что такое тафсир в исламе

Тафсир: виды толкования Корана

Текст Заключительного Божьего Откровения не всегда доступен для понимания простыми верующими, в т.ч. и тех, кто в совершенстве владеет арабским языком. Для этого существуют тафсиры – толкования Книги Аллаха, разъясняющие смысл аятов и сур, которые дают более подробную, чем просто перевод, информацию.

При жизни Посланника Аллаха (с.г.в.) все разъяснения относительно смысла Священного Писания давались только им самим. А после его кончины этим занимались сахабы, затем –табиины, причём одни из них трактовали аяты только на основании слов Пророка (с.г.в.), другие же использовали альтернативные методы толкования, опираясь на традиции арабов, историю ниспослания тех или иных откровений и так далее. (Более подробно об истории возникновения тафсиров изложено здесь).

Тафсиры различаются и по географическому признаку. В истории ислама сформировались три крупнейшие школы толкования Корана: Мекканская, Мединская и Иракская.

Основоположником Мекканской считается Абдуллах ибн Аббас (р.а.) – сподвижник Милости миров Мухаммада (с.г.в.) и его двоюродный брат. Также представителем этой школы был табиин Саид ибн Джубейр – составитель первого сочинения по толкования коранического текста. Мединская связана с именем Убайя ибн Кааба (р.а.) – писаря Посланника Аллаха (с.г.в.) и одного из лучших чтецов Книги Аллаха. Основоположником Иракской школы считается Абдуллах ибн Масуд (р.а.) – тоже один из ближайших сахабов.

Источники тафсира

1. Коран

Наилучшим толкованием считается разъяснение тех или иных положений Булагородной Книги с помощью её самой. Ответы на некоторые вопросы, возникшие в одном аяте или суре, мы можем найти в других частях Корана. Например, в суре «Дым» говорится:

Мы ниспослали его в благословенную ночь… (44:3)

Из этого изречения нам неизвестно, о какой именно благословенной ночи идёт речь. Но ответ содержится в первом аяте суры «Могущество»:

Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения (или Величия) (97:1)

2. Сунна

Вторым источником толкования могут служить хадисы Божьего Посланника (с.г.в.), через которого Писание ниспосылалось мусульманам. Например, однажды Пророк (с.г.в.) произнёс: «Тот, с кого будет спрошен отчёт в Судный день, погибнет». На что Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) спросила: «Разве не сказано, что верующие получат лёгкий расчёт (подразумевая 8-й аят суры “Раскалывание”)?» И её супруг (с.г.в.) ответил, что в аяте сообщается о представлении деяний, т.е. взвешивании их на Весах (Бухари, Муслим).

3. Слова сахабов

Составители тафсиров используют также изречения сподвижников Пророка (с.г.в.). В частности, когда не удаётся найти объяснения в самом Коране или хадисах. Например, комментируя аят:

Мы даровали тебе Изобилие [реку в Раю, которая называется аль-Каусар] (108:1),

Аиша (р.а.) пояснила: «Это река, дарованная Мухаммаду (с.г.в.). На её берегах находятся шатры из жемчуга и многочисленные сосуды на подобии звёзд» (Бухари).

4. Менее значимые источники:

— Исраилият (самый неоднозначный, который отвергали многие сахабы, но некоторые всё же прибегали к нему) – толкование Корана на основе схожих повествований из писаний иудеев и христиан.

— Иджтихад (ижтихад, иждихад) – использование собственных умозаключений автора тафсира, например, на основе информации о традициях и обычаев арабов, истории ниспослания аятов и так далее.

— Скрытые знаки – этот источник, как правило, используется в суфизме. Согласно мнению основателей тарикатов, Всевышний может раскрыть смысл того или иного аята любому мусульманину, который стремится к Его довольству. Многие богословы относятся к этому доводу скептически, но некоторые всё же считали такой метод дозволенным при условии соблюдения следующих требований: тафсир соответствует явному смыслу аята, не противоречит разуму и логике, аят содержит слова или словосочетания, позволяющие трактовать его подобным образом, тафсир имеет тесную связь с явным значением аята.

Виды тафсира

1) Аль-Люгайи. Этот вид толкования опирается на лингвистическую составляющую текста Корана. В таких тафсирах для объяснения смыслов используются стихотворения. (Пример: Тафсир аль-Вахиди).

2) Аль-Акли. В его основе лежат философские воззрения. (Пример: Тафсир ар-Рази).

3) Аль-Фикхи. В этой разновидности толкования рассматриваются в основном вопросы поклонения. (Пример: Тафсир Куртуби).

4) Ат-Тарихи. Здесь рассматриваются вопросы истории народов. (Пример: Тафсир Хазина́).

5) Биль-Ма`асур. Он основывается на мнениях учёных. (Пример: Тафсир ибн Касира).

6) Аль-Мутасавваф. Это вид толкования, рассматривающий вопросы, связанные с вероубеждением и богобоязненностью. (Пример: Тафсир ибн Араби).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассаламаалейкум ва рахматуллахи ва баракатух А можно коротко о жизни основателей тафсира Габдулла ибн Габбас Кубай ибн Кагф Габдулла ибн Масгут?

Источник

Тафсир. Виды Тафсира. Кто может делать толкование Корана?

что такое тафсир в исламе. картинка что такое тафсир в исламе. что такое тафсир в исламе фото. что такое тафсир в исламе видео. что такое тафсир в исламе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тафсир в исламе.

Что такое «тафсир»?

Тафсир — это раздел исламского богословия. Тафсир — толкование аятов Священного Корана. Также тафсир в научной литературе называют «экзегеза», что с древнегреческого означает «истолкование», однако данный термин скорее применим к христианским текстам.

Слово «тафсир» происходит от арабского глагола «фасара», который переводится как «объяснять», «указывать», «открывать».

Учёного, занимающегося тафсиром, называют муфассиром.

Зачем нужен тафсир?

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) получал аяты Священного Корана в течение 23 лет. На протяжении этого времени некоторые аяты отменялись, некоторые дополнялись, некоторые заменялись на другие (в традиции это называется насх и мансух). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего), пока был жив объяснял Священное Писание и изменения в нём своим сподвижникам и неофитам. Пророк разъяснял лексику Корана, аяты, в которых сквозит многозначность. Из хадисов мы узнаём причину ниспослания аятов. Сахабы всё это слушали и запоминали, чтобы передать следующему поколению мусульман.

Также есть известный пример необходимого толкования, когда один сподвижник, которого звали Ади ибн Хатим (да будет доволен им Аллах), услышав аят «Ешьте и пейте, пока не отличите белую нить рассвета от чёрной» (Сура аль-Бакара; 187 аят), подумал, что заканчивать сухур следует в тот момент, когда обычную белую вервь можно будет отличить от чёрной. Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), узнав об этом, объяснил Ади, что в аяте не идёт речь о настоящих нитках, а говорится о появлении первых лучей солнца на рассвете.

Пророк Мухаммад очень часто толковал аяты, это видно из многочисленных хадисов, в которых он объясняет те или иные события из жизни предшествующих ему пророков, рассказывал о Дне Суда, о реках в Раю и о многих других подробностях, которые не указаны в Коране.

Всевышний Господь сказал в Священном Коране: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите». (Коран, 8:20).

В аяте не сказано, что надо следовать только Корану, Аллах прямо говорит, что Корану надо следовать, но нельзя забывать и о словах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).

Только из хадисов мы знаем, как читать намаз, как совершать зикр, как давать закят, сколько поститься, как делать хадж.

В Священном Коране сказано:

«Скажи: Если любите Аллаха, подчиняйтесь мне!» (Аль Имран 31)

Поэтому, если можно так сказать, Пророк Мухаммад был первым муфассиром. Он первый начал разбирать Коран и толковать его. Разъяснял отменённые и отменяющие аяты, причины ниспослания некоторых аятов, говорил о семантике слов, которые были кому-то непонятны.

Муфассиры последующих времён лишь собрали всё то, о чём говорил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) и систематизировали. Муфассир толкует Коран лишь через другие аяты Корана, через сунну Пророка Мухаммада, имеется в виду его слова и слова его благородных асхабов.

Самыми известными толкователями Корана из асхабов были Али ибн Абу Талиб, Ибн Аббас, Ибн Масуд, Убаййи ибн Каб. Умар ибн аль-Хаттаб тоже занимался толкованием Корана. Он приглашал из разных уголков Аравии знатоков арабского языка, которые разъясняли ему поэтический язык Корана.

Основателем Тафсира многие исламские учёные считают двоюродного брата Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) Абдуллаха ибн Аббаса, который толкуя аяты, прибегал к сравнительному методу, используя арабскую поэзию.

История тафсира.

Тафсир как дисциплина начал своё развитие в связи с началом систематизации сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). К концу VIII века появляются сборники хадисов, в которых толкуются аяты Священного Корана через хадисы, что в дальнейшем породит принцип ас-сунна туфассиру-ль-Кур’ан (сунна толкует Коран). Известными хадисоведами, которые уделяли внимание толкованию Корану через хадисы были Суфьян ибн Уяйна, Шуба ибн Хаджадж, Ваки ибн Джаррах.

В X веке Тафсир становится самостоятельной дисциплиной, не привязанной к хадисоведению.

Школы тафсира.

Ученые выделяю три самые крупные школы толкования Корана.

Методы и источники.

Когда муфассир толкует Коран, он сначала пытается объяснять один аят Корана другим аятом Священного Корана. Если же так не получается, то он начинает использовать методы тафсира.

Источники, которые используют толкователи Корана:

Разделы науки ТАФСИР.

1. Гариб аль-Куран. Данный раздел изучает Коран как текст. То есть предметом исследования является язык Корана. Лексика, фонетика, синтаксис и другие подразделы лингвистики. Изучаются слова, значение которых ранее было непонятно, ведь в Коране использовались заимствования из других языков и арабских диалектов. Также раздел Гариб занимается анализом речевых оборотов Корана и полисемии коранических аятов.
2. Асбаб ан-Нузуль, в котором изучаются причины и события, предшествующие ниспосланию пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) аятов Корана.
3. Ахкам аль-Куран, в котором изучаются правовые предписания и догмы вероучения, содержащиеся в коранических аятах.
4. Муташабих аль-Куран, в котором изучаются аяты Корана, которые имеют скрытый смысл. Это относится к некоторым аятам, смыслы которых представляются толкователям неясными.
5. Фадаиль аль-Куран, в котором изучаются достоинства Корана.
6. Иджаз аль-Куран, в котором изучаются чудесность и неподражаемость Корана по форме и содержанию.
7. Мушкиль аль-Куран, в котором объясняются смыслы некоторых аятов, которые на первый взгляд кажутся противоречивыми, и доказываются, что в Коране нет противоречий.
8. Насх и мансух, в котором изучается отмена правового действия одного аята другим.

Кто может делать тафсир?

В хадисе сказано: «Тот кто делает толкование Корана по своему умозаключению становится кафиром». (Дейлеми, Мактубат-и Имам Раббани 1/234).

Поэтому человек, взявший на себя огромную ответственность толковать аяты Священного Корана, должен быть очень знающим человеком.

Есть несколько важных качеств, которыми должен обладать каждый муфассир:

Источник

Тафсир Корана

что такое тафсир в исламе. картинка что такое тафсир в исламе. что такое тафсир в исламе фото. что такое тафсир в исламе видео. что такое тафсир в исламе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тафсир в исламе.

В переводе с арабского языка термин «тафсир» происходит от корня «фасара» и означает «разъяснение», «указание цели» или «объяснение», также рассматривается в значении «приподнять завесу». В исламском богословии тафсир Корана – это дисциплина, которая предполагает разъяснение Сунны и Священной Книги Коран, а специалисты богословы, занимающиеся этой наукой называются муфассиры.

История тафсира

Роль сочинений, в которых были предприняты попытки понимания и толкования Священного Писания, в развитии исламской религии и мусульманской религиозной доктрины очень велика, поскольку в таких сочинениях отражены основные моменты развития мусульманского общества в его политическом и идеологическом аспектах.

По исламу, только Пророк Мухаммад ﷺ обладает полным знанием Священного Корана, и он ﷺ разъяснял смысл Писания своим сподвижникам в период своей пророческой миссии. Пророку Мухаммаду ﷺ пришлось заняться истолкованием откровений, и для того, чтобы смысл Корана стал наиболее понятен, сподвижники запоминали не только сами истолкования, но и те обстоятельства, в которых возникала полемика относительно их смыслов и давались разъяснения Посланником Аллаха ﷺ.

Когда же Пророк Мухаммад ﷺ покинул этот мир, сподвижники продолжили его дело. Среди толкователей Корана наиболее авторитетными стали:

Среди последователей Посланника Аллаха ﷺ были такие, кто толковал Священный Коран, только основываясь на словах Пророка ﷺ. К числу таких толкователей относились сподвижники Ибн Умар и Абу Бакр, а также их последователи Касим ибн Мухаммад и Салим ибн Абдуллах, Саид ибн аль-Мусайяб и Убада ас-Салмани. Но были и такие, кто использовал в толковании альтернативные методы. Толкователь Умар ибн аль-Хаттаб консультировался в вопросах толкования со знатоками арабского языка, которых приглашал из разных арабских племен, уточняя у них значения и смыслы определенных слов или выражений, которые использовались в Коране. Толкователь Ибн Аббас использовал как доказательства своего мнения относительно смыслов Корана примеры, взятые в традиционной арабской поэзии.

На первом этапе своего развития тафсир был представлен устно. Во время хутбы, пятничной проповеди, имамы комментировали суры и аяты Книги Аллаха, а куссас, проповедники и сказители-странники, передавали смыслы аятов и сур, обогащая их толкования материалом параллельным, который часто восходил к исраилияту, культурной среде иудеев и христиан.

Некоторые данные указывают на то, что первым автором тафсира стал Саид ибн Джубайр, сделавший тафсир по указанию халифа Омейядов Абд аль-Малика ибн Марвана в конце седьмого – начале восьмого века. Но есть также сведения, что автором первого тафсира стал Муджахид ибн Джабр. Самые ранние тафсиры, которые дошли до современности, датируются девятым веком.

Мощное развитие тафсир получил по мере сложения Сунны Посланника Аллаха ﷺ. Сборники хадисов начали появляться к концу восьмого века, и они были связаны с толкованием текстов Корана, и были созданы в соответствие с принципом того, что Сунна разъясняет Священное Писание. Позже в сборниках хадисов, к числу которых относился сборник «Сахих» аль-Бухари, стали появляться специальные разделы. Среди ученых, проделавших наибольшую работу по собиранию хадисов, в которых содержится толкование Священной Книги Аллаха, были Шу ‘ ба ибн аль-Хаджжадж, Ваки ибн аль-Джаррах и Суфьян ибн Уяйна.

В хадисах, где велось жизнеописание Посланника Аллаха ﷺ, в событийный контекст помещались аяты Корана. Факихи или мусульманские правоведы занимались тщательным изучением и толкованием аятов, которые имели отношение к правовым нормам. Но самостоятельной наукой толкование Корана стало с десятого века, и тафсир перестали рассматривать как часть науки хадисоведения.

что такое тафсир в исламе. картинка что такое тафсир в исламе. что такое тафсир в исламе фото. что такое тафсир в исламе видео. что такое тафсир в исламе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тафсир в исламе.тафсир ибн Касира

Предпринимались попытки комментирования историй из Корана преданиями из Библии по аналогии, а также других Писаний древности, и эти попытки предпринимались мусульманами, которые в ислам перешли из христианства и иудаизма. В число таких толкователей входил Ка‘б аль-Ахбар. Ортодоксальный ислам относился к исраилияту неоднозначно: его считали приемлемым, если он повторял смыслы Корана и не противоречил ему.

Тавиль или аллегорическое толкование Корана, как и перестановки логических ударений и огласовок были использованы шиитскими комментаторами из Куфы при интерпретации отрывков из Корана в пользу Али ибн Абу Талиба, а также его потомков.

После того, как был объявлен запрет перевода Священной Книги Коран на другие языки, для мусульман, не знающих арабский язык, ключевую роль сыграли комментарии, которые сопровождали текст Корана.

Школы тафсира

По мере того, как тафсир получал свое развитие, начали формироваться три основные школы тафсира:

Были и другие толкователи тафсира, которые вели свою деятельность в других районах Халифата, и среди них известными были Даххак аль-Хорасани, Ата аль-Хузали, а также Ата аль-Хорасани.

Тафсир и тавиль

Между шиитами и суннитами велась борьба идеологического характера, в результате которой община разделилась на тех, кто является сторонником толкования Священной Книги Коран буквально, что называлось «захир», и теми, кто являлся сторонником толкования тайного или скрытого смысла Корана, что носило название «батин». Вокруг таких понятий, как «тавиль» и «тафсир» разгорались споры между исламскими богословами. По мнению Мукатиля ибн Сулеймана, который в своих суждениях ссылался на Ибн Аббаса, тафсиром следовало называть то, что улемам или ученым известно, а тавилем следовало называть то, что известно только Всевышнему Аллаху. По мнению же Аль-Матуриди, тафсир принадлежал сподвижникам Посланника Аллаха ﷺ, а тавиль принадлежал правоведам или факихам.

Существовало также мнение ас-Суюти, высказанное им позднее, по которому тафсиром следовало называть передачу мудрости авторитетных мусульманских личностей, а тавилем следовало называть сам продукт изучения текста Корана.

После мнения халифа Умара о том, что комментирование Корана может спровоцировать подмену произвольными толкованиями оригинального священного текста Корана, начало формироваться представление о том, что тафсиры нежелательны и даже запретны.

Компромиссное решение предложил Ат-Табари, который предложил разделить тексты Корана на три категории:

Когда же к власти пришли Аббасиды, проалидская тенденция в толковании текстов Священной Книги Коран была подавлена, но эта тенденция вновь была возрождена во врем правления халифа аль-Мамуна, сторонника проалидской политики.

Особенности тафсиров в различных течениях

Смысловые толкования сур и аятов Корана отражали религиозно-политическую обстановку внутри исламского мира. Ряд сочинений шиитов, которые были посвящены толкованию аятов эсхатологического содержания, связывают с фактом «сокрытия» последнего имама шиитов Мухаммада ибн аль-Хасана. Также толкования Корана отразили и деятельность исмаилитов, ту борьбу, которую вел Ибн Таймия и его сторонники за то, чтобы вернуться к первоначальному исламу, который требовал, чтобы из тафсиров были исключены материалы, которые восходят к исраилияту, то есть к среде иудеев и христиан.

что такое тафсир в исламе. картинка что такое тафсир в исламе. что такое тафсир в исламе фото. что такое тафсир в исламе видео. что такое тафсир в исламе смотреть картинку онлайн. смотреть картинку что такое тафсир в исламе.тафсир аль-Куртуби

Поскольку было сформировано множество религиозно-политических течений, некоторые тафсиры часто совмещали в себе сразу несколько точек зрения: тафсир Фахр ад-дина ар-Рази совмещал в себе как антимутазилитскую, так и антизахиритскую точку зрения. Также к числу авторитетных тафсиров Священной Книги Коран можно отнести работы ас-Салиби, аль-Байдави, Дж. аль-Махалли и ас-Суюти. Шиитские авторы представили группу сочинений Китаб ма нузила фи Али мин аль-Куран, которые содержат в себе попытки показать, какова роль Али ибн Абу Талиба в вопросе ниспослания Корана.

Жанры тафсиров

Тафсиры подразделяются на несколько разделов:

Методы и источники толкования Корана

В своей работе толкователи Корана использовали пять источников:

Современные тафсиры

На стыке девятнадцатого и двадцатого веков мусульманское общество вступило в активное взаимодействие с научной и философской мыслью Европы, и толкователи Корана пытались внести современные научные принципы и представления в мусульманскую среду так, чтобы они не противоречили традиционным религиозным ценностям и представления мусульман. Также их целью было растолковать, как научные достижения современности были предсказаны Священной Книгой Аллаха, что способствовало бы укреплению авторитета Писания.

Опираясь на классические традиции тафсира, толкователи и комментаторы Корана, такие, как Амин ал-Хули и Тантави Джаухари, в своих трудах указывали на прообразы научных комментариев в сочинениях ученых богословов и толкователей Корана типа аль-Газали, упоминали научно-популярные описания солнечной системы и строения клетки с точки зрения Корана. Современные тафсиры подразделяются на те, что стремятся к вестернизации, и те, что ратуют за возвращение к традиционным исламским ценностям.

Распространена тенденция использование тафсиров в качестве идеологического орудия борьбы – так его используют шиитские лидеры Ирана или движение ахмадия. Современные тафсиры переводятся на западные языки для популяризации современного толкования Корана, но и древние тафсиры сохраняют в современном исламе свое важное значение.

Современные авторитетные тафсиры

Несмотря на некоторые ошибочные толкования, авторитетным тафсиром среди суннитов считается аль-Манар Мухаммада ‘Абдо, написанный на основе тафсира аль-Манар был тафсир аль-Джалалайн.

Тафсир Корана ас Саади, который также называется Тайсир аль-Карим ар-Рахман фи тафсир калам аль-Маннан, является работой, написанной Абдуррахманом ибн Насиром ас-Саади в 1923-1925 годах с целью разъяснения смысла откровений, по словам самого автора, он не включал в себя подробный анализ предложений и слов, поскольку автор посчитал, что «толкователи Корана справились с этим настолько прекрасно, что их последователям больше нечего добавить».

Тафсир Абдуррахмана ас-Саади – это один из немногих полных переводов токования Корана на русском языке. Автор перевода данного тафсира Корана – Эльмир Кулиев. Также толкование Корана Абд ар Рахмана ас Сади был издано в египетском издательстве «ас-Салафийя» (1956), в Эр-Рияде (издательство «ас-Саидийя»), в Бейруте (издательство «ар-Рисала») в 1995 году. Краткое изложение тафсира Корана Саади было составлено самим автором – эта работа носит название «Тайсир аль-Латиф аль-Маннан фи халасат тафсир аль-Куран» и издавалась в египетском издательстве «аль-Имам» (1948) и в Саудовской Аравии в Унайзе в Национальной типографии (1988).

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

ТАФСИР. ВИДЫ ТАФСИРА

И стория тафсира
При жизни пророка Мухаммада صلى الله عليه و سلم все разъяснения относительно аятов Корана давались только им. После его смерти эту задачу решали его сподвижники, которые знали различные подробности относительно ниспослания тех или иных аятов. Некоторые сподвижники пророка воздерживались от толкования Корана на основании собственных выводов (ра’й), которые были выведены альтернативными методами исследований. Они помнили разъяснения тех или иных аятов, которые слышали непосредственно от пророка и только на этом основании говорили об их смыслах. Например, так поступали Абу Бакр и Абдулла ибн Омар.

Такой же позиции придерживались и многие табиуны, как например Убада ас-Салмани, Саид ибн аль-Мусаййаб, Салим ибн Абдулла, Касим ибн Абдулла ибн Абу Бакр, которые комментировали Коран только на основании речей и поступков пророка Мухаммада, о которых они слышали от сподвижников. Однако другая часть сподвижников пророка, наряду с этим применяла и альтернативные методы толкования. К ним относились, например, Омар ибн Хаттаб и Абдулла ибн Аббас. В частности Омар, если в этом была необходимость, приглашал знатоков арабского языка из различных племен и консультировался с ними относительно смыслов различных слов из Корана. В целом можно говорить о том, что сподвижники пророка Мухаммада صلى الله عليه و سلم для толкования Корана обращались в первую очередь к его собственным словам и поступкам. Однако по мере развития мусульманского государства и общества возникали все новые и новые проблемы, которые не были затронуты в Сунне пророка.

Поэтому в этих случаях они применяли альтернативные методы толкования Корана (т.е. делали иджтихад). Э ти методы основывались на таких источниках, как изучение арабских обычаев, точное словарное значение тех или иных слов, исторические причины ниспослания аятов и т.д. Например, один из известных сподвижников и толкователей Корана Абдулла ибн Аббас в полемике с хариджитским лидером Нафи ибн Азраком о смыслах коранических аятов, приводил в доказательство своей правоты примеры из традиционной арабской поэзии. Традиция толкования Корана была продолжена и при жизни последующих поколений. Знаменитыми толкователями Корана периода жизни сподвижников были Али ибн Абу Талиб, Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Масуд, Убай ибн Кааб.

Третья школа была основана в Медине Убайем ибн Каабом (ум. в 22/643). Известными последователями мединской школы были: Мухаммад ибн Каб аль-Курази (ум. в 78/697), Абу аль-Алийа (ум. в 90/709) и Зейд ибн Аслам (ум. в 136/753). Помимо представителей этих школ, известные толкователи Корана были и в других регионах Халифата. Одними из наиболее известных среди них были: Даххак ибн Музахим аль-Хорасани (ум. в 105/723), Ата ибн Динар аль-Хузали (ум. в 126/744), Ата ибн Муслим аль-Хорасани (ум. в 135/757).
Указанные выше школы использовали для толкования Корана следующие пять источников:
1. Коран;
2. Хадисы;
3. Изречения сподвижников;
4. Исраилият;
5. Ра’й и иджтихад.

В период жизни табиунов ст али появляться первые сочинения по тафсиру. Считается, что первую такую работу осуществил Саид ибн Джубайр, который сделал это по приказу омейядского халифа Абд аль-Малика ибн Марвана (65/685-86/705). Однако по другим данным, впервые эту работу проделал Муджахид. Эта работа сохранилась до наших дней.
На протяжении второго века хиджры, шла активная работа по отбору и систематизации различных хадисов от пророка Мухаммада и были составлены сборники, разделенные на различные разделы. В этих сборниках отдельные главы были посвящены толкованию Корана, которые в форме хадисов восходили к пророку Мухаммаду и его сподвижникам. Большую работу в собрании хадисов, которые толкуют Коран, осуществили Шуба ибн аль-Хаджадж (ум. в 160/776), Ваки ибн аль-Джаррах (ум. в 197/812), Суфьян ибн Уйайна (ум. в 198/813).

Параллельно с этим писались и работы, посвященные только тафсиру Корана. До наших дней дошли тафсиры II века хиджры. Одним из самых ценных тафсиров того времени является тафсир Мукатила ибн Сулеймана (ум. в 150/767). В нем содержатся разъяснения относительно смыслов отдельных слов Корана, истории ниспослания аятов и их правовые аспекты. Рукопись этого тафсира сохранилась в одной из стамбульских библиотек.
В это же время был написан тафсир Суфьяна ас-Саври (ум. в 161/778), записанный его учеником Абу Хузайфой Мусой ибн Масудом ан-Нахди (ум. в 220/835). Этот тафсир сохранился в индийском городе Рампур.
Одной из самых лучших и всесторонних работ в области тафсира Корана была работа Йахйи ибн Саллама (ум. в 200/815). Эта работа предшествовала первому фундаментальному тафсиру Мухаммада ат-Табари (ум в 310/923).

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

существуют три основных вида тафсира:

1. تفسير بالرواية тафсир би-р-ривайа – тафсир по преданиям. это тафсир корана по достоверным источникам, куда относятся объяснение корана кораном, объяснения пророка и, в некоторой степени, объяснения сподвижников. например, вопрос, который может возникнуть после прочтения аята:
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ إِنَّا كُنَّا مُنذِرِينَ. ]الدخان، 3[
«воистину, мы ниспослали его в благословенную ночь. воистину, мы всегда увещевали». [ад-духан, 3]
объясняется аятом:
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ. ]القدر، 1[
«воистину, мы ниспослали его в ночь предопределения». [аль-кадр, 1]

объяснения многих мест из корана дал пророк. таким объяснениям пророка посвящена целая глава под названием «толкование корана» в сборнике хадисов «сахих» бухари. например, в коране есть такие слова:

. وَكُلُواْ وَاشْرَبُواْ حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الابْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الاسْوَدِ. ]البقرة، 187[

«… ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной…» [аль-бакара, 187]

ибн абу хатим передал:

«я спросил: «о посланник аллаха! что означает «отличить белую нитку от черной?» это две разные нитки?» пророк ответил: «ты ошибаешься, если имеешь в виду две нитки». затем он добавил: «нет, это темнота ночи и светлость дня».

после объяснения корана кораном и пророком следующим источником тафсира по преданиям является объяснение корана сподвижниками. наиболее известными сподвижниками, сделавших свой вклад в науку тафсир, были абу бакр, умар, усман, али, ибн мас’уд, ибн аббас, убайй ибн ка’б, зейд ибн сабит, абу муса аль-аш’ари и абдулла ибн зубайр. среди них ибн аббас считался лучшим знатоком корана. поскольку он был двоюродным братом пророка, а его тетя по материнской линии маймуна была одной из жен пророка, он был очень близок к пророку и поэтому хорошо знал коран и обстоятельства ниспослания сур. даже сообщается, что он дважды сам видел джибриля. ибн аббас считается основоположником науки тафсир.

муфассиров из числа последователей сподвижников подразделяют на три группы по месту их жительства и деятельности: мекканскую, мединскую и иракскую. особенно известна мекканская группа, так как они изучали тафсир непосредственно у ибн аббаса. самыми известными среди них были муджахид и икрима. из мединской группы последователей-муфассиров своими толкованиями корана прославились мухаммад ибн ка’б аль-карзи, абу-ль-‘алийя ар-рияхи и зейд ибн аслам, учителем которых был сподвижник ибн ка’б. последователи-муфассиры из иракской группы жили в басре и в куфе. они учились у ибн мас’уда и самыми известными среди них были аль-хасан аль-басри и ибрахим ан-нахаи.

2. تفسير بالدراية тафсир би-д-дирайа – тафсир по знаниям [также известен под названием تفسير بالرأي тафсир би-р-ра’йи – тафсир по взгляду]. этот вид тафсира основан не строго на сообщениях пророка, сподвижников и последователей, а на размышлениях и на знаниях. это вовсе не означает, что муфассир дает объяснения, основываясь на своих догадках и предположениях. каждое свое мнение или высказывание он подтверждает достоверными источниками. ученые подразделяют тафсир по знаниям на два вида:
а) تفسير محمود тафсир махмуд – «похвальный тафсир», который соответствует основным источникам тафсира, исламским законам и правилам арабского языка;
б) تفسير مذموم тафсир маzмум – «порицаемый тафсир», составленный без должного знания основных источников тафсира, исламских законов и арабского языка. в таком случае получается, что тафсир основан только на собственном мнении и на предположениях, и такой тафсир не признается учеными.

3. تفسير بالإشارة тафсир би-ль-‘ишара – тафсир по указанию, или тафсир по знакам. это толкование скрытых значений корана теми, чьи сердца были раскрыты аллахом. чаще всего это люди с мистической ориентацией или суфии. хотя нельзя отрицать, что аллах может раскрыть скрытые значения корана любому человеку, кому пожелает, следует сказать, что тафсир би-ль-‘ишара не построен на научных принципах, которые можно изучить и потом применить, как в других отраслях тафсира. поэтому некоторые исламские ученые не признают его. однако ибн аль-каййим писал, что тафсир би-ль-‘ишара позволительна и может дать хорошие результаты, если в нем соблюдены следующие четыре принципа:

— объяснение не должно противоречить очевидному значению аята.
— объяснение должно быть разумным и логичным.
— в аяте должны быть слова, дающие повод к такому объяснению.
— объяснение должно быть тесно связано с очевидным значением аята.

иногда муфассиры не соглашаются с объяснением того или иного аята, данным другими муфассирами. на это имеется несколько причин:

— пренебрежение к иснаду (цепи передач) в хадисе.
— cсылки на недостоверные источники, как например, исраилияты (факты, взятые из иудейских и христианских источников).
— сознательно искаженное представление факта, основанное на предвзятом мнении или по другим предосудительным мотивам.
— искреннее заблуждение муфассира в понимании аята.
— многозначность аята.

что касается исраилиятов, сподвижники ими пользовались редко, последователи – чаще, а более поздные поколения – еще чаще. многие места в коране можно объяснить, ссылаясь на иудейские и христианские источники, но такими сообщениями следует обращаться очень осторожно. ибн аббас сказал:

«есть четыре вида тафсира: правильный тафсир, понятный арабам (то есть тафсир, написанный правильно и с доказательствами из исламских источников), тафсир невежественных, тафсир, признанный учеными и тафсир, который никому неизвестен, кроме Аллаха».

Методы тафсира
Наиболее надежным видом толкования является толкование одних аятов Корана другими. То есть, кратко изложенный смысл одних аятов более подробно дополняется другими аятами.Например: «Вам дозволено [есть мясо] животных, исключая тех, которые запрещены вам [Кораном]» (Коран, 5: 1). Какое именно мясо нельзя есть мусульманам разъяснено в другом аяте: «Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха» (2: 173).

Если смысл какого-либо аята не раскрывается в полной мере другими аятами Корана, то используются другие методы толкования, основными из которых являются:
1. Тафсир ар-Ривая. Этот вид тафсира основывается на различных хадисах, которые разъясняют либо комментируют тот или аят Корана. Тавсир ар-Ривая исключает возможность толкования Корана на основании частного мнения толкователя.

Тафсиры в этой области восходят к самому раннему периоду исламской истории. Считается, что этой проблемой впервые занялся Абдулла ибн Аббас (ум. в 68/687). Более фундаментальные работы в области коранической лингвистики и фонетики были написаны в период правления династии Аббасидов в 132/750-300/912 годах;
2. Асбаб ан-Нузуль, в котором изучаются причины и события, предшествующие ниспосланию пророку Мухаммаду аятов Корана. Это значительно облегчает их понимание;
3. Ахкам аль-Куран, в котором изучаются правые и вероучительные предписания, содержащиеся в коранических аятах.

4. Муташабих аль-Куран, в котором изучаются аяты Корана, которые имеют сокрытый смысл. Это относится к некоторым аятам, смыслы которых представляются для толкователя неясными и нуждаются в предположениях. (См. Муташабиха);
5. Фадаиль аль-Куран, в котором изучаются достоинства Корана;
6. Иджаз аль-Куран, в котором изучаются чудесность и неподражаемость Корана по форме и содержанию.
7. Мушкиль аль-Куран, в котором объясняются смыслы некоторых аятов, которые на первый взгляд кажутся противоречивыми, и доказывается, что в Коране нет противоречий.
8. Насх и мансух, в котором изучается отмена правового действия одного аята другим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *