какую песню поет кулигин
Каков смысл песен в пьесе «Гроза»?
Большую часть песен Островский использует для того, чтобы передать колорит эпохи, проиллюстрировать жизнь русских людей, их традиции и обычаи. Но многие песни используются для лучшего раскрытия смысла произведения.
Например, в начале пьесы «Гроза» Кулигин как бы в качестве эпиграфа поет песню «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…»:
Среди долины ровныя,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.
Прочитав пьесу до конца, мы определенно понимаем, что суть песни выражает события, о которых мы уже знали. Это краткий рассказ об участи Бориса, который, словно могучий дуб, живет один в абсолютно чуждом ему городе: «Трудно мне здесь… Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак». В песне также много сюжетных перекличек с образом Катерины. Одиночество девушки, ее мечты о любви, семье, ребенке остаются только мечтами, как и у лирического героя песни. Это песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно, нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существование. Песня с первых страниц входит в «Грозу» и сразу же выносит конфликты и характеры трагедии на общенародный песенный простор, предвосхищая судьбу героини. Другие строки песни («Ах, горько-горько молодцу без милой жизнь вести») как бы перекликаются со словами Тихона, восклицающего в финале пьесы: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Добрый, наивный от природы, он по-настоящему любит Катерину и горько жалеет ее.
Декорации заключительного действия пьесы повторяют декорации первого действия, но время суток уже другое – сумерки. Кулигин поет: «Ночною темнотою покрылись небеса, Все люди для покою закрыли уж глаза…»
Значение песен в драме «Гроза» весьма ценно. Включая песенные строки в произведение, автор не только вносит оживление в повествование, но и помогает нам мысленно «дорисовать» образ или картину. Опытный читатель может предвидеть события, если он знает полный текст песни. Песни помогают глубже понять идейный замысел драматурга, раскрыть художественное совершенство произведения, усилить эстетический эффект.
Песни используются для иллюстрации народной жизни, передачи колорита эпохи. Русская песня для Островского не только театральный прием, с огромной силой воздействующий на зрителей-слушателей, но и средство раскрытия самобытной русской натуры, один из способов передачи народной стихии.
· Песни помогают более точно и полно понять смысл произведения, взаимоотношения между героями.
Какую песню поет кулигин
ПЕСНИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Пригодится для 9 задания
1)Ария Casta diva, которую часто исполняла Ольга Ильинская (роман «Обломов»)
— Музыка помогла «оживить» главного героя, научить его чувствовать прекрасное. Ария, можно сказать, была одной из причин изменения образа жизни Обломова.
2)Песня восставших крестьян «Не шуми, мати зелёная дубровушка» (роман «Капитанская дочка»)
««Ну, братцы, — сказал Пугачев, — затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку. Чумаков! Начинай!» Сосед мой затянул тонким голоском заунывную бурлацкую песню и все подхватили хором:
— Музыка помогает читателю раскрыть сущность разбойников, их обычаи и порядки.Кроме того, автор делает акцент на чувствах главного героя, возникших после прослушивания песни. Музыка не только смогла сплотить восставших, но и ослабила дух противостоящих им защитников русской земли.
3)Песни азаков (роман-эпопея «Тихий Дон»)
«…Неизъяснимо родным, теплым повеяло на Григория от незнакомых слов давнишней казачьей и им не раз играной песни. Щиплющий холодок покалывал глаза, теснил грудь. Жадно вдыхая горький кизячный дым, выползавший из труб куреней, Григорий проходил хутор – вслед ему неслось:
На завалах мы стояли, как стена.
Пуля сыпалась, летела, как пчела.
А и это задонские казаки –
Они рубят и сажают на штыки»
-Казачьи песни помогают одновременно и хуторянам, и солдатам. Мирным жителям музыка дарит веру в лучшее, укрепляет их дух, придаёт силы для физической работы. Солдаты поют песни для того, чтобы отвлечься от сурового военного времени, вспомнить о Родине, её обычаях, традициях. Кроме того, музыка объединяет казаков для победы над врагом.
4)Песня Гриши Добросклонова (поэма «Кому на Руси жить хорошо»)
Песня «Русь»:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
В рабстве спасенное
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,
Правда живучая!
Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается,—
Русь не шелохнется,
Русь — как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая,—
Встали — небужены,
Вышли — непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!
Рать подымается —
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь.
-Музыка не только раскрывает искреннюю любовь героя к Родине, но и раскрывает образ русской земли: сильной, крепкой, несокрушимой.
5)Песня Кулигина (драма «Гроза»)
«Кулигин (поет). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте. » (Перестает петь.)»
Драма начинается с песни «Среди долины ровныя», которую поет часовщик-самоучка Кулигин. Это стихотворение Алексея Мерзлякова, ставшее популярной народной песней. Она является своеобразным эпиграфом ко всему произведению, достаточно вспомнить следующие строки (конкретно их Кулигин уже не поет: он замолкает раньше):
Где ж сердцем отдохнуть могу,
Когда гроза взойдет?
Друг нежный спит в сырой земле,
На помощь не придет!
Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне;
Не ластится любезная
Подруженька ко мне!
Так уже в самом начале пьесы возникает образ грозы, а также мотив одиночества, неприкаянности, жизни без любви. Всё это относится к главной героине драмы – Катерине. С помощью строк из «Среди долины ровныя» Островский выносит будущую трагедию одного человека на общероссийский простор.
(zen.yandex.ru)
-Музыка перекликается с сюжетом и конфликтом драмы, а именно отражает печальную судьбу Катерины, которой сложно в «Тёмном царстве»
#Подборка@logos_ege #Сопоставление@logos_ege
7 секретов «Грозы»
Вспоминаем школьную программу по литературе. Сегодня — Островский: чем живет город Калинов, темное прошлое Катерины, люди, размахивающие руками, и другие важные детали, которые читатель не должен пропустить, чтобы понять пьесу
1. Тайна первых слов
«К у л и г и н (поет). „Среди долины ровныя, на гладкой высоте…“»
«Среди долины ровныя…» — песня на слова поэта Алексея Мерзлякова, которую, судя по песенникам времен Островского, хорошо знало подавляющее большинство зрителей, сидящих в зале. Главный посыл этой печальной песни в том, что даже богатство и почести не могут заменить человеку любовь, и мы видим, как одна из главных тем всей пьесы раскрывается уже в первой строке. Другой важный посыл песни Мерзлякова — одиночество «в чужой стороне». Казалось бы, действующие лица «Грозы» живут в родных местах, но чувства героя песни явно определяют и их эмоциональное состояние: в пьесе трудно найти персонажа, который был бы в гармонии с окружающими людьми и миром.
2. Тайна веры героев «Грозы»
Вот странница Феклуша рассказывает Кабановой про ужасы жизни в других городах, особенно в Москве, и подводит итог:
«Ф е к л у ш а. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и стало в умаление приходить».
Что значит «время в умаление стало приходить»? Чтобы ответить на этот вопрос, зададимся сначала более общим: во что вообще верят герои «Грозы»? Ясно, что это люди верующие, но вера у них довольно специфическая. Писатель, чиновник и исследователь раскола Павел Мельников-Печерский был уверен, что в «Грозе» изображены старообрядцы. Так ли это, мы не знаем, но общее ощущение, что калиновцы принципиально не хотят иметь ничего общего с новым временем, Мельников-Печерский уловил верно. Странница Феклуша — один из главных каналов, связывающих Калинов с другими городами, и, по ее мнению, весь окружающий мир, лишенный «благочестия», быстро гибнет:
«Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! так и снует, один туда, другой сюда».
По мнению Феклуши, в больших городах у суетных людей не осталось даже времени на себя. Говоря о времени, которое «в умаление стало приходить», Феклуша на своем специфическом языке описывает вполне понятный процесс ускорения темпа жизни, присущий новому времени — с его рационалистическим отношением ко времени как к ресурсу, который можно измерить и которого может не хватить.
Эскиз декораций Бориса Кустодиева «Гулянье на берегу Волги» к пьесе «Гроза». 1918 год Государственный Русский музей / «Артхив»
О времени говорят и другие герои драмы, и из их слов становится ясно, что на самом деле проблемы со временем как раз у жителей Калинова. Кулигин замечает:
«Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И всего часа три в сутки. А что делают? Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены».
Город Калинов как бы выпал из нормального течения времени: именно здесь оно на самом деле пришло «в умаление».
3. Тайна размахивания руками
Кулигин видит вдалеке Дикого:
«К у л и г и н (показывает в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?
К у д р я ш. Это? Это Дикой племянника ругает».
Это первое упоминание Дикого в пьесе: он ругается и машет руками. Для русского купца XIX столетия такое поведение особенно значимо. Во многих школьных учебниках сказано, что жители Калинова живут по домостроевским правилам. Однако по «Домострою» как раз положено «не выносить сор из избы», в том числе не ругаться на людях (например, жену нужно «наедине проучить», а бить прилюдно не стоит). Ругающийся на улице Дикой, конечно, ведет себя с точки зрения традиционных купеческих представлений о морали совершенно неправильно: весь город знает, с кем он сегодня «воюет», — и это довольно яркая характеристика персонажа.
4. Тайна возраста Кабанихи
Кабанова жалуется на свой возраст:
«Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать».
Разворчавшейся Кабанихе верить не стоит: в пьесе не говорится, сколько ей лет, и это нетипичный случай для Островского, обычно точно указывающего возраст своих героев. И все же можно предположить, каков возраст этой героини. На сцене свекровь Катерины долгое время было принято изображать глубокой старухой. Однако едва ли это верно. Тихон, сын Кабанихи, еще молодой человек. Купеческие дочери выходили замуж очень рано: в одной из первых пьес Островского «Семейная картина» купчиха вспоминает, как вышла замуж в 13 лет. После 1830 года такие ранние браки были запрещены, однако, даже если Кабаниха вышла замуж в 16, ей вполне может быть меньше 40 лет.
5. Интимные тайны города Калинова
Кудряш описывает местные любовные нравы:
«У нас насчет этого слободно. Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят».
Почему важно, что «девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет»? Чаще всего русская классическая литература обращалась к дворянской жизни, где падение девушки воспринималось как катастрофа, и привыкшего к этой картине мира читателя слова Кудряша могут удивить. Дело в том, что дворянские и купеческие представления о нормах женского сексуального поведения в XIX веке сильно различались: последние были гораздо свободнее. В пьесе даже Кабаниха ничего не может поделать с дочерью Варварой, которая почти открыто встречается с тем же Кудряшом.
В этом смысле главная героиня Катерина — исключение: в девичестве она, по всей видимости, не «гуляла», но изменила мужу, и это для купечества было гораздо более серьезным проступком, что раскрывается в следующих репликах:
«К у д р я ш. Так неужто ж замужнюю полюбили?
Б о р и с. Замужнюю, Кудряш.
К у д р я ш. Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!»
Опасность здесь не для Бориса, а для самой Катерины: в Калинове замужней женщине измены не простят.
6. Тайна прошлой жизни Катерины
Вот как Катерина вспоминает жизнь до замужества:
«Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет».
Что значит это воспоминание? Судя по ее собственным рассказам, в девичестве Катерина делала именно то, чего требует от домашних Кабаниха: то есть жила согласно традиционному укладу купечества. В то время именно купцы последовательно и сознательно старались соблюдать традиции внутри сословия. Ровно это делает Катерина — причем не «из-под неволи», а от души, искренне.
Как ни странно, именно у этих героинь, Катерины и Кабанихи, — обычно противопоставляемых! — наиболее близкие взгляды на жизнь. Различие между ними не в моральных нормах, а в отношении к ним: Кабаниха хочет, чтобы люди следовали «калиновскому» жизненному кодексу по необходимости, а Катерина считает, что это должно идти от души.
7. Тайна грозы
Главная героиня Катерина боится приближающейся грозы:
«К а т е р и н а (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее! я к образам да Богу молиться!»
Чтобы понять, почему она боится, посмотрим, какие еще смыслы образ грозы принимает в пьесе. Для Тихона Кабанова это постоянный страх перед матерью; уезжая, он говорит: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Механик-самоучка, своеобразный «просветитель» из народа, Кулигин уверен, что гроза — это «электричество», и хочет соорудить громоотвод. Необразованный Дикой ругает Кулигина, объясняя ему, что гроза — это наказание Божье, которое, по мнению обитателей Калинова, может постигнуть едва ли не любого: был бы человек, а проступок найдется.
Однако Катерину покарает не безличная гроза — напротив, героиня накажет себя сама. Для пьесы это принципиально: даже искренне желающей жить по калиновским домостроевским правилам героине придется самой решать свою судьбу. Время традиционного общества в пьесе Островского подошло к концу — по выражению Феклуши, «пришло в умаление».
Тест по содержанию I действия драмы А.Н.Островского «Гроза»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по содержанию первого действия
драмы А.Н. Островского «Гроза»
1. В каком городе происходит действие драмы «Гроза»?
2.В какое время года происходит действие драмы?
А) «Во поле березка стояла…»
Б) «Среди долины ровныя…»
В) «Степь да степь кругом…»
Г) «Погасло дневное светило…»
4.Род занятий Кулигина:
5.Как звали бабушку Бориса?
А) Варвара Петровна
Б) Марфа Игнатьевна
В) Прасковья Семеновна
Г) Анфиса Михайловна
6.Откуда приехал Борис?
7. Куда отдали родители Бориса?
А) Московский университет
В) Коммерческая академия
8. Найдите соответствие имени героя и реплики, которую он произносит:
1. Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив. А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу, а тут еще дурь в голову лезет!
2. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать.
3. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает.
4. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю.
5. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими
6. А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!
III. Народные песни в произведениях А.Н. Островского.
Что представляет собой песня?
То, что нами воспринимается сегодня как народная песня, носителями вокальной культуры может восприниматься совершенно по-разному. Про одни песни говорят, что поют их, про другие, что голосят, выкликают, плачут и т.д. Другими словами, каждая песня связана с каким-либо действием.
Еще есть целый пласт «песен» «производственно-технического» назначения. Часть их является просто записью технологического процесса, в котором участвует артель, часть являются непосредственно элементом такого процесса. Например, выкликание торговца на площади. Координация действий бурлацкой или рыболовецкой артели. Выглядит это как песня, но таковой не является.
Общение с духами леса и прочее, проводы в армию или еще куда-нибудь, закликание весны. Все это непосредственные жизненные действия человека, живущего на природе и непосредственно общающегося с ней и со своими товарищами. Народная песня – это всегда общение, а не музыка в современном понимании. Даже протяжная лирическая песня – это общение с аудиторией, слушающей о душевных переживаниях певца.
В связи с этим только глубокая культура вокализации общения является ключом к пониманию самого явления русской песни. Вокализируется все, что не является повседневным бытовым общением (хотя частушка опровергает это, в большинстве своем – это бытовая песня).
Народная вокализация не является заученной и бездумно повторяемой. Даже если словам песни не одна сотня лет, все равно они пропеваются каждый раз по-новому, осмысленно и одухотворенно. И ясно, что слова совершенно неотделимы от «музыки», мелодии. И эта мелодия непостоянна, как и слова.
Мелодия песни формируется на основании народных ладов. Они известны и современной музыке, хотя могут и немного отличаться по строю. Главное отличие состоит в том, что количество звуков в народной песне сильно ограничено. В наиболее древних образцах народного творчества может быть всего два-три звука. Чаще всего – пять-шесть.
Но как мы уже видели раньше, мелодия в песне не главное, это вспомогательный материал, акцентирующий внимание на словах, стихе.
Стих народной песни тоже необычен. Он часто не имеет привычной нам рифмы. И по количеству слогов он не так строг. Стих, написанный и прочитанный на бумаге, может выглядеть странно и непонятно. Но для этого нам и нужна мелодия со своим ритмическим построением, чтобы «улучшить» восприятия стиха. Особенно это заметно на протяжной лирической песне. Там уже мелодия начинает значительно влиять на стих. Первоначально ритмизированный и рифмованный стих может превратиться в бесконечную цепь оборванных слов, повторов и междометий.
В первую очередь песня делится по региональному признаку. Поскольку песня – это продолжение речи, деление происходит в основном по распространению говоров и диалектов. Иногда целые жанры принадлежат только одному региону. Так былины бытовали практически только на территории бывшего Новгородского государства.
По жанрам песни могут быть обрядовыми, календарными. Например, пасхальные, весенние, жатвенные. Могут быть связаны с этапами жизни: детские, свадебные, похоронные, солдатские. Также существуют плясовые и хороводные. Особняком стоят эпические (былины) и лирические протяжные. К ним примыкает более современная частушка со страданиями. При этом некоторые песни могут использоваться «не по назначению». Например, лирическая может стать и хороводной.
Народные песни А.Н.Островский использует во многих своих произведениях: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Гроза», «Горячее сердце», «Снегурочка».
· частушки («Одна гора высока»- пьеса «Бедность не порок»)
· святочные гадания («Сей, мати, мучицу…», «Сидит воробей на беле-городе…»- пьеса «Бедность не порок»)
· плясовые («Как у нас-то козел»- пьеса «Бедность не порок»)
Особое место занимает в творчестве Островского пьеса «Снегурочка». Работая над пьесой, Островский внимательно изучал многочисленные фольклорные, исторические, этнографические источники.
Среди фольклорных источников «Снегурочки» следует отметить народные сказки, обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни. Так, например, хор птиц в прологе заимствован из известной народной песни «Каково птицам жить на море», Островский внес лишь частные изменения.
В репертуаре Леля – песнопевца песни, которые представляют собой если не цитаты, то перефразировку подлинников фольклора. Сравним два текста народный и измененный Островским:
Без пригреву вызрела,
Без призору выросла,
Под кусточком выросла;
Без призору выросла.
Сюжет «Снегурочки» давал возможность воспеть жизнь народа, простую, бесхитростную, в согласии с природой, отобразить обряды, быт, вплетающиеся в развитие действия. Поэтому в пьесе так много обрядовых и игровых песен. События длятся от последних зимних дней – проводов масленицы – до первого летнего дня.
Уже в 1-й сцене (хор птиц) мы слышим народную песню «Орел воевода».
Чем не доволен мороз? В чем обвиняет берендеев? («Кануны править да бражничать, веснянки петь, кругами ходить всю ночь с зари до зари – одна у них забота»). Веснянка – это песня закличка. С наступлением марта месяца закликали весну, исполняя особые песни – веснянки. Гонцами весны считались птицы.
Композиционной рамкой третьего акта являются обряды, связанные с празднованием Семика (четверг на седьмой неделе после пасхи), одного из главных летних праздников. В этот день завивали венки и пускали их по воде с гаданием о возможном замужестве, наряжали срубленное дерево (обычно – березу), водили хороводы, пели песни. Вот песня парней и девушек в «Снегурочке» (в основе свадебная народная песня):
Ай, во поле липонька.
Под липою бел шатер.
В том шатре стол стоит.
За тем столом девица.
Рвала цветы со травы.
Плела венок с яхонты.
Кому венок износить?
Носить венок милому.
Островский дает эту песню в качестве иллюстрации хода действия: Снегурочка сплела венок и отдала его Лелю. Песня наполнена светлым чувством. Старинные лады ее возникли много столетий назад, бережно хранились в народе вместе со словами, с обрядом в почти неизменном виде.
На протяжении всей пьесы автор иллюстрирует с помощью народной поэзии русскую народную жизнь, их обычаи и обряды.
Чтобы еще более усилить характерные особенности семицкого обряда Островский включил в него игровую песню Брусилы: «Купался бобер»
Песня сопровождается мимической игрой Курилки. Подобные песни-игры, являясь как бы «зерном» драматического зрелища, сопровождаются имитированием движений зверя.
Издавна в честь Ярилы устраивались гулянья, сопровождавшиеся различными драматическими действами. Вся лучезарная весенняя сказка замыкается изображением появления солнца Ярилы, которому берендеи поют хвалебный гимн.
Красное солнце наше!
Нет тебя в мире краше.
Красное солнце наше!
Нет тебя в мире краше
Красное солнышко наше!
Нет тебя в мире краше.
Кроме календарных обрядов, Островский использовал в «Снегурочке» элементы свадебного обряда. В пьесе есть эпизод, в котором звучит отголосок старинной формы брачного процесса, как купли-продажи. Это – выкуп Купавы Мизгирем:
Пришел красы девичьей погубитель.
С подружками, с родными разлучитель.
Не выдавайте подружку, схороните!
А выдайте, так за великий выкуп.
Большую часть песен Островский использует для того, чтобы передать колорит эпохи, проиллюстрировать жизнь русских людей, их традиции и обычаи. Но многие песни используются для лучшего раскрытия смысла произведения.
Например, в начале пьесы «Гроза» Кулигин как бы в качестве эпиграфа поет песню «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…»:
Среди долины ровныя,
Цветет, растет высокий дуб
Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один бедняжечка,
Как рекрут на часах.
Взойдет ли красно солнышко,
Кого под тень принять?
Кто будет защищать?
Ни сосенки кудрявыя,
Ни ивки вкруг него;
Ни кустики зеленые
Не вьются вкруг него.
Ах, скучно одинокому
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!
Есть много сребра, золота:
Есть много славы, почестей:
Но с кем их разделить?
Встречаюсь ли с знакомыми:
Встречаюсь ли с пригожими:
Одних я сам чуждаюся,
Все други, все приятели
До черного лишь дня!
Где ж сердцем отдохнуть могу,
Когда гроза взойдет?
Друг нежный спит в сырой земле,
На помощь не придет.
Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне;
Не ластится любезная
Подруженька ко мне!
Не плачется от радости
Старик, глядя на нас,
Не вьются вкруг малюточки,
Возьмите же все золото,
Мне Родину, мне милую,
Мне милой дайте взгляд!
Прочитав пьесу до конца, мы определенно понимаем, что суть песни выражает события, о которых мы уже знали. Это краткий рассказ об участи Бориса, который, словно могучий дуб, живет один в абсолютно чуждом ему городе: «Трудно мне здесь…Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак». В песне также много сюжетных перекличек с образом Катерины. Одиночество девушки, ее мечты о любви, семье, ребенке остаются только мечтами, как и у лирического героя песни. Это песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно, нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существование. Песня с первых страниц входит в «Грозу» и сразу же выносит конфликты и характеры трагедии на общенародный песенный простор, предвосхищая судьбу героини. Другие строки песни («Ах, горько-горько молодцу без милой жизнь вести») как бы перекликаются со словами Тихона, восклицающего в финале пьесы: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Добрый, наивный от природы, он по-настоящему любит Катерину и горько жалеет ее.
Декорации заключительного действия пьесы повторяют декорации первого действия, но время суток уже другое – сумерки. Кулигин поет: «Ночною темнотою покрылись небеса, Все люди для покою закрыли уж глаза…»
Текст этой песни на стихи М.В.Ломоносова «Из Анакреона»
Все люди для покою
В начале самом сон
«Кто так стучится смело?»-
Со гневом я вскричал.
«Согрей обмерзло тело,-
Сквозь дверь он отвечал.-
Чего ты устрашился?
Я мальчик, чуть дышу,
Я ночью заблудился,
Обмок и весь дрожу».
Тогда мне жалко стало,
Не медливши нимало
Увидел, что крилами
Он машет за спиной,
Колчан набит стрелами,
Лук стянут тетивой.
И при таком ненастье
Я крылья и с кудрями
Он чуть лишь ободрился,
В доже, чать, повредился».
И с словом стрелил вдруг.
Тут грудь мою пронзила
Он громко засмеялся
С насмешкою сказал.-
Мой лук еще годится,
Ты будешь век крушиться
IV. Заключение
Истолковывая слегка игриво нескромные строки песни, хочется заметить, что божок любви Купидон неосмотрителен в метании стрел, и в кого стрела попадет, тот, сраженный ею, и будет «век крушиться». Автор с помощью песни своего героя подчеркивает неизбежность всепоглощающего чувства любви, которое подстерегает каждого. Кроме того, эта песня на стихи М.В. Ломоносова. Она подчеркивает близость самородка, талантливого ученого Кулигина и Ломоносова.
Значение песен в драме «Гроза» весьма ценно. Включая песенные строки в произведение, автор не только вносит оживление в повествование, но и помогает нам мысленно «дорисовать» образ или картину. Опытный читатель может предвидеть события, если он знает полный текст песни. Песни помогают глубже понять идейный замысел драматурга, раскрыть художественное совершенство произведения, усилить эстетический эффект.
Таким образом, исследовав пьесы Островского, я пришла к следующим выводам:
· Автор использует музыку для раскрытия душевного состояния героя, его переживаний, чувств, мыслей. Островский изображает тот мир, где выражение чувства облекает форму песни. Песня – это чувство, порыв, душа человека. Музыка у Островского становится мощным средством выражения человеческих переживаний, помогает раскрывать те или иные сюжетно-психологические ситуации.
· Песни используются для иллюстрации народной жизни, передачи колорита эпохи. Русская песня для Островского не только театральный прием, с огромной силой воздействующий на зрителей-слушателей, но и средство раскрытия самобытной русской натуры, один из способов передачи народной стихии.
· Песни помогают более точно и полно понять смысл произведения, взаимоотношения между героями.