что такое такбир в намазе
Такбир
Такбир (араб. تَكْبِير) — возвеличивание Господа словами “Аллаху акбар” (Бог превыше всего).
Когда произносится такбир?
— в начале совершения молитвы-намаза,
— во время совершения праздничных молитв, которые дополняются определенным количеством дополнительных такбиров,
— во время произнесения праздничных проповедей на Курбан-байрам и Ураза-байрам,
— во время совершения молитвы о испрашивании дождя, которая, по мнению некоторых ученых-богословов, также дополняется определенным количеством такбиров,
— во время совершения заупокойной молитвы (Джаназа) над усопшим, при которой, по мнению большинства ученых-богословов, следует произносить четыре такбира,
— во время произнесения призыва на молитву (азан), а также икамата,
— по пути в мечеть с намерением совершить праздничную молитву по случаю Курбан-байрама,
— после совершения обязательных молитв-намазов на протяжении четырех праздничных дней Курбан-байрама,
— начиная каждый новый обход (таваф) вокруг Священной Каабы,
— во время стояния на Арафате,
— совершая ритуальный бег между холмами Сафа и Марва,
— во время символического метания камней при совершении паломничества (хадж),
— перед закланием животного,
— при поминании Всевышнего, которое может произноситься в любое время[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Такбир // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 13. С. 206–216.
Обязательные составные части намаза
Намаз состоит из определённого состава элементов. Арканами намаза называются его обязательные составные части–элементы, неисполнение хотя бы одного из которых делает намаз недействительным.
Намаз состоит из тринадцати обязательных арканов: намерение, произнесение такбира, стояние выпрямившись, чтение суры «Аль-Фатиха», совершение поясного поклона, выпрямление после поясного поклона, совершение дважды земного поклона, сидение между двумя земными поклонами, сидение для чтения молитвы «Ташаххуда», чтение «Ташаххуда» в последнем ракаате, чтение «Салавата», произнесение заключительного «Саляма», строгое соблюдение вышеуказанной последовательности при исполнении всех двенадцати арканов.
Рассмотрим содержание каждого аркана намаза.
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Поистине деяния оцениваются по намерениям» (имам Аль-Бухари).
На самом деле намерение – это решение сердца, но желательно ещё и произнести намерение языком.
2. Произнесение такбира т.е. выражение («Аллаhу акбар»). Для вступления в намаз с вышеупомянутым намерением в сердце необходимо произнести вступительный такбир, т.е., слова («Аллаhу акбар»).
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Когда вы встаёте для совершения намаза, то совершите омовение как следует, затем, обратившись лицом к Кибле, произнесите слова Такбира – Аллаху Акбар». (имам Муслим).
В версии Абу Хамида Са’ади сказано, что Пророк (мир ему и благословение) перед вступлением в намаз, повернувшись лицом к Кибле, поднимал обе руки и затем произносил слова «Аллаху Акбар». (имам Ибн Маджа).
Условия такбира: 1) произносить такбир нужно стоя (кроме тех случаев, когда разрешается не стоять для намаза); 2) при такбире неоходимо соблюдать все правила произношения букв и звуков (махрадж) (произносить правильно долгие и краткие, гласные, одинарные и удвоенные согласные, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы или огласовки (харака).
3. Стояние выпрямившись. Это условие касается только тех, кто физически может стоять. А как совершать намаз тому, кто не может стоять, мы рассмотрим в другом материале.
В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится:
«Ты соверши намаз стоя, если не сможешь, то сидя, если не сможешь, то лёжа на боку, если и тогда не сможешь, то лёжа на спине. Аллах не обязывает делать, кроме того, что под силу».
4. Чтение суры «Аль-Фатиха» стоя.
После вступительного такбира обязательно чтение первой суры Корана таким образом, чтобы сами могли её слышать, при этом соблюдая все правила чтения Корана (таджвид) и последовательность аятов. Нельзя добавлять или пропускать ни одну букву. Если удвоенную букву произносить без удвоения, или наоборот, чтение не считается действительным. Также нельзя пропускать долготу букв. Каждую букву надо произносить без искажения. Правильному чтению этой суры необходимо научиться непосредственно из уст компетентного учителя, и сделать это следует, не откладывая.
5. Совершение поясного поклона.
После чтения суры «Аль-Фатиха» обязательно следует сделать поясной поклон так, чтобы ладони обеих рук достигли чашки колен. При этом локти бывают немного отведены в стороны, спина, шея и голова на одной прямой. В таком положении необходимо задержаться в состоянии покоя на некоторое время (минимум на время, достаточное для произнесения «Субхана-ллах»). Такая задержка называется «туманина». При этом поклон не должен быть совершён с другой целью, кроме как для исполнения обязательной составной части (руку’) намаза. Например, если наклониться потому, что кто-то толкнул, этот поклон нельзя считать поясным, следует сначала подняться и только потом совершить поклон.
6. Выпрямление после поясного поклона (и’тидаль)
Следует обязательно возвратиться после поясного поклона в исходное положение и задержаться в позе стоя на некоторое время (туманина). При этом намерение должно заключаться в выпрямлении только для выполнения обязательного действия (и‘тидаль) намаза.
7. Совершение дважды земного поклона (саджда). Следует совершить земной поклон, прижавшись лбом к полу (коврику). Для этого сначала опускаетесь на колени, далее наклоняетесь вперёд, упираясь обеими руками в пол, и касаетесь лбом пола. В этом положении должна быть задержка на некоторое время. Между лбом и полом не должно быть никаких преград, например, волос, головного убора, платка и т.п. Пола должны касаться части ладоней обеих рук, часть обоих колен, нижняя часть пальцев ног (пальцы направлены в сторону киблы) и хотя бы часть лба (при этом вес головы должен давить на лоб). Таз должен быть выше плеч, и земной поклон не должен быть совершён, кроме как для исполнения обязательной составной части (саджда) намаза.
8. Сидение между двумя земными поклонами. После земного поклона необходимо на некоторое время сесть, выпрямив при этом туловище. Намерение при этом должно заключаться в поднятии с земного поклона и сидении только для совершения намаза, без иных целей.
9. Сидение для чтения молитвы «Ташаххуда» («Ат-Тахийят»), выпрямив при этом туловище, и пребывание в этой позе до конца чтения обязательного «Ташаххуда». Сидение опять-таки должно быть совершено только для исполнения составной части намаза.
10. Чтение в последнем ракаате намаза обязательного «Ташахх уда» с соблюдением всех правил произношения звуков – долгих и кратких гласных, одинарных и удвоенных согласных, не прибавляя и не убавляя ни одной буквы. Чтению «Ташаххуда» также необходимо научиться у компетентного наставника.
Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен имАллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
Смысл: «Когда из вас кто-нибудь совершает намаз, то пусть читает “аттахиятуль-мубаракату лилляхи…”»
После этого Пророк (мир ему и благословение) научил полному «Ташаххуду» следующим образом:
التحيات المباركات الصلوات الطيبات لله, السلام عليك أيها النبي ورحمة الله وبركاته, السلام علينا وعلى عباد الله الصالحين, أشهد أن لا إله إلا الله, وأشهد أن محمدا رسول الله, اللَّـهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّد وعلى آلِ محمد
( مسلم عن ابن عباس رضىالله عنه )
Смысл: «Все приветствия, благословения, молитвы и благие дела принадлежат Аллаху. Пророк, мир тебе, милость Аллаха и Его благословение. Мир нам и богобоязненным, благочестивым рабам Аллаха. Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и я ещё раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – посланник Аллаха» (Муслим от Ибн Аббаса).
11. Чтение «Салавата» пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) после последнего «Ташаххуда», соблюдая все правила произношения. Можно читать любой салават, например, следующий:
اللَّـهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّد وعلى آلِه
«О Аллах, благослови и возвеличь Мухаммада, одари его благополучием, защитой от бед и невзгод, а также и род его».
12. Произнесение заключительного «Саляма» один раз. » السلام عليكم «
13. Строгое соблюдение вышеуказанной последовательности при исполнении всех двенадцати арканов.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Намаз по сунне | Вступительный такбир
«Такбират-уль Ихрам» — это произношение «Аллаhу Акбар» при вступлении в намаз.
Основой этому является хадис:
لما روي علي كرم الله وجهه: أن النبي ﷺ قال: «مفتاح الصلاة الوضوء، وتحريمها التكبير، وتحليلها التسليم» رواه أبو داود والترمذي والحاكم
От сподвижника ‘Али, да будет доволен им Аллаh, передается: что Пророк, мир ему и благословение, сказал:h «Ключ к молитве – очищение, вход в нее – такбир, а выход из нее – таслим» [Абу Дауд 15/1, ат-Тирмизи 38/1, аль-Хаким 136/1].
لما روي أبو هريرة ورفاعة بن رافع رضي الله عنهما في حديث المسئ صلاته: أن رسول الله ﷺ قال له: «إذا قمت إلى الصلاة فكبر، ثم اقرأ ما تيسر معك من القرأن، ثم اركع حتى تطمئنّ راكعا، ثم ارفع حتى تعتدل قائما، ثم اسجد حتى تطمئن ساجدا، ثم ارفع حتى تطمئن جالسا، ثم اسجد حتى تطمئن ساجدا، ثم ارفع حتى تستوي قائما، ثم افعل ذلك في صلاتك كلها» رواه البخاري ومسلم
От Абу hурайры и Руфа‘ат бин Рафи‘а, да будет доволен ими Аллаh, передается: что Пророк, мир ему и благословение, сказал тому, кто совершал намаз плохо: «Когда встанешь на молитву, скажи: “Аллаhу Акбар”, потом прочти, что сможешь, из Корана, потом соверши поясной поклон, и оставайся в таком положении, пока не успокоишься в нём. Потом выпрямись полностью, а затем соверши земной поклон и оставайся в таком положении пока не успокоишься в нем, затем выпрямись сидя и оставайся в таком положении пока не успокоишься в нем, после этого опять соверши земной поклон и оставайся в таком положении, пока не успокоишься в нём. Затем подними голову и оставайся в таком положении, пока не успокоишься сидя. Потом опять соверши земной поклон и оставайся в таком положении, пока не успокоишься в нём, и поступай так во время всей своей молитвы»[Аль-Бухари 757, Муслим 883].
Этот хадис является доводом также обязательности других составных частей: для чтения «Аль-Фатихи; поясного поклона; и‘тидаля; земных поклонов; сидения между земными поклонами.
Обязательные действия
— Произносить слова «Аллаhу Акбар»
Обязательно тому, кто в состоянии говорить, произнести слова «Аллаhу Акбар», и основой этому является хадис:
«Совершайте молитву так, как вы видели меня совершающим ее» [Аль-Бухари, 631].
Те, кто не в состоянии говорить, в том случае, если они знают, как это делать, шевелят губами и ставят язык так, как обычно ставят при произношении такбира (имитируя произношение), а если не знают, то делают сердцем [«Тухфат-уль Мухтадж» 182/1].
Если же добавить слово, не являющееся одним из атрибутов Всевышнего Аллаhа, как например, «Аллаhу hува Акбару» или удлинить [2] атрибут Всевышнего Аллаhа словами: «Аллаhу ллязи ля иляhа илля hув-аль Малик-уль Куддусу Акбар», то такой такбир не засчитывается из-за перехода границ такбира.
Также, «такбиратуль ихрам» не засчитывается в следующих случаях:
— Если пропустить букву из «Аллаhу Акбар»;
— Если добавить букву, меняющую смысл такбира;
Например, если добавить лишний звук, подобно удлинению «hамзы» [4] в слове «Аллаhу», такбир не засчитывается. Это же касается и добавления буквы «Алиф» после буквы «Ба» в слове «Акбар». Таким образом, получается удлинение буквы «Ба» в слове «Акбар», что является недопустимым, потому что полностью меняется смысл слова.
— Если удлинить букву «лям» в слове «Аллаh» больше чем на семь алифов [«И‘анату-т-Талибин» 156/1].
— Если поменять местами слова «Аллаhу» и «Акбар», чтоб получилось «Акбару Аллаh».
Является сунной не огласовывать букву «ра» в слове «Акбар», то есть сказать «Аллаhу Акбар»[«Тухфат-уль Мухтадж» 181/1]. Однако на действительность такбира не повлияет, если сказать «Аллаhу Акбару» с огласовкой последней буквы [Об этом говорится в «Хашият аш-Ширвани» 167/2, ссылаясь на «Ниhаят-уль Мухтадж»].
— Связывать намерение с такбиром
Является обязательным, чтобы намерение для намаза, сердцем и со всеми её условиями, было от начала произношения вступительного такбира и не прекращалось до его (такбира) завершения.
Есть также мнение, согласно которому достаточно, чтобы намерение было только в начале произнесения такбира, и не должно продолжаться до конца такбира. Об этом пишет Имам ан-Навави в «Минhаджу-т-Талибин» с. 96.
В случае, если человек затрудняется делать намерение в соответствии с первым вариантом, или у него начинают проявляться васвасы (наущения шайтана), ему можно последовать за вторым мнением.
— Произносить «такбир» так, чтобы было слышно самому
Обязательно произнести вступительный такбир, как и остальные словесные составные части намаза [7] таким образом, чтобы услышать самому. Если же не получается расслышать, например, из-за шума, то не является обязательным слышать то, что произносишь, но является обязательным произнести таким образом, как было бы слышно в обычной обстановке.
Если же человек глухой, то он обязан, при произношении такбира, повысить голос, таким образом, что, если бы он был слышащим, то мог бы расслышать этот свой такбир [«Фатх-уль Му‘ин» с.95, «И‘анату-т-Талибин» 157/1].
— Произносить такбир стоя
В том случае, если человек в состоянии стоять.
— Произносить такбир, повернувшись в сторону киблы
Итак, мы перечислили обязательные действия вступительного такбира, при несоблюдении которых наш вступительный такбир, как и сам намаз, не будет действителен.
Далее мы перечислим желательные действия (суннаты) вступительного такбира.
Суннаты вступительного такбира
— Не укорачивать и не удлинять такбир
Желательно молящемуся не укорачивать [8] такбир так, чтоб было трудно разобрать (сказанное), и не удлинять чрезмерно. Напротив, следует произнести слова ясно, и быстрота более предпочтительна, чем удлинение, чтобы намерение не ушло (из сердца, по причине удлинения).
— Имам произносит такбир громко
Имаму желательно громко произносить вступительный такбир, а также такбиры, читаемые при переходах между столпами намаза. Цель громкого чтения такбиров в том, чтобы маъмумы слышали и знали переходы и действия имама и могли следовать за ним.
Маъмумам же и тем, кто совершает намаз самостоятельно, желательно произносить вступительный такбир про себя. Минимальная громкость произнесения такбира — чтобы было слышно самому себе, как об этом сообщалось ранее.
— Поднимать руки
Во время вступительного такбира является сунной как мужчинам, так и женщинам, поднимать руки [«Ниhаят-уль Мухтадж» (с хашиятами) 541/1]. Это касается также и тех, кто совершает намаз сидя или лежа.
Форма поднятия рук по сунне:
Основой этому является достоверный хадис от Ибну ‘Умара, да будет доволен им Аллаh:
عن ابن عمر رضي الله عنهما: أن النبي ﷺ «كان إذا افتتح الصلاة رفع يديه حذو منكبيه» رواه مسلم وأبو داود والترمذي
«Поистине, Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, когда начинал читать намаз, поднимал свои руки до уровня плеч»[Муслим 859, Абу Дауд 721, ат-Тирмизи 255].
«Что касается поднятия рук в намазе, достоверным словом Имама Шафии и большинства ученых является, что молящийся поднимает руки на уровне плеч таким образом, чтобы кончики пальцев были напротив верхней части ушей, а большие пальцы напротив мочек ушей, а ладони на уровне плеч (запястья были на уровне плеч). Это и есть смысл выражения «на уровне плеч». Этим методом Имам Шафии объединил все версии хадисов относительно поднятия рук в намазе, и люди приняли его».
Подобное пишется и в книге «Фатх-уль Бари», 287/1.
Имам Навави в другой в своей книге под названием «Равзату-т-Талибин» пишет:
— Поднимать руки вместе с произнесением такбира
Желательно, чтобы с началом произнесения такбира поднимались и руки, и чтобы такбир завершился пока руки подняты, затем их плавно отправляют под грудь. Предпочтительно не отпускать их по швам, чтобы после сложить под грудью, а сразу ставить под грудь.
Если не получается поднять обе руки, поднимают ту, которую можно поднимать. Если отрезано запястье, тогда поднимают предплечье. А если отрезано от локтя, то поднимают ‘азуд (рука от плеча до локтя).
Поднимать руки в намазе желательно в четырех местах: при вступительном такбире; перед поясным поклоном; после поясного поклона, выпрямляясь; при подъеме после первого «Ташаhhуда»[«Фатх-уль Му‘ин» с. 96].
[1] Между словом «Аллаh» и «Акбар».
[2] Тремя и больше словами («Хашият аш-Ширвани» 171/2)
[3] Между словом «Аллаh» и «Акбар».
[4] Так сказать, буквы «А».
[5] Получится «ВаЛлаhу Акбар».
[6] Получится «АллаhУ», удлинив букву «У».
[7] «Аль-Фатиха», «ат-Тахийят», первый салям.
[8] Имеется ввиду не произносить слишком быстро.
[9] По мнению Ибну Хаджара направлять кончики пальцев в сторону киблы не является желательным, имам Рамли же считает, что это желательно («И‘анату-т-Талибин» 157/1, «Манhадж-уль Кавим» с.186, «Ниhаят-уль Мухтадж» 541/1).
[10] Поднять руки таким образом, чтоб кончики пальцев рук были на уровне ушей, а большие пальцы на уровне мочек ушей, и руки на уровне плеч (запястья напротив плеч).
[11] То же самое ан-Навави пишет и в книге «аль-Мажмуъ» 3/264.
[12] В таких, как «Тухфатуль Мухтадж», «Ниhаят-уль мухтадж», «аль-Бужайрами», «Фатх-уль ‘Аллям», «Фатх-уль Му‘ин», «Мугн-иль Мухтадж», «И‘анату-т-Талибин» и т.д.
Такбир и достоинства его произнесения
Такбир – это одна из форм поклонения, выражающаяся в возвеличивании Господа миров путём произнесения слов «Аллаху Акбар!» («Аллах Велик!»). Смысл их заключается в том, что в сравнении с величием Всевышнего всё мирское является ничтожным.
Такбир чаще всего произносится мусульманами во время совершения некоторых религиозных обрядов. Слова возвеличивания Господа дозволено произносить также и в других ситуациях.
Случаи, при которых произносится такбир
Во время произнесения каждого призыва на молитву (азана) и каждого второго призыва (камата) мусульмане произносят такбир по шесть раз: четырежды – в самом начале, и по два раза – в конце.
В процессе чтения молитвы верующие многократно произносят «Аллаху Акбар». В частности, эти слова проговариваются при вступлении в молитву, а также при совершении поясных и земных поклонов.
3. Празднование Ид аль-Адха (Курбан-байрама)
Такбир произносится верующими во время закалывания жертвы, а также в дни ташрика после совершения намаза.
4. Во время тасбиха и прочих видов поминания Аллаха
После намаза верующие, как правило, совершают тасбих, во время которого проговаривают по 33 раза слова «СубханАллах», «АльхамдулиЛлях» и «Аллаху Акбар». Кроме того, верующие зачастую произносят такбир во время поминания своего Создателя.
5. При рождении ребёнка
После рождения ребёнка проводится обряд имянаречения, во время которого на ушко малышу произносится азан. Таким образом, в числе первых слов, которые слышит новорождённый, – «Аллаху Акбар».
6. В повседневной жизни
Помимо религиозной практики, такбир используется и в повседневной жизни. Например, слова «Аллаху Акбар» вырисовывают мастера каллиграфии при создании изображений. Также данные слова присутствуют на флагах некоторых мусульманских государств, в частности, Ирана и Ирака.
К тому же такбир используют в качестве боевого клича, используемого солдатами во время ведения боевых действий. Известно, что когда Милость миров Мухаммад (с.г.в.) вместе со своими сподвижниками забирался на гору или отправлялся в хадж, они произносили такбир.
Нежелательно произносить такбир во время каких-либо траурных мероприятий, например, погребального обряда.
Достоинства произнесения такбира
— Произнесение такбира приравнивается к милостыне: В одном из хадисов Пророка (с.г.в.) сказано: «Каждое произнесение слов «Аллаху Акбар» есть садака…» (Муслим).
— Такбир может сделать человека лучше: Пророк Мухаммад (с.г.в.) напутствовал: «Указать ли вам на деяние, благодаря которому… вы станете лучшими из тех, среди кого находитесь, если они не будут делать то же? Говорите по 33 раза после каждой молитвы «Преславен Аллах», «Хвала Аллаху» и «Аллах Велик» (хадис приводит аль-Бухари).
— Произношение такбира лучше, чем освобождение сотни рабов: «Для того, кто 100 раз произнесёт “Аллаху Акбар” до восхода солнца и перед его закатом, это будет лучше, чем освободить сто рабов» (хадис от Насаи).
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Что такое ракаат (ракат), такбир, руку, саджда, ташаххуд, таслим в намазе
Не раз уже нахожу, что начинающие молиться мусульмане иногда не могут разобраться в терминах. Постараюсь ответить «простым языком», чтобы не осталось вопросов, ин ша Аллах. Но нет проблем, если спросите в комментариях, возможно всё же непонятно ответил.
Что такое ракаат/ракат или рукат в намазе?
Ракаатом ( араб. ركعة ) — называется полный цикл движений и чтений в молитве (намазе), начиная от такбира (см. ниже подробнее), т.е. слов «Аллаху Акбар» до поднятия головы со второго земного поклона (саджда).
Что входит в один ракаат? *
Т.о. ракаат — это цикл повторения пунктов 1-7 с установленными для них движениями и словами, делающими молитву действительной.
Сколько ракаатов в обязательных молитвах/намазах?
* я опускаю слова, которые говорятся в намазе, подробнее об этом описано в статье о молитве, поэтому не принимайте это как инструкцию по молитве, а просто описываются шаги в одном ракаате.
** ночной молитвой принято называть дополнительную молитву, киямуль-лейль — ночное выстаивание. У этой (ночной) молитвы есть и другие названия.
Что такое такбир?
Такбир — это возвеличивание Аллаха словами «Аллаху Акбар» — Аллах Велик (Самый Великий)
Что такое руку в намазе?
Руку ( араб. ركوع ) — это поясной поклон при совершении молитвы мусульман.
Что такое суджуд/саджда?
Суджуд ([араб. سُجود [ sʊˈdʒuːd ]] или саджда/сажда [ араб. ُسجدة [ ˈsædʒdæh ]]) — это земной поклон, когда раб Аллаха касается земли 7 частями тела:
Что такое ташаххуд?
Ташаххуд (араб. تشهد — свидетельство) — молитва и приветствия, произносимые сидя на коленях после поднятия головы со второго саджда во втором и в последним ракаатах молитвы. В ташаххуд входит и формула приветствия и призвания благословения на Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, а также его род и семью. Одна из форм, приводимаяя в достоверном хадисе, приведена ниже.
« Ташаххуд »: «Ат-тахиййату ли-лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибат! Ас-саляму алейка эййуха-н-набиййу ва-рахмату-ллахи ва-баракатух! Ас-саляму алейна ва аля ибади-лляхи-с-салихин! Ашхаду алля иляха иля-ллах, ва-ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулух!» («Все приветствия – Аллаху, все молитвы и праведные деяния! Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник!»)
« Саляват »: «Аллахумма салли аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад, кама саллейта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим! Иннака хамидун маджид! Ва барик аля Мухаммадин ва аля али Мухаммад, кама баракта аля Ибрахима ва аля али Ибрахим! Иннака хамидун маджид!» («О Аллах! Восхвали Мухаммада и его род так же, как ты восхвалил Ибрахима и его род! Поистине, Ты – достохвальный, славный! И благослови Мухаммада и его род так же, как ты благословил Ибрахима и его род! Поистине, Ты – достохвальный, славный!»)
Таслим — в конце намаза
Что такое таслим и его место в намазе
Таслим — это правило завершения намаза. Классический вариант — после завершения ташаххуда и мольб в последнем ракаате голова поворачивается вправо и говорится «АсСаламу алейкум уа рахматуЛлах», потом голова поворачивается налево и произносится такой же «салам». После этого намаз считается завершенным.
Да простит Аллах нам и вам грехи и прегрешения.
Отвечая на ваш вопрос: Последовательность такая:
1. Имея омовение и покрывшись для намаза, как полагается женщине вы становитесь лицом в направлении киблы (Каабы).
2. У вас должно быть намерение совершить определённый намаз из определенного количества ракаатов. Если вы совершаете намаз за имамом, то и намерение должно быть, что совершаете определенный намаз за имамом.
3. Далее делаете такбир (говоря Аллаху Акбар и подняв руки) и потом сложив их на груди. Всё, вы вошли в намаз.
Хочу обратить внимание на 2 момента:
1. Намерение не говорится. Это не зикр и не дуа, и не мольба. Пришло в хадисах, что Посланник Аллах, да благословит его Аллах и да приветствует, становясь на намаз, начинал его с такбира, а не с произнесения чего-то. Разве не он для нас пример? Тем более, вы сами осознаёте, что это намерение, то, что в сердце. Когда человек отправляется за хлебом, он же не произносит своё намерение вслух?! Аллах сделал достаточным для действительности молитвы (и других поклонений) правильное намерение в сердце. Как и сделал отвергаемым поклонением дурное или неправильное намерение, даже если его словами произнесено благое. Например, когда даёте милостыню ради Аллаха, то вы же не говорите, типа «я даю милостыню бедняку ради Аллаха». Вы просто с намерением снискать довольство Аллаха даёте милостыню, говоря БисмиЛлах. Потом, да, можете попросить Аллаха принять вашу милостыню. Как и после другого поклонения попросить Аллаха принять его. Т.ч. произнесение намерения перед намазом — это нововведение, которое внесли последующие поколения, за что их ждёт спрос у Аллаха за то, что они не удовлетворились Сунной Посланника Аллаха и изменили её по своему усмотрению.
2. Второй момент — это пояснение к моим словам — «определенный намаз». Т.е. если вы собираетесь сделать обязательный намаз зухр, то и намерение должно быть на намаз зухр (полуденный предписанный намаз). Тут нет определенной формулировки. Вашего понимания того, что за намаз вы собираете делать и количества ракатов, которые в нём есть — ин шаа Аллах достаточно, чтобы намерение было действительным. И если вас кто-то спросил бы что за намаз вы совершили, вы без сомнений будете знать ответ. Т.е. не усложняйте себе этот момент. Вы перед Аллахом встали, знаете, то собираетесь делать, значит у вас есть намерение.
И в конце, хочу заметить, что из адабов (приличий) мусульман начинать беседу/вопрос к другому мусульманину/мусульманке с Салама, как минимум, сказать «АсСаламу алейкум». Или написать, если письменное обращение.
Да поможет вам Аллах снискать Его довольство и быть из числа стойких и достойных Его рабов. Быть из числа тех, кому обещан Рай. Амин!
А Аллаху ведомо лучше!
Ответил Реюс ибн Юсиф.
Спасибо огромное. Пусть АЛЛАХ будет доволен вами.
Пусть АЛЛАХ хронит нас вечно.
Спасибо вам! Да хранит вас Аллах!
И да хранит Аллах всех нас и сделает приверженцами Прямого Пути! Амин!
АсСаламу алейкум ва рахмату лЛахи ва баракатух брат. Да будет Всевышний доволен тобой и твоими делами. Амин.
Уа алейкум асСалам уа рахматуЛлахи уа баракатух, брат. Молю Аллаха, чтобы Он уберег нас всех от того, чтобы наше поклонение и наши скромные дела стали тщетными.
Йа Аллах! Даруй каждому из нас такое дело, за которое Ты обязательно простишь все грехи и введешь в Свой Рай! Амин!
ДзазакАллаху хайран уа баракАллаху фикум.
СалЛамуАлЛейкум Брат, поздравляю тебя с наступлением Рамадана,
Уа алейкум асСалам уа рахмутуЛлахи уа баракатух, брат!
АльхамдулиЛлах! Да вохдаст тебе Аллах благом! Пусть Аллах, Свят Он и Велик, сделает наше поклонение до наступающего Рамадана, в этот Рамадан и после до самой нашей смерти искренним, в соответствии с Сунной Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, примет от нас и обрадует нас своей Милостью и Щедростью в Судный День и в Раю. Амин. Ин ша Аллах, у нас Рамадан наступает завтра (собственно, через несколько часов).
брат у меня к тебе вопрос, сегодня субботу я делал обеденный намаз в мечете, и после него я стал делать суннат, и когда я стал его делать на первом ракате ( то есть я уже прочел бисмиль ) ко мне справа подошел мой брат по вере и дотронувшись до плеча дал знать что делает со мной в месте обеденный, джамаат намаз, я не много растерялся ведь я делаю суннат, а так как я его начал, я не знал что делать, вроде и сказать надо ему и прерывать намаз не хорошо, и я подумал порошу у Аллах мое намерение сделать из суннат намаза в обеденный ( не знаю правильно это или нет я на тот момент не много запаниковал) и начал с братьями делать обеденный намаз, надеюсь что сделал все правильно и Аллах у берег меня от ошибок. А вопрос заключается в том: правильно ли я сделал, или как я должен был сделать чтоб было правильно?
Вот что я нашел нечто похожее по данном вопросу (кое что напишу, а остальное найди, брат, время, почитай сам).
Также и нет ничего порицаемого в том, чтобы в соборной мечети, в которой уже совершил намаз первый джама’ат, опоздавший сделал ее с кем-либо из тех, кто уже совершил эту молитву в первом джама’ате, поскольку на дозволенность этого есть доказательство. Абу Са’ид рассказывал: “Однажды, когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сидел в мечети вместе со своими сподвижниками, вошел один человек, а намаз к этому времени уже был совершен. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть ли среди вас какой-либо человек, кто совершит вместе с ним молитву, чтобы сделать ему тем самым садакъа (милостыню)?» Тогда один из сидящих встал и помолился вместе с ним”. Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2652.
В этом хадисе указание на дозволенность для совершившего молитву в джама’ате, составить джама’ат тому, кто опоздал на него. Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Есть из вас какой-либо человек», обращены к одному, поэтому не следует составлять опоздавшему джама’ат большему количеству людей, уже совершивших этот намаз. См. “И’лямуль-‘абид” 106.
Однако совершающий намаз с тем, кто опоздал, должен брать намерение на добровольную молитву, а не на обязательную, поскольку не дозволено совершать одну и ту же обязательную молитву дважды. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не совершай дважды одну и ту же молитву!» Абу Дауд 2/39, ан-Насаи 1/162. Имам Ибн ас-Сакан, Ибн Хазм, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Таким образом, весь спор среди ученых только в совершении второго и более джама’ат-намаза в соборной мечети (масджит аль-джами’) имеющей постоянного имама (ар-ратиб).
====
Брат, вот вроде такой вывод получается (сам прочитай, а потом сравнись):
То, что можно быть имамом или стать в джамаат к тому, кто совершает обязательную молитву, если ты уже сам совершил — ин ша Аллах, нет проблем. Но у каждого свой ниййят. Как я понял этот вопрос и его разъяснение: тот, кто делает обязательную (опоздавший), у того ниййят (намерение) на обязательную, а у того, кто делает добровольную — намерение, что добровольная, но в джамаате или имамом для джамаата (в зависимости от ситуации как получилось).
Т.е. действия твои правильные были, но менять намерение в намазе нельзя. Нет проблем, что избрали тебы имамом по уважительной причине, но намаз суннат для тебя остаётся суннат, просто ты имам.
В твоём случае, если к тебе присоединился, а ты делаешь суннат, то, выходит из доводов, надо продолжить делать суннат, но давать такбиры и другие команды вслух, чтобы те, кто с тобой делает намаз — слышали и подчинялись, так как ты для них имам. А когда ты завершишь свой намаз (например, тебе оставался сделать 1 ракат, 2, 3 или 4), то даёшь «салам», а они доделывают то, что осталось у них в намазе.
Они не отвечают за твой ниййят и их намаз действителен, ин ша Аллах, и твой действителен и, ин ша Аллах, ты ему (присоединившимуся) дал садаку, так как сделал его одиночный намаз джамаатом, а награда за это увеличивается в 25 или 27 раз (есть хадисы, пришли оба числа).
Я могу ошибаться. И пишу то, что я понял из того что тут и в темах по ссылке, чтобы поправили моё понимание, если оно ошибочное. Если ты или кто-то найдёт доводы на более правильное мнение, поделитесь.
Аллах же знает лучше всех! Молю Аллаха, чтобы Он увеличил наши полезные знания и даровал поступать в соответствии с ними. Амин!
===
Да направит нас Аллах по прямому пути! Аминь!
Амин, брат.