что такое таф и метар
Авиационная метеорология. Что такое METAR, TAF и как правильно их читать?
Добрый день! Пока за окном снег и сильный ветер, мы расскажем вам о системе авиационных метеорологических кодов METAR и TAF.
Для начала мы дадим определения этим загадочным терминам и узнаем различия между ними. Здесь всё просто:
METAR (METeorological Airdrome Report) – фактическая погода на аэродроме
TAF (Terminal Aerodrome Forecast) – прогноз погоды на аэродроме на ближайшее время
Сводки в коде METAR и TAF содержат данные о скорости и направлении ветра, видимости, дальности видимости на ВПП, атмосферных явлениях, облачности, температуре воздуха, температуре точки росы, атмосферном давлении, прогнозе на посадку. В сводку может включаться и дополнительная информация (явления предшествующей погоды, сдвиг ветра, состояние ВПП и т. д.).
Сводки в коде выпускаются для распространения и использования за пределами аэродрома составления этих сводок для целей:
— предполетной подготовки пилотов на авиационной метеорологической станции аэродрома вылета;
— обеспечения пилотов информацией о погоде на аэродроме назначения и на запасных аэродромах (как во время предполетной подготовки с помощью системы «Брифинг», так и при нахождении на маршруте через диспетчеров службы ОВД);
— обеспечения радиовещательных передач
Теперь разберёмся, как всё выглядит на самом деле, используя сводку по аэропорту Курумоч и приведём различные примеры. На момент написания статьи сводка METAR в аэропорте Курумоч выглядит так:
Первые три цифры – направление ветра в градусах, следующие две – скорость. Направление всегда показывает, ОТКУДА дует. MPS – это метры в секунду (meter per second).
Иногда могут использоваться другие единицы измерения: KMH – километры в час (kilometers per second) или KT – узлы (knot).
27003KMH – западный ветер дует со скоростью 3 км/ч
VRB11KT – неустойчивый ветер (от variable – переменный) со скоростью 11 узлов
VRB11G20KT – переменный ветер со скоростью 11 узлов и порывами (G – gust) до 20 узлов.
Самый сложный вариант:
DAAG 100600Z [23009KT 190V260] 9999 SCT020 FEW026CB SCT200 08/06 Q1007
Здесь написано, что в аэропорту Алжира 10 числа в 06:00 по Гринвичу наблюдается юго-западный ветер со скоростью 9 узлов, меняющий свое направление от южного до западного. На изменчивость в данном случае указывает вторая часть кодировки: 190 градусов варьируется (variable) до 260 градусов.
Если видимость, напротив, очень плохая, к ее значению в метрах часто добавляют конкретное направление:
0150NE – 150 метров на северо-восток
0250SW – 250 метров на юго-запад
Если видимость ниже 1500 м (это один из признаков сложных метеоусловий), вместе с ней дается видимость на взлетно-посадочной полосе с учетом светосигнального оборудования.
UEEE 161500Z 00000MPS [0150NE 0250NW R23L/0450] FG VV003 M57/M60 Q1038 NOSIG RMK QBB090 QFE770 23450245
16-го числа в 15:00 по Гринвичу в аэропорту Якутска видимость составляла 150 метров на северо-восток, 250 метров на северо-запад, а на ВПП 23L (левая) достигала 450 метров.
Иногда бывает так, что одновременно наблюдается сразу несколько явлений, и каждому из них соответствует определенный код. Их много, но это как раз тот случай, который наглядно показывает, почему обучение управлению самолетом настоятельно требует знания английского языка. Даже средненького уровня будет вполне достаточно, чтобы понимать, о чем идет речь:
RA – rain – дождь
SN – snow – снег
TS – thunderstorm – гроза
TSRA – гроза с дождем
FG – fog – туман и т.д.
Иногда некоторые явления погоды снабжаются знаком «+» или «-», которые обозначают интенсивность. Например, «+RASN» – это сильный дождь со снегом, а «–SN» – небольшой снег.
Полный список можно найти в справочниках авиационных кодов (это многостраничные собрания цифр и букв, которые издают АУЦ и авиакомпании) или в инфографике в конце статьи.
Это очень важная информация, которую пилот самолета обязательно должен иметь, принимая решение на взлет и посадку. Поэтому показатели облачности указываются подробно и отдельно для каждого слоя.
Под показателями имеется в виду интенсивность и граница нижней кромки. Выглядит это следующим образом:
SKC – sky is clear – чистое небо
FEW – few – незначительная облачность (редкие отдельные облака)
SCT – scattered – рассеянная, разбросанная облачность
BKN – broken – значительная облачность с отдельными разрывами
OVC –overcast – сплошная облачность
Высота нижнего края указывается в сотнях футов.
LFPG 100700Z 06004KT 7000 [FEW008 OVC028] 04/03 Q1014 NOSIG
10 числа в 07:00 по Гринвичу в аэропорту Шарль-де-Голль (Париж) наблюдалась незначительная облачность на высоте 800 футов и сплошная облачность на высоте 2800 футов.
В сложных метеоусловиях, когда точно определить нижний край облачности невозможно, используются данные вертикальной видимости (vertical visibility) в формате VV0005, где цифры означают сотни футов. 0005 – это 500 (пять сотен) футов.
Если в одном и то же месте в одно и то же время совпадают видимость более 10 км, отсутствие облачности ниже 1500 метров и нет осадков, то вместо трех предыдущих пунктов пишут просто – CAVOK (Ceiling And Visibility OK). Очень часто русский вариант «кавок» используют как сленговый синоним «отличной погоды». Это не совсем правильно, так как здесь учитывается только видимость, но совершенно не учитывается ветер, который даже в условиях прекрасной безоблачной погоды может натворить немало дел при посадке. Особенно, когда речь про обучение на пилота и управление самолетом и пока небогатый опыт.
GABS 090830Z [06010KT 020V080 CAVOK] 30/01 Q1013 NOSIG
В аэропорту Бамако безоблачное небо, видимость четыре девятки, ни намека на туман или осадки, но имеется нестабильный ветер.
Зная эту информацию, пилот самолета может оценить, насколько условия в приземном слое способствуют образованию тумана или обледенения.
8. Q1023 – атмосферное давление в гектопаскалях. Понимать его следует буквально – 1023 гПа. Для наглядности: физическое давление одной атмосферы равно 1013,25 гПа. То есть в нашем случае давление чуть выше атмосферного.
— явления погоды в течение последнего часа. Обозначаются так же, как в пункте 5, но с приставкой RE. Например: RERA – недавно прошел дождь, RETS – недавно была гроза.
— сдвиг ветра. Используется кодировка WS (wind shear) с обязательным указанием полосы. Если сдвиг ветра возможен на всех полосах, так и пишут: WS ALL RWY
— состояние полосы. В нашей сводке из Курумоча зашифровано именно оно. R15 – это номер полосы, а цифры обозначают степень ее загрязнения, толщину отложений и коэффициент сцепления.
10. NOSIG – прогноз на посадку. В данном случае в ближайшие 2 часа серьезных изменений погоды не предвидится (NO SIGnificant change)
BECMG (Becoming ) – ожидаются изменения (в период от 2 до 4 часов)
TEMPO (Temporary) – временные изменения (обычно не более 1 часа)
INTER (Intermittent) – краткосрочные временные изменения (продолжительностью не более 15 минут. Чаще всего используется в странах Юго-Восточной Азии, где ливень стеной, начавшийся буквально на ровном месте, и так же резко закончившийся – обычное дело).
URWW 101800Z 06007MPS 020V080 4600 BR OVC010 01/01 Q1020 R11/010070 [TEMPO 0300 FG OVC002]
В Волгограде в 18:00 по Гринвичу наблюдается восточно-северо-восточный ветер 7 м/с, меняющий свое направление. Видимость 4600 метров, дымка. Сплошная облачность на высоте 305 метров. Температура +1, точка росы +1 (влажность 100%). Неудивительно, что в ближайшее время ожидается туман с падением видимости до 300 метров. Нижняя граница облачности опустится до 60 м.
11. RMK QFE756/1008 – раздел с информацией, включенный в сводку по национальному решению. Иными словами, необязательной в международной практике. Код RMK дословно означает remark – ремарка, примечание. В России сюда обычно пишут уточнение по ветру, облачности, обледенению, турбулентности и др.
QFE756 подразумевает уточнение по давлению. В частности, в сводке сообщается, что давление на уровне рабочего порога полосы соответствует 756 мм ртутного столба (это привычнее, чем малопонятные гектопаскали).
В большинстве случаев зная английский язык коды легко понять интуитивно:
MOD ICE 0100-0500 – умеренное обледенение на высоте 100–500 метров
FBL TURB 1000-2200 – слабая турбулентность на высоте 1000–2200 метров
Лететь или не лететь?
С этой точки зрения все полеты делят на две условные группы: продолжительностью до двух часов и более двух. В первом случае допустимо ориентироваться на сводку METAR на аэродроме назначения. В длинном полете необходимо брать во внимание прогноз погоды TAF.
Читается он точно так же, как и METAR. Разница в том, что METAR означает фактическую погоду – ту, которая уже точно есть, а TAF – пусть и краткосрочный, но все же прогноз. То есть предположение.
Вот так, например, выглядит прогноз TAF для Волгограда, где, вспоминаем, согласно METAR ожидались временные изменения погоды:
TAF: URWW 101700Z 1018/1103 04005G10MPS 2100 BR OVC004 TEMPO 1018/1020 0400 FG OVC002 BECMG 1020/1022 0300 FZFG OVC002 TEMPO 1022/1103 2100 BR OVC004
Здесь написано, что в ближайшие 9 часов (с 18 вечера 10 числа до 3 утра 11-го) ветер стихнет до 5 м/с, но с порывами до 10 м/с. Видимость снизится до 2100 метров. Сохранится сплошная облачность с нижним краем 120 метров. У земли будет дымка. В период с 18 до 20 часов возможен туман, видимость упадет до 400 метров. С 20 до 22 часов вечера с большой долей вероятности возникнет переохлажденный туман (Freezing Fog) с видимостью 300 метров и нижней границей облачности всего 60 метров. Несложно понять, что лететь в Волгоград в это время, если вы, конечно, не пилот коммерческого авиарейса, который невозможно отложить, пока не стоит. А вот уже с 22 часов вечера немного «распогодится» – видимость снова составит 2100 метров, туман сменится дымкой, правда, облачность все еще останется сплошной и низкой.
За день до полётов или прыжков мы обязательно смотрим прогноз погоды таким образом:
— для начала заходим на общеизвестные сайты погоды Яндекс. Погода, Gismeteo или другие;
— сравниваем с данными сайта windity;
— затем просматриваем погоду по специализированным источникам, таким как Meteocenter.asia и allmetsat.com
— анализируя полученные данные планируем дальнейшую деятельность.
Теперь, узнав, что такое метеорологические коды, попробуем на примере аэродрома Бобровка узнать погоду на следующий день.
Перейдя на сайт метеоцентра, вы увидите большую таблицу с подробным описанием прогноза погоды на ближайшие часы. На момент написания статьи прогноз выглядит следующим образом:
Давайте посмотрим, какую погоду нам стоит ждать 26 декабря 2018 года в 7 часов утра по местному времени, для этого посмотрим на строку, выделенную голубой рамкой. Узнать прогноз можно, прочитав значения в разных столбцах либо, расшифровав краткую запись кода TAF.
В нашем случае он выглядит так:
Это означает, что 26 декабря 2018 года в 3 часа по всемирному времени (7 часов утра по местному времени) на аэродроме Бобровка, согласно данным, полученным 25 декабря в 12:45 по всемирному времени, ожидается юго-восточный ветер со скоростью 9 м/с, порывы до 14 м/с, видимость 4000 метров, небольшой снег, метель, дымка, значительная разорванная облачность на высоте 300 футов, сплошная облачность на высоте 1500 футов
Завершая статью, хотелось бы сказать: для того, чтобы чаще летать и совершать прыжки — погоду ждут на аэродроме.
Расшифровка погоды аэропорта METAR
Часто в жизни мы сталкиваемся с плохими погодными условиями. В авиации погодные условия для взлета, полета и посадки крайне важны. Пилот воздушного судна перед рейсом всегда получает погодные условия в аэропорту вылета и прилета, а также на пути следования самолета. И если эти погодные условия не удовлетворительны, то пилот имеет полное право отменить рейс или изменить время вылета на то, когда прогноз погоды показывает улучшение.
Разумеется, для обеспечения полетов недостаточно информации на подобии той, которую все привыкли слышать из телевизора: «завтра пасмурно, возможен дождь». Авиационные метеорологические прогнозы и наблюдения включают себя ряд специфических параметров, кроме того требования к точности этих данных очень высокие.
Информация о фактической погоде кодируется в специальном международном формате, который называется METAR. Именно об этом коде и пойдет речь в данной статье. Любой уважающий себя авиационный специалист, будь то летчик, диспетчер или сотрудник наземных служб должен не только понимать этот код, но и быть способным моментально дать оценку погодных условий только бросив взгляд на METAR.
Итак, сводка METAR – это данные о фактической погоде на аэродроме и краткосрочный прогноз на два часа от момента наблюдения. Сводка выпускается каждые полчаса, однако в международные базы данных она попадает с небольшой задержкой, как правило, 10 минут.
Для поиска METAR интересующего вас аэродрома мы рекомендуем пользоваться государственным американским сайтом aviationweather.gov, так как он предоставляет прямой доступ к международной базе данных.
В целом, код довольно примитивен, достаточно знать порядка двух десятков самых распространенных сокращений, и расположение в коде того или иного параметра, это позволит понимать 90 процентов всех сводок. В качестве примера разберем реальную сводку METAR.
UAAA 221700Z 16002MPS 0500 R23R/1800D R23L/1400N FZFG FU SCT200 M11/M13 Q1028 R88/CLRD65 NOSIG
UAAA – обозначение аэродрома ИКАО, в данном случае Алматы, конечно, знать коды всех аэродромов невозможно, их можно легко найти в интернете.
221700Z – дата наблюдения (22 число текущего месяца) и время (17.00Z – время по Гринвичу).
16002MPS – направление метеорологического ветра (т.е. откуда дует ветер) – 160 градусов, и скорость – 2 метра в секунду.
0500 – метеорологическая видимость – 500 метров.
R23R/1800D R23L/1400N – дальность видимости на ВПП, в данном случае на ВПП 23R видимость составляет 1800 метров, а на 23L 1400 метров, D и N означают тенденцию изменения видимости за крайние 10 минут, D — Down, т.е. видимость ухудшалась, N – без изменений
FZFG FU – явления погоды. Freezing Fog Fume – переохлажденный туман, дым
SCT200 – Количество облачности и ее нижняя граница: Scattered – рассеянная, 200 – высота в сотнях футов, т.е. 20000 футов.
M11/M13 – температура/точка росы, М означает минус.
Q1028 – давление QNH на аэродроме, 1028 гектопаскалей.
R88/CLRD65 – группа состояния ВПП, R88 – все ВПП аэродрома, CLRD – cleared (очищена), 65 –коэффициент сцепления 0,65.
NOSIG – прогноз на 2 часа от времени наблюдения, NOSIG – No Significant Change (без существенных изменений)
Как видно, ничего сложно в расшифровке METAR нет, ниже приведена подробная информация со всеми сокращениями.
Расшифровка метеорологического кода METAR.
METAR — регулярное сообщение о фактической погоде на аэродроме.
Примеры: UUEE; LKPR; EHHK
СССС — международное четырехбуквенное обозначение аэродрома.
Индексы аэропортов приведены в сборнике ICAO Doc 7910 – «Указатели (индексы) местоположения».
Примеры: 101230Z; 270030Z; 010100Z
YYGGggZ: YY — дата, GG — часы, gg — минуты, Z — время UTC — universal coordinated time.
Примеры: 24022KT; 23009G15MPS; 17003MPS 130V220; 00000MPS
dddff (Gfmfm) (dndndnVdxdxdx) — ветер у поверхности земли
(за 10-минутный период предшествующий сроку наблюдения).
ddd — среднее метеорологическое направление ветра (истинное).
ff — средняя скорость ветра.
Gfmfm — максимальная скорость ветра или порывов. G-GUST – порыв.
Передается, если максимальная скорость превышала среднюю на 5 м/с (10 узлов, 20 км/ч) или более.
MPS — METRES PER SECOND — метры в секунду.
KT — KNOTS – узлы.
KMH — KILOMETRES PER HOUR — километры в час.
dndndnVdxdxdx — если ветер резко изменялся (не менее 60 градусов при средней скорости не менее 2м/с), в сводку включается группа, в которой dndndn и dxdxdx — два экстремальных направления ветра, между которыми происходили изменения.
V — буквенный указатель группы.
00000 — штиль (CALM).
VRB — VARIABLE — неустойчивый ветер.
Это обозначение используется вместо направления, если: средняя скорость ветра не более 2 м/с
(3 узла, 6 км/ч) или невозможно определить среднее направление ветра.
Примеры: 1400 1200NE; 9999; 0350 0150W
VVVV (Dv) (VxVxVxVxDv) — горизонтальная видимость у поверхности земли (метеорологическая дальность видимости).
VVVV — значение видимости в метрах.
9999 — видимость более 10км.
Если видимость в различных направлениях неодинакова (разница между минимальным значением и видимостью в любом другом направлении не менее 50%), сообщается минимальная видимость.
Dv — направление, в котором эта видимость наблюдается:
N — NORTH – север; S — SOUTH – юг; E — EAST – восток; W — WEST — запад.
VxVxVxVxDv — группа включается в сводку, когда минимальная видимость на аэродроме 1500м, а максимальная видимость — более 5000 м.
VxVxVxVx— значение максимальной видимости.
6.Дальность видимости на ВПП
Примеры: R24R/P2000D; R14L/1400U
RDrDr / VrVrVrVri или RDrDr / VrVrVrVrVVrVrVrVri — дальность видимости на ВПП
Включается в сводку, если либо горизонтальная видимость у земли, либо видимость на ВПП менее 1500 м.
R – RUNWAY — ВПП — отличительная буква группы.
DrDr — номер полосы (дается двумя цифрами).
Для указания параллельных полос к номеру добавляются буквы:
L — left — левая; C — central — средняя (центральная); R — right – правая.
VrVrVrVr— среднее значение дальности видимости на ВПП за 10-минутный период в метрах.
i — тенденция изменения дальности видимости на ВПП в течение 10-минутного периода:
U — upward – улучшалась; D — downward- ухудшилась; N — no change — не изменялась.
Если в течение 10-минутного периода, предшествующего сроку наблюдения, экстремальные одноминутные средние величины видимости отличаются от средней величины за 10-минутный период более, чем на 50 м или 20% (в зависимости от того, что больше), указывается не среднее значение видимости, а минимальное и максимальное:
RDrDr / VrVrVrVrVVrVrVrVri, где V — отличительная буква группы.
Если RVR выше максимального значения, которое может быть оценено с помощью используемой системы, то должен ставиться буквенный указатель P (peak),
а если ниже минимального значения — M (minimum).
W′W′ — особые явления погоды в срок наблюдения.
Явления погоды:
SN – snow (снег)
RA – rain (дождь)
DZ – drizzle (морось)
SG – snow grains (снежные зерна)
GR – hail (град)
FG – fog (туман)
BR – mist (дымка)
FU – fume (дым)
VA – volcanic ash (вулканический пепел)
HZ – haze (мгла)
SA – sand (песок)
DU – dust (пыль)
SQ – squall (шквал)
SS – sand storm (песчаная буря)
DS – dust storm (пыльная буря)
TS – thunderstorm (гроза)
“ — “ – light (слабый)
“+” – heavy (сильный)
“ ” – moderate (умеренный)
SH – shower (ливневой)
ML – shallow (тонкий)
VC – vicinity (вблизи)
BC – patches (клочья)
DR – low drifting (поземок)
BL – blowing (низовая метель)
FZ – freezing (переохлажденный)
PR – partial (частичный)
RE – recent (недавний)
Примеры: OVC006; SCT023CB; BKN080; VV001
NsNsNshshshs или VVhshshs — облачность или вертикальная видимость.
NsNsNs— количество облаков кодируется трехбуквенными сокращениями:
FEW — несколько, незначительно, мало, 1-2 октанта;
SCT — scattered — рассеянные, разбросанные облака, 3-4 октанта;
BKN — broken — разорванная, значительная облачность, 5-7 октантов;
OVC — overcast — сплошная облачность, 8 октантов.
hshshs — нижняя граница облаков указывается тремя цифрами в сотнях футов.
Чтобы определить высоту в метрах цифры следует умножить на 30, а в футах на 100.
Тип облачности указывается только при наличии кучево-дождевых (СВ cumulonimbus) и мощно-кучевых башенкообразных (TCU towering cumulus) облаков.
Если количество и форму облаков определить невозможно, передается вертикальная видимость.
VVhshshs — VV — vertical visibility – вертикальная видимость,
hshshs – значение вертикальной видимости.
SKC — sky clear – ясно, если облаков нет.
NSC — no significant clouds – нет существенной облачности, если нет кучево-дождевых облаков и облаков ниже 1500м (5000ft)
CAVOK — cloud (ceiling) and visibitily OK — погода хорошая
Включается в сводку вместо 5, 6, 7 и 8 группы, если наблюдаются следующие условия:
— видимость 10 км и более;
— отсутствуют облака ниже 1500м (5000ft) или ниже верхнего предела МБВ по секторам, нет кучево-дождевых облаков любой высоты;
— нет грозы, осадков, поземного туманы, пыльной и песчаной бури, поземка (пыльного, песчаного или снежного).
10.Темпратура и точка росы
Примеры: M24/M27; 12/04
T′T′/T′dT′d — Температура воздуха и точки росы в целых градусах Цельсия
T′T′ — температура воздуха.
T′dT′d — точка росы.
Если значения ниже нуля, то добавляется буква М (minus).
Примеры: Q1021; Q0991
QPhPhPhPh — Давление.
Q — отличительная буква группы.
PhPhPhPh — значение давления QNH в гектопаскалях (НРА, hPa, гПа).
Примеры: WS ALL RWY; R24R/420245; R34/810160; R12/CLRD65; R88/290050; RE RA
Примеры: TEMPO 0300 FG VV002
Прогноз изменения отдельных метеоэлементов составляется на ближайшие два часа от срока наблюдения. В прогноз типа «TREND» включаются только те метеоэлементы, значение которых будут существенно изменяться.
ТТТТТ — указатель характера прогнозируемых изменений.
BECMG – (becoming) – ожидаются устойчивые изменения
TEMPO – (temporary) — временами ожидаются изменения
NOSIG – без существенных изменений.
ТТGGgg — время или период, в течении которых будут происходить изменения.
FM — (from) — от — для указания начала периода;
TL — (till) — до — для указания окончания периода;
АТ — на — для указания конкретного момента времени, в который ожидается изменение метеоусловий.
GGgg — часы и минуты (UTC), время изменения метеоусловий.
Примеры: QFE760/1014; OBST OBSC; QBB090
RMK — Ремарка.
Указатель RMK сообщает о начале раздела, содержащего информацию, включенную согласно национальному решению, которая не должна распространяться в международном масштабе. После указателя RMK может быть включена любая другая дополнительная информация для внутреннего (внутри страны) пользования. Открытым текстом с принятыми сокращениями.
Мы свяжемся с Вами в течении 20 минут и ответим на все интересующие Вас вопросы
Sukhoi Superjet 100
Реальность против домыслов
Разделы
Помощь
Случайные
Существует два вида авиационных метеорологических сообщений, имеющих, однако, практическую одинаковую структуру и принцип декодирования. Первый вид — Прогноз, TAF (Terminal Aerodrome Forecast), второй — Сводка (METAR — Meteorological Aerodrome Report). Каждое сообщение разбито на несколько полей, в каждом поле содержится определённая служебная или метеорологическая информация. Прогноз обычно выдаётся один или несколько раз в день на ближайшие несколько часов. Погодная сводка выдаётся каждый час или каждые полчаса, и откражает реальное метеорологическое состояние аэродрома.
Структура сообщений
Структура прогноза погоды
Поле | Содержание | Пример | Значение |
---|---|---|---|
1 | Тип прогноза | TAF AMD | Изменённый прогноз |
2 | Расположение станции, код ICAO | URWW | Гумрак (Волгоград) |
3 | Время выдачи, DDHHMM | 240920Z | Выдано 24-го числа в 9 часов 20 минут по Гринвичу |
4 | Время действия, DDHH/dd | 2410/2418 | Действует на 24-й день месяца, с 10 до 18 часов по Гринвичу |
5 | Ветер | 22020G27MPS | Направление ветра — 220°, постоянная скорость 20м/с, порывы — до 27м/с. |
6 | Видимость | 2000 | Минимальная видимость — 2 километра |
7 | Значимые погодные условия | SHRA | Дождь |
8 | Облачность | BKN007 SCT020CB BKN100 | Информация об облачности, которая указывается по слоям, сначала указывается количество облаков, затем нижняя граница каждого слоя в сотнях футов. |
9 | Прогноз максимальной и минимальной температур | Опционально | |
10 | Изменения погоды | FM241500 25015G20MPS 1300 SHSN +BLSN | Начиная с 15 часов 24-го числа ветер дует с 250° со скоростью 15м/с порывами до 20 м/с, видимость 1300 метров, обильный снег, исльная обильная позёмка |
Также в данном прогнозе присутствуют данные, не входящие в стандартную форму TAF — код условий тубулентности. Код 530002 означает частую турбулентность средней силы в чистом воздухе, начиная от поверхности земли до высоты 600 м.
Структура отчёта о погодных условиях
Значения полей
Поле типа
Значение | Описание |
---|---|
TAF | Обычный прогноз |
TAF AMD | Изменённый прогноз |
TAF COR | Исправленный прогноз (формальные ошибки) |
METAR | Регулярная сводка (выпускается каждый час или каждые полчаса) |
SPECI | Специальная сводка, выпускается при значительном изменении погоды |
Время выдачи
Формат: ddhhmmZ
dd — день месяца.
hh — время в часах и минутах выдачи сводки.
Z — указывает на использование времени по Гринвичу, или UTC.
Время действия
Формат: DDHH/ddhh
DD — день начала
HH — время начала действия, HH часов 00 минут.
dd — день окончания
hh — время окончания действия, hh часов 00 минут.
Ветер
Видимость
Формат: XXXX или X X/XSM
Показывает преобладающую видимость в метрах (четыре цифры). Некоторые страны могут использовать для указания видимости уставные мили, в этом случае указано целая и (опционально) дробная часть значения и указана единица измерения SM (Statute Mile).
Видимость на полосе
Формат: RDD/VVVV или RDD/vvvvVVVVV
Значения видимости могут иметь префикс M или P, показывающий, что сообщаемое значение, соответственно, менее или более рабочего диапазона оборудования.
CAVOK
Кодовое слово CAVOK употребляется в полях, описывающих видимость, если соблюдаются следующие условия:
Погодные условия
Пример: +RASN — сильный снег с дождём. TSGR — гроза с градом.
Облачность
В случае, если присутствуют облака, не влияющие на вертикальную видимость, но противоречащие использованию кодового слова CAVOK, облачность обозначается сочетанием NSC (No significatn clouds). При использовании автоматической системы в отсутствие облаков ставится обозначение NCD (No clouds detected).
Код | Значение | Перевод | Окты 2 |
---|---|---|---|
SKC | Sky clear | Чистое небо | 0 |
FEW | Few | Незначительная | 1-2 |
SCT | Scattered | Рассеянная | 3-4 |
BKN | Broken | Разорванная | 5-7 |
OVC | Overcast | Сплошная | 8 |
Если на данном уровне наблюдаются кучево-дождевые или мощные кучевые облака, то в конец блока дописывается суффикс CB или TCU соответственно.
Температура
Температура указывается в градусах Цельсия. Значение округляется до ближайшего целого. Значения меньше 10 по модулю пишутся с ведущим нулём. Отрицательные значения температуры указываются при помощи префикса М.
Дополнительная информация
Обозначение | Название | Содержание |
---|---|---|
RE | Недавняя погода | Обозначение погодных явлений |
WS | Наличие сдвига ветра | RDD — обозначение ВПП или ALL RWY — если сдвиг на всех ВПП |
RMK | Заметка | Дополнительная информация, определяемая локальными требованиями |
W | Данные по морю | TT/SS — температура поверхности/код состояния поверхности по 14-балльной шкале WHO 3 |
R | Состояние ВПП | DD/ECeeBB — расшифровку см. ниже |
Состояние ВПП записывается в виде DDECeeBB, где
Указанные характеристики полосы заполнятся в соответствии с таблицами WMO. Если аэродром закрыт по причине снегопада, в качестве состояния указывается код SNOCLO. Если загрязнения с полосы были убраны, указывается код CLRD//.
Таблица 0919: тип осадков
Код | Значение |
---|---|
0 | Сухо и чисто |
1 | Влажно |
2 | Мокро и лужи |
3 | Изморозь и иней |
4 | Снег |
5 | Мокрый снег |
6 | Слякоть |
7 | Лёд |
8 | Утрамбованный или укатанный снег |
9 | Замёрзшие колеи и ухабы |
/ | Тип не сообщается (например, если ВПП в процессе чистки |
Таблица 0519: уровень загрязнённости
Код | Значение |
---|---|
1 | Менее 10% ВПП загрязнено (покрыто) |
2 | 11% — 25% |
3-4 | Зарезервировано |
5 | 26% — 50% |
6-8 | Зарезервировано |
9 | 51% — 100% |
/ | Уровень не сообщается (например, если ВПП в процессе чистки |
Таблица 1079: глубина слоя осадков
Код | Значение |
---|---|
00 | Меньше 1 мм |
01 | 1 мм |
02 | 2 мм |
03 | 3 мм |
… | |
89 | 89 мм |
90 | 90 мм |
91 | Зарезервировано |
92 | 10 см |
93 | 15 см |
94 | 20 см |
95 | 25 см |
96 | 30 см |
97 | 35 см |
98 | 40 см и выше |
99 | ВПП неработоспособна из-за осадков, но уровень не сообщается |
// | Уровень осадков незначителен, или не поддаётся измерению |
Таблица 0366: эффективность тормозов и коэффициент сцепления
Код | Значение |
---|---|
00 | Ксц = 0,00 |
01 | 0,01 |
02 | 0,02 |
… | |
89 | 0,89 |
90 | 0,90 |
91 | Эффективность тормозов плохая |
92 | Эффективность тормозов средняя/плохая |
93 | Эффективность тормозов средняя |
94 | Эффективность тормозов средняя/хорошая |
95 | Эффективность тормозов хорошая |
96-98 | Зарезервировано |
99 | Недостоверно |
// | Данные не сообщаются или ВПП закрыта |
Изменения погоды
Изменение погоды записывается как в виде группы изменений и следующих за ним стандартных блоков описания погоды. Допустимы следующие группы изменений:
Вид | Значение |
---|---|
FMDDHHmm | Отмечает начало самодостаточной части прогноза. Начиная с указанного времени (ДеньЧасМинута) все прогнозы, стоящие после этой группы перекрывают те, что стояли ранее. |
BECMG HHMM/hhmm | Эта группа указывает, что в течение заданного интервала на регулярной или нерегулярной основе произойдут указанные изменения метеорологических условий. |
TEMPO HHMM/hhmm | Эта группа указывает, что в течение заданного интервала часто, либо не очень будут происходить временные отклонения метеорологических условий, каждое отклонение обязано длиться не больше часа, а все вместе — не более половины времени действия группы. |
PROBCC HHMM/hhmm | Эта группа указывает, что в течение заданного интервала c данной вероятностью могут быть указанные метеорологические условия. Значение вероятности может быть либо 30%, либо 40%. |
Турбулентность
Полезные ссылки
25 Mar 2013 13:46 (опубликовано: skydiver000)
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить «+»