при повторном нарушении — штраф и лишение прав на 3-6 месяцев. За передачу заказа водителю без разрешения грозит штраф до 450 000 рублей для организации и 45 000 рублей для должностного лица.
Таксопарк может использовать как основную, так и льготную систему налогообложения — УСН или ПСН (ЕНВД отменяется с 1 января 2021 года). Вы можете выбрать любую из них перед регистрацией бизнеса или перейти на нее в процессе. У каждой схемы есть свои требования, преимущества и недостатки:
Схема налогообложения | Требования | Плюсы | Минусы |
ОСНО | Нет | Нет требований к параметрам бизнеса | Нужно рассчитывать и платить все налоги (НДС, НДФЛ и другие), готовить и сдавать все отчетности |
УСН | Число сотрудников менее 100 человек, до 20 автомобилей в парке, нет филиалов | Нужно платить только один налог — 6% с доходов или 15% с разницы между доходами и расходами, упрощенная отчетность | Необходимо более внимательно следить за доходами и расходами |
ПСН | Только для ИП | Не нужно платить НДС и НДФЛ — нужно платить только стоимость патента на год | Стоимость патента составляет от 18 000 рублей в год, зависит от региона, количества работников или автомобилей |
Да, вы можете перейти от одного агрегатора к другому — для этого нужно перезаключить договор, заменить системы управления заказами и перестроиться под требования новой компании. Смена агрегатора потребует больших затрат времени и денег — во многих ситуациях она может быть невыгодной.
Можно одновременно подключиться сразу к двум агрегаторам — тогда потребуются отдельные системы для контроля заказов в разных сервисов. Также у вас могут потребовать выдать водителям отдельные смартфоны с приложением другой компании.
Таксисты, подключенные к Яндекс.Такси или другому агрегатору, все еще обязаны иметь онлайн-кассу. Но она нужна только для приема оплаты наличными. Если клиент оплатит поездку безналичным способом, то функцию кассы возьмет на себя агрегатор. Клиент при этом получит электронный чек. Самозанятые таксисты освобождаются от использования касс.
Заключение
Работа с таксопарком выгодна, в первую очередь, самому агрегатору. Таким способом он может расширить территорию присутствия, привлечь новых водителей и клиентов. Парку такое сотрудничество позволяет снять с себя часть работы и заинтересовать клиентов известным брендом. Водители начинают работать по единым стандартам, а клиенты — получать более качественные услуги по приемлемым ценам.
Такси — сфера очень конкурентная и рискованная. Сотрудничество с агрегаторами помогает как водителю, так и парку, облегчить свою работу. Несмотря на комиссии и требования, такая схема поможет вам достаточно эффективно организовать деятельность, а при правильно спланированной работе — стабильно получать прибыль.
Итак, вы можете открыть таксопарк совместно с одним из агрегаторов — например, с Яндекс.Такси — в качестве диспетчера. Для этого нужно:
Выплаты за работу водителей поступают сначала агрегатору, а затем — таксопарку. После этого он сможет распределять их между работниками. Сотрудничество с агрегатором упрощает организацию службы с такси, но накладывает ограничения — комиссии с выручки и требования к водителям и транспорту.
Источники
А с чем сталкивались вы при открытии своего таксопарка? Поделиться своим опытом и замечаниями вы можете в комментариях.
Главный редактор #ВЗО. Работает на сайте с момента основания. Через Юрия проходят все тексты перед размещением на сайте. Быстро вникает в темы, на которые пишут авторы, включая финансовую, и следит за качеством публикуемых материалов.
Как таксопарк выполняет заказы «Яндекс.Такси» Совладелец таксопарка Виталий Кириллов рассказал The Village о заработках, проблемных клиентах и о том, как он совмещает бизнес с учёбой на физфаке МГУ
Виталий Кириллов
Как пришёл в бизнес
Я учусь на четвёртом курсе физфака МГУ. В ноябре 2013 года знакомые попросили меня подключить машину к сервису заказа такси. Я пришёл в один таксопарк, увидел там очередь из водителей и решил сам начать такой бизнес. Бизнес с учёбой совмещать нелегко: ни минуты покоя, после пары бежишь на работу, после работы — на пару, стараюсь всё успеть.
С деньгами и опытом на старте мне помогли однокурсники, которые владеют компанией Fast and Shine. Fast and Shine предоставила инфраструктуру: офис, юриста, бухгалтера, действующий кол-центр. Деньги пошли на регистрацию юрлица и создание диспетчерской. Я написал письма в два основных сервиса заказа такси GetTaxi и «Яндекс.Такси» с предложением о сотрудничестве. Первая компания мне долго не отвечала, а «Яндекс» согласился.
Работать с двумя системами одновременно мы не могли: раньше у «Яндекс.Такси» и GetTaxi был запрет на использование программы конкурентов. В сентябре это вроде бы разрешили. Но «Яндекс.Такси» разослал таксопаркам письмо, где говорилось: мы не рекомендуем водителю держать два планшета в целях безопасности. Поскольку GetTaxi выдаёт таксистам свой планшет, подключиться к обоим сервисам сразу по-прежнему было нельзя. Но с марта GetTaxi выпустили приложение для водителей, теперь им не придётся таскаться с их планшетом.
Первых водителей находили на «Авито» и других досках объявлений, промоутеры ходили по улице. На данный момент работает 11 человек, из них восемь диспетчеров.
Как подключиться к «Яндекс.Такси»
Чтобы работать с сервисом «Яндекс.Такси», у водителя должна быть лицензия. Мы помогаем с её получением. Индивидуальный предприниматель может оформить её сам, если человек не зарегистрирован как ИП, мы берём его в штат.
Если машина не жёлтая, лицензию можно получить в Московской области, это занимает месяц, но не требует дополнительных расходов и позволяет работать в столице. В Москве оформить лицензию можно за четыре дня через портал госуслуг, но автомобиль придётся обклеить жёлтой плёнкой, это обойдётся примерно в 30 тысяч рублей.
Для работы с «Яндекс.Такси» нужно установить специальную программу. Их несколько, но лидеров два — «Шеф» и «Таксометр», который недавно купил «Яндекс». Мы работаем со вторым. Водителей, которые к нам приходят, мы подключаем к программе, обучаем работе с ней и сервису, производим техосмотр машины и медосмотр таксиста. Часто водители уже имеют планшеты, но, если что, мы даём их в аренду с выкупом на два-три месяца.
Как зарабатывает таксопарк
Доход таксопарка формируется из двух частей: процент от заказов и фиксированная плата за пользование программным обеспечением. Комиссия «Яндекс.Такси» составляет 8 % плюс НДС. Каждый месяц таксопарк должен платить сервису не менее 50 тысяч рублей комиссии. Если вы выполнили заказов на меньшую сумму, всё равно надо заплатить эти 50 тысяч.
От суммы каждого заказа таксопарку достается 15–20 %. Остальное получает водитель. Каждый таксист у нас выполняет три-четыре заказа в день, средний чек — 600 рублей за поездку. С заказа мы получаем примерно 36 рублей. Каждый день у нас бывает от 500 заказов. В рабочие дни их число доходит до 700–800, в выходные — до 1 500. Это не только пользователи «Яндекс.Такси», но и наши собственные клиенты.
Хлебные дни — вечер пятницы
и субботы, потом идёт затишье,
с вечера среды и четверга всё начинается снова
Соотношение своих заказов и заказов «Яндекс.Такси» у нас примерно 50 на 50. Свои заказы — это хорошая вещь. Лучше всего, если они корпоративные: тарифы хорошие, клиенты адекватные, водители такое любят, не бывает пустых приездов, любой заказ оплачивается по безналу. Такие клиенты ищутся банальной рекламой через интернет или через личные знакомства.
Хлебные дни — вечер пятницы и субботы, потом идёт затишье, с вечера среды и четверга всё начинается снова. Наибольшее число водителей на линии бывает около полуночи. В это время у нас на линии по 150 водителей, а всего в таксопарке 250–300 таксистов. Для кого-то основная работа, для других подработка один-два раза в неделю.
Некоторые водители подключаются сами к «Яндекс.Такси» и ловят заказы из дома. С сервисом также работают сотни московских таксопарков (только под «Таксометром» их около 700). Лидер рынка — таксопарк 2412, они выпускают по 50 машин новых на линию, другой крупный игрок — «Формула такси», это старая компания со своим таксопарком. Мы обычно входим в десятку по числу выполненных заказов.
Кто идёт в таксисты
Сейчас в Москве 80 % таксистов — это граждане СНГ. Есть русские водители с опытом, но у них свой круг клиентов, и часто они не зависят от агрегаторов заказов.
Большого притока людей, которых уволили с работы и они хотят стать таксистами, я не наблюдаю. Обычно такие водители предпочитают просто бомбить без лицензии. К тому же работать с сервисами заказа могут только машины определённого класса. Недавно «Яндекс» купил сайт Auto.ru, где можно делать выборку по цене машин. Сервис считает, что автомобили стоимостью 250–500 тысяч рублей — это экономкласс, от 500 тысяч до миллиона — комфорт, всё, что дороже, — бизнес. Если автомобиль на рынке стоит меньше 250 тысяч, на нём работать нельзя. Недавно из списка годных машин выпали Renault Logan 2010 года выпуска.
По статистике, 89 % машин на «Яндексе» — это экономкласс, 9,6 % — комфорт, 1,5 % — бизнес. Люди понимают, что машины эконом- и комфорт-класса могут быть примерно одинаковы, и экономят.
Как «Яндекс.Такси» влияет на рынок
В прошлом году «Яндекс.Такси» сильно улучшил сервис. В сентябре была экзаменация. Водителям надо было пройти тест на знание Москвы, а также поговорить с психологом, который оценивал уровень адекватности. В процессе происходили странные случаи. Водители, которые имеют пятёрки от клиентов и не вызывают у нас нареканий, получали на экзамене двойки, и у них падало число заказов. Проблема была в разговоре с психологом. Он задаёт вопросы из серии: что делать, если пассажир пьян, пролил на себя кофе. Водитель отвечает, что извинится и даст деньги, и получает двойку. Почему — не понятно. Но были и забавные водители, такие, кто говорил: «Нечего садиться в мою машину с кофе». Поэтому, да, сервис улучшается.
«Яндекс» запустил контроль качества. У них два борта, которые ездят по городу. Они вызывают по очереди водителей, проверяют состояние машины и документы. Кроме того, в компании боролись с подменами машин — теперь нет такого, что к клиенту приезжает другой автомобиль.
Какие проблемы бывают
Самая распространённая проблема — когда клиент отменяет заказ. Такси приезжает, а потом клиент говорит, что уже не надо. В этой ситуации водитель не защищён: ему никто не заплатит. Некоторые диспетчерские пытаются надавить на пассажира, чтобы он компенсировал выезд, но, думаю, это неправильно. Сейчас среднее время подачи — 8 минут, это два километра. Нет смысла из-за этого кричать на клиента, утверждая, что водитель совершил подвиг. Пассажир может накатать жалобу, водителю понизят рейтинг, и он будет сидеть без работы.
Самое неприятное — это пьяные клиенты. Тут водитель часто не может решить проблемы сам, начинается конфликт. Чтобы решить проблему, мы отправили диспетчеров на специальные курсы бесконфликтного общения.
Если вы действительно
забыли ценную вещь в такси,
90 %, что к вам пропажа вернётся
Случается также, что пассажиры что-то теряют. Мы вызываем машину в офис и проверяем. Если вы действительно забыли ценную вещь в такси, 90 %, что к вам пропажа вернётся.
Чаще всего клиенты жалуются на сервис: водитель ехал медленно, быстро, машина грязная, им нахамили. Мы обучаем водителя, чтобы он оказывал качественную услугу. Кроме того, пытаемся решить вопрос со сдачей. Если сумма небольшая, мы зачисляем деньги на телефон и списываем их со счёта водителя. Если сумма большая, водитель блокируется до тех пор, пока он не приедет в офис и не покажет, что у него есть мелочь.
Перспективы бизнеса
Падения числа заказов мы пока не ощущаем — возможно, только упал средний чек. Если в июне-июле санкции не снимут, ситуация ухудшится, будет, как обычно, летнее снижение, а потом осенью оно усилится. Но если ситуация нормализуется, то всё пойдёт нормально. Возможно, после того как Google предустановит приложение Uber в Android-смартфоны, появится конкуренция с его стороны. У этого сервиса другая бизнес-модель: он позволяет получать заказы непрофессиональным таксистам. Но в Москве пока его очень мало, о сервисе Wheely тоже мало слышно, он специализируется на бизнес-классе.
Я сейчас планирую выйти в регионы: «Яндекс.Такси» начинает работать в городах-миллионниках — хочу там организовать такие же службы такси.