рейтинг пробок в городах россии 2021
Рейтинг городов с самыми большими пробками: топы по миру и в России
Автомобильные пробки сегодня стали серьезной проблемой для многих крупных городов во всем мире, в том числе и в России. Местные власти пытаются бороться с загруженностью дорог, развивая общественный транспорт и строя объездные пути. А водители стараются объезжать наиболее большие пробки, используя данные из навигаторов.
В России сервис извещения водителей о дорожных пробках в онлайн-режиме реализован в навигаторе Яндекса. В мире широко используется подобный сервис компании TomTom. Это нидерландская фирма, которая производит навигаторы с собственным программным обеспечением.
Ежегодно эксперты компании TomTom составляют рейтинг загруженности дорожной сети в 416 городах мира. Сведения берутся из их навигаторов, в сборе данных участвуют более 600 млн водителей по всему миру, в том числе из России.
Несколько лет подряд первые строчки в рейтинге городов мира по пробкам занимали такие индийские мегаполисы, как Мумбаи и Бангалор. Но ковидный 2020-й внес в топ серьезные корректировки.
Топ городов мира по пробкам в 2020 году возглавила Москва
Подводя итоги 2020-го, экспертам TomTom пришлось удивляться. Сразу в 387 городах общая загруженность дорог значительно снизилась (в среднем на 21%). Автотрафик в часы пик сократился на 28%.
Среднегодовой уровень загрузки дорог Московской агломерации, по данным TomTom, составил 54%. Этот показатель означает, насколько поездки во время пробок были дольше по сравнению с пустым городом.
ТОП-10 городов мира с самыми большими пробками
По данным компании TomTom в 2020 году. Города ранжируются по Уровню загруженности дорог.
Индекс загруженности дорог
Как видим, в десятку городов мира по загруженности дорог вошли российские Москва и Новосибирск.
По данным компании TomTom можно составить и рейтинг, куда входят только города России.
Рейтинг городов России по пробкам
По данным компании TomTom в 2020 году.
Города мира с наименьшими пробками — американские Гринсборо (7%) и Акрон (8%), а также испанский Кадис (8%).
Как решить проблему пробок в городах
Эксперты в области транспорта, как правило, делятся на две группы.
1 Одни полагают, что исправить ситуацию может развитие общественного транспорта.
2 Другие специалисты полагают, что нужно учитывать интересы всех участников движения и развивать дорожную сеть и регулировать автотрафик, используя «большие данные».
Профессор Высшей школы экономики и директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин видит решение проблемы в создании инфраструктуры для рельсового транспорта: трамваев, метро, электричек, поездов и т.д.
«Европа уделяет большое внимание общественному транспорту, его экологичности, качеству городской среды. Это хорошо и правильно. Не только для Москвы, но и для любого российского города это единственный выход из сложившейся ситуации, — считает профессор.
Авторы документа предполагают, что в городах должен присутствовать беспристрастный координатор транспортной системы. Муниципальным властям нужно вносить фундаментальные изменения в принципы работы транспортных систем. Причем, меры в каждом городе будут сильно отличаться друг от друга.
Столица высшей пробки
Московский регион стал рекордсменом по уровню заторов по итогам 2020 года
Московская агломерация заняла первое место среди 416 городов мира по уровню пробок в ежегодном рейтинге компании TomTom. Ранее в этом исследовании Москва и область не поднимались выше пятого-шестого места. Столичные власти обрадовались рейтингу: много транспорта на улицах — признак того, что Москва «восстановилась» после пандемии, в то время как в остальных городах еще действуют ограничения. Эксперты называют заявления мэрии «преждевременными» и обращают внимание, что городские власти пока использовали не все ресурсы для ликвидации пробок и управления движением на фоне распространения коронавируса.
Столичные водители из пандемии въехали в затор, и он оказался лучшим в мире
Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ / купить фото
Столичные водители из пандемии въехали в затор, и он оказался лучшим в мире
Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ / купить фото
Голландская телекоммуникационная компания TomTom представила ежегодный рейтинг Traffic Index по измерению уровня загруженности дорог и улиц городов. По итогам 2020 года московская агломерация (Москва и Подмосковье) заняла первое место среди 416 городов 57 стран мира. В прежних исследованиях, в 2017–2019 годах, российская столица выше пятого-шестого места не поднималась. В топ-5 с Москвой соседствуют Мумбай, Богота, Манила и Стамбул.
Среднегодовой уровень загрузки дорог Московского региона TomTom оценила в 54% (наименьший был в апреле — 8%, наибольший в декабре — 74%).
Этот показатель означает, насколько дольше были поездки во время пробок по сравнению с пустым городом. Данные берутся из навигационных устройств, установленных в панелях автомобилей или смартфонах, в сборе сведений участвуют более 600 млн водителей по всему миру. В 2020 году самые большие пробки в Москве, говорят в TomTom, были 25 декабря (в тот день был сильный снегопад, «Яндекс» оценивал заторы в девять баллов). Для сравнения: в 2019 году наибольшие заторы были 7 марта (последний рабочий день накануне 8 марта), в 2018 году — 24 декабря, в 2017 году — 25 января.
В столичном дептрансе трактуют исследование в свою пользу: первая строчка рейтинга означает, что Москва «восстановилась быстрее, чем другие мировые столицы» (речь идет о восстановлении после пандемии, когда вводились ограничения).
За год, по данным ЦОДД, машин на дорогах города стало больше на 4% (плюс 155 тыс. новых автомобилей), при этом пробок стало меньше (в 2019 году загрузка Москвы оценивалась TomTom на 5% больше).
«Уровень транспортных потоков в московской агломерации восстановился быстро ввиду того, что Москва, как административный, финансовый центр страны, должна была поддерживать свою жизнедеятельность и производственную активность»,— пояснил вице-президент TomTom по вопросам дорожного движения Ральф-Петер Шефер. «Москва — лидер по пробкам, и на этот раз это хорошо,— добавляет глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский.— Но сравнивая в абсолютных цифрах скорость движения в городах в локдауне, где пробок, разумеется, нет, и в городах, живущих обычной жизнью, мы получаем яркий, но несправедливый результат». В «Яндексе» исследование TomTom не комментируют.
Говорить о «восстановлении» преждевременно, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Он приводит в пример данные Минэнерго, опубликованные 11 января,— уровень потребления бензина в 2020 году сократился на 5,6%.
«Примерно на столько же, по версии TomTom, уменьшились и пробки в Москве,— обращает внимание он.— Потребление топлива напрямую характеризирует экономическую активность и использование транспорта. Столица по этому показателю «упала» так же, как и вся страна, и пока не восстановилась».
Депутат Госдумы, член комитета по транспорту Александр Васильев приводит пример Берлина, где во время пандемии часть полос для автомобилей отдали велосипедистам, чтобы уменьшить загруженность в общественном транспорте. «То есть город быстро адаптировался к новым условиям. В Москве, к сожалению, мы не увидели такой адаптации»,— говорит он. У столичных властей, считает депутат, есть ресурс, чтобы улучшить регулирование движения: «Например, предновогодние пробки во многом сложились потому, что люди хотели избежать лишних контактов в метро, выбирая машины или каршеринг. Дептранс мог ввести бесплатный проезд в подземке, простимулировать людей пользоваться другими видами транспорта, подумать над какими-то другими мерами. Тонкая настройка транспортной политики может сильно повлиять на загруженность города».
Из российских городов помимо Москвы в рейтинг TomTom попали Новосибирск (9-е место, уровень загруженности — 45%), Санкт-Петербург (12-е место, 44%), Самара (20-е место, 41%), Екатеринбург (28-е место, 36%), Ростов-на-Дону (37-е место, 34%), Челябинск (46-е место, 31%), Омск (50-е место, 31%), Нижний Новгород (56-е место, 30%), Казань (64-е место, 29%) и Томск (70-е место, 28%). Города с наименьшими пробками — американские Гринсборо (7%) и Акрон (8%), а также испанский Кадис (8%).
Где в России самые большие пробки на дорогах
И как с ними можно бороться
По данным исследования производителя GPS-навигации TomTom, в 2020 году Москва заняла первое место по загруженности дорог среди всех городов мира.
Российская столица опередила по этому показателю даже азиатские мегаполисы, которые в предыдущие годы удерживали лидерство в рейтинге. В этой статье расскажем, почему московские дороги стали самыми загруженными в мире и в каких еще городах России есть серьезные проблемы с пробками.
Как Москва выглядит на фоне других городов мира
Исследователи анализировали движение 600 млн автомобилей в крупных городах по всему миру. Москва заняла первую строчку: в среднем поездка здесь занимает на 54% больше времени, чем если бы машина двигалась по пустым улицам. Например, если убрать со столичных дорог все машины, то путь из точки А в точку Б займет 30 минут, но заторы удлиняют его до 46 минут.
Второе место в рейтинге делят индийский Мумбаи, колумбийская Богота и филиппинская Манила — с показателем 53%. Дальше — Стамбул и Киев: здесь время поездки увеличивается на 51%.
До 2020 года первые места в рейтинге занимали города Индии: в 2017 и 2018 — Мумбаи, в 2019 — Бангалор. Но все четыре года, что проводится исследование, российская столица стабильно попадала в десятку мегаполисов с самыми большими пробками. В 2017 и 2019 годах Москва занимала шестую строчку списка, в 2018 — пятую.
Рейтинг публикуют с 2017 года, и самый большой уровень загруженности городских улиц зафиксировали в 2019 году: в Бангалоре и Маниле он достиг 71%. В предыдущие два года этот показатель не превышал 66%.
В какое время года в Москве самые большие пробки
В департаменте транспорта Москвы объяснили лидерство в рейтинге TomTom тем, что в России коронавирусные ограничения сняли раньше, чем в других странах. Осенью 2020 года уровень трафика на дорогах столицы уже вернулся к показателям 2019 года, пока в большинстве крупных городов мира продолжался локдаун.
Если верить TomTom, в 2020 году среднестатистический московский водитель простоял в пробках 200 часов. Проще всего по улицам столицы было передвигаться во время коронавирусных ограничений, в мае 2020 года. Тогда уровень загруженности дорог был равен 6%.
Что касается 2021 года — таких жестких ограничений, как в 2020, уже не было. И, например, в мае уровень загруженности дорог составил 44%. Самый низкий показатель зафиксировали в июле: 30%. Середина лета — разгар отпусков и дачного сезона, и многие москвичи покидают город.
Однако пиковое время, судя по всему, в этом году еще не наступило. Самые большие пробки в Москве традиционно случаются перед Новым годом. Так, нагрузка на столичные дороги 25 декабря 2020 года составляла 95%.
Как обстоят дела в других городах России
TomTom по-разному выбирает города из разных стран для своего исследования. Например, в рейтинг попадают даже небольшие населенные пункты США, в России же учитывается ситуация только в 11 городах-миллионниках. По итогам 2020 года все они попали в первую сотню рейтинга.
Так, девятое место в мире по количеству пробок занял Новосибирск с показателем 45%. На 12-м месте — Санкт-Петербург: 44%. Меньше всего загружены улицы Томска: в рейтинге TomTom этот город занимает 70-е место с показателем 28%.
Как решить проблему с пробками в Москве
Как правило, загруженность трасс прямо пропорциональна численности населения и уровню его обеспеченности автомобилями. Среди успешных примеров борьбы с пробками обычно выделяют европейские мегаполисы: Барселону, Париж, Лондон, Берлин и Амстердам. В середине 20 века эти города тоже столкнулись с высоким уровнем автомобилизации.
По словам автора телеграм-канала «Новый дептранс» Даниила Баева, большинство жителей европейских городов не используют личный автомобиль каждый день. Поэтому в Европе пробок меньше. Как правило, местные жители там пользуются каршерингом, такси или другим транспортом. Дорожная ситуация современной Москвы скорее напоминает европейские города шестидесятых.
В мире есть и более успешный опыт борьбы с пробками. В ОАЭ зарегистрировано около 3,4 млн автомобилей. Абу-Даби, столица этой страны, — город-миллионник с самой низкой дорожной нагрузкой: 399 место в рейтинге TomTom, уровень загруженности дорог составил всего 10%. Для сравнения, в одной только Москве 3,8 млн машин. Для борьбы с пробками власти Абу-Даби популяризировали общественный транспорт, а использование личного автомобиля сделали максимально неудобным. Например, ввели платный проезд в обе стороны на въездах в город.
Можно ли пересадить автомобилистов на велосипеды и общественный транспорт
Есть люди, которым очень удобно пользоваться автомобилями, они никогда не пересядут на другие виды транспорта. Точно так же есть пользователи общественного транспорта, велосипедисты и другие, кто никогда не захочет отказываться от привычного способа передвижения. Но есть и много колеблющихся, они пользуются просто тем, что удобнее или быстрее. Например, кто-то выбирает такси, потому что так комфортнее, а на следующий день едет на метро, потому что такси встало бы в пробке. Пересадить население на альтернативные виды транспорта действительно возможно, но для этого они должны быть удобными, быстрыми и безопасными.
На пробки влияет много факторов: частота использования автомобиля, протяженность дорог и их пропускная способность, география города и даже правила дорожного движения. Например, в Москве в последние годы строят много мостов и тоннелей через железные дороги, так как районы оторваны друг от друга. Небольшая эстакада может уменьшить перепробеги.
Кроме того, нельзя обеспечить каждого москвича машино-местом: под эти цели понадобится слишком много площади. Нужно еще учитывать, что место нужно и у дома, и около работы. Если делать парковки платными, то снизится спрос на личные автомобили, а вместе с ним и количество пробок.
Почему не нужно поддаваться индуцированному спросу, можно узнать на примере США, где десятилетиями уничтожали кварталы ради шоссе. Теперь эти шоссе на 10—18 полос стоят в пробках, вместо кварталов домов — кварталы парковок, а проблемы те же, что и сто лет назад.
ТОП-10 городов России с самыми большими пробками
Статья о российских городах с самым большим количеством дорожных заторов: где в России самые большие пробки. В конце статьи — видео о лучших городах России для жизни. Статья о российских городах с самым большим количеством дорожных заторов: где в России самые большие пробки. В конце статьи — видео о лучших городах России для жизни.
Сервис Google Карты проанализировал автомобильную загруженность российских дорог и сформировал рейтинг городов с самыми колоссальными пробками – он выглядит следующим образом:
1. Москва
Лидирующую строчку рейтинга заняла столица, причем не только по России, но и в перечне из 220 мировых городов.Водители в среднем проводят до 210 часов в год или 9 суток в московских заторах, передвигаясь со средней скоростью в 22 км/ч.
В подобной ситуации автомобилисты склонны винить мероприятия по благоустройству города, в рамках которых тротуары расширяют в широкие аллеи, тогда как дорогу сужают до двух полос движения.
Даже когда строят масштабные развязки или взлётные магистрали, вокруг них сразу же вырастают либо торговые центры, либо жилые кварталы, которые лишают новую дорогу эффективности.
2. Самара
Знаменитые столичные пробки постепенно перемещаются в провинциальные города, о чем ярко свидетельствует практически остановившаяся Самара.
Сами городские дороги не оборудованы «карманами» на остановках общественного транспорта, что приводит к заторам во время высадки и посадки пассажиров.
Среди прочих проблем города — узкие дороги, отсутствие альтернативных маршрутов и развязок, разрушение дорожного полотна.
3. Красноярск
Заторы в собственном городе красноярцы называют аномальными. По мнению координатора Федерации автовладельцев Егора Фролова, в пробках виновата администрация города, которая уделяет слишком мало внимания дорожной инфраструктуре.
На многих дорогах отсутствует разметка, нет достаточного освещения, как минимум 70 участков нуждаются в срочном ремонте. Кроме того, из-за повсеместного бесполезного «заплаточного» ремонта схемы движения настолько часто изменяются, что водители забывают и путают их, тратя время на петляния по городу.
4. Уфа
По мнению экспертов, в городе слишком много проблем с дорожной инфраструктурой, чтобы разрешить их в ближайшие годы. Среди них — и увеличение количества личного автотранспорта, которое перевалило за миллион единиц, и отсутствие новых дорог и развязок, способных разгрузить город.
Слабыми темпами развивается местное метро, тогда как несколько лишних станции заставили бы граждан отказаться от автомобиля в пользу более быстрого и удобного транспорта.
Не избежала Уфа и традиционной проблемы с парковками, которых чересчур мало для неуклонно растущего числа автотранспорта.
Самые большие проблемы возникают в зимний период, когда город оказывается погребен под слоем снега, с которым не справляется спецтехника. Одновременно возникают ДТП разного уровня тяжести, создающие дополнительные заторы.
Треть автомобилистов, опрошенных в рамках анализа дорожной ситуации, винит климат и погодные катаклизмы в перманентных пробках. Однако не стоит умалять вины местных властей, не способных организовать движение таким образом, чтобы высаживающий пассажиров автобус не парализовал всё движение по узкой улице.
5. Воронеж
Заторы в городе стали для местных жителей нормальным явлением, настолько привычным, что они нередко сами способствуют их созданию.
Так, на средства частных инвесторов было организовано несколько подземных паркингов, но воронежцы продолжают оставлять машины на улице, снижая их пропускную способность. В проекте — ряд наземных стоянок, но, как показывает практика, они также не будут востребованы.
Дополнительно обостряют ситуацию застройщики жилых комплексов и торговых центров, которые не продумывают ни социальную, ни дорожную инфраструктуру.
6. Санкт-Петербург
Северной столице удавалось избежать дорожных проблем, однако всё чаще интерактивные карты выделяют улицы бордовым цветом, сигнализируя о заторах.
Центральный район всегда отличался грамотной транспортной инфраструктурой, в том числе связью с другими районами. Но строящееся жилье и многообразие туристических объектов ежегодно увеличивает автомобильные потоки, заставляя автовладельцев превращать дворы жилых домов и даже детские площадки в настоящие паркинги.
Усугубил положение запрет на парковку на Невском проспекте, в результате которого машины заполонили все близлежащие улицы и даже газоны, негативно влияя на экологическую ситуацию.
Не справляются с нагрузкой и развязки Калининского района, где в часы пик наблюдаются настоящие коллапсы. Петроградский район страдает от нескончаемого потока грузового транспорта, а в Красносельском нет ни одной станции метро, поэтому у жителей остается только наземный способ передвижения.
7. Екатеринбург
Этот город много лет борется с заторами, но до сих пор жители вынуждены передвигаться со скоростью в 5-6 км/ч. При ежегодной регистрации 20-25 тысяч новых автомобилей Екатеринбург не в состоянии сбалансировать транспортные потоки со всё еще советской инфраструктурой.
Чиновники пытаются ликвидировать дублирующие автобусные маршруты, чтобы разгрузить дороги, но из-за негативного настроя жителей и несогласованности действий мэрии и ГИБДД проект застопорился.
Аналогичная ситуация наблюдается и с платными парковками, для организации которых ГИБДД и исполнительные власти никак не сформируют базу данных для начисления штрафов.
Несмотря на сложную ситуацию в городе, эксперты полагают, что прокладка новых дорог лишь усилит заторы. К такому парадоксальному выводу чиновники пришли от того, что новые качественные дороги лишь увеличат число желающих сесть за руль.
8. Новосибирск
Почему Новосибирск погряз в пробках? Советник по транспортным вопросам Михаил Никулин считает, что проблему пытаются решить в корне неверными способами. Если прочее мировое сообщество начало жестко регулировать трафик и ограничивать владение автомобилями, то в России дорожную сеть пытаются адаптировать под колоссальное количество транспорта.
Новосибирск – северный город, а потому требует особого подхода к организации дорожной инфраструктуры, чего чиновники не понимают или не хотят понимать.
Например, если стандартные асфальтовые дороги регулярно страдают от причуд погоды, то идеальным решением стала бы более масштабная прокладка рельсовых путей. И выделенные полосы для городского транспорта, по которым, в обход запретов и не боясь штрафов, носятся местные водители, было бы логично заменить трамваями.
Пока же мэрия внедряет классические меры: пытается обустраивать парковки, расширять дороги, строить развязки.
9. Пермь
Пермь тоже с каждым годом всё больше убеждается, что она не «резиновая». Машин в личном пользовании становится всё больше, а вот расширять дороги или прокладывать новые не позволяет городская застройка.
В мэрии пытаются продумать двухуровневые развязки, заменить наземные пешеходные переходы подземными или надземными, но на все эти проекты не хватает средств.
10. Нижний Новгород
Нижегородцы тратят в заторах по 126 часов в год, так как их город оказался не готов к улучшению благосостояния своих жителей и резкому росту личного автотранспорта. Власти, в свою очередь, не могут найти средств для обустройства достаточного количества развязок или новых трасс, а разовые меры не оказывают должного эффекта.
Заключение
Специалисты по развитию городов традиционно предлагают уделить больше внимания развитию общественного транспорта, в том числе предоставив для него выделенные полосы и обеспечив четкое расписание. Но такие полосы должны появиться на всех дорогах, чтобы действительно избавить город от проблем.
Водители ругают власти, власти – водителей, а некоторые эксперты и вовсе уверены в том, что дорожные заторы неискоренимы.
Между тем, Сингапуру удалось полностью избавиться от заторов, сделав машину предметом роскоши, установив «драконовские» штрафы за нарушение правил движения и разработав идеальную транспортную инфраструктуру.
В России часто комплексный подход заменяют точечными мерами, которые добавляют неудобств и пешеходам, и автомобилистам, но не решают проблему загруженности дорог.
Видео о лучших городах России для жизни:
Российский регион стал самым загруженным в мире по трафику на дорогах
Московский регион по итогам 2020 года стал самым загруженным в мире по трафику на дорогах. Данный показатель составил 54 процента — это значит, что поездка займет в среднем на 54 процента больше времени, чем при свободных дорогах. Об этом говорится в рейтинге компании TomTom.
Пробки в столице России и области уменьшились в 2020 году на пять процентов по сравнению с 2019 годом. Самым загруженным месяцем назвали декабрь (74 процента), а месяцем с самым низким трафиком — апрель (восемь процентов). В утренний час пик индекс равнялся 74 процентам, в вечерний — 99 процентам. Самым тяжелым периодом признали вечер четверга с 18 до 19 часов. В среднем водители, которые вынуждены были ехать по московским дорогам в часы пик, потеряли 200 часов за год.
Другим мегаполисом, где с трафиком наблюдается тяжелая ситуация, стал Мумбаи (53 процента) — здесь на год в среднем приходится 133 дня без пробок (в Московском регионе таких только 66). Далее в рейтинге по загруженности идут Стамбул (51 процент, 80 дней), Бангалор (51 процент, 147 дней) и Нью-Дели (47 процентов, 64 дня).
Наименее загруженными оказались Ухань (16 процентов, 127 дней), Чикаго (17 процентов, 137 дней), Тяньцзинь (21 процент, 26 дней), Шанхай (22 процента, 79 дней) и Шэньчжэнь (23 процента, 53 дня).