количество тональностей в музыке какое существует

Тональность

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Тональностью называется высотное положение лада*.

*лад-совокупность звуков, которые на основе родства (связей) между ними объединены в систему, имеющую тонику.

Название тональности состоит из двух частей — обозначения тоники и обозначения лада, например:

Для краткости и удобности мажорные тональности можно обозначать тоникой с заглавной буквы, то есть не «до мажор», а «До», не «G-dur», a «G». Минорные тональности, соответственно, обозначаются тоникой с маленькой буквы: ми минор-ми, cis-moll- cis и т.д..

Независимо от того, какой звук взят в качестве тоники, внутреннее строение всех мажорных тональностей всегда одинаково, а именно:

Для создания таких соотношений во всех тональностях мажора, кроме тональности До, требуется то или иное количество измененных ступеней, т. е. такое же количество знаков альтерации:

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

3наки альтерации, требующиеся для образования той или иной тональности натурального мажора, выносятся к ключу, стоящему в начале нотного стана. Такие знаки, как известно, называются ключевыми.Ключевые знаки всегда однородны, только диезы или только бемоли. В связи с этим тональности разделяются на диезные и бемольные. Диезы и бемоли при ключе всегда пишутся в определенном порядке*. Число ключевых знаков практически не бывает больше семи. При этом и семь знаков в ключе встречаются редко.

*порядок всех диезов: фа♯, до♯, соль♯, ре♯, ля♯, ми♯, си♯.Например, в тональности ля мажор- 3 диеза, поэтому ключевые знаки будут писаться в порядке фа♯, до♯, соль♯.

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Порядок бемолей выглядит с точностью наоборот: си♭, ми♭, ля♭, ре♭, соль♭, до♭, фа♭. Например, в тональности ми♭ минор- 3 бемоля, и ключевые знаки будут написаны в порядке си♭, ми♭, ля♭.
количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Мажорные и минорные тональности.

Как известно, существует 15 употребительных тональностей мажорного лада. В соответствии с параллелизмом мажора и минора есть также 15 одинаково построенных тональностей минорного лада.

Тональности мажора:
количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Минорные тональности:
количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Параллельные тональности.

Параллельные тональности- это мажорная и минорная тональность, которые имеют в натуральном виде одинаковый звуковой состав, одинаковые ключевые знаки, но разные тоники.

Параллельные тональности находятся друг от друга на расстоянии малой терции (расстояние измеряется от тоники до тоники):

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Для удобства нахождения ключевых знаков той или иной тональности можно пользоваться кварто-квинтовым кругом ( в левую сторону тональности расположены по квартам, в право- по квинтам):

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Энгармонически равные тональности.

Сначала стоит вспомнить что такое энгармонизм. Энгармонизмом или энгармоническим равенством называется равенство звуков по высоте при различном их значении и написании. Проще говоря это обозначение одного и того же звука разными названиями. Например, фа диез = соль бемоль, также фа диез= ми дубль диез.

При энгармоническом равенстве диезные тональности заменяются бемольными и, наоборот, бемольные тональности — диезными. Сумма ключевых знаков энгармонически равных тональностей равна 12 :

Поэтому для определения количества знаков данной тональности нужно вычесть из 12 число знаков той тональности, которая ей энгармонически равна (12-5=7, 12-6=6‚ 12-7=5).

Источник

Как запомнить знаки в тональностях?

В очередном выпуске мы научим вас запоминать знаки в тональностях, познакомим вас с такими техниками, которые позволят вам мгновенно определить знаки в любой тональности.

Сразу скажем, что можно просто взять и выучить знаки во всех тональностях как таблицу умножения. Это не так сложно, как кажется. Например, автор этих строк именно так и поступил: будучи учеником второго класса музыкальной школы, потратив минут 20-30, честно вызубрил то, что было продиктовано учителем, и после этого больше никаких проблем с запоминанием не возникало. Кстати, для тех, кому по душе такой метод, и для всех, кому нужна шпаргалка по тональностям для уроков сольфеджио, в конце данной статьи будет предоставлена таблица тональностей и их знаков при ключе с возможностью скачивания.

Но если просто так вам учить не интересно, или, если вы никак не можете заставить себя сесть и выучить, то просто продолжайте читать то, что мы для вас приготовили. Мы будем осваивать все тональности логическим путём. А ещё, тренируйтесь – для этого по ходу статьи будут встречаться специальные задания.

Сколько всего тональностей в музыке?

Всего в музыке используется 30 основных тональностей, которые можно разделить на три группы:

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Тональности, в которых одинаковое количество знаков, то есть одинаковое количество бемолей или диезов, называются параллельными тональностями. Параллельные тональности «существуют в парах»: одна из них мажорная, другая минорная. Например: До мажор и ля минор – параллельные тональности, так как в них одинаковое количество знаков – ноль (их там нет: нет ни диезов, ни бемолей). Или ещё пример: Соль мажор и ми минор – тоже параллельные тональности с одним диезом (фа-диез в обоих случаях).

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Тоники параллельных тональностей находятся на расстоянии интервала малой терции друг от друга, поэтому, если нам известна какая-то одна тональность, то мы легко можем найти и параллельную ей и узнать, сколько в ней будет знаков. О параллельных тональностях вы можете подробно прочитать в предыдущем выпуске нашего сайта. Нужно уметь их находить быстро, поэтому напомним некоторые правила.

Правило № 1. Чтобы найти параллельный минор, строим малую терцию вниз от первой ступени исходной мажорной тональности. Например: дана тональность Фа-мажор, малая терция от фа – фа-ре, следовательно, ре-минор будет параллельной тональностью для Фа мажора.

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Правило № 2. Чтобы найти параллельный мажор, малую терцию строим, наоборот, вверх от первой ступени известной нам минорной тональности. Например, дана тональность соль минор, строим от соль малую терцию вверх, получаем звук си-бемоль, значит, Си-бемоль мажор будет искомой параллельной мажорной тональностью.

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Как различать диезные и бемольные тональности по названию?

Сразу оговоримся, что запоминать прямо сразу всё, нет необходимости. Сначала лучше разобраться, только с мажорными тональностями, потому что в минорных параллельностях будут те же самые знаки.

Итак, как различать диезные и бемольные мажорные тональности? Очень просто!

В названиях бемольных тональностей обычно есть слово «бемоль»: Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Ля-бемоль мажор, Ре-бемоль мажор и т.д. Исключение – тональность Фа мажор, она тоже бемольная, хотя в ее названии и не упоминается слово бемоль. То есть, другими словами, в таких тональностях, как Соль-бемоль мажор, До-бемоль мажор или Фа мажор обязательно будут ключевые бемоли (от одного до семи).

В названиях диезных тональностей либо не упоминаются никакие знаки альтерации, либо присутствует слово диез. Например, диезными будут тональности Соль мажор, Ре мажор, Ля мажор, Фа-диез мажор, До-диез мажор и др. Но тут, условно говоря, тоже есть простые исключения. До мажор, как вы знаете, это тональность без знаков, и поэтому она к диезным не относится. И ещё одно исключение – опять-таки Фа мажор (является бемольной тональностью, как мы уже сказали).

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Порядок диезов и порядок бемолей

Прежде чем мы перейдём собственно к определению собственно знаков в той или иной тональности, сначала разберёмся с такими понятиями, как порядок диезов и порядок бемолей. Дело в том, что диезы и бемоли в тональностях появляются постепенно и не как попало, а в строго определённой последовательности.

Порядок диезов следующий: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. И, если в гамме всего один диез, то это будет именно фа-диез, а не какой-то ещё другой. Если в тональности три диеза, то, соответственно, это будут фа, до и соль-диезы. Если пять диезов, то фа-диез, до-диез, соль-диез, ре-диез и ля-диез.

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Порядок диезов и бемолей нужно выучить. Это несложно, быстро, и очень пригодится. Выучить можно, просто проговорив каждый ряд вслух по 10 раз, или запомнить их как имена каких-нибудь сказочных персонажей, типа королева Фадосоль ре Лямиси и король Симиля ре Сольдофа.

Определяем знаки в диезных мажорных тональностях

В диезных мажорных тональностях последний диез является предпоследней ступенью перед тоникой, иначе говоря, последний диез на ступень ниже, чем тоника. Тоника, как вы знаете, это первая ступень гаммы, она всегда присутствует в названии тональности.

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Например, возьмём тональность Соль мажор: тоника – нота соль, последний диез будет на ноту ниже, чем соль, то есть это будет фа-диез. Теперь идём по порядку диезов ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛИ МИ СИ и останавливаемся на нужном последнем диезе, то есть на фа. Что же получается? Нужно остановиться сразу, на первом же диезе, в итоге – в Соль мажоре есть только один диез (фа-диез).

Еще пример. Возьмём тональность Ми мажор. Какая тоника? Ми! Какой диез будет последний? Ре – на ноту ниже, чем ми! Идём по порядку диезов и останавливаемся на звуке «ре»: фа, до, соль, ре. Получается, в Ми мажоре всего четыре диеза, мы их только что перечислили.

ИНСТРУКЦИЯ для нахождения диезов: 1) определить тонику; 2) определить, какой диез будет последний; 3) идти по порядку диезов и остановиться на нужном последнем диезе; 4) сформулировать вывод – сколько диезов в тональности и какие они.

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ: определить знаки в тональностях Ля мажор, Си мажор, Фа-диез мажор.

РЕШЕНИЕ (ответить на вопросы для каждой из тональностей): 1) Какая тоника? 2) Какой будет последний диез? 3) Сколько всего будет диезов и какие?

Определяем знаки в бемольных мажорных тональностях

В бемольных тональностях немного по-другому. Прежде всего, нужно запомнить, что в тональности-исключении Фа мажор – всего один бемоль (первый по порядку – си-бемоль). Далее, правило следующее: тоника в бемольной тональности – это предпоследний бемоль. Для определения знаков нужно идти по порядку бемолей, найти в нём название тональности (то есть название тоники) и прибавить ещё один, следующий бемоль.

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Например, определим знаки Ля-бемоль мажора. Идём по порядку бемолей и находим ля-бемоль: си, ми, ля – вот он. Далее – прибавляем ещё один бемоль: си, ми, ЛЯ и ре! Получаем: в Ля-бемоль мажоре всего четыре бемоля (си, ми, ля, ре).

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Ещё пример. Определим знаки в Соль-бемоль мажоре. Идём по порядку: си, ми, ля, ре, соль – вот тоника и ещё прибавляем один следующий бемоль – си, ми, ля, ре, СОЛЬ, до. Итого, в Соль-бемоль мажоре шесть бемолей.

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

ИНСТРУКЦИЯ для нахождения бемолей: 1) идти по порядку бемолей; 2) дойти до тоники и прибавить ещё один бемоль; 3) сформулировать выводы – сколько бемолей в тональности и какие.

ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАДАНИЕ: определить количество знаков в тональностях Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, Фа мажор, Ре-бемоль мажор.

РЕШЕНИЕ (действуем по инструкции)

Как определить знаки в минорных тональностях?

Для минорных тональностей, конечно, тоже можно было бы придумать какие-то удобные правила. Например: в диезных минорных тональностях последний диез на ступень выше тоники, или в бемольных минорных тональностях последний бемоль на две ступени ниже, чем тоника. Но чрезмерно большое число правил может вызвать путаницу, поэтому лучше всего в минорных тональностях знаки определять по параллельным мажорным.

ИНСТРУКЦИЯ: 1) сначала определить параллельную мажорную тональность (для этого поднимаемся на интервал малой терции от тоники); 2) определяем знаки параллельной мажорной тональности; 3) такие же знаки будут и в исходной минорной гамме.

Например. Определим знаки фа-диез минора. Сразу понятно, что мы имеем дело с диезными тональностями (слово «диез» в названии уже себя проявило). Найдём параллельную тональность. Для этого откладываем от фа-диеза малую терцию вверх, получим звук «ля» — тонику параллельного мажора. Значит, нам теперь нужно выяснить, какие знаки в Ля мажоре. В Ля мажоре (диезная тональность): тоника – «ля», последний диез – «соль», всего диезов – три (фа, до, соль). Следовательно, в фа-диез миноре тоже будет три диеза (фа, до, соль).

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Иной пример. Определим знаки в фа миноре. Пока не понятно – диезная это тональность или бемольная. Наёдем параллельность: строим малую терцию вверх от «фа», получаем «ля-бемоль». Ля-бемоль мажор – это параллельный строй, в названии есть слово «бемоль», значит, и фа минор тоже будет бемольной тональностью. Определяем количество бемолей в Ля-бемоль мажор: идём по порядку бемолей, доходим до тоники и плюсуем ещё один знак: си, ми, ЛЯ, ре. Итого – четыре бемоля в Ля-бемоль мажоре и столько же в фа миноре (си, ми, ля, ре).

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ: Найти знаки в тональностях до-диез минор, си минор, соль минор, до минор, ре минор, ля минор.

РЕШЕНИЕ (отвечаем на вопросы и постепенно приходим к нужным выводам): 1) Какая тональность параллельная? 2) Она диезная или бемольная? 3) Сколько в ней знаков и каких? 4) Делаем вывод – какие знаки будут в исходной тональности.

Таблица «Тональности и их знаки при ключе»

А теперь, как и обещалось вначале, предлагаем вам таблицу тональностей с их ключевыми знаками. В таблице параллельные тональности с одинаковым количеством диезов или бемолей записаны вместе; во втором столбце приводится буквенное обозначение тональностей; в третьем – указывается число знаков, а в четвёртом – расшифровывается, какие конкретно знаки в той или иной гамме.

ТОНАЛЬНОСТИ

КАКИЕ ЗНАКИ

ТОНАЛЬНОСТИ БЕЗ ЗНАКОВ

ДИЕЗНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Соль мажор // ми минорG-dur // e-moll1 диезФаРе мажор // си минорD-dur // h-moll2 диезаФа, доЛя мажор // фа-диез минорA-dur // fis-moll3 диезаФа, до, сольМи мажор // до-диез минорE-dur // cis-moll4 диезаФа, до, соль, реСи мажор // соль-диез минорH-dur // gis-moll5 диезовФа, до, соль, ре, ляФа-диез мажор // ре-диез минорFis-dur // dis-moll6 диезовФа, до, соль, ре, ля, миДо-диез мажор // ля-диез минорCis-dur // ais-moll7 диезовФа, до, соль, ре, ля, ми, си

БЕМОЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

Фа мажор // ре минорF-dur // d-moll1 бемольСиСи-бемоль мажор // соль минорB-dur // g-moll2 бемоляСи, миМи-бемоль мажор // до минорEs-dur // c-moll3 бемоляСи, ми, ляЛя-бемоль мажор // фа минорAs-dur // f-moll4 бемоляСи, ми, ля, реРе-бемоль мажор // си-бемоль минорDes-dur // b-moll5 бемолейСи, ми, ля, ре, сольСоль-бемоль мажор // ми-бемоль минорGes-dur // es-moll6 бемолейСи, ми, ля, ре, соль, доДо-бемоль мажор // ля-бемоль минорCes-dur // as-moll7 бемолейСи, ми, ля, ре, соль, до, фа

Предлагаем вам посмотреть видео по теме урока. В видео предлагается ещё один похожий способ запоминания ключевых знаков в различных тональностях.

Источник

Количество тональностей в музыке какое существует

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Ответы: 1. D major 2. As major 3. C major

Кварто-квинтовый круг

Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Главные трезвучия в тональности

Начнем с того, что такое мажорное и минорное трезвучие, и как они строятся. Вне зависимости от наклонения трезвучие представляет собой аккорд, состоящий из трех звуков, которые располагаются по терциям. Мажорное трезвучие обозначается как Б 5 3, и состоит из большой терции и малой. Минорное трезвучие обозначается как М 5 3, и состоит из малой и большой терции.

От каждой ноты в тональности можно построить трезвучия.

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Главными трезвучиями в тональности называются такие аккорды, которые показывают мажорное это или минорное наклонение. На первой, четвертой и пятой строятся трезвучия, соответствующие ладовому наклонению. То есть в мажоре на данных ступенях строятся мажорные трезвучия, а в миноре соответственно минорные. Главные трезвучия для каждой ступени имеют собственные названия или как их еще называют функции. Так на первой ступени располагается тоника, на четвертой субдоминанта, а на пятой доминанта. Обычно сокращенно они обозначаются T, S и D.

Родственные тональности

Существует такое понятие как тональное родство. Чем больше разница знаков, тем дальше родство. В зависимости от систем различают 3 или 4 степени. Рассмотрим наиболее популярную систему, которая делит тональности на 3 степени родства.

Степень родства

Группа

Разница знаков

Какие тональности

S, D и их параллели

Тонально-сти на б.2 ↑↓ и их параллели

Мажор – м2, м3, б3 ↑↓ и Минор ss гарм. – на б2↓ и одноименный минор

Минор – м2, м3, б3 ↑↓ и

Мажор DD на б2↑ и одноименный мажор

Для мажора ↑ув1, ув2, ув4 и ув5, для минора те же интервалы ↓.

Тритонанта и ее параллель

Первая группа разделяется на 3 категории:

Вторая группа родства делится на 2 подгруппы:

Третья группа делится на 2 группы:

В зависимости от степени в гармонии различают множество способов модуляций.

Как изменить тональность в минусовках

Бывает, что тональность либо слишком высокая для голоса, либо слишком низкая. Чтобы музыка красиво звучала необходимо при помощи современных технологий и программ сделать минусовку удобной, то есть транспонировать ее на необходимый интервал ниже или выше. Разберем, как изменить тональность в минусовках или композициях. Работать будем в программе Audacity.

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Надеемся, что страница была полезной для прочтения и теперь Вы знаете, что такое тональность, разбираетесь в их видах и можете транспонировать музыкальное произведение при помощи специальной программы. Читайте другие статьи, посвященные музыкальной грамоте, и совершенствуйте собственные знания.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Источник

Что такое тональности и как их использовать? 7 заповедей музыканта

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Понятие «тональность» гораздо проще, чем может показаться, если открыть музыкальный словарь.

Вы наверняка слышали это слово в быту. Например, когда от собеседника требуют более уважительного отношения, говорят «смени тон». А водители иногда называют тональностью звук двигателя.

Что же такое тональность в музыке, сколько их и зачем они нужны? Об этом поговорим в этой статье.

Звукоряд, лад, тоника

Чтобы понять, что же такое тональность, нам необходимо сперва разобраться с некоторыми понятиями. И давайте начнем с лада.

Звукоряд — это звуки, располагающиеся друг за другом в восходящем или нисходящем порядке. Вы знаете, что нот всего семь и каждая располагается на своей ступени. Соответственно, ступеней тоже семь. Если выстраивать звукоряд от ноты До, то нота До будет располагаться на первой ступени, Ре — на второй, Ми — на третьей… Если строить звукоряд от ноты Ми, то нота Ми станет первой ступенью, Фа — второй и т.д.

Лад – это взаимосвязь звуков между собой, их согласованность и слаженность. В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени. Их принято обозначать римскими цифрами. I, III, V ступени – устойчивые, опорные, к ним тяготеют неустойчивые – подвижные звуки, расположенные на II, IV, VI, VII ступенях:

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.Неустойчивые звуки отражают незавершенность музыкальной мысли. Но когда неустойчивый звук переходит в устойчивый, мысль становится завершенной и это называется разрешением.

Вот пример того, как звучит незавершенная музыкальная мысль:

Существует довольно расхожая история о том, как сын И.С. Баха импровизировал на клавесине, в то время как его великий отец спал. Мальчик закончил свою импровизацию на неустойчивом аккорде и удалился от инструмента. Иоганн Себастьян проснулся, вскочил с постели, подбежал к клавесину, разрешил аккорд и помчался догонять сына, чтобы проучить его.

Самой главной среди устойчивых ступеней, является тоника – первая ступень. Сочетание I III V ступеней дают тоническое трезвучие, которое характеризует звучание лада, создают его окраску:

Мажор – лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с БОЛЬШОЙ терцией в основании. Звучит мажор ярко, жизнеутверждающе.

Минор — лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с МАЛОЙ терцией в основании. Звучит минор печально, драматично.

Тональность и гамма

Теперь, когда мы знаем что такое лад, можно переходить к главному вопросу – что же такое тональности и как их использовать.

Мажорный и минорный лад так же, как и звукоряд можно построить от любой ноты. Нота, от которой мы строим лад называется тоникой.

Тональность – это лад, у которого есть определенная тоника.

Каждая тональность имеет свое название, которое формируется из двух составляющих: первая – тоника; вторая – лад. Допустим, тоника – нота До, а лад – мажор. Значит тональность будет называться До мажор. Или тоника – нота Ми, а лад минор. Значит тональность – Ми минор.

Если сыграть по порядку звуки какой-либо тональности от тоники до тоники, то получится гамма. Например, сыграем от ноты До восемь нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.

Получилась гамма. Кстати, она называется также, как и тональность – До мажор. А если взять за основу ноту Ля, и сыграть восемь нот, то получится гамма Ля минор.

Но почему в случае с нотой До, гамма будет иметь мажорный окрас, а в случае с нотой Ля – минорный? Давайте разбираться.

Как вы знаете, расстояние между звуками измеряется тонами и полутонами. В гаммах, расстояние между звуками должно соответствовать специальной формуле. Вот формула для мажорной гаммы:

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

А вот формула для минора:

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Вот и получается, что гамма, построенная от ноты До полностью совпадает с формулой мажора. Гамма от ноты Ля, совпадает с формулой минора. Вот как эти гаммы будут выглядеть в нотной записи:

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

А что, если нам нужно выстроить мажорную гамму от ноты Соль? Думаю, вы уже догадались – нужно расставить звуки в соответствии с формулой. Вот что получится:

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Как видите, для соблюдения формулы, нам пришлось использовать знак альтерации — диез. Так нота Фа превратилась в Фа диез.

В гамме Ми минор, нам также придется использовать знак альтерации и это снова будет ФА ДИЕЗ. Посмотрите на изображение:

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Вы могли заметить, что гамма До мажор и Ля минор не имеют знаков альтерации; гамма Соль мажор и Ми минор имеют 1 знак альтерации. А в гамме Ре мажор, как и в гамме Си минор будет два диеза. Закономерно то, что гаммы с одинаковым количеством знаков альтерации, идут парами: До и Ля — ПАРА, Соль и Ми — ПАРА, Ре и Си – ПАРА. Такие гаммы (а значит и тональности) называются ПАРАллельными.

Параллельные тональности

Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.

Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.

Как найти параллельную тональность

Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.

Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.

Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.

Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.

Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора. В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.

Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.

Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.

Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Одноименные тональности

Как мы уже сказали, Тоника + Лад = тональность. Если мы возьмем за тонику ноту «До» и подставим мажорный лад, то получим тональность До мажор. А если возьмем ту же ноту «До» и подставим минорный лад, то получим тональность До минор.

Такие тональности называются ОДНОИМЁННЫМИ. У них одна тоника, но разный лад, а соответственно, разные звуки. Чтобы от ноты До построить минорную гамму, нам нужно вспомнить формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) и ввести необходимые знаки альтерации — в данном случае Си, Ми и Ля бемоли.

Энгармонизм тональностей

Тональности могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но также они могут быть энгармонически равными. Давайте разберемся, что это значит.

Энгармонически равные тональности – это тональности, которые обладают одинаковым звучанием, но в нотах записаны разными нотами и имеют разные знаки альтерации. Например, тональность Ми бемоль минор энгармонически равна тональности Ре диез минор. Тональность Ля диез мажор энгармонически равна тональности Си бемоль мажор.

Для чего нужны тональности

Что такое тональности мы усвоили. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как их использовать.

В прежние времена, тональности имели гораздо более глубокий смысл нежели сейчас. Так в музыке И.С. Баха тональности символизировали различные евангельские сюжеты. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха, вы можете прочитать у В.Б. Носиной.

В музыке эпохи романтизма, композиторы также наделяли тональности особыми смыслами. Ми бемоль мажор, к примеру, использовали, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор употребляли для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.

В XX веке композиторы Новой венской школы (Шенберг, Берг, Веберн), решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и раздвинули музыкальные рамки, в связи с чем появилась атональная музыка. Особо любопытным из вас, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шёнберга – именно с ним связывают начало атональности.

В наши дни семантика тональностей утратила свое значение, а вот практическая составляющая осталась. Давайте более подробно поговорим о том, зачем нужны тональности и как их использовать.

Самое первое и понятное значение тональности – настроение. Как вы помните, тональность обладает мажорным или минорным ладом, от которого зависит настроение музыки. Бывают и такие случаи, когда минорное произведение звучит бодро и живо, а мажорное наоборот погружает в задумчивое состояние, нагоняя воспоминания и легкую тоску. Этих оттенков можно достичь, скорее, за счет фактуры, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. Тональность же, сразу дает понять какое настроение несет музыка.

Второе значение тональностей связано с удобством. Музыканты, которые аккомпанируют вокалистам, часто сталкиваются с ситуацией, когда вокалист «не в голосе» и просит сыграть на тон-полтора ниже оригинальной тональности, дабы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может транспонировать переложить музыкальное сочинение из одной тональности в другую транспонировать на ходу и играть в разных тональностях одно и то же произведение.

Сколько тональностей всего

Итак, мы выяснили, что у каждой тональности есть сестра – параллельная тональность. Также, тональности могут энгармонически заменять друг друга. А теперь давайте узнаем, сколько тональностей всего.

Если сосчитать все белые и черные клавиши в одной октаве , то их получится 12 (7 белых клавиш и 5 черных). От каждой из них, мы можем построить гамму, соответственно, получим 12 тональностей. Но мы не должны забывать про одноименные тональности. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности – 12 мажорных и 12 минорных.

Чисто теоретически, мы можем получить 30 тональностей:

2 — без знаков альтерации

14 диезных (7 мажорных и 7 минорных)

14 бемольных (7 мажорных и 7 минорных)

Тональности, в которых больше 6 знаков альтерации существуют в теории, но на практике не используются. Их логично заменить энгармонически равными тональностями. Например: в До диез мажоре 7 знаков, а в энгармонически равном Ре бемоль мажоре – 5. Таким образом, тональности с большим количеством знаков заменяют на энгармонически равные и остается 24 тональности, которые реально используются.

В таблице ниже, вы найдете названия всех 30 тональностей, их буквенное обозначение и количество знаков альтерации для каждой.

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Порядок Диезов и бемолей

Диезы и бемоли могут встречаться в нотном тексте внезапно, неожиданно. В таком случае, они называются случайными. Но также, они могут быть изображены рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Такие знаки называются ключевыми. Именно ключевые знаки указывают нам на тональность произведения. Важно запомнить, что диезы и бемоли располагаются на линейках в строгой последовательности, которую нужно запомнить.

Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. Вот как это выглядит в скрипичном и басовом ключах:

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА:

количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.количество тональностей в музыке какое существует. картинка количество тональностей в музыке какое существует. количество тональностей в музыке какое существует фото. количество тональностей в музыке какое существует видео. количество тональностей в музыке какое существует смотреть картинку онлайн. смотреть картинку количество тональностей в музыке какое существует.

Как располагаются знаки при ключе, вы теперь знаете и можете этот порядок заучить как считалочку. Но как определить, сколько знаков в той или иной тональности? Конечно, можно выучить наизусть как таблицу умножения, но есть другой способ, о котором вы можете узнать из статьи «Кварто-квинтовый круг тональностей» .

Очень надеюсь, что статья оказалась интересной и вы поняли, что такое тональности, зачем они нужны и как их использовать. Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорого!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *