Как называются выражения записанные на экране
Алгебра. 9 класс
Цели урока: сформировать умения находить корни квадратного трёхчлена.
- • ввести понятие квадратного трёхчлена и его корней;
• формировать умение находить корни квадратного трёхчлена разными способами.
Сегодня мы познакомимся с понятием «квадратный трёхчлен», разберём вопрос о возможном количестве корней квадратного трёхчлена, научимся находить корни квадратного трёхчлена решением квадратного уравнения или выделением двучлена.
Впишите верный ответ.
Как называются выражения, записанные на экране?
Как называются выражения записанные на экране
В Паскале разветвляющиеся алгоритмы позволяет реализовать условный оператор. Условный оператор позволяет проверить некоторое логическое выражение и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие.
Структура условного оператора в полной форме имеет следующий вид:
IF (логическое выражение) THEN (оператор1) ELSE (оператор2);
Блок-схема условного оператора в полной форме:
В условном операторе после then, а также после else по синтаксису может стоять только один оператор. Если же при выполнении (или невыполнении)логического выражения надо выполнить не одно действие, а несколько, то их надо объединить в единый, составной оператор, т.е. заключить эту последовательность действий в операторные скобки.
Составной оператор имеет вид:
Перед служебным словом Else символ «;» не ставится. Структура условного оператора в неполной форме имеет следующий вид: IF (условие) THEN (оператор); Пример: If A then If A then begin Пример 1: | Программный код на языке Pascal: var n: integer; begin write (‘ Введите целое число : ‘); readln (n); //ввод переменной if n mod 2 = 0 then //определяется четность write (‘Оно четное’) //если выполняется условие четности выводится сообщение «Оно четное» else write (‘Оно нечетное’); //если не выполняется условие четности выводится сообщение «Оно нечетное» readln end |
Пример 2:
Даны два числа, найти наибольшее.
Упражнения «Программирование разветвляющихся алгоритмов»
1. Записать условие, которое является истинным, когда
· каждое из чисел X и Y нечетное;
· только одно из чисел X и Y меньше 20;
· хотя бы одно из чисел X и Y равно нулю;
2. Записать условие, которое является истинным, когда
· каждое из чисел А и В больше 100;
· только одно из чисел А и В четное;
· хотя бы одно из чисел А и В положительно;
· каждое из чисел А, В, С кратно трем;
· только одно из чисел А, В и С меньше 50;
· хотя бы одно из чисел А, В, С отрицательно.
3. Записать условие, которое является истинным, когда
1. целое А кратно двум или трем;
2. целое А не кратно трем и оканчивается нулем.
4. Записать условие, которое является истинным, когда
1. целое N кратно пяти или семи;
2. целое N кратно четырем и не оканчивается нулем.
5. Определите значение переменной С после выполнения фрагмента программы:
if А>В then С:=А+В else С:=А-В;
а) 100 b) 5 с) 105 d)95
6. Укажите правильную запись на языке Паскаль выражения, записанного на русском языке Х>=0 и Х>=3,25 и У
Pascal | Лекция №3
Операторы присваивания, операторы ввода-вывода
Содержание:
Поскольку язык Pascal алгоритмический, то для записи шагов алгоритмов, для наглядного однозначного представления алгоритмов в стиле структурного программирования существует набор операторов. Основные операторы считаются простыми, остальные – структурными, т.е. в их состав могут входить другие операторы, причем глубина «вложенности» операторов не ограничена.
Операторы присваивания
Оператор присваивания предназначен для присваивания переменной значения выражения. Оператор обозначается символом «:=», в левой части указывается имя переменной, в правой – вычисляемое выражение. Выражение может составлять число, знаки арифметических действий, круглые скобки, переменные и константы, процедуры и функции, допускаемое вложение друг в друга. Обязательное условие — совместность типов данных. Оператор считается синтаксически правильным, если тип выражения в правой части совпадает с типом переменной. Исключение составляет случай, когда выражение имеет целый тип, а переменная – вещественный. Допускается использование этого оператора с переменными любого типа, кроме файлового. Синтаксис:
Если в левой части оператора присваивания указана переменная типа Boolean, то в правой части оператора должно быть задано логическое выражение, задающее правило вычисления логического значения (true или false). Синтаксис:
Логическое выражение есть логическая формула, записанная на языке программирования. Логическое выражение состоит из логических операндов, связанных логическими операциями и круглыми скобками. Результатом вычисления логического выражения является булева величина (true или false). Логическими операндами могут быть логические константы, переменные, функции, операции отношения. Один логический операнд является простейшей формой логического выражения.
Примеры использования оператора присваивания:
с переменными целого типа: x := 200;
вещественного: y := Sin(Pi/3);
символьного: с := ‘6’;
булевского: test := false;
R – радиус окружности (тип – integer или real)
Pi – константа, равная значению p.
Операторы ввода-вывода
Ввод данных – это передача информации от внешних устройств в оперативную память. Вводятся, как правило, исходные данные решаемой задачи.
Вывод данных – обратный процесс, когда данные передаются из оперативной памяти на внешние носители (принтер, дисплей, магнитные устройства и т.д.). Результаты решения всякой задачи должны быть выведены на один из этих носителей.
Основными устройствами ввода-вывода у ПК являются клавиатура и экран монитора. Именно через эти устройства главным образом осуществляется диалог между человеком и ПК.
Для того чтобы программа могла работать в диалоговом режиме (позволяла бы вводить данные и видеть результаты работы на экране) существуют операторы ввода и вывода.
Существует две формы оператора ввода: Read и ReadLn. Процедура ввода с клавиатуры имеет следующий формат:
Read ( ),
где – это последовательность имен переменных, разделенных запятыми.
Другой вариант оператора ввода с клавиатуры имеет вид:
ReadLn ( )
Оператор ReadLn аналогичен предыдущему, отличие заключается в том, что при выполнении одного оператора ReadLn курсор на экране монитора переходит на новую строку.
Аналогично существует две формы оператора вывода. Оператор вывода на экран (обращение к стандартной процедуре вывода) имеет следующий формат:
Здесь элементами списка вывода могут быть выражения различных типов. В результате выполнения данного оператора значения списка будут выведены на экран монитора.
Если необходимо вывести на экран какой-либо текст, то внутри оператора Write этот текст записывается в апострофах.
Второй вариант процедуры вывода на экран:
Его действие отличается от оператора Write тем, что после вывода последнего в списке значения происходит перевод курсора к началу следующей строки. Оператор WriteLn может использоваться без каких-либо параметров – в этом случае после выполнения такого оператора курсор перемещается на одну позицию вниз.
В операторах вывода Write и WriteLn имеется возможность установить ширину поля вывода. Если X и I – целочисленные выражения, а Y — вещественное выражение, то вызов
Write ( X : I, Y : I ) — печатает значения X и Y каждое в крайние правые позиции полей шириной I;
Write ( Y : I : X) – вызовом в крайние правые позиции поля шириной I символов выводится десятичное представление значения Y в формате с фиксированной точкой, причем после десятичной точки выводится X цифр, представляющих дробную часть числа.
Составной оператор
Для того чтобы задать последовательное выполнение (по порядку, один за другим) нескольких операторов, в языке Pascal существует составной оператор. Операторы, входящие в составной, разделяются символом «;», в начале ставится служебное слово Begin, в конце – End.
Составной оператор применяется в тех случаях, когда синтаксис языка допускает использование только одного оператора, а смысл требует выполнения нескольких действий.
Обратите внимание: перед служебным словом End разделитель (символ «;») не ставится.
Условный оператор
Очень часто так же, как и в жизни, при решении задач некоторые действия выполняются в зависимости от истинности каких-либо условий. Например, мы берем с собой зонт, если идет дождь или на небе тучи. Или часто встречающиеся в математике определения функций:
Здесь значение функции f вычисляется в зависимости от величины x по разным формулам.
Для задания выбора того или иного действия в зависимости от условия в языке Pascal предназначен условный оператор, который имеет две формы: полную и сокращенную.
В качестве условия используется значение логического выражения, в качестве операторов – любой простой или составной оператор, в том числе и сам условный оператор.
И по ветке then, и по ветке else должен выполняться единственный оператор. Если по смыслу задачи необходимо выполнить несколько операторов, тогда следует использовать составной оператор.
Часть условного оператора, начинающаяся со слова else, может отсутствовать, такая форма оператора называется сокращенной и выглядит следующим образом:
Оператор в этом случае выполняется, если условие истинно, иначе программа переходит к следующему оператору.
Пример полной формы: рассмотрим определение функции f(x):
Если в нашем примере описать логическую переменную В, значение которой будет равно true, если x
Пример краткой формы:
При использовании вложенных условных операторов может возникнуть неоднозначность, например:
В данном случае необходимо помнить, что служебное слово else всегда ассоциируется с ближайшим по тексту программы словом if, которое еще не связано с else. А чтобы такая двусмысленность не возникала, лучше всего пользоваться составным оператором:
Теперь дадим строгое описание условного оператора в форме синтаксической диаграммы:
Пример: По длинам трех сторон треугольника a, b, c вычислить его площадь.
Условный оператор Case (оператор варианта)
Более обобщенной формой условного оператора, учитывающей произвольное число альтернатив, является оператор варианта. Использование этого оператора позволяет задавать выполнение некоторых действий для нескольких различных значений одного выражения:
Присвоить строке S значение дня недели для заданного числа D при условии, что в месяце 31 день и 1-ое число – понедельник.
Для построения алгоритма воспользуемся операцией mod, позволяющий вычислить остаток от деления двух целых чисел, и с условием, что 1-ое число – понедельник. Тогда можно записать следующий оператор Case:
Чтобы завершить построение алгоритма решения поставленной задачи, необходимо ограничить область возможных значений переменной D (тип — integer):
В качестве можно также задать список и (или) диапазон значений.
Контрольные вопросы
Программирование на алгометрическом языке QBASIC
Темы для изучения: Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм. Цикл с известным числом повторений. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. Массивы. Процедуры и функции. Графические возможности QB.
Введение в язык программирования Basic.
Для представления алгоритма в виде, понятном компьютеру, служат языки программирования. Сначала разрабатывается алгоритм действий, а потом он записывается на одном из таких языков. В итоге получается текст программы – полное, законченное и детальное описание алгоритма на языке программирования. Затем этот текст программы специальными служебными приложениями, которые называются трансляторами, либо переводится в машинный код (язык нулей и единиц), либо исполняется.
Basic (Бейсик) создавался в 60-х годах в качестве учебного языка и очень прост в изучении. По популярности занимает первое место в мире.
Некоторые операторы языка Basic.
REM – оператор комментария.
CLS – очистить экран.
PRINT (вывод, печать) – оператор вывода.
INPUT (ввод) – оператор ввода.
Для задания значения переменной служит оператор присваивания. Он записывается так:
LET переменная = значение (или просто: переменная = значение)
END – оператор конца программы
Арифметические операции на языке Basic.
Операция
15/4
3.75
Математические функции на языке Basic.
Корень | SQR(X) |
Модуль числа | ABS(X) |
Синус | SIN(X) |
Косинус | COS(X) |
Тангенс | TAN(X) |
Целая часть числа | INT(X) |
Натуральный логарифм | LOG(X) |
Линейная структура программы.
Программа имеет линейную структуру, если все операторы (команды) выполняются последовательно друг за другом.
Пример: Вычислите площадь прямоугольника по его сторонам.
REM Площадь прямоугольника
INPUT «Введите сторону а», а
INPUT «Введите сторону b», b
s = a * b
PRINT «Площадь равна: «, s
END
Пример: Вычислите длину окружности и площадь круга по данному радиусу.
REM Вычисление длины окружности и площади круга
INPUT «Введите радиус «, r
PI = 3.14
l = 2 * PI * r
s= PI * r * r
PRINT «Длина окружности равна: «, l
PRINT «Площадь равна: «, s
END
Ветвление в алгоритмах и программах.
Разветвляющий алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Рассмотрим запись условного оператора на языке Basic.
Условия – еще один тип логических выражений. В них используются следующие операторы сравнения:
Предыдущие конструкции позволяли обойти или выполнить серию оператор в зависимости от справедливости условия. Это еще не было ветвлением. Чтобы вычисления могли разветвляться по нескольким направлениям, служит конструкция
Пример: Проверить, равно ли введенное число некоторому значению, и в случае равенства выдать на экран сообщение о равенстве чисел.
REM сравнить число со каким-то значением
INPUT «Введите а», а
IF a=7 THEN PRINT «Числа равны»
END
Пример: Определить большее из двух чисел, вывести его на экран, затем – увеличить его в двое и вывести результат на экран.
REM определить большее из двух чисел.
INPUT «Введите а», а
INPUT «Введите b», b
IF a=b TNEN
PRINT «Числа равны»
с=2*a
ELSE
IF a>b THEN
PRINT «Большее число: «, a
с=2*a
ELSE
PRINT «Большее число: «, b
с=2*b
END IF
END IF
PRINT «результат: «, c
END
Пример: Решение квадратного уравнения.
Решение квадратного уравнения зависит от значения дискриминанта.
REM Решение квадратного уравнения
INPUT «Введите коэффициент a: «, а
INPUT «Введите коэффициент b: «, b
INPUT «Введите коэффициент c: «, c
d=b*b-4*a*c
IF d
CASECASE
.
CASE ELSEEND SELECT
Выражение, заданное после ключевых слов SELECT CASE, сравнивается с определенными значениями – условиями и если они истинны, то выполняется соответствующая серия команд. Если не одно условие не истинно, то выполняется серия команд между CASE ELSE и END SELECT.
Пример: Выдать словесное значение числа
REM Преобразование чисел в слова
INPUT «Введите число», a
SELECT CASE a
CASE 1
PRINT «один»
CASE 2
PRINT «два»
CASE 3
PRINT «три»
.
CASE 10
PRINT «десять»
CASE ELSE
PRINT «это число не могу перевести»
END SELECT
END
Циклы а алгоритмах и программах
Циклический алгоритм – описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Перечень повторяющихся действий называют телом цикла.
Например, на уроке физкультуры вы должны пробежать некоторое количество кругов вокруг стадиона.
Такие циклы называются – циклы со счетчиком.
На языке Basic они записываются следующим образом:
FOR Счетчик=НачЗнач TO КонЗнач [STEP шаг]
тело цикла
NEXT [Счетчик]
Параметры указанные в квадратных скобках являются не обязательными (их можно не записывать). По умолчанию шаг цикла равен одному, т.е. каждый раз после прохождения тела цикла счетчик увеличивается на единицу.
Пример: Вывести на экран все числа от 1 до 100.
REM Вывод чисел от 1 до 100
FOR I=1 TO 100
PRINT I
NEXT
END
Пример: Вычислить сумму двухзначных натуральных чисел.
REM Вычислить сумму двухзначных натуральных чисел
FOR I=10 TO 99
s=s+I
NEXT
PRINT «Результат = «,s
END
Пример: вычислить факториал числа а (записывается так: а!). Факториал – это произведение чисел от 1 до а. Например, 5! (факториал пяти) – это 5!=1*2*3*4*5
REM Вычислить факториал числа
a=5
f=1
FOR I=1 TO a
f=f*I
NEXT
PRINT f
END
В субботу вечером вы смотрите телевизор. Время от времени поглядываете на часы и если время меньше полуночи, то продолжаете смотреть телевизор, если это не так, то вы прекращаете просмотр телепередач.
Циклы такого вида называют – циклы с предусловием.
На языке Basic они записываются следующим образом:
DO WHILE условие
Тело цикла
LOOP
DO UNTIL условие
Тело цикла
LOOP
Этот цикл отличается от предыдущего только тем, что он выполняется до тех пор пока условие не истинно (т.е. совсем наоборот).
Пример: Вывести все натуральные числа меньше данного.
REM Вывод всех чисел меньше данного
a=0
chislo=10
DO WHILE a max THEN
max=mas(I)
nomer=I+1
END IF
NEXT
PRINT «Максимальный элемент: «, max, » с номером «, nomer
END
Пример: составить программу сортировки массива по возрастанию.
REM сортировка массива
INPUT «Введите число элементов массива», n
DIM mas(n) AS INTEGER
FOR I=0 TO n-1
mas(I)=1+INT(RND*10)
NEXT
CLS
PRINT «Вывод массива»
FOR I=0 TO n-1
PRINT mas(I);
NEXT
REM сортировка массива
FOR I=0 TO n-2
FOR J=I+1 TO n-1
IF mas(I)>mas(J) THEN
REM если нашли меньший элемент, то обменяем их местами
a=mas(I)
mas(I)=mas(J)
mas(J)=a
END IF
NEXT J
NEXT I
REM конец сортировки массива
PRINT «Вывод отсортированного массива»
FOR I=0 TO n-1
PRINT mas(I);
NEXT
END
Пример: ввод массива с использование оператора DATA.
Массивы. Двумерные массивы.
Двумерные массивы можно представить себе как таблицы, в ячейках которых хранятся значения элементов массива, а индексы элементов массива являются номерами строк и столбцов.
Объявляются двумерные массивы так же, как переменные и одномерные массивы. Например, целочисленный числовой массив, содержащий 3 строк и 4 столбца объявляется следующим образом:
REM Таблица умножения
DIM tabum (1 TO 9, 1 TO 9) AS INTEGER
REM Заполнение массива – создание таблицы умножения
FOR I=1 TO 9
FOR J=1 TO 9
tabum(I, J)=I*J
NEXT J
NEXT I
REM Вывод массива на экран в виде таблицы
FOR I=1 TO 9
FOR J=1 TO 9
PRINT tabum(I,J);
NEXT J
NEXT I
END
Пример: В таблице 3х4 вычислить количество отрицательных элементов, сумму четных элементов, произведение элементов второй строки.
REM вычислить количество.
DIM tabl(1 TO 3, 1 TO 4) AS INTEGER
REM Заполнение массива
FOR I=1 TO 3
FOR J=1 TO 4
INPUT «Введите элемент массива:», tabl(I, J)
NEXT J
NEXT I
REM Вывод массива на экран в виде таблицы
CLS
FOR I=1 TO 3
FOR J=1 TO 4
PRINT tabl(I,J);
NEXT J
NEXT I
REM требуемые вычисления
k=0
s=0
p=1
FOR I=1 TO 3
FOR J=1 TO 4
IF tabl(I, J)
LEN(s$) Вычисляет длину строки (количество символов). MID$(s$,n,k) Выделяет из строки s$ k символов начиная с n-го символа. VAL(s$) Преобразует числовую часть начала строки в число. STR$(x) Преобразует число в символьную форму. ASC(s$) Вычисляет десятичный код символа. CHR$(x) Преобразует код в символ. INKEY$ Функция опроса клавиш, нажатых на клавиатуре.
Пример: составить программу подсчитывающую, количество букв «а» в предложении.
REM кол-во букв «а»
INPUT «Введите предложение», s$
FOR I=1 TO LEN(s$)
IF MID$(s$,I,1)=»а» THEN k=k+1
NEXT
PRINT «Кол-во букв а =», k
END
Пример: Заменить все буквы «а» в предложении на буквы «о».
REM замена букв
ss$=»»
INPUT «Введите предложение», s$
FOR I=1 TO LEN(s$)
IF MID$(s$,I,1)=»а» THEN
ss$=ss$+»о»
ELSE
ss$=ss$+MID$(s$,I,1)
END IF
NEXT
PRINT «Исправленная строка: «, ss$
END
Пример: Получить предложение в обратном порядке следования символов.
Дополнительные возможности Basic: Приложение1 в окне правка / правка слайдов возможно доработать презентацию.