конденсаторы для лампового усилителя какие лучше
Ламповые усилители, применение конденсаторов
Уважаемые телезрители. Ниже рассмотрены общие сведения о применении в ламповых усилителях электрических конденсаторов. Использованы материалы статьи неизвестного автора в моей трансляции и редактуре. Исследовательская оценка результатов измерения искажений, вносимых в сигналы конденсаторами рассмотрен в материале, описанном ниже. По этому показателю выполнено сравнение нескольких наиболее распространенных типов конденсаторов. Статья создана неизвестным мне телезрителем, но местами обстоятельно, хотя использованы только конденсаторы, которые были в наличии. Конденсаторы имели разные емкости, поэтому исследование выполнено на разных частотах и напряжения на них подавались не совсем одинаковые. Понятно, что по-хорошему, нужно провести измерения в абсолютно одинаковых условиях: и частота, и напряжение должны быть одинаковыми. Кроме того измерять нужно на нескольких частотах и с разными напряжениями. Кроме того важна статистика, поэтому было взять по нескольку штук одинаковых конденсаторов. Следовательно, результаты измерения надо рассматривать как субъективную точку зрения. Однако, если установлено большое различие, то можно предположить, что какой-то из типов конденсаторов уступает в качестве. А вот если различие режимных характеристик маленькое, то вполне возможно и качество конденсаторов отличается не существенно. Измерения проведены только для коэффициента гармоник. Влияние проходных конденсаторов на звук оценивается через понятие линейности. Видимо если после конденсатора стоит резистор в десятки кОм, то нет никакой разницы между конденсатором с ESR=0,01 Ом и конденсатором с ESR=0,001 Ом! Эти доли Ома потеряются уже на фоне сопротивления выводов, пайки и дорожек. А вот если Кг усилителя наполовину состоит из Кг конденсатора, то это нехорошо. Результаты оказались довольно поучительными, найдены типы конденсаторов хорошие, плохие и ужасные. Измерения проведены по схеме, показанной на рисунке, без методических погрешностей.
Со звуковой карты подавалось синусоидальное напряжение амплитудой не более 2 вольт, резистор подбирался так, чтобы напряжение на конденсаторе было в пределах 2. 2,5 В амплитудного (примерно 1,5 вольта действующего) значения. Кроме напряжения на конденсаторе, измерялось и выходное напряжение звуковой карты, чтобы контролировать ее искажения. Из результата измерений видно, что искажения самой карты намного меньше, и не влияют на точность. Искажения карты вычитались из результатов. Вычитание выполнено корректно, через корень квадратный из разности квадратов амплитуд соответствующей гармоники.
Для того, чтобы показать точность измерений, показаны два спектра тока конденсатора. Дальше эти спектры обработаны для большей наглядности. В расчетах учитывались только гармоники, помехи не учитывались.
Еще один важный момент – особенности вычисления коэффициента гармоник Кг. Кроме получения результата по известной формуле, расположенной слева, проведено вычисление нормированного Кг к номеру гармоники k по формуле справа.
Этот способ нормирования придумали инженеры из лаборатории английской компании ВВС в 50-х годах ХХ века. И такой способ, когда напряжение гармоники умножается на квадрат ее номера, позволяет учесть ширину спектра гармоник. Зачем это нужно? А затем, что чем больше порядок нелинейности и шире спектр гармоник, тем хуже звук. Ниже на рисунке показан пример.
Дальше будет видно, что у конденсаторов EPKOS и К73-16 коэффициент гармоник одинаков и равен 0,0017%. Значит ли это, что конденсаторы одинаковы? Очень может быть, что и нет. А вот если посмотреть на нормированные коэффициенты, то у EPKOSа К’г=0,0053%, а у К73-16 К’г=0,0091%. Т.е. отечественный лавсановый конденсатор имеет более широкий спектр гармоник и есть вероятность, что он хуже звучит, чем импортный полипропиленовый. Обычные Кг также приведены в таблицах. Ниже на рисунке показаны конденсаторы исследованных типов.
1. Исследование спектрограммы тока керамического конденсатора К10-17а
2. Исследование спектрограммы тока керамического конденсатора КМ-5 [тип К10-73]
Душераздирающее зрелище, в таком большом корпусе такой маленький кристалл. Теперь понятно, почему линей-ность плохая, стенки у корпуса толстые, а конденсатора внутри мало. А вот предположение, что больший по раз-мерам конденсатор (при той же ёмкости) может иметь более высокое рабочее напряжение, вполне разумно. Кри-сталл там побольше, вероятно из-за большей толщины диэлектрика.
4. Исследование спектрограммы тока плёночного конденсатора К73-17 (лавсан)
5. Исследование спектрограммы тока фторопластового конденсатора ФТ-1
6. Исследование спектрограммы тока плёночного конденсатора К78-2 (полипропилен)
7. Исследование спектрограммы тока плёночного конденсатора К78-19 (полипропилен)
8. Исследование спектрограммы тока плёночного конденсатора EPCOS (полипропилен)
9. Исследование спектрограммы тока плёночного конденсатора Азиат.
10. Исследование спектрограммы тока импортного конденсатора типа CL21, позиционируемого как аналога для К73-17.
Выигрыш импортного аналога по сравнению с конденсаторами К73-17 в меньших габаритах. Напряжения от 100 вольт и выше.
Ниже показан простейший рейтинг конденсаторов по местам. Учитывая, что использовано два оценочных коэффициента, таблица результатов тоже двойная.
Любопытно, что в правой половине все первые места заняли полипропиленовые конденсаторы, которые и по субъективным оценкам всегда ставят на первое место. Значит ли это, что нормированный коэффициент гармоник К’г ближе к субъективным ощущениям? Выводы делайте самостоятельно.
Тот же самый график, только рафинированный, показан ниже.
Можно предположить, что по линейности бумага похуже, чем лавсан.
1. Исследование спектрограммы тока металлобумажного конденсатора типа К42У-2
2. Исследование спектрограммы тока металлобумажного конденсатора типа МБМ
3. Исследование спектрограммы тока полистирольного конденсатора типа К71-7
Рейтинг (обобщение). Виду явного преимущества полистирольного конденсатора среди «аудиофильских», сразу показана общая таблица результатов, включающая результаты предыдущего исследования.
Выводы по представленным сведениям по-прежнему предстоит делать читателям, информация к размышлению здесь безусловно есть.
Результаты измерений вместе с картинками сведены в общую таблицу. Нужно помнить, что на фото в таблице масштаб не соблюден. Реальные размеры показаны на общем семейном фото.
Значения ТКЕ измерены не для всех конденсаторов, но и этих чисел достаточно для предварительных выводов. Знак «минус» означает, что с ростом температуры емкость уменьшается.
Выводы по керамике
1. Действительно, чем больше емкость конденсатора, заключенная в меньшие габариты, тем хуже линейность. Ниже на картинке показаны зависимости уровня искажений от емкости для конденсаторов К10-17а, имеющих корпуса практически одинаковых размеров:
2. Конденсаторы небольшой емкости (менее 5 нФ) имеют хорошую линейность. Причем их искажения (в пределах погрешности измерений) от емкости не зависят. Может быть там использован другой диэлектрик?
4. Конденсаторы разных типов имеют очень разные характеристики при одной и той же емкости. Ну это и так понятно, непонятно как нормировать процесс производства и прогнозировать получаемый результат. Зачем вообще выпускают их настолько разными?
5. Весьма любопытно, что же происходит с характеристиками линейности в SMD конденсаторах, которые еще меньше по размерам?
7. Качество звучания усилителя с разделительными керамическими конденсаторами большой емкости будет испорчено.
Что же делать? По возможности меньше пользоваться керамическими конденсаторами в тракте сигнала, да и в цепях питания. Плёночные конденсаторы объективно лучше. Если же пользоваться керамикой, то не гнаться за миниатюрностью. С другой стороны, не нужно впадать в крайности и использовать здоровенные высоковольтные конденсаторы, должна быть обоснованная разумность. Огромные конденсаторы могут быть сделаны из специальной керамики, которая может оказаться еще хуже «обыкновенной». Конденсаторы малой емкости ( Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
ЗВУКОМАНИЯ
Hi-Fi и High-End техника или энциклопедия звука и видео
Ламповый усилитель. Часть 6
Ламповый усилитель. Часть 6
ламповый усилитель на ГМИ 6+ 6Ж8
Ламповый усилитель. Часть 6
Конденсаторы для ламповых усилителей
Многие меломаны и аудиофилы беспокоятся о конденсаторах в питании, но тем не менее, лишь некоторые люди знают, различие конденсаторов и чем они лучше друг от друга.
Короче говоря, электролитические конденсаторы отличны для источников питания, их высокие коэффициенты рассеивания и таинственные восстановленные эффекты напряжения делают их плохими для соединения высококачественных аудиосигналов.
Большинство твердотельных конструкций (каменные усилители) используют конденсаторы электролитической связи, поскольку они намного меньше и намного дешевле, чем хорошие (пленочные) конденсаторы в необходимых значениях, обычно 10
220 мкФ при 15 В или менее.
Электролитические конденсаторы, продаются дешевле и имеют мелкий размер, а пленочные конденсаторы в этих значениях продают намного дороже и имеют больший размер и их нужно будет десяток даже для простейшего усилителя.
Твердотельные усилители обычно используют поляризованные электролитические конденсаторы для развязки постоянного тока, и это плохо. Не только электролитические конденсаторы далеко не оптимальны для связи аудио, им требуется поляризационное напряжение, которое обычно отсутствует в этих конструкциях.
Ламповый усилитель дешево
Напротив, из-за гораздо более высоких напряжений и более низких значений емкости, ламповые усилители почти всегда используют гораздо лучшие пленочные (или 50 лет назад, бумажные) конденсаторы для аудиосвязи.
Усилители ламповые обычно используют конденсаторы, рассчитанные только от 0,022 до 0,47 мкФ, но обычно рассчитанные на 600 вольт! В этих диапазонах изобилуют пленки (обычно полиэфирные или полипропиленовые и менее поликарбонатные или тефлоновые).
топовые конденсаторы ВС
Независимо от того, хотят ли разработчики или нет, напряжения и импедансы, как правило, придают именно в твердотельных конструкциях электролитическими конденсаторами, в то время как ламповые усилители обычно могут использовать пленочные конденсаторы.
конденсаторы питания
Конденсаторы являются одной из больших причин, по которой люди могут предпочесть ламповые усилители именно потому, что они обычно используют гораздо лучшие конденсаторы для лучшего пути звука.
ламповый усилитель на ГМИ 6+ 6Ж8
Меньше отрицательной обратной связи
У ламповых усилителей более линейные функции передачи сигнала, чем у транзисторов, поэтому обычно ламповые усилители используют гораздо меньшую отрицательную обратную связь.
ламповый усилитель на радиолампах
Хотя обратная связь сама по себе не так уж плоха всё зависит от схемы и конструкции усилителя.
Легко найти такой усилитель, который работает с большим количеством обратной связи, чтобы скрыть свои основные недостатки: он имеет кривую искажения, которая растет с частотой и имеет низкие импедансы выходного источника (высокие коэффициенты демпфирования), например усилитель Crown D-75.
Фонокорректор ламповый
Высокие выходные импедансы
Ламповые усилители мощности имеют более высокие импедансы выходного источника, также известные как более низкие коэффициенты демпфирования. Это связано с их меньшей отрицательной обратной связью и их выходными трансформаторами.
Кстати, каменные усилители (твердотельные) имеют почти нулевой импеданс выходного источника для коэффициентов демпфирования выше, чем провод, используемый для подключения к громкоговорителям, а обычный ламповый усилитель имеет импеданс выходного источника около 0 Ом или коэффициент демпфирования всего около 8.
Не то чтобы это было особенно хорошо или плохо, но этот более низкий коэффициент демпфирования меняет частоту и переходный отклик системы при подключении к реальной акустики. Он будет стремиться снизить низкочастотное демпфирование, которое может повлиять на бас.
Смещение нуля
У каменных усилителей почти всегда имеется небольшое количество остаточного постоянного тока (постоянного тока), присутствующего на выходе.
Даже самые старые твердотельные усилители с одиночными источниками питания и большими электролитическими выходными конденсаторами будут иметь небольшую утечку, но это наименьшая из ваших проблем с каменными усилителями.
лампа фигурная 5Ц4С
DC-смещение обычно незначительно и меньше 10 мВ, но каждый бит смещения постоянного тока слегка смещает конус низкочастотного динамика и может привести к дополнительным искажениям в колонках. Лабораторные тесты на шум, искажения и все остальное игнорируют смещение постоянного тока, но ваши динамики такое смещение не будут игнорировать, в особенности ваши уши.
ламповый-предусилитель.
Ламповые усилители соединены трансформатором и по определению имеют нулевое смещение по постоянному току.
Полностью изолированные выходы
Лучшие ламповые усилители, имеют отдельные обмотки обратной связи, поэтому выходные полностью изолированы от всего остального.
Это позволяет им последовательно или параллельно выводить содержимое на более мощные выходы или управлять практически любым сопротивлением нагрузки.
Это также означает, что нет никакого беспокойства по поводу помех или контуров заземления, независимо от того, как вы подключаете выходы.
ламповый усилитель на 6П9
Сравните это с каменными усилителями, выходы которых почти никогда не изолированы от чего-либо и никогда не могут быть соединены последовательно или параллельно. Монофонические параметры стереофонических твердотельных усилителей — это мостовые соединения, которые имеют тенденцию к снижению качества звука.
Микрофонный эффект
Некоторые ламповые усилители обычно имеют некоторую форму микрофонного шума, а это означает, что любое нажатие на усилитель приведет к слышимому выходу. Наденьте наушники и коснитесь своего усилителя, и вы, вероятно, услышите его.
На практике это обычно не означает многого, но это может означать, что у вас есть усилитель, близкий к вашим динамикам, и этот микрофонный эффект фактически добавляет то, что составляет немного дополнительного эха или реверберации, поскольку сигнал течет от динамика до усилителя (после задержки около миллисекунды), а затем возвращается на динамик для повторения цикла.
«Микрофония» именно так я назвал этот эффект, может привести к более теплым, более богатым звукам и дополнительной реверберации.
Ламповый фонокорректор дешево купить
Так зачем использовать транзисторы для звука?
Именно такой вопрос задавали все аудиофилы и меломаны в 1960 году, когда транзисторы уже захватили власть в аэрокосмической и военной областях.
Оказывается, преимущества транзисторов тогда не были связаны с аудио. Для аэрокосмической промышленности требовалось рассеивание малой мощности, ведь крошечный миниатюрный размер и сопротивление вибрациям, то что нужно было для этих технологий и аппаратов, но в то время ни один из транзисторов не применялся для прослушивания звука дома.
бюджетный ламповый усилитель купить
В то время транзисторы были очень дорогими, как и сейчас некоторые редкие винтажные радиолампы. Вы могли заплатить несколько сотен долларов за простейший транзистор в 1960 году, тогда как радиолампы продавались в каждом магазине радиотоваров за доллар 1 штука.
Так почему же ламповые усилители исчезли?
ламповый усилитель на ГМИ 6+ 6П9
В короткое время транзисторы взошли на трон, а лампы стали скучными, а после них и микросхемные усилители, которые в большинстве своём имели звучание простейшее, к качественному звуку они не имеют ничего общего, тем не менее ставят такие в ресиверы 5.1 и дешевые усилители, особенно в китайских таких полно. Но ламповые усилители в наше время опять пробили себе место под солнцем, комплектующие к ним стали более дешевле, да и радиолампы стали стоить тоже в нормальную цену, так что золотая эра ламповых усилителей возвращается!
Тем, кто стоит перед выбором какой купить ламповый усилитель, пишите мне в ВК, помогу чем смогу всем, кто хочет услышать настоящий ламповый звук.
ламповый усилитель на ГМИ 6
Если вы являетесь производителем, импортером, дистрибьютором или агентом в области воспроизведения звука и хотели бы связаться с нами, пожалуйста, свяжитесь со мной в ВК или по эл. почте: anl555@bk.ru
Вам нужен хороший усилитель для наушников, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другая звуковая техника, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…
По всем вопросам Пишите мне на эл. почту: anl555@bk.ru или ВК https://vk.com/zvukomaniyak или https://ok.ru/aleksandr.levchuk2
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D)
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь в соц.сетях. Желаю удачи в поиске именно своего звука!
На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт
Выбор плёночных конденсаторов для применения в Hi-Fi- и High-End-аудиотехнике. Часть 3. Практические расчёты
Сохранить и прочитать потом —
Конденсаторы являются фундаментальными пассивными электронными компонентами, как для аналоговых, так и для цифровых цепей. В них они находят применение широкого спектра, включая накопление энергии, блокировку постоянного тока при пропускании переменной составляющей сигнала, фильтрацию сигналов и так далее. Область применения конденсаторов зависит от их характеристик: ёмкости, номинального напряжения, физических размеров и способа монтажа, эквивалентного последовательного сопротивления, тангенса угла диэлектрических потерь. Также при его выборе должны приниматься во внимание такие параметры, как температурный коэффициент ёмкости, наличие микрофонного эффекта, время наработки на отказ. В зависимости от расположения в электрической цепи конденсатор может выполнять различные функции, а именно:
Рассмотрим каждую функцию конденсатора в отдельности.
Использование конденсатора в качестве разделительного элемента
Рис. 1. Фильтр высоких частот. Источник сигнала (источник переменного напряжения) через конденсатор работает на нагрузочное сопротивление Rн
Цепь, изображённая на Рис. 1, является фильтром высоких частот первого порядка. В англоязычной литературе это звучит как high pass filter, а конденсатор, который подключён таким способом, называется разделительным или coupling capacitor. Так как реактивное сопротивление конденсатора определяется формулой
то очевидно, что чем меньше частота, тем будет больше сопротивление. При частоте, равной 0 Гц, сопротивление будет бесконечно большим. Если рассмотреть переходной процесс, когда постоянное напряжение (f = 0 Гц) подается на разряженный конденсатор, то сначала пойдёт большой ток, величина которого будет определяться эквивалентным последовательным сопротивлением
Конденсатор быстро зарядится, и после этого ток резко уменьшится практически до 0 А. Величина постоянного микротока утечки, который будет проходить через конденсатор, зависит от свойств диэлектрика в конденсаторе, то есть от величины тангенса диэлектрических потерь, о котором было сказано в предыдущей части статьи. Наилучшими характеристиками обладают плёночные и фольговые конденсаторы. Чем больше их номинальное напряжение, тем лучше изоляция, соответственно, меньше утечка. Именно поэтому в сигнальных цепях высококлассной аудиоаппаратуры используются плёночные или фольговые конденсаторы, часто превосходящие по номинальному показателю реальное максимально возможное рабочее напряжение в сотни и даже тысячи раз.
Частота среза (fc), то есть та частота, сигнал на которой ослабляется в
(эквивалентно уменьшению на 3 dB по логарифмической шкале),
(2)
Rн = 100 кОм – входное сопротивление каскада
Пусть Xc = 1/50 Rн = 2000 Ом, тогда
Так как такого номинала нет в линейке номиналов E24, и величина 4 мкФ находится в интервале 3,9 и 4,3 мкФ, то на практике можно выбрать любой доступный из них. Если выбрать 3,9 мкФ, то частота среза сместится вверх, а если 4,3 мкФ – то наоборот, вниз.
Разделительные конденсаторы также используются для выделения высокочастотной составляющей из сигнала и нередко применяются в обработке аудиосигналов.
Использование конденсатора в качестве развязывающего
Рис. 2. Фильтр низких частот. Источник сигнала (переменного напряжения) работает на нагрузочное сопротивление Rн
В данной схеме конденсатор выполняет функцию развязывающего элемента. Постоянную по напряжению часть сигнала развязывающие конденсаторы пропускают, в то время как переменная шунтируется на землю. Это происходит благодаря высокому реактивному сопротивлению (в идеальной модели оно стремится к бесконечности) конденсаторов для постоянных по напряжению сигналов (f=0), которое в значительной степени уменьшается для сигналов переменного напряжения (f>0). Таким образом, на выходе получается постоянное напряжение без помех (Рис. 3)
Развязывающий конденсатор используется в качестве фильтра низких частот: шумовой сигнал погашается. Для фильтрации низкочастотных помех обычно выбирают конденсаторы с емкостью из диапазона от 1 до 100 мкФ.
Рассмотрим применения конденсаторов на наглядном примере – схеме самого простого каскада усиления, изображённого на Рис. 4.
Рис. 4. Схема однокаскадного усилителя, собранного по схеме с общим эмиттером на транзисторе обратной проводимости (n-p-n).
На рис. 4 постоянная составляющая входного сигнала может создаваться источниками питания или предварительными усилительными каскадами, стоящими на входе данного усилителя. В цепях сигналов звуковой частоты постоянная составляющая входного сигнала влияет на качество выходного, привнося в него шум и искажения. В цепи, изображённой на Рис. 4, разделительный конденсатор C1 стоит на входе усилителя перед источником сигнала Vs. Для предотвращения появления постоянного выходного сигнала к коллектору транзистора последовательно перед нагрузкой RL подключён разделительный конденсатор C2.
Разделительные конденсаторы необходимы в цепях усилителей. Они используются во избежание наложения питания (+Vcc на Рис. 4) транзистора VT1 на звуковые сигналы. В большинстве случаев это достигается включением конденсатора на входе усилителя, в нашем случае, на Рис. 4, перед базой транзистора. Если конденсатор подобран правильно, то постоянная составляющая входного сигнала будет полностью гаситься, а сигнал звуковой частоты будет свободен от искажений.
Для осуществления местной отрицательной обратной связи к эмиттеру подсоединена цепь из параллельно подключённых резистора RE и конденсатора C3. Резистор RE подбирается так, чтобы обеспечить нужное напряжение коллектор-эмиттер, и вместе с развязывающим конденсатором C3 он обеспечивает хорошую термостабилизацию, поскольку изменение падения напряжения база-эмиттер при увеличении температуры на 20 градусов будет увеличивать ток база-коллектор на 15-25%, и наоборот, при уменьшении температуры, уменьшать ток в таких же пределах. Такие большие вариации в работе усилителя могут приводить к искажению звукового сигнала, и инженеры-разработчики их всегда избегают.
Рассчитаем ёмкость конденсатора С3 по формуле (2). Допустим, сопротивление резистора RE = 440 Ом. Реактивное сопротивление конденсатора должно быть небольшим, не более 1/10, значит, оно будет равно 44 Ом, и нижняя граница частотного диапазона f = 20 Гц. Таким образом, ёмкость конденсатора будет равняться
Ближайший по параметру конденсатор из ряда E12 будет на 180 мкФ.
Рассмотрим функцию конденсатора как источника энергии
Конденсаторы имеют способность заряжаться и отдавать энергию очень быстро, в той мере, насколько это требуется для конкретного применения. Плёночные конденсаторы используются в качестве местных источников питания в усилителях высокого класса (Рис. 5).
Рис. 5. Структурная схема высококлассного усилителя с плёночными конденсаторами для локального питания усилительных каскадов.
Конденсаторы напрямую подсоединены к источнику питания и каскадам усиления. Когда происходит резкий динамический скачок в воспроизводимом аудиосигнале, требуется мгновенно обеспечить энергией усилительные каскады, которые не могут в полной мере получать общее питание от электролитических конденсаторов в схеме питания (Рис. 6) в силу следующих причин:
Рис. 6. Структурная схема линейного источника питания усилителя. Cx – плёночный конденсатор Х1/Х2 класса для подавления высокочастотных помех. Как правило, на выходе источника питания усилителя стоит большая группа конденсаторов, подключённых параллельно. Их ёмкости, типы и назначения различны. С1 – конденсаторы емкостью в десятые доли мкФ для фильтрации помех, С2 – электролитические конденсаторы очень большой ёмкости (десятки тысяч мкФ) и C3 – ёмкие плёночные конденсаторы (несколько мкФ) для компенсации «медлительности» электролитических потерь при высоких динамических нагрузках.
Для цепей питания, как правило, не применяют плёночные конденсаторы самого высокого класса, которые необходимы для использования в качестве разделительных в цепях усиления или обработки аудиосигналов. Поэтому у производителей High-End-аппаратуры часто можно встретить не только полипропиленовые плёночные, но и полиэстеровые (PET, полиэтилентерфталатные) конденсаторы, которые имеют отличные ёмкостно-габаритные параметры при вполне подходящих для питания характеристиках: очень малого тангенса диэлектрических потерь и огромных импульсных токов.
Рис. 7. Усилитель высочайшего класса марки Plinius.
Если же сравнить ёмкости разделительных конденсаторов, которые должны быть неполярными, и ёмкости развязывающих конденсаторов, которые стоят в эмиттерных или катодных цепях усилителей, а также в цепях питания микросхем и прочих активных элементов, то они будут отличаться на порядок. В цепях питания для поддержания и сглаживания импульсов от двухполупериодных выпрямителей, диодных мостов используются ещё более ёмкие конденсаторы с показателями в десятки тысяч микрофарад. Размеры плёночных конденсаторов таких ёмкостей очень большие, и их цены окажутся несоизмеримы с совокупной стоимостью всех остальных комплектующих устройства. При этом практических преимуществ перед электролитическими конденсаторами они в их области применения не будут иметь. Таким образом, сфера использования плёночных конденсаторов – прежде всего, в качестве разделительных элементов, а также в цепях фильтрации сигналов для филигранного влияния на звуковые сигналы.