численность последователей основных религий майнкрафт

Рациональные числа

Нашел отличную статью в Википедии. В ней собраны количественные данные о религиозной принадлежности. Учитываются и атеисты с агностиками (в некоторых таблицах объединены как неверующие). Всего 18 групп и три источника.

Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33-34%. Второй мировой религией считается ислам (23% населения мира). Численность неверующих и атеистов является весьма дискуссионной и оценивается различными исследованиями в 11-16% населения планеты. Немалую долю в населении мира составляют индуисты (14-15%), буддисты (7%) и сторонники традиционных верований.

Категория не религиозных людей включает в себя весьма разные группы убеждений. Ряд исследований выделяют в данной категории две группы — собственно не религиозных людей и атеистов. К атеистам причисляют людей, убеждённых в отсутствии какого-либо божества, а также скептиков, сторонников безверия и воинствующих безбожников. К не религиозным людям относят агностиков, сторонников свободомыслия, людей не интересующихся религией или не имеющих религиозных предпочтений.

Свыше половины всех не религиозных людей мира проживают в одной стране — Китае (413 млн агностиков и 98 млн атеистов). Значительно число не религиозных людей сосредоточено и в других азиатских странах (100 млн агностиков и 19 млн атеистов). Т. о. в Азии проживает 80% всех агностиков и 85% всех убеждённых атеистов Земли. Значительное число неверующих и атеистов имеется в Европе (98 млн и 18 млн) и Северной Америке (41 млн и 2 млн). Существенную долю не религиозные люди составляют в населении Океании, где проживает 3,8 млн агностиков и 365 тыс. атеистов. В Латинской Америке проживают 15 млн агностиков и 2,5 млн убеждённых атеистов. Численность не религиозных людей в Африке относительно невелика (5,5 млн не верующих и 0,5 млн атеистов).

Источник

Численность последователей основных религий

Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33 %. Второй мировой религией считается ислам (23 % населения мира). Численность неверующих и атеистов является весьма дискуссионной и оценивается различными исследованиями в 11—16 % населения планеты. Немалую долю в населении мира составляют индуисты (14—15 %), буддисты (7 %) и сторонники традиционных религий.

Связанные понятия

Лаос расположен на площади 237 тыс. км² и имеет население в 6,4 млн человек. Лаосцы, которые составляют примерно 40-50 процентов населения, в подавляющем большинстве являются последователями буддизма Тхеравады. Остальная часть населения принадлежит по крайней мере 48 различным этническим группам. Большинство из этих этнических групп практикуют анимизм с верованиями, которые сильно различаются между этими группами. Анимизм в большей степени преобладает среди тайских групп (тай дам, тай дэнг), а также.

Численность населения страны по данным официальной переписи населения Бангладеш 2011 года составила 142 319 000 жителей (июль 2011 года), по оценкам ЦРУ США — 158 570 535 человек на июль 2011 года и 161 083 804 человек к июлю 2012 года. С учётом итогов переписи 2011 года по официальным данным по состоянию на 16 июля 2012 года численность населения страны составила 152 518 015 жителей.

Взаимоотношения индуизма с христианством исторически базировались на неравном балансе политического и культурного влияния.

Расширение арабской империи после смерти пророка Мухаммеда привело к созданию халифатов, которые занимали обширную географическую область, и обращение в ислам распространялось, благодаря миссионерской деятельности. Эти ранние халифаты с мусульманской экономикой и торговлей и последующее расширение Османской империи привели к распространению ислама вне Мекки — до Атлантического и Тихого океанов — и созданию мусульманского мира. Торговля играла важную роль в распространении ислама в различных частях.

Довольно трудно дать полную и точную демографическую оценку атеизму. Разные люди интерпретируют атеизм и связанные с ним термины по-разному; и из-за этого бывает непросто чётко разграничить сам атеизм, нерелигиозные убеждения, нетеистические верования и веру в сверхъестественное. Кроме того, в некоторых случаях атеисты не могут открыто говорить о своих религиозных убеждениях из-за наличия в обществе социальной стигматизации, дискриминации и преследований в некоторых странах. Также иногда свои религиозные.

Как отмечает Клаус Клостермайер, само понятие «история индуизма» является внутренне противоречивым. Индуисты называют свою традицию санатана-дхарма «вечной дхармой», а всё, что имеет религиозное значение, считают анади — не имеющим начала. В случае с индуизмом, его история не играет в изучении традиции ту же роль, что в христианстве или буддизме. Возникновение индуизма и его развитие не связаны с каким-либо центральным историческим событием или общим историческим движением. Большинство индуистов.

Источник

Часть 5. Динамика и тенденции развития религий в мире.

1. Динамика развития мировых религий и сект.

Исследования динамики религиозной ситуации в мире фиксируют устойчивую тенденцию к увеличению численности последователей новых религий. Согласно прогнозу, составленному в 1987 г. под руководством французского ученого М. Клевно, темпы роста НРД к 2000 г. по сравнению с 1988 г. должны были составить 127,7%, в то время как аналогичные показатели в христианстве 125%, у мусульман 143%.

Численность последователей (млн чел.) мировых религий (по данным М.Клевно)

РелигияГоды
1900197019882000
Христианство487 млн1.169 млн1.508 млн1890 млн
Ислам200 млн551 млн837 млн1.200 млн
Индуизм203 млн465 млн661 млн859 млн
Буддизм127 млн232 млн300 млн359 млн
Иудаизм12 млн15 млн18 млн20 млн
Сикхизм3 млнДанных нет15 млн25 млн
Новые религиозные движения3 млнДанных нет108 млн138 млн

По данным исследований американского ученого Давида Баррета, 1052 НРД являются одной из самых быстрорастущих групп из всех религий мира, за период с 1993 г. по 2006 г. их рост составит 67%, опережая христианство в 2,5 раза, ислам в 2 раза.

Численность последователей (млн чел.) мировых религий (по данным Давида Баррета)

РелигияГодыФактическое Предполагаемое изменение изменение
1980199320061980–1993 гг. в %1993–2006 гг. в %
Христианство143018702380+31+27
Ислам72010001300+39+33
Индуизм580750800+29+7
Буддизм270330310+22–6
Новые религии90120200+33+67
Сикхизм102030+ 100+50
Иудаизм20202000
Прочие религии260240220–12–4
Атеизм190240280
Нерелигиозные группы7109001130+27+26
Мировое население437055806670+28+20

Однако по общей численности последователей НРД значительно отстают от всех мировых религий. В долгосрочной перспективе до 2025 г. рост новых религий, по Баррету, по количеству последователей должен увеличиться вдвое и составит 217 млн чел.. 1053

Прогнозы западных ученых о количестве последователей НРД разделяются и отечественными религиоведами. По данным П. И. Пучкова и О. Е. Казьминой, общая численность НРД (без бахаизма) в 1996 г. составила 106 млн чел., или 2% от населения Земли. Но если к НРД причислить последователей бахаи, то эта число вырастет до 112,4 млн чел.

Схожие оценки развития религий в мире в предстоящие тридцать лет предоставило Статическое управление ООН, прогнозирующее значительное увеличение численности НРД – с 2% до 3%, а также христианства и мусульман, но темпы количественного роста НРД будут их опережать. 1054

2. Динамика и тенденции развития христианских деноминаций и сект (на примере США).

Почему темпы роста НРД выше, чем у традиционных христианских деноминаций в США? Ответ на этот вопрос попытался дать Дин Келли (Kelly) в своей книге «Почему консервативные церкви растут», ставшей классикой американской социологии религии. Опираясь на статистические данные о количестве последователей традиционных конфессий, он выявил тенденцию к их уменьшению (см.: табл. 1055 5) 1056 и сокращению количества миссионеров за границей (см.: табл. 6). 1057

Количество последователей американских традиционных конфессий (млн. чел.)

КонфессииГоды
1965 г.1985 г1988 г.
Епископальная церковь3,52,82,455422
Объединенная пресвитерианская церковь13,32,35 (1982 г., до слияния)2,929 (после слияния)
Пресвитерианская церковь США3, 6 (1972 г.)3,1 (к моменту слияния)
Методистская церковь211
Объединенная Методистская церковь9,2 (после объединения)9,055
Лютеранская церковь в Америке3,1 (1968 г.)2,92 (1984 г.)
Американская лютеранская церковь2,552,35
Американская лютеранская церковь Синод Миссури2,82, 65

В то время как в традиционных деноминациях сокращалось число последователей, организации сектантского типа росли, не испытывая никаких трудностей (табл. 7). 1058

Проанализировав причины роста групп сектантского типа по таким измерениям, как «цели», «контроль» и «коммуникации», Д. Келли составил социологическую модель группы, обладающей «социальной силой», которая выглядит следующим образом. 1059

Количество миссионеров традиционных американских протестантских деноминаций за границей (млн чел.)

КонфессииГоды
1958 г.1971 г.
Американская баптистская конвенция407290
Объединенная пресвитерианская церковь в США1293810
Пресвитерианская церковь в США504391
Объединенная методистская церковь14531175
Епископальная Церковь359138
Объединенная церковь Христа3496359
Всего45483160

Количество последователей (млн чел.) американских организаций сектантского типа

Секты и культыГоды
1972 г.1984 г.
Адвентисты седьмого дня0,3 (1958 г.)0,660
Южная баптистская конвенция9,314,3
Ассамблеи Бога (пятидесятники традиционные)1,62
Мормоны1,6 (1961 г.)3,6 (1985 г.)
Свидетели Иеговы0,24 (1959 г.)0,697

Таким образом, рост консервативных групп идет за счет таких их качеств, как: жертвенность (преданность), дисциплина и миссионерская направленность, и это несмотря на их странные для американцев обряды и нормы, а именно: запрет на употребление свинины, воздержание от употребления продуктов, содержащих алко- и нарковещества (чай, кофе, напитки и т. п.) – у адвентистов седьмого дня, и отказ от переливания крови – у иеговистов.

Согласно исследованию Д. Келли, получается, что чем в большей степени консервативна теология, тем сильнее убеждения и дисциплина ее членов, тем больше она предъявляет требований своим членам, и в результате тем успешней она развивается.

Д. Келли также установил, что в рамках одного и того же протестантского течения: пресвитерианства, методизма, реформаторства и баптизма (сектантский тип организации) более успешно развивается его консервативная часть. 1060 Более того, оказалось, сто сектанты- консерваторы в Америке в большей степени являются убежденными верующими, чем либералы. К таким выводам пришли американс кие социологи Чарльз Глок и Родни Старк, исследовав организации церковного (либерального) и сектантского (консервативного) типа, (конгрегационалистов и консервативных баптистов американской Южной баптистской конвенции). 1061

Идеальная модель религиозной организации, обладающей «социальной силой»

Социальные измеренияЦелиКонтрольКоммуникации
Черты, определяющие очевидность «социальной силы»1. Преданность: – желание пожертвовать статусом,профессией, безопастностью, самой жезнью во имя веры – полная готовность к выполнению любого требования группы – групповая солидарность – тотальная индентификация индивидуальных целей2. Дисциплина – желание беспрекос- ловно подчиняться командам харизма- тического руковод- ства; – желание скорее страдать от санкций за наруше- ние правил секты, нежели уйти из нее.3. Миссионерская направленность: – стремление расска- зать «добрые новос- ти» о чьем либо опыте спасения дру- гим;– никакие репре- ссии и преследова- ния не могут заста- вить из молчать ( Деян 5:26–42 ); – внутреннее общение стилизовано и крайне символично: загадочный язык;– привлекательность.
Черты строгости в «сильных группах»4. Абсолютизм: – вера, что «мы обладаем истиной, а все осталь- ные ошибаются»; – закрытая система цен- ностей,которые объяс- няют все; – некритичная и невдумчивая привя- заность к единственно- му набору цен ностей.5. Подтверждение – нетерпимость по отношению к от – клонениям и разно- гласиям; – избежа- ние отверг- нутых;– разделение клейма принадлеж- ности (напр., особый тип поведе- ния, особое одеяние и т.д.); – практика группо- вого покая ния или исповеди; – сепара – тизм.6. Фанатизм (исте- чение информации больше ее притока). Работает либо одна либо другая модель: 1. «Наводнение» – «все говорят – не слушай»; 2. Изоляция – «дер- жите себя незапят- нанными миром», – уединенность, жизнь в коммуне или в монастыре.

Социальная модель религиозной организации, не обладающей «социальной силой»

Социальные измеренияЦелиКонтрольКоммуникации
Черты, определяющие очевидность «социальной силы»7. Релятивизм: – мнение о том, что никто не обладает монополией на истину, что всякое знание относительно; – привязанность к различным системам ценностей, способность получать духовное удовлетворение различными способами, не только религиозными; – критическое мировоззрение8. Плюрализм: – уважение индивидуальных особенностей (каждому следует делать свое дело); – никаких, еретических процессов, никаких отлучений, никаких унизительных групповых исповедей и покаяний; – руководство институционализированное, а не харизматическое.9. Диалог: – обмен различными мне- ниями и исследова- ние расходящихся точек зрения; – скорее уважение, нежели осуждение, пребывающих вне общины; – приток информации больше истечения.
Черты строгости в «сильных группах»10. Теплота в отношениях между людьми: – «если ты обладаешь некоторой истиной, и я обладаю некоторой истиной, то почему кто-то из нас должен умереть во имя своей «порции»»; – нежелание жертвовать во имя какой- либо одной системы ценностей; – нерешительность даже тогда, когда важные ценности поставлены на карту.11. Индивидуализм: – нежелание беспрекословно подчиняться кому-либо; – индивидуальность ценится выше доказательств своей преданности; – предпочтение уйти из группы, нежели подвергать себя неудобствам из-за ее требований.12. Сдержанность: – нежелание раскрывать личные верования или навязывать их другим; – вытекающий отсюда упадок миссионерского представительства; – никакого эффективного разделения убеждений или духовных понятий членами группы.

Результаты опроса представителей церковного и сектантского типа религиозных организаций об отношении к основополагающим принципам христианства

Основополагающие принципы христианстваКонгрегацио- налистыЮжные баптисты
У меня нет никаких сомнений в том, что Бог действительно существует.4199
Я не сомневаюсь, что Иисус Христос действительно Сын Бога (т. е. имеет Божественную природу).4099
Иисус был рожден Девой. (Приведено количество опрошенных, ответивших «совершенно верно».)2199
Чудеса, описанные в Библии, происходили на самом деле.2892
Существует жизнь после смерти. (Приведено количество опрошенных, ответивших «совершенно верно».)3697
Сатана действительно существует.692

Комментируя полученные результаты, Р. Старк уподобляет «членов либеральных протестантских деноминаций зрителям в театре, чужими по отношению друг к другу. Они не знают общей цели и поступают так, как будто у них нет веры, ради которой стоит жить и за которую стоит умереть. Сектантские религиозные организации более дружелюбны в отношениях между собой, теснее связаны социально, объединены широкими узами личной дружбы, разделяют сильную общую веру, за которую они могут бороться». 1062

На основании исследований, проведенных в 1970-е гг., Д. Келли пришел к выводу, что консерваторы растут в основном за счет перехода к ним либералов, а не за счет обращения неверующих. 1063 Его мнение пытались опровергнуть на протяжении многих лет, но исследования, проведенные в конце 1990-х гг., подтвердили его правоту. Изменилась лишь частично религиозная география присоединяющихся к консервативным группам: если в 1970-е гг. к ним приходили из протестантских общин, то в 1990-е гг. к ним присоединялись еще из либеральных католических общин. 1064 Таким образом, консервативные организации более привлекательны и оттого социально более сильны, чем либеральные общины с модернисткой теологией и их образом жизни.

3. Динамика и тенденции развития сект в России.

Источниками информации о деятельности сект в России являются официальные данные о регистрации Минюстом религиозных организаций, исследования светских ученых и данные православных миссионеров. В отличие от западных стран, где процесс появления и развития новых сект изучался и документировался, в России ситуация выглядела по-иному. На состоянии российской науки в целом и социологии в том числе сказался экономический кризис, который привел к сокращению ее финансирования и научных исследований.

Однако к данным Минюста надо подходить с учетом того, что, согласно закону о «Свободе совести» 1990 г., регистрировались уставы организаций без какой-либо серьезной экспертизы. Подать заявку на регистрацию можно было, собрав не менее десяти подписей под соответствующими документами. При таком способе регистрации сложно отделить количество организаций от количества общин, ее представляющих. Кроме того, нельзя исключить случаи, когда были уставы, но не было общин, и, наконец, часть сект регистрировалась как общественные организации. Но даже этого реестра религиозных организаций Минюст не публиковал до 1997 г., до появления нового закона «О свободе вероисповеданий».

Закон «О свободе вероисповеданий» 1997 г. проводит различие между централизованными организациями и общинами, входящими в состав этих организаций, что открывает возможность для более точного подсчета и организаций, и общин.

Исследования динамики сект светских ученых являются неполными, поскольку их внимание с начала 1990-х привлекали главным образом исследования религиозности в целом по стране, а деятельность сект была на периферии их интересов. После семидесятилетия господства безбожной власти в 1988 г. произошел перелом в церковно-государственных отношениях: М. С. Горбачев встретился с патриархом Пименом и членами Синода, говорил о том, что у нас одно Отечество, одна история. Затем было проведено празднование тысячелетия крещения Руси. Как бы ни оценивали эти события, но для многих они были знаковыми и положили начало перемены взглядов районного и областного административно-партийного руководства на религию.

Вначале исподволь, но с каждым месяцем все более открыто проявлялся интерес к религии, стремительно увеличивалось число крестившихся в Православной Церкви, стали открываться храмы, воскресные школы, проводиться факультативные занятия в школах, священнослужители все чаще стали выступать по телевидению и т.д. Начался процесс вхождения религии в общественную жизнь со всеми вытекающими последствиями.

В условиях перехода от безбожия к вере, с одной стороны, и падения жизненного уровня людей, с другой, социологи в первую очередь обратили внимание на процесс роста религиозности, стали делать ее замеры, пытаясь выяснить, насколько глубоко обращение бывших неверующих людей и какой социальной силой они обладают, тем более что они представляли собою значительную часть электората, в очень непростой и нестабильной политической ситуации 1990-х гг. На фоне резкого экономического спада и обнищания народа в 1991–1994 гг. заявления молодых реформаторов, неподкрепленные делами, лишили их поддержки народа, подверглась критике идеология, которую они олицетворяли. В обществе стало расти недовольство и понимание того, что необходимо искать или альтернативу этой идеологии, или ее реформировать, а Православная Церковь призывала к обращению людей к вере своих предков, к необходимости обустройства общества и даже государства на новых морально этических нормах.

В такой политической перспективе малочисленные секты имели немного шансов стать предметом изучения в сравнении с Русской Православной Церковью, выражавшей интересы миллионов людей.

В 1990-х гг. многие исследователи уровня религиозности приходили к выводам о том, что ее уровень не высок, а религиозные искания весьма разнообразны: от христианства до откровенного оккультизма. 1065

На этом основании некоторые светские ученые называли сверх- оптимистичными оценки руководства РПЦ, в действиях которого увидели желание занять пустующую идеологическую нишу. Однако это мнение разделялось не всеми учеными, и они указывали своим коллегам на их методологические ошибки при проведении исследований, за которыми прослеживается «неодолимое желание любыми способами преуменьшить число православных в стране, выставить их в наиболее неприглядном свете. За всем этим хорошо вырисовываются идеологические и политические тенденции». 1066

Лишь недавно, в 2006 г., было заявлено, что в России проведены обстоятельные социологические исследования, показавшие высокий уровень религиозности населения. Социологи признали, что пора

сказать правду и перестать замалчивать ту роль, которую играет религия в жизни общества. Главный итог своей работы социологи увидели в том, что им удалось разрушить «некоторые мифы», в частности, миф о том, что российское общество в целом «равнодушно к вопросам веры, а устойчивый образ верующего – старуха в платочке». 1067

Замеры динамики религиозности по конфессиям показали, что она приводит к количественному росту главным образом только традиционных религий, в первую очередь православной. Ниже приводится динамика роста религиозности по религиозным направлениям. 1068

Динамика религиозности и неверия с 1993 по 2000 гг.

Религии, религиозные направления и атеизмГоды
1993 N=10641995 N=14301996 N=16121997 N=16011998 N=16212000 N=1312
Неверующие343233302427
Православные464648515549
Мусульмане777779
Принадлежат к другим конфессиям221112
Верят в существование сверхъестественных сил, но ни к одной из конфессий не принадлежат111311111313

Если разделить верующих по конфессиям, то в 1997 г. из каждых 100 граждан России 30 были неверующими, 51 – православными, 7 – последователями ислама, 11 – верили «по-своему» и не считали себя последователями какой-либо конфессии и только 1 – являлся последователем «других конфессий», тогда как в 1993 г. на пике

сектантской деятельности к этой категории относило себя 2% опрошенных. Однако надо учесть, что в эти 2% в 1993 г. и 1% в 1997 г. вошли католики, традиционные протестантские конфессии, буддисты и иудеи. Если учесть, что в 1997 г. католики утверждали, что в России у них около 300 тыс. чел., то количество «принадлежащих другим конфессиям» в том числе буддистов и иудеев, составит около 1 млн чел., что меньше 1% населения страны.

Вопрос о количестве сектантов в России всегда вызывал широкую дискуссию, в ходе которой участники к единому мнению не пришли. В одних публикациях со ссылкой на статистику Комитета по спасению молодежи отмечалось, что в секты, по состоянию на 1996 г., вовлечено в возрасте до 18 лет – 500 тыс. чел., а от 18 до 15–1 млн чел. Справочник Миссионерского отдела РПЦ в 1997 г. доводит эту численность до 3–5 млн чел, включая взрослых, но при этом отмечается, что количество последователей деструктивных сект от 500 до 900 тыс. чел. Большой разброс количества сектантов, почти в два раза, не способствовал доверию к этой статистике.

Религиозные организации в России (1997–2002 гг.)

Религиозные организацииКол-во верующихОбщиныУчеб ные заведе нияГазеты, журна лыРадио стан ции
Российский Союз евангельских христиан баптистов 585 тыс.чел.1400610
Совет Церквей евангельских христиан баптистов 654 тыс.чел., по иным источникам 10 тыс.чел.1714, по иным источникам 4002
Объединение баптистских церквей 7700–1000 чел.
Ассоциация церквей евангельских христиан 87600 чел.*76
Российская ассоциация независимых церквей евангельских христиан баптистов 94000 чел.*40
Союз церквей евангельских христиан (прохановцы) 106000 чел.*40–60
Евангельский христианский миссионерский союз 11501
Евангелическая русская (российская ветвь) церковь 12400 чел.1, Теос
Дарбисты 138
Пятидесятники и харизматы
Союз христиан веры евангельской пятидесятников (СХВЕП) 14100 тыс. чел.130073
Российский Союз христиан веры евангельской пятидесятников РОСХВЕП (входит как структуру СХВЕП 15 )200 тыс. чел.**1200
Союз евангельских христиан в духе апостолов (СЕХДА) 1610 тыс. чел.70, из них 40 зарегистрировано31Программы на ТВ

Данные светских ученых о количестве сектантов также не отличались единообразием. Так, в справочнике о НРД и культах, 1069 изданном Российской академией госслужбы в 1997 г., указывается, что в России зарегистрировано более 350 организаций. По данным других исследователей, их количество не превышало сотни, 1070 и на протяжении всех 1990-х гг. у «новых» НРД было ежегодно не более 40 тыс. активных членов-последователей (тех, кто регулярно участвовал в религиозной жизни и жертвовал деньги), а если добавить к ним членов «старых» НРД и харизматов, то общее количество последователей, возможно, достигнет 300 тыс. чел.; это не превышает 0,2% населения России и опровергает, по их мнению, предположение о превращении России в заповедник нетрадиционных религиозных организаций. 1071

В подтверждение этих выводов приводится статистика по конкретным НРД. Так, Международное общество сознания Кришны никогда не имело больше 1,5 тыс. «преданных», живущих в ашрамах, кроме того, у него было около 1,5–2 тыс. членов «общины». «Церковь объединения» имела около 1 тыс. последователей в 1996 г.; «Богородичный центр» – около 3,5 тыс. в 1997 г.; у Виссариона было около 2 тыс. последователей в сибирской общине; секта «Дети бога» («Семья») насчитывала около 100 членов в 1997 г. 1072 Отсюда делался вывод о том, что «большинство российских НРД имеет от нескольких десятков до нескольких сотен членов; только нескольким удалось привлечь более тысячи». 1073

Попытку составить обзор НРД предприняла группа российских и английских ученых под руководством Кестонского института (Англия) на основании исследований в 1997–2002 гг. Их статистика выглядит следующим образом.

Таблица 12 (продолжение)

Религиозные организацииКол-во верующихОбщиныУчеб ные заведе нияГазеты, журна лыРадио стан ции
Межконфессиональное движение «В послании» 17Неск-ко десятков общин по 50 чел.
Ассоциация церквей «Виноградник»1 тыс.чел.
Объединенная церковь христиан веры евангельской-пятидесятни- ков (ОЦХВЕ) (федотовцы) 184 000* чел.40062
Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» (АХЦ) 193 000* чел.30031ТВ канал
Новое поколение 2015 тыс.чел.2
Церковь «Прославления» 211,5 тыс.чел.2011
Ассоциация церквей веры евангельской «Харизма» 226 000* чел.623
Миссия христиан веры евангельской «Благодать» 232 000* чел.20033
Ассоциация ХВЕ «Церкви веры», ядро – «Слово жизни» 2415 тыс.чел.17511
Российская ассамблея Бога («Церковь «Эммануил»») 252,5 тыс.чел.241
Ассоциация ХВЕ «Калвари» 265 тыс.чел.100
Ассоциация ХВЕ «Царство Божие» 271 тыс.чел.10

Цифры, помеченные *, получены путем умножения количества общин на среднестатистическое число членов общин, оно колеблется от 50 до 200 чел.; при расчетах было взято 100 чел.

Цифра, помеченная **, дана по статистике, приведенной РОСХВЕП, хотя Союз пятидесятников, в который она входит, приводит цифру в два раза меньше – 100 тыс. чел.

Итак, согласно данной статистике, около 45 сект, представляющих ок. 5800 общин, за исключением «Анастасии» и «Фалуньгунь», охватывают до 700 тыс. чел. Они имеют 47 учебных заведений, издают 45 газет и журналов, не считая бюллетеней, имеют не менее 2 радиоцентров и 6 телестудий. Если учесть последователей «Анастасии» – от десятков до нескольких сот тысяч, и «Фалуньгунь» – несколько тысяч, то количество сект составит 49, а количество сектантов превзойдет 1 млн чел.

Для сравнения: РПЦ, по состоянию на 2006 г., имела 12 513 общин, 50 учебных заведений и 540 периодических изданий (по состоянию на 2004 г. 1074

По данным социологического опроса, проведенного в конце 2006 г., назвали себя православными 62%, мусульманами около 8%, атеистами 15%; верили в Бога, но не относили себя к какому-либо исповеданию – 14%, и только 1,2% в соцопросе проходят по графе «другое». К ним относятся все остальные христианские конфессии, иудаизм, буддизм и прочее, 1075 в количественном выражении они составляют около 1,7 млн чел. Если вычесть из них католиков ок. 300 тыс. чел., то на остальных придется около 1,2 млн чел.

Наиболее полной информацией, по которой можно судить о динамике роста религиозных организаций владеет, пожалуй, Минюст РФ. Ниже приводится выборка из статистики Минюста о зарегистрированных религиозных организациях.

Выборка из реестра зарегистрированных организаций в Минюсте РФ.

Религиозные организацииГоды
1992199319941995199657199758199859200160200461200562
Всего, в том числе:48467788982411532130731468816017202152166422513
1.Русская Православная Церковь2880456655596414800280028653109121152512214
2.Российская православная автономная церковь654143
4.Истинно – православная церковь6111824265492652442
5.Российская православная свободная Церковь3257697598118131291610
Российская православная кафолическая церковь24
14Евангельские христиане- баптисты264432550622677717750975979965
Совет церквей ЕХБ6111619323539
15Евангельские христиане2637190248355397612698740
16Евангельские христиане в духе апостолов41221222224542628
Христиане веры евангельской – пятидесятники30114192256351445524132314671486
18Церковь полного Евангелия154367623840
Харизматические церкви144146
Евангелические церкви11115232325
19Евангельские христиане-трезвенники111111165
Евангельские христиане-трезвенники (чуриковцы)12444443
20Адвентисты седьмого дня72114156182222271323563646652
22Новоапостольская церковь62441616467868180
27Свидетели Иеговы14472105129144206330386408
28Меннониты111129910
29Армия спасения112444173210
30Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны)11479114335053
31Церковь объединения (Муна)115710101799
32Церковь Божьей матери «Державная»33449282727
33Молокане331215151616192827
34Духоборцы2211
35«Церковь последнего завета»815117
36Церковь Христа192619
Квакеры1
37Христиане иудейству- ющие252
38Неденоминированные христианские церкви37861321432132322591562412
39Сайентологическая церковь1121
41Сознание Кришны (вайшнавы)2358871031121131201068078
Христианская наука122222
42Вера Бахай581318202121192019
50Духовное единство (толстовцы)1111122211
51Живая этика (рери- ховцы)1111211
52Языческие верования101041118
53Иные вероисповедания23455667216155

Согласно этой статистике, за период с 1992 г. по 2006 г. рост наиболее распространенных в России сект составил: у баптистов в 3,6 раза, иеговистов в 9,3 раза, пятидесятников (с 1993 г.) в 10 раз, адвентистов седьмого дня в 8,8 раз. У некоторых сект, например кришнаитов, с 1999 г. наметилась тенденция к спаду их деятельности в 1,44 раза.

Основываясь на показателях религиозности населения в начале 1990-х гг., некоторые светские социологи пытались представить деятельность иностранных миссионеров как проповедь христианства неверующему населению России (в 1993 г. 57% неверующих), а не как прозелитизм. Но с таким мнением согласиться весьма трудно потому, что, во-первых, у социологов нет единого мнения о том, кого считать верующим. Некоторые социологи, изучающие степень религиозности в России, совершают методологическую ошибку, принимая за признак религиозности то, что православные считают церковностью: посещения храма, причащение и т. п. Но это не одно и то же: верить в Бога, даже верить в Святую Троицу и во Христа, держать дома иконы и быть воцерковленным человеком.

Во-вторых, принимая данные исследований религиозности в России на начало перестройки за 5–10%, надо помнить, что тогда учитывался общий по стране уровень, а по отдельным регионам он был более высоким.

В-третьих, религиозность может быть неатрибутируемой, когда человек глубоко укоренен в культуру, созданную религиозной православной традицией: в литературу, искусство, музыку, живопись и т. п. Проповедовать религиозному по культуре человеку – не совсем то же, что общаться с атеистом или язычником.

В-четвертых, если учесть, что в Россию приехали миссионеры, представлявшие главным образом растущие на Западе консервативные конфессии, то, как показывают западные исследования, они изначально ориентированы на прозелитизм, обеспечивающий им основной приток новых членов.

Когда с начала 1990-х гг. в Россию массово хлынули западные проповедники, миллионы людей уже были крещены, но не воцерков- лены, так как интерес к Церкви и массовые крещения начались после 1988 г., хотя и до этого социологические исследования фиксировали рост крещений, включая детские, в России. Так, с 1966 г. по 1981 г. ежегодная численность школьников, принявших крещение в христианских конфессиях, увеличилась примерно в 4 раза, а взрослых в 2 раза, это притом, что статистика Совета по делам религий отражала лишь часть реально совершаемых обрядов. 1076

Статистика совершаемых обрядов в христианских конфессиях РСФСР (тыс.чел.)

ОбрядыГоды
1966197119761981
Крещение
Всего:1017,29651,98084,88306,1
в том числе:
детей, школьников10,329,325,740,3
совершеннолетних21,726,845,1
Венчание60,579,475,1106,3
Отпевание848,8990,61096,21125,1

В последующие «перестроечные» годы эта статистика могла только возрастать. Из всего сказанного следует, что зарубежные миссионеры, проповедующие христианство, приехали в Россию, страну с многовековыми христианскими традициями, а не в пустыню, где никто не слышал о Христе.

Примечания к таблицам.

1 В 1983 г. она объединилась с Пресвитерианской церковью США.

2 В 1968 г. объединилась с другими методистскими общинами в Объединенную методистскую церковь.

3 Образовалась в США путем объединения части американских конгрегационалистов с евангелическо-реформаторской церковью, ок. 2 млн чел.

4 Пуха Н. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 65

5 Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2003. Т. 2. С. 178–179.

14 Там же. С. 278–282.

18 Там же. С. 303–304.

19 Там же. С. 311–312.

21 Там же. С. 354–355.

22 Там же. С. 365–366.

28 Там же. С. 397–399.

35 Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2006. Т. 4. С. 228.

36 Там же. С. 240–243.

39 Там же. С. 282–283.

47 Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2005. Т. 3. С. 370–372.

49 Там же. С. 398–400.

51 Там же. С. 418–420.

52 Там же. С. 430–431.

53 Там же. С. 438–441.

54 Там же. С. 452–454.

55 Там же. С. 225–226.

56 Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2006. Т. 4. С. 155–204.

57 Сведения за 1992–1996 гг. приводятся по: Сведения о государственной регистрации уставов религиозных объединений в Российской Федерации (по данным Министерства юстиции Российской Федерации) // Религия и право. М., 1998. №1–2. С.

58 Сведения о государственной регистрации уставов религиозных объединений в Российской Федерации // Религия и право. М., 1997. №1. С. 8–9.

59 Сведения о государственной регистрации уставов религиозных объединений в Российской Федерации (по данным Министерства юстиции Российской Федерации) // Религия и право. М., 1998. №1–2. С. 32–33.

60 Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации (по данным Государственного реестра) // Религия и право. М., 2001. №2. С. 6–7.

61 Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской

Федерации в 2004 г., приводятся по: http://www.religare.ru/article9038.htm

62 Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации в 2005 г., приводятся по: http://www.religare.ru/

Религии мира. М., 1994. С. 386, 388.

Григорьева Л.И. Религии «Нового века» и современное государство (социально-философский очерк). Красноярск, 2002. С. 23.

Пучков П.И, Казьмина О.Е. Религии современного мира. М., 1998. С. 180–181.

Все примечания к таблицам вынесены в конец книги.

Пуха Н. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 59–60.

Пуха Н. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 66.

Пуха Н. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. М., 1999. С. 68.

Доктур Т. Новые религиозные движения в посткоммунистической Европе // Диа-Логос. Религия и общество. М., 1997. С. 340.

Чеснокова В. Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М., 2005. С. 11.

Новые масштабные исследования о роли религии в современном российском обществе представлены московскими социологами на интернет-портале «Религия и СМИ» 09 ноября 2006 г. http://www.religare.ru/article34614.htm.

Эту статистику приводит аналитический Центр социологии межнациональных и региональных отношений (ИСПИ) РАН. См.: Локосов В. Динамика уровня религиозности населения. http:// www.rptb.ru/test2/JURNAL/jurnal108.html.

Новые религиозные культы, движения и организации в России // Словарь-справочник. М., 1997. С. 45.

ШтеринМ. Новые религиозные движения в России в 1990-х годах // Старые церкви, новые верующие. СПб., 2000. С. 174, сноска 18, 20.

Штерин М Новые религиозные движения в России в 1990-х годах // Старые церкви, новые верующие. СПб., 2000. С. 160; Филатов С.Б. Религия в постсоветской России // Религия и общество. М., 2002. С. 476.

ШтеринМ. Новые религиозные движения в России в 1990-х годах // Старые церкви, новые верующие. СПб., 2000. С. 161.

Из доклада Святейшего Патриарха на Архиерейском Соборе РПЦ в 2004 г.

Новые масштабные исследования о роли религии в современном российском обществе представлены московскими социологами на интернет-портале «Религия и СМИ» 09 ноября 2006 г. http://www.religare.ru/article34614.htm.

Локосов В. Динамика уровня религиозности населения. http://www.rptb.ru/test2/JURNAL/ jurnal108.html.

Источник: Конь Р. М. Введение в сектоведение — Нижний Новгород: Нижегородская Духовная семинария, 2008. — 496 с. ISBN 978-5-903657-09-4

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *