как объяснить что в бородинском сражении участвует долохов
Роль художественной детали в характеристике героя. Образ Долохова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (10-й класс)
Разделы: Литература
Класс: 10
Художественная деталь – это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка. Посмотрим, как это реализуется в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” на примере образа Долохова.
Долохов – один из самых сложных, противоречивых персонажей в романе. Впервые мы встречаемся с ним в эпизоде, когда он “держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, в том, что он выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами” (т. 1 ч. 1 гл. 6). Все присутствующие уверены, что это невозможно, но Долохов любит рисковать, а еще он уверен в своих силах и всегда и во всем привык выигрывать. Он невольно приковывает наше внимание своим бесстрашием. И так лихо он это делает, что у Пьера Безухова, присутствующего при этом, возникает желание повторить тот же трюк. А дальше, когда мы знакомимся с портретной характеристикой героя, интерес к нему усиливается: “Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами… в углах его губ образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок… и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица”. Любопытная и довольно-таки противоречивая деталь обращает на себя внимание читателей: “светлые голубые глаза” и “твердый наглый умный взгляд”, в лице “постоянно что-то вроде двух улыбок”. Глаза – зеркало души человека, ключ к пониманию характера, настроения, внутреннего мира. И не случайно эта деталь становится у Л. Н. Толстого ведущей. Так кто же он: положительный или отрицательный персонаж? Попробуем разобраться в этом.
В начале романа мы узнаем о том, что Федор Иванович Долохов – семеновский пехотный офицер, человек небогатый, без всяких связей. Жил он вместе с Анатолем, а точнее за его счет. Умеет, однако, выгодно пристроиться! В обществе богатых людей он чувствовал себя свободно, сумел поставить себя так, что все уважали и даже боялись его. А еще он – “известный игрок и бретер”, играл и почти никогда не проигрывал, много пил, но не терял ясности головы, любил быть в центре внимания. Он заводила-авантюрист, “повеса” и “кутила”, азартен и беспечен. Но история с квартальным (т. 1 ч. 1 гл. 7) – неожиданный крутой поворот в его судьбе. Увеселения Анатоля Курагина, Долохова и Пьера Безухова заканчивались “обыкновенно попойкой”, а в этот раз они “втроем достали где-то медведя, посадили с собой в карету, повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина с спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем”. За проделки с квартальным они были наказаны: Долохов разжалован в солдаты, а Пьер Безухов и Анатоль Курагин лишь высланы из Петербурга. Из этих трех молодых людей пострадал больше всех Долохов, за него некому было заступиться. Провинились все трое, а наказание получил только он один. Обида засела в его душе, и он решил отомстить. Но это будет позже, а пока Долохов оказался в третьей роте, которой командовал капитан Тимохин.
Как он ведет себя там? При подготовке к смотру в Браунау (т.1 ч.2 гл.1) Долохов “прямо, своим светлым и наглым взглядом” смотрел в лицо генерала, приказавшего переодеть его, потому что на нем была “синеватая шинель, отличавшаяся от других”, и “громко и звучно” произнес: “Я обязан исполнять приказания, но не обязан переносить оскорбления”. Долохов не потерпит унижения, в нем развито самолюбие, он не даст себя в обиду ни полковому командиру, ни Жеркову, который общался с Долоховым в Петербурге, но сделал вид, что не узнал его теперь. Жерков – карьерист, зачем ему разжалованный в солдаты? Но после разговора Кутузова с Долоховым, “он с радостью старого друга обратился к нему”. Долохов отвечал ему “умышленно холодно”. Потом его “голубые ясные глаза” будут смотреть на главнокомандующего Кутузова на смотре в Браунау (т. 1 ч. 2 гл. 2) “так же дерзко, как и на полкового командира”. Своим “звучным, твердым, неспешащим голосом” он попросил дать ему возможность “загладить вину и доказать преданность государю императору и России”. Кутузов интуитивно почувствовал в этих словах фальшь и неискренность, поэтому “отвернулся и поморщился”.
В Шенграбенском сражении (т.1 ч.2 гл.20) Долохов показал себя храбрым солдатом, полным отваги и мужества. Он умен, хладнокровен, безразличен к смерти, но сражался не ради победы, а ради славы. Его цель – выслужиться, поэтому, захватив трофеи, он спешит показать их начальству и просит об этом запомнить. После военной кампании Долохову было возвращено офицерское звание. Он вернулся в Петербург, приехал к Пьеру Безухову, тот принял его, разместил у себя в доме, дал ему денег взаймы в память о старой дружбе (т.2, ч. 1, гл. 4).
Но вот интересная деталь: после ранения “губы его дрожали, но все улыбались; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил”. Все то же “подобие улыбки”. Значит, Долохов притворялся. Он все время играл на публику, а в душе он совсем другой: ранимый и нежный. С новой стороны раскрылся он перед нами и перед Николаем Ростовым, который был его секундантом и повез раненого домой. Ростова “поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выражение лица Долохова”, который безумно переживал за мать, плакал, понимая, что заставит ее страдать, переживать. В период выздоровления Николай Ростов сдружился с ним. Он узнал, что “ этот буян, бретер, жил в Москве со старушкой-матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат”. Долохов тщательно скрывал от посторонних свою нежную привязанность к матери, которую называл “мой обожаемый ангел”. А что говорила мать о своем сыне? Ведь словам матери нельзя не доверять! (т. 2. ч. 1 гл. 10). Она “страстно и нежно” любила своего сына. Как и любая мать, защищала и оправдывала его: “Он слишком благороден и чист душою”, “Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа”… Значит, есть в нем и чистое, благородное начало, но он скрывает это под маской циника, лихача и повесы. Сам Долохов признавался Николаю Ростову: “Меня считают злым человеком… Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю… так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге”. И в этом Николаю Ростову придется убедиться на собственном опыте. Долохов предельно откровенен с Ростовым и даже рассказал ему о своей мечте: встретить девушку “небесной чистоты, которая бы возродила, очистила и возвысила” его. И в этом он схож с другим не менее противоречивым и загадочным персонажем в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – Свидригайловым. Осознав мрачную пустоту своей жизни, он начал искать пути выхода: пробовал откупиться, делать добрые дела. Не помогло. Тогда возникла мысль о спасительной силе любви. Надежды свои он связал с Дуней Раскольниковой. Свидригайлов считал, что она очистит его от скверны, возродит его больную душу, но не получилось. У Долохова тоже не получилось.
Мечта Долохова сбылась, он встретил “небесное существо”, чистое, преданное, в доме Ростовых. Его избранницей стала Соня – “черная, грациозная, любящая другого девочка”. Первой это заметила Наташа. У нее хорошо развита интуиция. Долохов “понравился всем в доме, исключая Наташи”. Почему? Наташа настаивала на том, что он “злой человек и без чувств”, что он виноват в дуэли с Пьером Безуховым, что “он неприятен и неестествен”. “У него все назначено, а я этого не люблю”, – говорила она. Наташа обвиняет Долохова в неискренности.
Однажды Николай Ростов, вернувшись домой, заметил, что до обеда что-то случилось между Соней и Долоховым (т. 2 ч. 1 гл. 11). Что же произошло? Долохов сделал предложение Соне. А Соня отказала, сказав, что любит другого. Поэтому Долохов и смотрел на Ростова за обедом “таким взглядом, каким он на клубном обеде смотрел на Пьера”. Долохов понял, кого любит Соня, к тому же она танцевала с Николаем Ростовым на балу, на который они поехали после обеда у Ростовых. Два дня спустя Долохов прислал Николаю записку, в которой приглашал его на “прощальную пирушку” в Английскую гостиницу (т. 2 ч. 1 гл. 13, 14). “Ясно улыбаясь”, Долохов встретил Ростова своим “светлым холодным” взглядом. Мы знаем уже, в какие моменты бывает у Долохова такой взгляд, и заранее сочувствуем Николаю. “Из-за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневной жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большей частью жестоким поступком выходить из нее”. Николая охватывает тот же ряд чувств, ощущений, которые владели им в бою. Как на войне он чувствовал, что неодолимая сила толкает его в бой, так и теперь он почувствовал необходимость взять карту”. В этот вечер Ростов был в его власти, Долохов умел подавлять волю людей и заставлять их играть по своим правилам. Николай “повинуется” Долохову, испытывая страх и ненависть, глядя в его “холодные”, “стеклянные”, “ничего доброго не обещающие” глаза. Еще одна деталь в облике Долохова неотвратимо притягивала к себе взгляд Ростова: “ширококостные красноватые руки с волосами, видневшимися из-под рубашки”. Волосатые красные руки вырастают в символ чего-то хищного, жадного и неумолимого. Долохов решил продолжать игру до тех пор, пока запись проигранного Ростовым возрастет до 43 тысяч. “Число это было выбрано им, потому что 43 составляло сумму сложенных его годов с годами Сони”. Так сколько же лет Долохову? Из 43 вычитаем возраст Сони (ей 15) и получается 28. Значит, Долохову 28 лет.
Следующая встреча с Долоховым происходит в штабе Кутузова накануне Бородинского сражения (т.3 ч.2 гл.22). Один из присутствующих охарактеризовал его так: “Это такая бестия, везде пролезет! Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие-то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец. ” Долохов неисправим: видимо, опять провинился, его снова разжаловали, и он оказался на поле Бородина. Так же, как и в Шенграбенском сражении, ему надо показать себя и выслужить прощение. Он добился встречи с Кутузовым и сказал ему, что тот может на него рассчитывать, если ему понадобится человек, который бы “не жалел своей шкуры” и который бы готов был пожертвовать собою ради “пользы отечеству”. Искренни ли эти слова Долохова? Ведь и за друга Николая Ростова он тоже когда-то был готов умереть, но потом, не задумываясь, переступил через него. Единственно, в чем он не лукавит, так это в том, что готов на самые отчаянные поступки. Долохову не знакомо такое чувство, как страх смерти. Он бесстрашен, отважен. Этого у него не отнять. Здесь же, в штабе Кутузова, находился и Пьер Безухов. Долохов подошел к нему и громко, “ с особенной решительностью и торжественностью”, “со слезами, выступившими на глаза” попросил прощения за те “недоразумения”, которые были между ними, обнял и поцеловал его. Казалось бы, наконец-то Долохов научился совершать благородные поступки. Но Пьер как-то странно отреагировал на это: “Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему”. Почему? А он, наученный горьким опытом, не поверил красивым словам, он понял, что это очередная игра на публику. Автор намеренно подчеркивает тот факт, что объяснение это происходило в присутствии посторонних. В подобных случаях не кричат во всеуслышание!
Позднее Долохов – один из лидеров партизанского отряда, кадровый военный, носит сюртук с Георгием в петлице. Видимо, удалось ему отличиться на поле Бородина. Наконец-то его необузданная энергия, стремление выделиться, умение рисковать нашли себе нужное применение (т.4 ч.3 гл.8, 9). Он беспощаден и жесток с французами, подтверждением тому является эпизод “ Спор Долохова с Денисовым о пленных”. Денисов отсылает пленных в штаб армии, потому что не хочет брать грех на душу. Долохов же их расстреливает, объясняя это так: “Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их не брать?” Его неуемная, кипучая натура не позволяет расслабиться ни на минуту. У него в голове родилась новая идея: съездить на разведку в лагерь французов. Партизаны выследили французский транспорт с большим грузом и русскими пленными и выбирали наиболее удобный момент для нападения. Долохов хотел как следует подготовиться к наступлению, так как любил “ аккуратно дело делать”. Петя Ростов, который находился в этот момент в отряде Денисова, напросился ехать вместе с ним.
В разведке Долохов вел себя дерзко и бесстрашно. Он не знал пароля, но его напористость и находчивость сыграли свою решающую роль. Подъехав к костру, возле которого отдыхали французы, он начал напрямую выспрашивать о количестве солдат и батальонов, о пленных. При этом вел себя свободно, раскрепощенно и настолько уверенно, что ни у кого не вызвал подозрения. Петя с ужасом каждую минуту ждал разоблачения, но этого не произошло. Оба вернулись целыми и невредимыми. Петя по-детски восторженно отреагировал на происшедшее, назвал Долохова “героем” и даже хотел его поцеловать. Долохов заметил это и поцеловал его. Ему понравилось, что Петя не подвел его во время разведки. Это действительно искренний поступок Долохова. Но это был лишь минутный порыв. Когда на следующий день во время наступательной операции Петя был убит, Долохов не выразил ни сожаления, ни сочувствия по поводу случившегося. “Брать не будем!” – сухо сказал он Денисову (т.4 ч.3 гл. 11). Безразличие, черствость к чужому горю отличает его в этот момент от плачущего в голос Денисова.
Так кто же Долохов на самом деле: бретер, повеса, авантюрист или любящий сын и заботливый брат? Образ Долохова сложен. Вначале он напрягал все силы, чтобы аристократическое светское общество, эти знатные, денежные, удачливые Курагины, Безуховы и другие приняли его как равного. Для этого он играл роль бретера, светского льва, а потом и не заметил, как эта маска стала его лицом. И уже трудно понять, когда он искренен, а когда играет. Образ Долохова – образец дворянской авантюристической воинственности.
Л. Н. Толстой показывает, какие нравственные противоречия могут скрываться внутри самого человека. С одной стороны, нежное и трепетное отношение к матери и сестре, ранимость, искренняя нежность к Соне, Пете. С другой стороны, мстительность, жестокость, готовность переступить через любого, кто станет у него на пути. И как могут уживаться в одном человеке столь противоположные чувства: ненависть и любовь, жестокость и нежность!?
Двойственность его натуры подчеркивает и портретная характеристика. Сначала возникает впечатление, что слова “светлый” и “ясный” в описании глаз Долохова выступают в прямых значениях. Но от эпизода к эпизоду приходит другое понимание. Эти определения имеют определенную идейную значимость, приобретают в характеристике смысл “холодный”, “колющий”, “жестокий”, “исполненный дерзкой прямоты”. То нежное, доброе, истинно человеческое, что проявляется по отношению к матери и сестре, к Соне, к юному Пете Ростову, лишь подчеркивает холодное самоутверждение этого человека “с наглым, светлым, жестоким взглядом”. Употребление прилагательных как художественных определений является одним из средств создания портретной характеристики. Таким образом, художественная деталь помогла нам глубже понять характер этого сложного и противоречивого персонажа.
Как показывают Долохова на бородинском сражении в романе война и мир
Долохов, каким он показан перед сражением? (Он нарочно громко просится в бой, чтобы слышал Кутузов, потому что опять разжалован)
Следующая встреча с Долоховым происходит в штабе Кутузова накануне Бородинского сражения (т. 3 ч. 2 гл. 22). Один из присутствующих охарактеризовал его так: “Это такая бестия, везде пролезет! Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие-то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец. ” Долохов неисправим: видимо, опять провинился, его снова разжаловали, и он оказался на поле Бородина. Так же, как и в Шенграбенском сражении, ему надо показать себя и выслужить прощение. Он добился встречи с Кутузовым и сказал ему, что тот может на него рассчитывать, если ему понадобится человек, который бы “не жалел своей шкуры” и который бы готов был пожертвовать собою ради “пользы отечеству”. Искренни ли эти слова Долохова? Ведь и за друга Николая Ростова он тоже когда-то был готов умереть, но потом, не задумываясь, переступил через него. Единственно, в чем он не лукавит, так это в том, что готов на самые отчаянные поступки. Долохову не знакомо такое чувство, как страх смерти. Он бесстрашен, отважен. Этого у него не отнять. Здесь же, в штабе Кутузова, находился и Пьер Безухов. Долохов подошел к нему и громко, “ с особенной решительностью и торжественностью”, “со слезами, выступившими на глаза” попросил прощения за те “недоразумения”, которые были между ними, обнял и поцеловал его. Казалось бы, наконец-то Долохов научился совершать благородные поступки. Но Пьер как-то странно отреагировал на это: “Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему”. Почему? А он, наученный горьким опытом, не поверил красивым словам, он понял, что это очередная игра на публику. Автор намеренно подчеркивает тот факт, что объяснение это происходило в присутствии посторонних. В подобных случаях не кричат во всеуслышание!
Описание Бородинского сражения в романе «Война и мир»
Описание Бородинского сражения в романе «Война и мир» занимает 20 глав третьего тома. Это ключевой момент произведения, его кульминация, важный эпизод в жизни страны и большинства героев этого повествования. Здесь соединяются пути основных действующих лиц. Лев Николаевич Толстой использовал много исторических фактов, чтобы построить эту художественную эпопею.
Общие сведения
Многие считают, что писатель подражал Лермонтову, и «Война и мир» написана на основе «Бородино». Но критики в один голос признали важность Бородинского сражения для этого романа:
Бородинская битва — это пересечение путей основных персонажей. Безухов встретил Долохова, Болконский — Курагина, который предстал для него в другом свете. В сражении себя проявляет народ. Обычные крестьяне без амуниции, которые вышли на битву.
Каждая из воевавших сторон знает это сражение по-своему:
Пьер Безухов
Он был пленен французами, это становится для главного героя точкой нравственных изменений. Плен для Пьера сыграл в контексте внутреннего развития такую же роль, какую имел во время Шенграбенского сражения для Ростова и Аустерлицкой битвы для Болконского.
Перед войной Безухов часто чувствовал свое одиночество. Пьер считал себя бесполезным и ненужным человеком. Его роль состояла лишь в обладании бесчисленными сокровищами, но ему они были безразличны. Однако на войне Безухов почувствовал себя частью чего-то большего. Удобство жизни и комфорт конкретного человека, как и непосредственно его жизнь, стали для него бессмыслицей. Сейчас он пытается заново приобрести для себя смысл.
В этом ему помог обычный мужик Платон Каратаев. Читателю немного повествуется о биографии этого персонажа, но он проявляет человеколюбие, спокойствие, мудрость, облегчающие переживания непредсказуемости и безнадежности сражения.
Писатель описывает прибытие Безухова к месту битвы. Отправившись из Можайска, он по дороге встречает большое количество повозок, загруженных ранеными солдатами. Ощущение безысходности, тревожности и страха висит в воздухе. Встреченный мужик спросил у Пьера, тут ли им погибать или под Москвой. Этот вопрос стал демонстрацией чувств, которые охватывали Безухова. Он также узнает, что на поле битвы собирают всех: обычных крестьян, солдат, генералов — не разбираясь, кто есть кто. Это указывает на то, что неприятеля нужно победить общей силой, «навалившись» всем народом.
Безухов удивлен непринужденности и легкости, с которой идут в битву эти солдаты. Они не переживают о том, что их скоро покалечат или они погибнут. Для них есть лишь миг настоящего. Обычные мужики шутят и спокойно разговаривают. Один из встреченных Безуховым крестьян даже не знал, как называется город, возле которого будет битва. Но Пьер увидел, что каждый находящийся тут ощущает торжественность предстоящего момента. Бородино показало важность веры, духовную непоколебимость русского народа: крестьяне и воины собрались для молебна, продолжая молиться даже не обратив внимания на подъехавшего Кутузова.
Батарея Раевского
Пьер на Бородинском поле был в батарее Раевского, которая располагалась на кургане, насыпи по центру позиций русской армии. В батарее было 18 пушек. Их защита была ожесточенной, поскольку французы пытались захватить эту позицию, которая так важна для русских. Утром курган был атакован французскими частями под предводительством Богарне, пасынка Бонапарта. Военная часть Раевского перешла на защиту Багратиона. Курган давал возможность русской армии перекидывать корпуса по полю сражения, это было невыгодно для Бонапарта, потому он пытался разгромить батарею, так можно было разделить войско Кутузова.
После того как Багратион был взят, французский император на определенное время позабыл о планах захвата орудий. Французы видели, что положение русской армии в середине поля стало слабей. Наполеон заново отправил воинов на атаку кургана. Разрушение батареи не сильно ударило по основному войску Кутузова. Битва длилась уже 12 часов, но русские надежно занимали позиции.
При обороне батареи Раевского погибло несколько тысяч воинов. Именно на нее бросили все главные силы французы. Пьер на кургане держался отдаленно от остальных, чтобы не являться обузой для солдат. Столкнувшись с французом, Безухов почувствовал ужас, но он увидел, что противник ощутил это же. Пьер не понял, кто кого взял в плен: то ли он француза, то ли тот его. Противник бежит с кургана, везде погибшие и раненые солдаты.
Пьер, смотря на эти ужасные события, убежден, что после этого воюющие стороны поймут всю масштабность катастрофы и завершат сражение. Но бой не стихал. Для русской армии Бородино обозначало приближение потери столицы.
Глава со смертью князя может удивить читателя, поскольку его гибель является совершенно бессмысленной. Это не героический подвиг, как при Шенграбене или Аустерлице. Болконскому крикнули: «Ложись!». Но князь дворянского происхождения, ему не положено ложиться. Лечь означало утратить доблесть. Он умер, пытаясь отстоять идеалы, именно так, как воспитывал его отец.
Анализ романа
Бородинская битва показала сущность большинства главных героев. К примеру, Пьер наблюдает духовную бедность Долохова, который все же осознает безысходность сложившейся ситуации и просит у Безухова извинения за все его поступки. Болконский опять встретил Курагина: Казанова и красавец увел невесту у князя. Теперь он потерял ногу, то есть и свою привлекательность. Бородинская битва как бы расставила все на свои места.
Кутузов в контексте Бородинской битвы является положительным персонажем, поскольку он един со своей армией, берет участие в сражении, не отрываясь от народа, не обращает внимания на свое звание. Русского командующего беспокоят жизни воинов и всех обычных людей. Кутузов осознает, что есть только один способ победить в войне, а не в сражении — это правильная стратегия. Главнокомандующий отдает Москву Бонапарту.
Но так французская армия подписывает себе приговор. Кутузову неинтересны власть, слава, одобрение высшего общества. Он мастер, который знает свое дело и исполняет роль командующего русскими войсками.
Краткое содержание позволит школьникам понять главный смысл романа «Война и мир» и на отлично подготовить домашнее задание. Помимо этого, именно оно поможет написать изложение или сочинение на тему Бородинское сражение прямо на уроке, даже без предварительного прочтения произведения.
Бородино
в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Описание Бородинского сражения занимает двадцать глав третьего тома. Это – центр романа, его кульминация; решающий момент в жизни всей страны и многих героев книги. Здесь скрестятся все пути: Пьер встретит Долохова, князь Андрей – Анатоля; здесь каждый характер раскроется по-новому, и здесь впервые появится громадная сила: народ.
Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции?
Толстой доказывает, что Бородинское сражение было лишь нравственной победой русских. Он вводит в роман публицистически описанный план сражения. Бородинское сражение произошло на случайной, неудобной и невыгодной для русских позиции.
Задача Толстого была показать настроение воинов как причину победы и оспорить роль тактики ведения боя.
Почему описание сражения показано глазами Пьера?
Для описания сражения Толстой выбрал самого, казалось бы, непригодного для этой цели героя, ничего не понимающего в военном деле Пьера. Он воспринимает войну с психологической точки зрения.
Если бы Толстой показал день накануне Бородинской битвы глазами князя Андрея или Николая Ростова, мы не могли бы увидеть этих раненых, услышать их голоса, ужаснуться трезвым подсчетам доктора. Ни князь Андрей, ни Николай не заметили бы всего этого: они оба – профессиональные военные, привыкшие и к потерям, и к голосам солдат. Но Пьеру все внове, его неискушенное зрение остро.
Докажите справедливость слов старого солдата «всем народом навалиться хотят»? Приведите примеры, рисующие настроение русских накануне боя.
Встреча Пьера под Можайском с обозом раненых и мужиками-ополченцами (гл. XX), разговор его с Борисом Друбецким, Кутузовым и Долоховым (гл. XXII), настроение князя Андрея, Тимохина и их солдат (гл. XXIV–XXV).
Это целый цикл глав, объясняющих необходимость и справедливость войны против захватчиков и показывающих единство настроения людей.
Почему князь Андрей, «Тимохин и вся армия» (слова князя Андрея) уверены в победе?
Князь Андрей, «Тимохин и вся армия» уверены в исходе боя, так как успех сражения зависит «от того чувства, которое есть во мне. В нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате» (гл. XXV).
Князь Андрей высказывает ключевую для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, на которой живут дети и близкие. За эту землю идут в бой солдаты. И в этих условиях, говорят князь Андрей и Тимохин, нельзя ни «себя жалеть», ни «великодушничать» с врагом.
«Я бы не брал пленных… Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».
Справедливы ли слова князя Андрея, что французов «надо казнить»?
Толстой вкладывает в уста князя Андрея странные на первый взгляд мысли. Он не только оправдывает, но и призывает к жестокости расправы над врагом, он, осуждавший ужасы войны. Но это все справедливо. «Война так война, а не игрушка».
Т. IV, Ч. III, гл. I «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью».
Опишите состояние природы во время сражения
Через все описание боя проходит замечательный пейзажный образ солнца, освещающего битву: утреннего солнца, только что брызнувшего из-за тучи и рассеивающего туман, смешанный с дымками выстрелов; солнца, застланного дымом и стоящего еще высоко, – в середине сражения, когда «гул выстрелов, стрельба и канонада не только не ослабевали. Но усиливались до отчаянности. Как человек, который, надрываясь, кричит из последних сил» (гл. XXXII; солнце льет «косыми лучами прямо в лицо Наполеона» (гл. XXXIII); а в конце сражения тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных и изнуренных людей, «как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте. Опомнитесь. Что вы делает?» На поле стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови» (гл. XXXIX).
Нашел ли Пьер свое место среди солдат на батарее Раевского?
Гл. XXXI и XXXII. Прочитать.
Возникшее сначала на батарее «чувство недоброжелательного недоумения к нему стало переходить в ласковой и шутливое участие»; вместе с солдатами батареи мы чувствуем душевную силу, возникшую и разгорающуюся в Пьере.
Все время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия, делают это с напряженным щегольством. И все время все оживлены, как и Тушин и его батарейцы при Шенграбене. Все шутят: над Пьером, над гранатой, над собой. Однако это не свидетельство их легковесности. Это проявление их необыкновенной стойкости. Выносливости и жизненной силы.
В этих обстоятельствах Пьер, сначала наблюдавший за «разгоранием внутреннего огня». Захотел стать участником боя и предложил свои услуги в качестве подносчика снарядов (ч. III, гл. IX).
Одинаково ли ведут себя Кутузов и Наполеон в бою?
Гл. XXXIII–XXXIV и XXXV
Наполеону посвящены семь глав из двадцати, описывающих Бородинскую битву. Кутузову – только одна. Наполеон во всех этих главах напряженно-деятелен: он одевается, переодевается, принимает посланцев из Парижа и Мадрида, отдает распоряжения, диктует приказ по армии, дважды объезжает позицию, заботится о рисе, который должны выдать гвардейцам…
Кутузов сидит на одном месте и как бы дремлет. Ему тоже привозят донесения. Но он выслушивает их и не отдает никаких приказаний. Кутузов следит только за духом войска и руководит им, насколько может.
Наполеону впервые некогда думать о впечатлении, какое он производит. Желтый, опухший, с красным носом (накануне он простудился, и теперь его мучит насморк), он уже не заботится о том, что солдаты увидят его в таком непривлекательном виде.
Теперь ему пришлось вернуться к действительности; пришлось понять, что в этой войне Кутузов превзошел его как полководец; им одержана «победа нравственная», потому что на французов «в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника».
Т.Г. Браже. Система уроков по целостному изучению романа «Война и мир». // Л.Н. Толстой в школе М., 1965. – С. 301–323.
Г.Я. Галаган. Л.Н. Толстой. // История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982.
Андрей Ранчин. Лев Николаевич Толстой. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999.