что такое тахаджуд намаз и как совершать
По мазхабу Абу Ханифы сунна-намазы делятся на две части:
– намазы, которые постоянно делал Посланник Аллаха, соллалЛоху алайхи ва саллам (с.а.с.), и только редко не совершал их, чтобы показать, что они не обязательные;
— намазы, которые Пророк (с.а.с.) иногда совершал, а иногда и оставлял.
Тахаджуд намаз относится ко второй категории сунна-намазов.
Что такое тахаджуд намаз?
От Айши, да будет доволен ею Аллах, передается, что Пророк (с.а.с.) простаивал ночи в молитвах, пока его ноги не опухали, и когда Айша спросила его: «Почему ты это делаешь, ведь Аллах простил тебе прошлые и будущие грехи (ошибки)? Пророк ответил: «Разве я не могу быть благодарным рабом?». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.
Количество ракаатов тахаджуд намаза
Тахаджуд намаз состоит от двух до восьми ракаатов. Можно совершить два, четыре, шесть и восемь ракаатов – один, два, три и четыре намаза по два ракаата.
К нежелательным действиям относится оставления намаза ташаххуд без уважительных причин после того как совершал его определенное время. Пророк (с.а.с.) сказал Абдуллаху ибн Амру, да будет доволен им Аллах: لَا تَكُنْ مِثْلَ فُلَانٍ، كَانَ يَقُومُ اللَّيْلَ ثُمَّ تَرَكَهُ» «يَا عَبْدَ اللَّهِ،- «О Абдуллах, не будь похожим на того, который простаивал (молился) ночи, а потом оставил это». Хадис передали Бухари и Муслим.
Время намаза тахаджуд
Порядок совершения тахаджуд намаза
Для совершения тахаджуд намаза в два ракаата выполняются следующие действия:
В таком же порядке делаем и остальные тахаджуд намазы, если вы совершаете более двух ракаатов.
Ночи, когда особенно предпочтительно совершение ночного тахаджуд намаза
Желательным является оживление (т.е. совершение молитв и других видов поклонения) в следующие ночи:
К нежелательным действиям относится собирание людей в мечетях или других местах, для проведения этих ночей совершая ночные намазы джамаатом.
Также нежелательным является выделения ночи на пятницу для богослужения.
Молитвы, произносимые при ночном стоянии
Желательным является в ночном поклонении много просить у Всевышнего прощение. Наиболее предпочтительным является прошение о прощении в следующей форме:»أَلَّهُمَّ أَنْتَ رَبِّي، لَا إِلَهَ إِلَّا أَنْتَ، خَلَقْتَنِي وَأَنَا عَبْدُكَ، وَأَنَا عَلَى عَهْدِكَ وَعَلَى وَعْدِكَ مَا اسْتَطَعْتُ، أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتَ، أَبُوءُ (أَعْتَرِفُ) لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَيَّ، وَأَبُوءُ بِذَنْبِي، فَاغْفِرْ لِي، فَإِنَّهُ لَا يَغْفِرُ الذُّنوُبَ إِلَّا أَنْتَ».
«Аллохумма анта робби́, ля́ иля́ха илля́ анта, холакътани́ ва ана́ ‘абдука, ва ана́ ‘ала ‘ахдика ва ‘ала ваъдика мастатоъту, а’у́зу бика мин шарри ма́ сонаъта, абу́у (аътарифу) ляка биниъматика ‘алаййа, ва абу́у бизанби́, фаг’фир ли́, фаиннаху ля́ яг’фируз-зуну́ба илля́ анта».
«О Аллах! Ты мой господь, нет бога кроме Тебя, Ты создал меня и я Твой раб, и я стаю на Твоем обете (т.е. выполняю Ты наложил на меня из обязанностей и удаляюсь от того что Ты мне запретил) и обещании (т.е. признаю, что будет вознаграждение и наказание, Рай и Ад), я прибегаю к Тебе он зла того что Ты сотворил, я признателен Тебе за Твои блага данные мне, я признаюсь в своих грехах, прости меня, поистине никто не прощает грехи кроме Тебя».
Молитва (намаз) Тахаджуд
Аудио версия настоящей статьи:
Тахаджуд [1] — (с араб.) дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна.
Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи» [2]. В другом случае Пророк уточнил: «Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (‘Иша’), относятся к молитве ночи» [3]. Также посланник Всевышнего оставил завет: «Выполняйте молитву ночи! Воистину, это — признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений» [4].
Количество ракяатов этой молитвы — от двух до восьми (по желанию молящегося).
Время Тахаджуда наступает после обязательной ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари.
Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные — за ночь до праздника разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Ша‘бан (Ляйлятуль-бара’а) [5]; ночь на день ‘Ашура’ (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.
Коллективное совершение молитвы Тахаджуд является канонически порицаемым, ибо ни пророк Мухаммад, ни его сподвижники не совершали эту молитву в джама‘ате (коллективно) [6].
И еще один хадис: «Каждую ночь «опускается» Господь [проявлением милости, прощения и безграничной мощи] на нижнее небо по прошествии первой трети ночи [7]. Восклицает Он: «Я — Властелин! Есть ли взывающий [ко Мне]? Я отвечу ему. Есть ли просящий у Меня? Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я мог простить его?» И продолжается это до начала зари» [8].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 149. Глагол «тахаджада», от которого происходит данное слово, означает «просыпаться ночью для совершения молитвы». См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий [Основной арабский словарь]. [Б. м.]: Ларус, [б. г.]. С. 1253.
[2] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 452, хадис № 202 (1163); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 930, хадис № 1236; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 60, хадис № 949.
[3] Св. х. ат-Табарани и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 7. С. 40.
[4] Св. х. ат-Тирмизи. См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 982, хадис № 3558; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3. С. 927, хадис № 1227.
[5] См.: Ат-Табризи М. Мишкет аль-масабих. Т. 1. С. 375, хадисы № 1306 и 1308.
[6] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1064.
[7] Хадис нельзя истолковывать исходя из антропоморфического понимания Бога, ибо Творец всего сущего есть Господь Всемогущий, Всезнающий, Всевидящий, Существующий вне времени и пространства. Метафизический смысл хадиса в том, что, как бы близко ни «опускался» Всевышний к земле, к земным существам и предметам, Он всегда остается трансцендентным, пребывая в сфере недосягаемого для человеческого опыта. В то же время «ведает о том, что нашептывает человеку его душа, и Который ближе к нему, чем [его] сонная артерия» (см.: Св. Коран, 50:16).
[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима и др. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 298, хадис № 169 (758); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 3, с. 923, хадис № 1223; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 62.
Тахаджуд-намаз
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
Тахаджуд-намаз – сунна Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и символ Ислама, и отказываясь от следования этой сунне, мы теряем силу нашей веры и лишаем себя бесценной возможности устремиться к Всевышнему Аллаху всем сердцем.
Тахаджуд (араб. تَهَجُّدٌ) происходит от глагола هَجَدَ (спать днём; бодрствовать ночью) и от глагола تَهَجَّدَ (бодрствовать, не спать (совершая молитвы)) и означает «бодрствование ночью в молитве».
В исламской терминологии тахаджуд – это добровольный ночной намаз, совершаемый после пробуждения от сна.
Достоинства тахаджуд-намаза
Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الْمُزَّمِّلُ قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا نِصْفَهُ أَوِ انْقُصْ مِنْهُ قَلِيلًا أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا إِنَّا سَنُلْقِي عَلَيْكَ قَوْلًا ثَقِيلًا إِنَّ نَاشِئَةَ اللَّيْلِ هِيَ أَشَدُّ وَطْئًا وَأَقْوَمُ قِيلًا
«О закутавшийся! Выстаивай ночь (в намазе), за исключением малой [её части], половину ночи, чуть меньше или немного больше, и читай Коран размеренно. Поистине, Мы ниспошлём тебе весомые слова. Ведь ночные часы тяжелее, и слова (ночью) действенней». (сура Аль-Муззамиль, аят 1-6)
Всевышний Аллах сказал:
وَمِنَ اللَّيْلِ فَتَهَجَّدْ بِهِ نَافِلَةً لَّكَ عَسَى أَن يَبْعَثَكَ رَبُّكَ مَقَامًا مَّحْمُودًا
«Бодрствуй часть ночи, совершая дополнительный намаз. Возможно, твой Господь поднимет тебя [в вечной жизни] на Славное место[1]». (сура Аль-Исра, аят 79)
Хафиз Ибн Касир (701–774 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) прокомментировал этот аят:
واختلف في معنى قوله تعالى: نافلة لك فقيل معناه أنك مخصوص بوجوب ذلك وحدك، فجعلوا قيام الليل واجبا في حقه دون الأمة، رواه العوفي عن ابن عباس، وهو أحد قولي العلماء، وأحد قولي الشافعي رحمه الله، واختاره ابن جرير، وقيل: إنما جعل قيام الليل في حقه نافلة على الخصوص، لأنه قد غفر له ما تقدم من ذنبه وما تأخر وغيره من أمته إنما يكفر عنه صلواته النوافل الذنوب التي عليه. قاله مجاهد: وهو في المسند عن أبي أمامة الباهلي رضي الله عنه
«Есть разногласия по поводу слов Аллаха: “Добровольно для себя”. Группа учёных сказала, что молитва ночного бдения (тахаджуд) была обязательной только для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), это мнение передаёт аль-Ауфи от Ибн Аббаса, и это одно из мнений учёных и мнений аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах), его выбрал Ибн Джарир (ат-Табари).
Другая группа учёных сказала, что молитва ночного бдения (тахаджуд) была добровольной (желательной) для него, так как ему были прощены его ранние и поздние грехи, также для остальных мусульман ночное бдение служит прощением грехов. Это мнение Муджахида, и оно приводится в “Муснаде” от Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им Аллах)». («Тафсир Ибн Касир», 5/94)
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
أفضل الصلاة بعد الفريضة صلاة الليل
«Наилучшей молитвой после обязательной является ночная молитва (тахаджуд)». (Муслим)
Со слов Абу Малика аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إن في الجنة غرفا يرى ظاهرها من باطنها وباطنها من ظاهرها أعدها الله لمن أطعم الطعام وأدام الصيام وصلى باليل والناس نيام ورواه ابن وهب عن ابن عمرو ولفظه لمن أطاب الكلام وأطعم الطعام وبات قائما والناس نياما
«Поистине, в Раю есть комнаты, внутри которых видно то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри. Аллах уготовил их для тех, кто кормил нуждающихся, часто постился и совершал ночные молитвы в то время, когда (большинство) людей спит». (Ат-Табарани)
Время совершения тахаджуд-намаза
Время совершения тахаджуд-намаза наступает после обязательного ночного намаза (иша) и длится до начала утреннего намаза после короткого сна. В этот промежуток времени мы можем совершать тахаджуд-намаз. Самое предпочтительное время для совершения тахаджуд-намаза – последняя треть ночи.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
يَنْزِلُ رَبُّنَا تَبَارَكَ وَتَعَالَى كُلَّ لَيْلَةٍ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا حِينَ يَبْقَى ثُلُثُ اللَّيْلِ الآخِرُ يَقُولُ : مَنْ يَدْعُونِي ، فَأَسْتَجِيبَ لَهُ مَنْ يَسْأَلُنِي فَأُعْطِيَهُ ، مَنْ يَسْتَغْفِرُنِي فَأَغْفِرَ لَهُ
«С наступлением последней трети каждой ночи наш Всеблагой и Всевышний Господь нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”». (Аль-Бухари, Муслим)
Какая разница между тахаджудом и кыям аль-лейль, и совершается ли после него витр?
Тахаджуд и кыям аль-лейль – это два названия с одним смыслом: дополнительный намаз после захода солнца и до наступления рассвета. Однако тахаджуд совершают после пробуждения ото сна, а кыям уль-лейль – до сна и после него, тахаджуд – это кыям аль-лейль, но не наоборот.
Витр совершается после ночного намаза, однако человеку желательно отложить его совершение до тех пор, пока он не совершит тахаджуд-намаз, если есть вероятность что он встанет ночью. Если такой вероятности нет, то пусть совершит витр-намаз перед сном.
Количество ракаатов
Относительно количества ракаатов у учёных имеются разногласия.
В «Кувейтской энциклопедии фикха» (14/88-89) говорится:
اتفق الفقهاء على أن أقلها ركعتان خفيفتان لما روى أبو هريرة رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: إذا قام أحدكم من الليل فليفتتح صلاته بركعتين خفيفتين
واختلفوا في أكثرها فقال الحنفية: منتهى ركعاته ثماني ركعات قال ابن الهمام: الظاهر أن أقل تهجده صلى الله عليه وسلم كان ركعتين، وأن منتهاه كان ثماني ركعات وستأتي الروايات الدالة على ذلك.
وقال المالكية: أكثره عشر ركعات أو اثنتا عشرة ركعة فقد روي أن النبي صلى الله عليه وسلم كان يصلي بالليل إحدى عشرة ركعة يوتر منها بواحدة وروي أنه كان يصلي فيه اثنتي عشرة ركعة ثم يوتر بواحدة
وقال الشافعية: لا حصر لعدد ركعاته وهو ما يؤخذ من عبارات فقهاء الحنابلة. لخبر: الصلاة خير موضوع من شاء أقل ومن شاء أكثر
«Учёные-правоведы единодушно согласны с тем, что наименьшее количество – это два лёгких ракаата, так как Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Когда кто-либо из вас встанет ночью, пусть начнёт молитву с двух лёгких ракатов». (Муслим)
Учёные разошлись во мнениях относительно наибольшего количества ракаатов:
– ханафиты сказали: окончательное количество ракаатов – восемь. Ибн аль-Хумам сказал: «Очевидно, что наименьшее количество ракаатов при совершении тахаджуда Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) составляло два, а наибольшее – восемь. Ниже будут приведены слова, указывающие на это»;
– маликиты сказали: наибольшее количество ракаатов – десять или двенадцать. Сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал одиннадцать ракаатов, последний из которых являлся витром, также передают, что он совершал двенадцать ракаатов, затем совершал один ракаат витр;
– шафииты сказали: ограничений в количестве ракаатов нет, и это также понимается из слов учёных-ханбалитов со ссылкой на хадис: «Молитва – это наилучшее деяние, и тот, кто желает, пусть уменьшает её, а кто желает – увеличивает!» (Ахмад)
Желательные действия, связанные с тахаджуд-намазом
Тому, кто собирается встать ночью на тахаджуд, желательно:
1. перед сном вознамериться проснуться ночью на молитву.
Со слов Абу ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَن أتى فِراشَهُ وَهوَ ينوي أن يقومَ يُصلِّيَ منَ اللَّيلِ فغلبَتْهُ عَيْناهُ حتَّى أصبحَ كُتِبَ لَهُ ما نوى وَكانَ نومُهُ صدقةً عليهِ من ربِّهِ
«Тому, кто отправится в свою постель с намерением встать ночью для совершения молитвы и кого одолеет сон до наступления утра, [в книгу деяний] запишут то, что он намеревался совершить, и его сон станет милостыней для него от Господа». (Ибн Маджа, ан-Насаи);
2. проснувшись, протереть лицо, чтобы прогнать сон, почистить зубы сиваком, посмотреть на небо и обратиться к Аллаху с мольбой, с которой взывал Посланник Аллаха (мир ему и благословение).
Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) просыпался ночью, он говорил:
لا إِلهَ إلاَّ أَنْتَ سُبْحانَكَ اللَّهُمَّ وبحمدِكَ، أسْتَغْفِرُكَ لِذَنْبيِ، وأسألُكَ رَحْمَتَكَ، اللَّهُمَّ زِدْنِي عِلْماً، وَلا تُزِغْ قَلْبِي بَعْدَ إذْ هَدَيْتني، وَهَبْ لِي مِنْ لَدُنْكَ رَحْمَةً، إنَّكَ أَنْتَ الوَهَّابُ
«Ля иляха илля Анта, Субхана-ка, Аллахумма, астагфиру-ка ли-занби ва асъалю-ка рахмата-ка. Аллахумма, зид-ни ‘ильман, ва ля тузиг кальби ба‘да из хадайта-ни, ва хаб ли мин лядун-кя рахматан, инна-кя Анта-ль-Ваххаб».
«Нет бога, кроме Тебя, преславен Ты, о Аллах, прошу у Тебя прощения за мой грех и прошу у Тебя милости. О Аллах, добавь мне знания и не сбивай с пути сердце моё после того, как Ты указал ему прямой путь, и даруй мне от Тебя милость, ведь, поистине, Ты – Дарующий». (Абу Дауд, ан-Насаи)
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَحْيَانَا بَعْدَ مَا أَمَاتَنَا وَإِلَيْهِ النُّشُورُ
«Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ахйа-на ба’да ма амата-на ва иляй-хи-н-нушур».
«Хвала Аллаху, который оживил нас после того как умертвил, и к Нему [предстоит наше] возвращение». (Аль-Бухари);
3. пропустить молитву, если одолеет сон, и выспаться.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إِذَا قَامَ أحَدُكُمْ مِنَ اللَّيْلِ ، فَاسْتَعْجَمَ القُرْآنَ عَلَى لِسَانِهِ ، فَلَمْ يَدْرِ مَا يَقُولُ ، فَلْيَضْطَجِع
«Если кто-нибудь встанет ночью и окажется, что ему трудно читать Коран, а сам он не будет знать, что говорит, пусть ляжет [поспать ещё]». (Муслим);
4. разбудить членов своей семьи.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Да помилует Аллах мужчину, который поднимается ночью, совершает молитву и будит свою жену, которая также совершает молитву, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой! Да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, который также совершает молитву, а если он отказывается вставать, брызгает ему в лицо водой!» (Абу Дауд, Ибн Маджа);
5. не перегружать себя, а молиться ночью столько, на сколько хватает энергии, но совершать эту молитву регулярно и никогда не пропускать её, разве что при вынужденных обстоятельствах.
Действия, способствующие выстаиванию ночей перед Аллахом
Учёные перечислили действия, которые помогают верующему совершать ночное поклонение. Упомянем некоторые из них:
1. избегание грехов днём;
2. поминание Аллаха перед сном;
3. ранний отход ко сну;
4. короткий отдых в полдень;
5. умеренность в еде и питье;
6. сон в состоянии ритуальной чистоты;
7. сон на правом боку;
8. самоотчёт и самоосуждение за пропуск тахаджуд-намаза.
[1] По мнению большинства мусульман, под “Славным местом” имеется в виду заступничество (шафаат) Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). («Тафсир» аль-Куртуби, 13/150)
Тахаджуд намаз
В числе рекомендованных для всех мусульман специальных молитв – Ночной тахаджуд намаз является рекомендованной для всех мусульман специальной молитвой, совершаемой глубокой ночью.
Тахаджуд намаз – это сунна, его совершают после обязательной ночной молитвы Иша до совершения обязательной утренней молитвы Фаджр. Мусульманин, который хочет делать эту молитву, должен прервать сон ночью специально в период между полночью и тем временем, когда следует делать намаз Фаджр, и этот период приходится на последнюю третью часть ночи.
Большинство верующих мусульман стараются делать ночной тахаджуд намаз регулярно, сделав его частью своей жизни, несмотря на то, что обязательной эта молитва не является. Таким способом мусульмане стараются приблизиться ко Всешнему Аллаху, продемонстрировать Ему свою преданность и заработать Его прощение и искупить свои грехи. Поэтому мусульманину следует особенно тщательно изучить информацию о том, что такое тахаджуд намаз, как совершать эту ночную молитву, особенности совершения и почему следует ее сделать частью своей жизни, несмотря на ее необязательность.
Тахаджуд намаз как совершать
Намаз Тахаджуд можно делать в любую часть ночи, но если есть возможность сделать его в последней трети ночи, то лучше делать именно в этот период, поскольку в последнюю треть ночи Всевышний Аллах, спускаясь на нижнее небо, задает вопросы к верующим, которые обращаются к Нему просьбой, обещая ответить на мольбы верующих, а также обращается к тем, кто просит Всевышнего Аллаха о прощении, обещая простить этому человеку.
Подготовка
Как только будет совершена ночная молитва Иша, мусульманину следует подготовиться ко сну, а также побеспокоиться о том, чтобы проснуться через несколько часов посреди ночи, но это должно произойти до того, как придет время делать утреннюю молитву Фаджр. С этой целью можно поставить будильник и поручить разбудить вас другим членам семьи.
Верующий мусульманин, который проснется в последнюю треть ночи и выполнит тахаджуд намаз, будет услышан Всевышним Аллахом. Если же мусульманин сделал все для того, чтобы проснуться в это время ночи, но все равно уснул и всю ночь проспал, то не следует себя винить: Всевышнему Аллаху известно, что такие намерения были у верующего, а потому Он в качестве акта милосердия подарил сон Своему рабу.
Возможно вам будет интересно, что делать, если проспал намаз?
Омовение
После пробуждения среди ночи, до совершения ночного намаза следует сделать малое омовение или полное омовение.
Возможно вам будет интересно узнать о том, что портит омовение.
Омовение выполняют в таком порядке, используя чистую воду:
Место молитвы
Совершать тахаджуд намаз следует в месте тихом и чистом, чтобы это место было достойно того, что в нем совершалась молитва и произносилось имя Всевышнего Аллаха. Следует сесть на молитвенный коврик так, чтобы лицо молящегося было обращено к Мекке, к Святой Каабе. Это делается и во время обязательных молитв.
Концентрация на молитве
Перед совершением молитвы тахаджуд ночью следует из своего сердца отпустить все мирские дела и проблемы, поскольку во время совершения намаза тахаджуд важно думать только о Всевышнем Аллахе и сосредоточиться на намазе, который мусульманин собирается делать. Во время совершения ночного тахаджуд намаза следует успокоиться, игнорировать любые события, негативными или позитивными ли они будут, не следует отвлекаться – важно сосредоточиться, можно для этого закрыть глаза, и только так можно достигнуть состояния повышенного сознания духовного.
Как делать тахаджуд намаз
Сначала следует произнести про себя о своем намерении делать намаз тахаджуд, а также определиться, как именно вы будете завершать молитву и почему вы собираетесь совершить ночью намаз: чтобы прославить Всевышнего Аллаха или для того, чтобы просить прощения у Него. Это заявление вслух не говорят: Всевышнему Аллаху прекрасно известны ваши мысли и намерения – вам следует сделать их явными для самого себя.
Тахаджуд совершают, повторяя несколько циклов или ракаатов намаза, так же как и во время обязательной молитвы. Ракааты тахаджуда выполняют парами, поэтому молящемуся необходимо с самого начала решить, сколько ракаатов он выполнит. Начинается чтение тахаджуда с выполнения двух ракаатов.
В тахаджуд намазе совершается также как и любой другой намаз с выполнением всех необходимых рукнов (столпов) молитвы.
Ракааты мусульманин может повторять так, как он пожелает – два раката составляют минимум того, что необходимо выполнить, чтобы намаз тахаджуд был совершен надлежащим образом. Но можно повторять ракаты четыре раза или столько раз, сколько молящийся посчитает нужным. Хадисы гласят, что для Посланника Аллаха ﷺ было обычным делом повторять ночью во время совершения тахаджуда до тринадцати ракаатов. Для основного числа мусульман восемь ракаатов считают большим количеством, но они повторяют часто два ракаата, четыре, а также шесть или восемь. Во время тахаджуда молящийся может читать любые суры и аяты из Священного Корана. Высоко оценивается, если мусульманин читает длинные суры – такими являются Ан-Ниса, Аль-Бакара или Аль-Имран, и, если мусульманин только иногда прибегает к ним, это все равно дает ему неоспоримые преимущества.
Как рассказано в хадисах, Пророк Мухаммад ﷺ, заметив, что в то время, как он читал тахаджуд ночью, приблизился рассвет, закончил ночной намаз, прочитав только в качестве витра или обязательной предрассветной молитвой, а витр обязательно должен быть произнесен перед Фаджром в один ракаат. Завершается намаз-тахаджуд витром, при условии, что молящийся не прочитал витр после намаза иша, можно совершить как два ракаата плюс один ракаат витр-намаза, так и отдельно один ракаат витр-намаза.
После ракаатов мусульманин может добавить свою молитву, а когда мусульманин завершит те ракааты, которые были им отведены для тахаджуд намаза, он может добавить любую молитву, но она должна быть искренней, полной преданности и уважения к Всевышнему Аллаху. В этой молитве верующий может обратиться к Всевышнему за помощью или выразить Аллаху дополнительную благодарность, вознести хвалу Аллаху или попросить у него руководства в своих проблемах.
Любая молитва, которая совершается мусульманином, каждая просьба будет услышано Аллахом, и Он ответит.
Если мусульманин слишком устал, то он может не читать молитву для завершения тахаджуда ночью, а вернуться в постель, поскольку молитва тахаджуд прерывает нормальный сон человека, и для него вполне нормально ощущать усталость. Всевышний отметит, что верующий был полон готовности совершить намаз тахаджуд, но силы оставили его, и мусульманин не должен испытывать стыда относительно этого.
Коран и хадисы о тахаджуде
О ночном намазе можно прочитать в отрывках Священного Писания и хадисах, если мусульманин стремится понять, насколько уникальна и важна молитва тахаджуд. Во все периоды развития исламской науки ученые неоднократно обсуждали вопросы соблюдения тахаджуд намаза.
В Книге 21 Сахих аль Бухари есть семьдесят хадисов, которые описывают то, какие правила следует соблюдать при совершении тахаджуд намаза. Супруга Пророка Мухаммада ﷺ Аиша в одном из хадисов говорила: «Не оставляйте ночной намаз, ведь поистине Посланник Аллаха (мир ему) никогда не оставлял тахаджуд-намаз. Даже в случае болезни или слабости он совершал тахаджуд сидя».
В Коране относительно тахаджуд намаза сообщается несколько раз, в сурах 17-79, 39-9 и 73-20.
В аяте суры «Аль-Исра» сказано: «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место».
В суре «Ас-Саджда» Корана сказано: «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали».
Побуждение себя и своей семьи к ночной молитве
Мусульманину следует размышлять о том, как будет совершать тахаджуд намаз его семья. Пророк Мухаммад ﷺ советовал совершать тахаджуд намаз супругам совместно, как он ﷺ совершал эту молитву ночью вместе со своей женой Аишей.
Мусульманин должен с осторожностью относиться к тому, как он будет приучать своих детей старше десяти лет к совершению тахаджуд намаза, ведь не всегда маленький или более взрослый ребенок сможет вставать среди ночи для того, чтобы совершить его – в этом случае ругать или наказывать ребенка не следует, и так же следует отнестись к тем членам семьи, которые нуждаются в полноценном ночном сне и не могут вставать для совершения молитвы – такими людьми могут быть маленькие дети и пожилые члены семьи, а также те члены семьи, которые на данный момент страдают от недомоганий или болезней.
В качестве примера выполнения тахаджуд намаза, следует брать совершение молитвы Пророком Мухаммадом ﷺ – его методы и являются тем самым идеалом, который поможет мусульманину стать ближе ко Всевышнему Аллаху.
Тахаджуд намаз должен стать частью повседневной жизни мусульманина, хоть молитвой обязательной он и не является, то есть мусульманину не следует чувствовать так, будто он обязан ее читать. Но большое число мусульман практикуют данный намаз постоянно.
Достоинства молитвы тахаджуд
Для верующего лучшим способом поклонения Всевышнему Аллаху является намаз, а искреннее поклонение Всевышнему является лучшим из тех деяний, что могут совершить верующие. И если мусульманин желает приблизиться к Всевышнему, он не должен ограничиваться обязательными намазами. Выполняя дополнительные нафиль-намазы, к которым относится и тахаджуд намаз, мусульманин приближается к Всевышнему и к тому, чтобы обрести Его довольство. Пророк Мухаммад ﷺ называл тахаджуд намаз сунной, «лучшим из дополнительных намазов».
В хадисах сказано, что верующего, который совершает ночной тахаджуд намаз, Всевышний Аллах наделит всевозможными благами мирской жизни:
В одном из хадисов Пророка Мухаммада ﷺ сказано, что Аллах любит троих людей, которым Он улыбается и дарит радостные вести. Первый из этих людей – человек, который «борется позади группы, которая спасается бегством и поступает так со своей душой ради Аллаха, независимо от того, убьют его, или ему поможет Аллах, и он победит». Всевышний Аллах говорит о таком человеке: «Посмотрите на моего раба, который терпелив со своей жизнью ради Меня». Второй из этих людей – мусульманин, имеющий красивую жену и мягкую постель, но который поднимается ночью, вспомнив Аллаха, хотя мог бы продолжить спать, если бы захотел. Третий из людей – это тот, кто «путешествует с группой, и они двигаются, бодрствуя ночью, и затем ложатся спать, а он все еще совершает молитву усердно или непринужденно».
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)