клин какая область россии
Клин — город ямщиков
Давным-давно земли вольного Великого Новгорода с Владимиро-Суздальской Русью соединял проезжий тракт. Пробивался он сквозь темные еловые чащобы, извивался по болотным топям, а вдоль него в удобных местах селились люди. Так появился небольшой городок Клин.
Город-крепость
Город возник на месте древнего поселения голяди – племени балтского происхождения. В Х-XII веках он стал укреплённым порубежным пунктом и факторией славян-новгородцев. Деревянная крепость стояла на живописном высоком и крутом холме, который со всех сторон, кроме западной, обрамляла своей глубокой клинообразной излучиной река Сестрия, или, по-современному, Сестра. По ней к Волге, а также волоком к Оке и обратно шли славянские барки с пушниной, хлебом, кожей, холстами, солониной и лесом. Поэтому город-крепость Клин на протяжении Средневековья был важным стратегическим пунктом на водном пути и на сухопутной дороге из Москвы в Новгород Великий.
Торговые ряды в Клину
Сведения о первоначальном периоде существования Клина немногочисленны. Василий Татищев утверждал, что впервые Клин упомянут в летописи под 1190 годом, но, к сожалению, проверить эти сведения и убедиться в том, что речь идёт именно о подмосковном Клине, нельзя, так как летопись не дошла до наших дней.
Под 1234 годом упоминается населенный пункт Клин в Троицкой летописи в связи с походом князя Ярослава на немцев в Юрьев, вторжением литовцев в Старую Руссу и отступлением их на Клин. Но ученые установили, что к концу XIX века в России насчитывалось только в Тверской губернии шесть городов с названием Клин и 21 – в Псковской губернии. Поэтому, скорее всего, упомянутый в Троицкой летописи город относится не к тверскому Клину, а к новгородскому, находившемуся ближе к Литве.
Город Клин Тверской губернии впервые упоминается в Никоновской летописи под 1317 годом: «В лето 6825 (1317 год) тое зимы князь великий Юрий Данилович Московский с Кавкадыем и со многими татары и со князи суздальскими, и со иными князи, и со многими силами поиде с Костромы к Ростову, а от Ростова поиде к Переяславлю, а от Переяславлю поиде к Дмитрову, а от Дмитрова к Клину».
Клин в XIV-XVI веках
Во время феодальной раздробленности Руси Клин находился в пределах владимиро-суздальской земли. С начала XIV века город на полтора столетия попал под власть Тверского княжества. Ставший форпостом Твери в противоборстве с Москвой, он был сильно укреплён валом и рвом, новыми крепостными стенами. Крепость была разорена в начале 1409 года во время набега татарского мурзы Едигея. Наконец, в 1485 году московский князь Иван Васильевич III присоединил Клин к своему княжеству.
На территории Клинской земли в XV веке появляется монастырское землевладение. В 1497 году, чтобы противостоять влиянию Иосифо-Волоцкого монастыря, московский князь Иван Васильевич разрешает Игнатию (в монашестве Изосиме) Еропкину основать на Малой Сестре у слияния с рекой Озерной, вблизи владений Еропкиных, пустынь. Позднее она стала называться Изосименской.
Когда в 1505 году умирает Иван III Васильевич, по его духовной грамоте, «…город Клин с волостями, и с селы, и его всеми пошлинами» перешёл по наследству его сыну Василию III Ивановичу. В 1506 году князь Василий III отдал Клин в вотчину новокрещенному татарскому царевичу: «…дасть за него …сестру свою княжну великую Федосью и два города дасть ему в вотчину, Клин город и другой Городень и пять сел около Москвы на приезд…».
Мемориал воинам Великой Отечественной войны
Время расцвета
В XVII веке в Клину развиваются ремёсла: горожане изготовляли колёса и дуги, добывали дёготь и древесный уголь, плели корзины и лапти, делали медные и стеклянные украшения, а также занимались извозом и ямской почтовой гоньбой.
В начале XVIII века, с момента образования Петербурга, Клин оказался на важнейшем пути меж двух столиц, получив стимул для экономического роста. 25 января 1702 года специальным указом в Клину был учрежден почтовый ям, то есть почтовая станция. Ямскую повинность должны были нести не только жители Клина, но и жители уезда. Клинские ямщики славились своей удалью и быстрой ездой. При Екатерине II, в 1781 году, Клин получил официальный статус города и герб, на котором изображен скачущий на коне почтальон. На рубеже XVIII-XIX веков в городе начинает развиваться промышленность. А в 1851 году через Клин прошла первая в России ветвь Николаевской железной дороги.
Вечный огонь
Послереволюционный период и первые годы советской власти — годы подъема: продолжает развиваться промышленность, сельское хозяйство, ведется культурно-просветительская работа, мероприятия по благоустройству города.
Где остановиться в Клину
Интересные места неподалёку
С клинской землёй связана жизнь и работа великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. В 1865 году учёный решил обзавестись собственным домом для проведения летнего досуга. Он заехал посмотреть продаваемое имение Боблово Клинского уезда и навсегда влюбился в красоту этого края.
Клин. Город у дороги.
К вокзалу примыкает и автовокзал, и типичная для Подмосковья привокзальная площадь с гигантским супермаркетом и дешевыми едальнями.
Неподалеку, у автомобильного моста, начинается ведущая в центр улица Литейная.
По-моему, более подмосковный пейзаж нельзя себе и представить!
Вокруг рядов сохранилось даже некоторое количество уездной застройки с современными «апгрейдами»:
Атмосферное место! Внутри чувствуешь себя героем книг Чехова.
Интересна и застройка на противоположной стороне улицы.
А вот это непримечательное здание интересно тем, что в нем останавливался Радищев во время своего путешествия из Петербурга в Москву.
К Торговым рядам примыкает площадь со зданием Троицкого собора (1803-1836).
Вот так оно выглядело в 2007 году, до возвращения собора церкви:
Сейчас полным ходом идет реставрация. Шатровая колокольня принадлежит Воскресенской церкви (1712, нарышкинское барокко), пока полузаброшенной и скрытой за деревьями.
В другую сторону от Советской площади можно выйти к Тихоновской церкви (1907 год), бывшему тюремному храму:
Исторической среды как таковой в Клину не сохранилось: отдельные здания, куски по 2-3 старых домика, но в целом для Клина типичны вот такие пейзажи (как и для большинства крупных райцентров Подмосковья):
Город был разрушен войной, и целостную среду здесь образуют разве что сталинки. В основном 2-3 этажные, хотя вдоль трассы есть и мощная «единая фасада»: