самые лучшие картины в мире известных художников
50 шедевров живописи, которые обязан знать каждый образованный человек
Когда-то искусство было привилегией элит, но сегодня любой может посетить музей или филармонию, чтобы насладиться великими произведениями прошлого. Современный человек, который хочет считаться образованным, должен быть хоть немного подкован в этих вопросах и уметь отличать Мане от Моне, например.
Никто не говорит, что обязательно ознакомиться со всеми работами авторов, которые по праву считаются великими, однако знать самые значимые произведения всё же стоит. Как минимум это весьма полезно для общего развития. Потому мы решили собрать самые известные картины, когда-либо написанные человеком.
Леонардо да Винчи, «Мона Лиза»
Рафаэль Санти, «Сикстинская Мадонна»
Иероним Босх, «Сад земных наслаждений»
Диего Веласкес, «Менины»
Эжен Делакруа, «Свобода, ведущая народ»
Михаил Врубель, «Демон сидящий»
Грант Вуд, «Американская готика»
Рене Магритт, «Сын человеческий»
Сальвадор Дали, «Постоянство памяти»
Иван Айвазовский, «Девятый вал»
Питер Брейгель, «Вавилонская башня»
Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»
Эдуард Мане, «Бар в “Фоли-Бержер”»
Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы»
Рембрандт, «Ночной дозор»
Жак-Луи Давид, «Смерть Марата»
Винсент Ван Гог, «Звездная ночь»
Виктор Васнецов, «Богатыри»
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры»
Андрей Рублев, «Троица»
Василий Верещагин, «Апофеоз войны»
Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной сережкой»
Кацусика Хокусай, «Большая волна в Канагаве»
Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»
Джеймс Уистлер, «Аранжировка в сером и черном. Мать художника»
Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце»
Илья Репин, «Бурлаки на Волге»
Валентин Серов, «Девочка с персиками»
Пабло Пикассо, «Девочка на шаре»
Казимир Малевич, «Белое на белом»
Микеланджело Буонарроти, «Сотворение Адама»
Караваджо, «Обезглавливание Иоанна Крестителя»
Жан-Оноре Фрагонар, «Качели»
Гюстав Курбе, «Отчаяние. Автопортрет»
Карл Брюллов, «Всадница»
Пьер Огюст Ренуар, «Завтрак гребцов»
Марк Шагал, «Над городом»
Питер Брейгель, «Фламандские пословицы»
Пабло Пикассо, «Герника»
Густав Климт, «Поцелуй»
Питер Пауль Рубенс, «Похищение дочерей Левкиппа»
Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»
Уильям Блейк, «Великий архитектор»
Тициан, «Любовь земная и Любовь небесная»
Джузеппе Арчимбольдо, «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна»
Кузьма Петров-Водкин, «Купание красного коня»
Василий Кандинский, «Композиция VII»
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Что нужно знать о 7 самых известных полотнах каждому образованному человеку
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Звёздная ночь», Ван Гог
Местонахождение: США, Нью-Йорк, Музей современного искусства
Сам художник признавался в письме брату в том, что испытывает потребность в религии, поэтому отправляется рисовать звёзды. Неповторимая техника мазков художника придаёт полотну динамику и создаёт движение. Если долго смотреть на картину, может показаться, что изображение на самом деле находится в движении. Ван Гог добивался этого движения, бесконечно ставя эксперименты: выдавливал краску на холст, создавал штрихи обратной стороной кисти или даже пальцами. Многослойность картины придаёт ей объём и даже структуру ночного неба.
«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли
Местонахождение: Италия, Флоренция, Галерея Уффици
Картина, написанная примерно в 1584 году, считается самым чувственным произведением мирового искусства. Художник создал удивительно воздушные образы, но не стал останавливаться на деталях, поэтому фон выглядит плоским, вода, по сути, едва обозначена. И всё же невозможно оторвать взгляд от одухотворённой картины с античным сюжетом. Кстати, яркость красок сохранилась до наших дней благодаря специальному защитному слою из яичного желтка, который нанёс Сандро Боттичелли, а вот эластичность холста и отсутствие растрескивания достигнуты минимальным добавлением жира в пигменты.
«Мона Лиза», Леонардо да Винчи
Местонахождение: Франция, Париж, Лувр
Самая известная работа художника является и сегодня объектом пристального внимания со стороны не только любителей живописи, но и простых людей. Произведение обладает какой-то особой притягательностью. В свое время о нем забыли на многие годы, оно хранилось глубоко в музейных запасниках, скрытое от глаз посторонних. Позже картину приказал отреставрировать непосредственно Наполеон, а настоящую популярность она обрела уже в ХХ веке благодаря попытке похищения и вывоза в Италию. При этом похитителем двигала вовсе не жажда наживы, а чувство патриотизма. Он хотел, чтобы полотно великого итальянца хранилось у него на родине.
«Сотворение Адама», Микеланджело Буонарроти
Местонахождение: Ватикан, Сикстинская капелла
Только подняв голову в Сикстинской капелле, можно увидеть этот шедевр Высокого Возрождения. Произведением просто невозможно не восхищаться, особенно, если знать, что исполнено оно в технике аль-фреско. Эта техника невероятно сложна по причине того, что краска должна быть нанесена исключительно на мокрую штукатурку. Поэтому роспись предполагала высокую скорость и полное отсутствие ошибок, ведь в случае неправильного или непропорционального изображения нельзя было просто смыть слой краски. Нужно было полностью сбивать штукатурку и весь процесс начинать с самого начала.
«Сикстинская мадонна», Рафаэль
Местонахождение: Германия, Дрезден, Галерея старых мастеров
Картина, созданная для алтаря церкви монастыря святого Сикста II в Пьяченце, была заказана самим папой римским Юлием II. Полотно обрело популярность в XIX веке, когда слава о нём в прямом смысле слова стала передаваться из уст в уста. Даже светоч русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин открыто восхищался произведением искусства, хотя за границей никогда не бывал. Фрагмент этой же картины маркетологи стали широко использовать в рекламе уже в конце прошлого века, и благодаря ангелочкам с нижней части полотна популярность «Сикстинской мадонны» многократно возросла.
«Руанский собор в солнце», Клод Моне
Местонахождение: Франция, Париж, музей Орсе
Художник написал порядка тридцати полотен с видами Руанского собора, не повторяясь ни на одном из них. Он демонстрировал смену цветов в зависимости от освещённости и погоды, рисуя его в лучах рассвета и заката, в солнечный ярких день или же при пасмурной погоде.
«Сад земных наслаждений», Иероним Босх
Местонахождение: Испания, Мадрид, музей Прадо
Художник в центральной части своего триптиха изобразил мир земных плотских наслаждений, поместив по обе стороны от него изображения ада и рая, правда, в собственной интерпретации. У этого произведения столько деталей, что рассмотреть их все в подробностях невозможно даже за день, а разгадыванию загадок полотна специалисты посвящают многие годы.
Полотна голландского художника Иеронима Босха узнаваемы по фантастическим сюжетам и деликатным деталям. Одной из самых известных и амбициозных работ этого художника является триптих «Сад земных наслаждений», который уже более 500 лет вызывает споры у любителей искусства по всему миру.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Самые известные картины мира
Самые известные картины выставляют в крупнейших музеях мира, продают за огромные деньги на самых престижных аукционах. Кроме того, они оказали огромное влияние на мировую культуру. Идеи, которые выразил художник, не только не теряют своей актуальности, но и вдохновляют его на создание новых произведений. Расскажем подробнее о десяти самых известных картинах мира.
Великие произведения — это картины со смыслом, которые не только привнесли в мир новую идею, но и оказали существенное влияние на развитие направлений живописи.
Вот самые известные картины мира:
Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830)
На создание картины художника вдохновили события июля 1830 года, когда во Франции пала династия Бурбонов.
Критики считают, что построение композиции в виде треугольника, где вершиной является женщина, держащая национальный флаг, Делакруа позаимствовал у Теодора Жерико. Художник в 1819 году удивил публику необычной композицией картины «Плот “Медузы”». Женский образ перекликается с картиной Делакруа «Греция на руинах Миссолонги» (1826).
После победы революции государство приобрело картину, чтобы напоминала новому правителю Луи-Филиппу І о том, как он пришел к власти. Однако уже через несколько месяцев полотно убрали с глаз монарха, а в 1832 году вернули художнику. Лишь в 1874-м «Свобода, ведущая народ» заняла свое место в Лувре.
Изображение пронизано символизмом. На голове у женщины фригийский колпак, который в Древнем Риме носили рабы, получившие свободу. Считается, что женщину зовут Марианна. Она символ французской республики. Обнаженная грудь указывает на ее простонародное происхождение. Женщины из благородных сословий в XIX веке носили корсеты. Ее ноги босы, что считается отсылкой к древнеримской традиции изображать богинь без обуви. Сопровождают Марианну представители основных сословий французского общества.
Есть предположения, что именно картина Делакруа вдохновила писателя Виктора Гюго написать «Отверженных», а Фредерика Бартольди создать скульптуру, которую во Франции знают как «Свободу, озаряющую мир».
Эдвард Мунк «Крик» (1893)
Сам художник рассказывал, что на создание произведения его вдохновили крики природы, услышанные им во время прогулок с друзьями. Существует легенда о том, что картина проклята, и те, кто долго смотрел на нее, сходили с ума либо умирали.
Влияние «Крика» на мировую культуру становится понятным в контексте эпохи, в которую появилась картина. Культура конца XIX века жила предчувствием грядущей катастрофы. Зарождающееся индустриальное общество порождало массу социальных проблем и мировых конфликтов. Эпоху называли периодом упадка, декаданса. Социологи описывали самоубийства как массовую эпидемию, поразившую общество.
На этом фоне картина Мунка, символизирующая ужас от одиночества, безысходности и отчуждения, воспринималась как символ эпохи. В культуре ХХ века образ фигуры на картине Мунка вдохновлял на создание популярных произведений. Так, инопланетная раса Тишина из культового сериала «Доктор Кто» внешним обликом напоминала фигуру с картины. А хоррор-франшиза «Крик» содержит прямые отсылки к произведению.
Энди Уорхол «Банка супа Кэмпбелл» (1962)
Фото: wikiart.org: UGC
Уорхола называют человеком, изменившим мировое искусство ХХ века, а его картину «Банка супа Кэмпбелл» — иконой эпохи потребления. Несколько лет Энди Уорхол посвятил изображению банок супа. Серию из 10-ти «больших Кэмпбеллов» он называл своей любимой.
Энди Уорхол совершил переворот в искусстве ХХ века, став одним из основателей поп-арта — направления, для которого важным в произведении является идея, а не техника его создания.
Идея Уорхола заключалась в следующем: люди приходят посмотреть в музеи на античные амфоры как на произведения искусства, но в древние времена они служили вполне утилитарным целям — были сосудами для хранения вина или масла. В ХХ веке не стоит долго ждать, пока бытовые предметы получат статус произведения искусства. Нужно сразу поместить их в музей в качестве арт-объектов.
Сальвадор Дали «Постоянство памяти» (1931)
Фото: muzei-mira.com: UGC
Одна из самых известных, небольших по размеру и часто копируемых картин великого сюрреалиста. Дали рассказывал, что написал ее поверх незаконченного полотна, изображавшего мыс Креус в его родной Каталонии. Художник ожидал жену, которая отправилась в кино, и в одиночестве смотрел на мягкий сыр камамбер, оставшийся после ужина. Он и вызвал ассоциации, которые художник изобразил на полотне. Дали вдохновлялся высказыванием древнегреческого философа Гераклита о том, что все течет и меняется.
Художник увлекался учением Фрейда о бессознательном, поэтому его произведения полны символов, возникавших в его фантазиях. Так, на картине можно увидеть три варианта часов, символизирующих прошлое, настоящее и будущее.
Одни из часов с муравьями — символ гниения и разложения. Так художник выразил свое отношение к концепции линейного времени. На картине изображено зеркало, символизирующее два мира — объективный и субъективный, а также засохшая олива, в древности символизировавшая мудрость. Себя Дали изобразил в виде растекшегося объекта с усами.
Спустя 20 лет художник вернулся к теме времени, написав «Дезинтеграцию постоянства памяти».
Пабло Пикассо «Герника» (1937)
После Второй мировой войны картину Пикассо назовут главным антивоенным полотном ХХ века. Но в момент создания восприятие картины было иным. В 1937-м, в разгар Гражданской войны в Испании, немецкие летчики, сражавшиеся на стороне франкистов, разрушили испанский город Герника. Так асы люфтваффе оттачивали навыки ковровых бомбардировок, которые будут активно применять во Второй мировой войне на Восточном фронте.
Известие о трагедии шокировало Пикассо и вывело его из творческого кризиса, в котором он пребывал около четырех месяцев. Республиканское правительство поручило художнику написать картину для испанского павильона Всемирной выставки в Париже и заплатило 150 тыс. франков, что было в девять раз больше, чем Пикассо получал до этого за свои произведения. Шок помог художнику создать картину за месяц.
Критики полагают, что название «Герника» родилось у художника в последний момент. Огромное черно-белое полотно шириной более 7 м и высотой 3,5 м отличалось необычным изображением. Наряду с людскими художник изобразил страдания животных.
Тогда еще мирная Европа не рассматривала нацистов как смертельную угрозу и не хотела видеть ужасов испанской войны. Поэтому посетители выставки прохладно отнеслись к шедевру. В 1939 году полотно оказалось в Нью-Йорке и вернулось в Испанию лишь в 1981-м.
Винсент Ван Гог «Звездная ночь» (1889)
Картины великих художников появляются по-разному. «Звездная ночь» родилась в момент тяжелого душевного кризиса Ван Гога. Его мечта о совместной мастерской с Полем Гогеном закончилась крахом. С коллегой он поссорился, отрезал себе мочку уха и попал в психиатрическую лечебницу.
Больных не выпускали на улицу, поэтому картину Ван Гог писал, используя собственное воображение. Душевные переживания художника отразились невероятным динамизмом изображения на картине, которая присуща только Ван Гогу и делает его произведения неповторимыми.
Сегодня «Звездная ночь» — одна из самых узнаваемых картин мировой живописи конца XIX века. Она считается одним из лучших образцов экспрессионизма. Но сам художник называл ее своей неудачей. Ван Гог искренне верил, что лучшие произведения могут быть написаны только с натуры. Поэтому прохладно относился к картине, которую ему пришлось писать взаперти только с помощью воображения.
Казимир Малевич «Черный квадрат» (1915)
Начало ХХ века — период смелых экспериментов в искусстве. Казимир Малевич основал супрематизм — направление, представители которого считали: форма для искусства не важна, а цвет должен доминировать над прочими свойствами живописи. Супрематисты признавали лишь три формы — круг, крест и квадрат. Сам Малевич, как бы бросая вызов христианству, называл свой квадрат иконой и сделал его частью триптиха, куда входят еще крест и круг. Кисти мастера принадлежат квадраты белого и красного цветов, а также еще три версии «Черного квадрата», созданные в период с 1923 по 1932 гг.
«Черный квадрат» — одно из наиболее спорных полотен ХХ века. Его называли проявлением художественного бунта и кризиса идей, отказом от формы и примером шарлатанства. Исследователи картины обнаружили надпись, отсылавшую к произведению Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью» (1882). В 2015-м рентгеноскопия подтвердила гипотезу искусствоведов о том, что под самим квадратом есть несколько цветных изображений.
Микеланджело «Сотворение Адама» (1511)
За время жизни Микеланджело сменилось 13 Римских Пап. Из них девять были его заказчиками. Роспись Сикстинской капеллы, в которой и изображено «Сотворение Адама», заказал Папа Юлий ІІ. Существуют свидетельства, что Микеланджело не был рад заказу. Он не считал себя специалистом по фрескам и подозревал, что Папе посоветовали его нанять недруги в надежде, что художник не справится и вызовет гнев главы Церкви.
Эпоха Возрождения принесла творцам свободу творчества, и заказчик не настаивал на следовании иконописным канонам. Поэтому Микеланджело представил собственную интерпретацию библейской книги «Бытия». На создание фрески у мастера ушло 26 месяцев.
Фреска изображает Творца, протягивающего руку Адаму. Поза Адама зеркально повторяет позу Бога. Божья длань дарует энергию жизни телу первого человека. В мировом искусстве картина стала каноничным изображением самого процесса творения. Плащ, которым окутан Творец и его свита, навеял множество интерпретаций. Одним исследователям его форма напоминает контуры человеческого мозга, а расположение фигур под ним — иллюстрацию процесса мышления. Для других красный плащ — аллегория матки, а зеленый шарф под ним — пуповины.
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1495–1498)
Одно из самых известных изображений Леонардо, которое рождает множество теорий. На момент создания фрески художнику было за 40 и у него не лучшая репутация. Его считали ненадежным и зря растратившим свой талант, так как он не мог закончить ни один заказ.
Во Флоренции Леонардо не мог конкурировать с Микеланджело, поэтому согласился на предложение Людовика Сфорца переехать в Милан. У последнего умерла жена, и в память о ней герцог решил подарить фреску монастырю.
Существует интересная история о том, что для изображения художник отыскивал натурщиков из местных юношей. Найдя красавца, с которого срисовал Иисуса, художник несколько лет искал образ для Иуды. Однажды Леонардо приглянулся местный пьянчужка, который согласился позировать и рассказал, что несколько лет назад один художник рисовал с него Иисуса. У историков есть версия, что оба персонажа нарисованы с одного человека.
С 1723 года изображение реставрировали семь раз. Это не могло не сказаться на его качестве и породило много теорий. Согласно одной из них, по правую руку от Иисуса изображен не Иоанн, а Мария Магдалина. Их фигуры как бы образуют букву М, указывая на тайный брак. Также существует версия, что апостол Фаддей позади стола — автопортрет самого художника.
Питер Брейгель «Триумф смерти» (1562)
В XVI веке территория Нидерландов находилась под властью испанского короля. Католик по вероисповеданию, король отправил отряды инквизиции для расправы с еретиками, коими он считал голландских протестантов. Каратели оставляли после себя выжженную землю. Зрелище оказало сильное влияние на Брейгеля. Под его влиянием он пишет «Триумф смерти» — одно из лучших произведений голландской живописи своего времени.
Картины известных художников, независимо от времени их создания, поражают воображение зрителей и заставляют задуматься над многими проблемами, которые не теряют своей актуальности. Это свойство и делает их шедеврами, пережившими века.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора