Как называют шереметьево в народе
«Полстакана», которые выдают москвича. Выбираем столичные диалектизмы
«Я сейчас возле «Бабки», как мне до «Внучки» добраться? Ой, нет, я перепутала, мне «Дед» нужен. Конечно, «Шарик» поближе находится, но других билетов не было». Что? — ответят гости столицы, не разобрав ни единого слова. А москвичи с совершенно спокойным взглядом понимающего человека объяснят, как проехать от станции метро «Бабушкинская» до аэропорта Домодедово.
Итак, расшифровываем. «Бабка» — станция метро «Бабушкинская», «Внучка» — аэропорт Внуково, «Дед» — аэропорт Домодедово, «Шарик» — аэропорт Шереметьево. Вот такое получилось семейство московских диалектизмов. Не удивляйтесь, это еще не все, чем богата столичная копилка разговорной речи. Говорят, что Питер радует своими, понятными только питерцам, словами. Но оказывается, что и москвичи смогут ввести в ступор приезжих непривычным сленгом.
Начнем с названия самой столицы, которую нередко именуют МСК, особенно в текстовом варианте — сообщениях, переписках. Если копнуть глубже, то раньше столицу называли «муравейником», Белокаменной и Третьим Римом (ну это вы знаете из истории и литературы).
Аэропорты
Внучка — аэропорт Внуково
Шарик— аэропорт Шереметьево
Дед — аэропорт Домодедово
Ж/Д, автостанции и столичная подземка
Комса — Комсомольская площадь или станция метро «Комсомольская»
Охотка — станция метро «Охотный ряд»
Бабка — станция метро «Бабушкинская»
Петрашка — Железнодорожная платформа «Петровско-Разумовская», станция метро «Петровско-Разумовская»
Беларик — станция метро «Белорусская»
Щелчок – Щелковское шоссе или Щелковский автовокзал
Ярик – Ярославское шоссе и Ярославский вокзал
Курок – Курский вокзал
Павелюга – Павелецкий вокзал
Савок, Савка – Савеловский вокзал
Киевон – Киевский вокзал
Здания
Лужа — стадион «Лужники»
Полстакана — гостиница «Космос», построенная в форме подковы
Золотые мозги— здание президиума Академии наук на Ленинском проспекте
Шашлык — монумент в честь советско-грузинской дружбы, расположенный в районе Тишинского рынка.
Памятники
Мужик в пиджаке — памятник Лермонтову, стоящий возле станции метро «Красные ворота» (привет фильму «Джентльмены удачи»)
Дед Мазай и зайцы — скульптурная композиция, посвященная автору «Тихого Дона» Михаилу Шолохову, установленная на Гоголевском бульваре
Рубль или Летающая тарелка – памятник вьетнамскому политическому деятелю Хо Ши Мину, расположенный возле метро «Академическая»
Гриб — памятник Грибоедову на Чистых прудах
Пампуш — памятник А.С. Пушкину
Места
Черкизон — Черкизовский рынок. Когда его закрыли большинство торговцев переместились в торгово-ярмарочный комплекс «Москва» в Люблино, который унаследовал окончание от своего предшественника и стал Люблизоном.
Горбушка — Крупный рынок электроники на западе Москвы
Патрики — Патриаршие пруды
Слова
Замкадыш — человек, который проживает за МКАДом
Элка — электричка
Ждем дополнений от каждого из вас в комментариях к этой статье! Наверняка, перлы московской речи блуждают по коридорам и аудиториям московских вузов, передаются от курса к курсу в столовой или в общежитии. Вместе составим разговорник, который поможет без труда понимать жителей столицы!
Круглый юбилей «Шарика»
Один из столичных аэропортов отмечает юбилей. Знаменитому Шереметьево исполнилось 50.
Сегодня один из столичных аэропортов, Шереметьево, отмечает юбилей. Знаменитому «Шарику» именно так называют его в народе исполнилось 50. По понятным причинам сотрудники аэропорта проводят этот день на рабочих местах.
Некогда военный аэродром сейчас напоминает стройплощадку там возводят новые терминалы, транспортные развязки и обещают в ближайшее время избавить пассажиров от очередей.
Корреспондент НТВ Георгий Гривенный посетил юбиляра.
Специальный ящик рядом со полосой говорит на семи «птичьих» языках, отпугивая самых «самолетоопасных пернатых»: чаек, ворон и пустельгу. Орнитолог Ирина Иванова отвечает за «обесптиченность полетов».
Ирина Иванова, орнитолог: «Когда я пришла сюда работать, это было 24 года назад, в утренние часы можно было увидеть такую картину: весь аэродром был белым от птиц. Сейчас мы такого, конечно, не допускаем».
Люди, ждущие посадки в свои «железные птицы», прислушиваются к другим голосам дикторским. Инна Шубина шесть лет назад сменила работу: была учителем английского языка, стала «дежурной по выдаче справок». «Выдает» в среднем по тысяче за смену.
Инна Шубина, диктор аэропорта Шереметьево: «К концу смены голос садится, отаемся практически без голоса, но на этот случай есть подмена».
Сейчас в аэропорту тестируют новую систему. Скоро о вылетах и регистрации будет сообщать робот, но «голос Шереметьево» не утратит человеческой теплоты.
Инна Шубина, диктор аэропорта Шереметьево: «Это нам значительно облегчило бы работу по выдаче специальной информации. Но вот когда нам звонят и просят позвать того или иного пассажира, который на посадку опаздывает, то тут нужен только живой голос. Только живой диктор».
А еще исчезнет «рюмка» один из символов Шереметьево, а старый посадочный терминал уступит место новому. За 50 лет в аэропорту стало слишком тесно.
Михаил Василенко, генеральный директор ОАО «Международный аэропорт Шереметьево»: «Пассажирам неудобно постоянные очереди на регистрации, недостаточно кабинок паспортного контроля, потому что их просто негде поставить. Как говорит один мой знакомый, на даче жить гораздо лучше, чем в однокомнатной квартире трем семьям».
Хотя официальной датой рождения аэропорта Шереметьево считается день выполнения первого регулярного рейса, 11 августа 1959 года, на самом деле толчок рождению и развитию этого проекта был дан за месяц до этого. Тогда здесь приземлился самолет Никиты Хрущёва, прилетевшего из Англии. Лидер советского государства был настолько поражен увиденным в Хитроу, что, спустившись по трапу, произнес историческую, как теперь выясняется, фразу: «Пора бы уже и нам задуматься о хорошем аэропорте».
Диспетчерский пункт это «мозг» аэродрома. Он у Шереметьево пока на том же месте, но вскоре его переведут в новое здание. Диспетчер Алексей отвечает за все, что взлетает не выше 300 метров. Авиация легкомоторная, но ситуации бывают тяжелые.
Алексей Лупов, диспетчер вспомогательного диспетчерского пункта подхода аэропорта Шереметьево: «Когда смену отработаешь, выходишь с работы, сердце бьется, стучит чувствуется, что ты день прожил не зря».
Этот день голос, руки, мозг и другие составляющие аэропорта Шереметьево проведут на работе. Юбилей юбилеем, но вылет должен быть по расписанию.
Как называют шереметьево в народе
Привожу весь текст статьи:
Каждый город порождает свой особый язык, в основном состоящий из всевозможных искаженных топонимов и прозвищ, данных тем или иным городским объектам – известным зданиям, памятникам и мостам. Представители других городских общностей его, как правило, не понимают. Столица, несмотря на свой космополитичный и глобальный характер, тут не совсем исключение. Что скажет, к примеру, жителю Находки «Пампуш на Твербуле», обнаруженный на страницах булгаковского фельетона «Похождения Чичикова»?
«Маяковский, например, рассказывал мне, будто молодые москвички, назначая рандеву своим поклонникам, произносят два слова: «Твербуль, Пампуш». И те будто хорошо понимают, что так называется популярное место любовных свиданий – Тверской бульвар, памятник Пушкину. Этот Твербуль Пампуш был мне особенно мил, потому что в нем слышалось что-то украинское: в связи с этими словами возникают и Тарас Бульба, и вкусные, жареные пампушки. В 1920-х годах в Москве существовало двустишье:
На Твербуле у Пампуша
Ждет меня миленок Груша».
(К. Чуковский. «Живой как жизнь»)
Пушкина давно уже перетащили с бульвара на площадь его имени, но любой москвич в два счета расшифрует вам Пампуша на Твербуле, даже если он родился через 70 лет после того как умерли Маяковский с Булгаковым. Видимо, это передается с генами.
Как образуется сленг мегаполиса
Образование этих словечек происходит постоянно. В городской сленг вносили свой посильный вклад студенты, нэпманы, водители скорой, хиппи, воры в законе, курьеры и полицейские, ресторанные музыканты-лабухи, таксисты и вообще каждый, кому вдруг удавалось сказануть что-нибудь такое, что как попадало народу на язык, так там и оставалось. Кое-что исковеркали еще во времена Московского княжества. Так, прозвище начала пешего пути в сторону Золотой Орды впоследствии стало официальным московским топонимом Ордынка, а приход великомученицы Варвары превратился в Варварку.
Как правило, сленговые топонимы получаются при помощи усечения или суффиксации оригинального названия. Иногда подбираются слова с близкими по звучанию корнями, как это получилось с ДК имени Горбунова, ставшим «Горбушкой». Но встречаются и более сложные варианты, происхождение которых кажется далеко не очевидным. Скажем, жители американской столицы называют здание Пентагона не иначе как Target A, поскольку при любом военном нападении на США оно будет считаться первоочередной целью.
Новые сленговые топонимы возникают каждый день, каждый час, каждую минуту, буквально на наших с вами глазах. Вы просто еще не знаете, как вам придется называть свой район, свою улицу или станцию метро завтра. Какое смешное и удобное на языке словечко вдруг пристанет и не отвяжется уже никогда.
Между прочим, жители Санкт-Петербурга уже подсуетились и создали альтернативную карту своего города. Читаешь – и становится нечеловечески обидно за наш маленький город, ведь у нас ничего такого нет. Вот давайте прямо сейчас и начнем создавать собственную карту:
Москоу-Сити, Мос-Вегас, Москвабад, Default City, Нерезиновск – это все она, дорогая моя столица.
«И последней улицы название прочли»
Большинство сленговых имен московских улиц появляется по точно таким же принципам: Усачевка, Вернадка, Каширка, Фабра (улица Фабрициуса), Яма (улица Ямского Поля), но иногда народный юмор раскрывается во всей красе, и тогда хоть стой, хоть падай, хоть догадывайся. Самый известный пример, конечно же, Тверская. В бытность свою улицей Горького у стиляг она именовалась Бродвеем и Бродом, у хиппи – Пешков-стрит, а сейчас ее уже никак не называют, потому что там стало скучно. Но бывает и позаковыристее. Например, Царь-улица – это улица Академика Королева, проспект Му-Му – Коровинское шоссе, Вставная Челюсть и Аэродинамическая Труба – Новый Арбат, Кишлак – улица Маршала Катукова из-за расположенного на ней кинотеатра «Таджикистан».
«Шеф, мне тут на Курок по-быстрому надо» – транспортные объекты
И тут безраздельно властвует усечение с привлечением однокоренных слов, так что все просто: Кивок – Киевский вокзал, Белка, Беларик – Белорусский вокзал и станция метро «Белорусская»; Павелюга – Павелецкий, Курок – Курский. Шарик, Домик и Внучка – это наши аэропорты: Шереметьево-2, Домодедово и Внуково соответственно.
Есть и исключение. Ленинградский, Ярославский и Казанский вокзалы, а также Комсомольскую площадь народ объединил под одним топонимом. Смотри у Высоцкого: «Кончился коньяк – не пропадем. Съездим к трем вокзалам и возьмем».
Станции метро – это отдельная тема, тем более что тут сленговая схема давно уже создана и висит в интернете, причем в нескольких вариантах. Как правило, каждая станция носит по два-три прозвища, одно – стандартное, сделанное при помощи усечения, а другое – слово-омоним или смысловое издевательство. Первые создают в основном машинисты для удобства общения с диспетчерами («Улица Подбельского» – «Подбелка» и т. д.), а от них уже они идут в народ, а вторые – хиппи, студиозусы или просто острые на язык пассажиры: «Лошадь Кузьмича», «Битлотека имени Леннона», «Маньяковская» и так далее. Вот пример уже устаревшей схемы с такими названиями.
«Мама Говорила: «Учись!» и прочие вузы
Имена своим альма-матер дают сами студенты, а эта публика всегда отличалась чувством юмора. Недаром же они придумали КВН.
В основном прозвище появляется из особенно смешной расшифровки аббревиатуры родного вуза или, если он был назван именем какого-то деятеля, переделывается уже из него. «Мама Говорила: «Учись!» – это, понятное дело, МГУ, «Московский алкогольный институт» – МАИ, Бауманка – МГТУ имени Баумана, Лумумбарий – РУДН имени Патриса Лумумбы, Менделавка – МХТУ имени Менделеева и еще тысяча вариантов.
Но бывают исключения. К примеру, Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина в народе называется Керосинкой, а его студенты – керосинщиками.
Одеться с «Черкизона» – московские рынки
«Черкизон» – легендарный Черкизовский рынок, и даже если вы там и не одевались, то все равно знаете, как он называется в народе. «Люблизон» – Люблинский, пришедший на смену Черкизовскому.
«Савок», «Савела», «Савельник» – рынок электроники и торговый комплекс у станции метро «Савеловская», «Птичка» – Птичий рынок.
«Радар» – Митинский радиорынок.
«Горбушка» – ДК Горбунова и существовавший вокруг него в 1990-х – начале 2000-х огромный стихийный рынок аудио и видео. После того как он был закрыт, название перешло к торговому комплексу «Горбушкин двор».
«Сайгон» – вьетнамский вещевой рынок на Тульской, ныне прикрытый властями.
«Тишинка», «Тишка» – самая крутая московская барахолка, находившаяся в центре города между станциями «Белорусская», «Маяковская» и «Улица 1905 года», тоже давно уже не существующая, но при этом местная остановка наземного транспорта по-прежнему называется «Тишинский рынок».
«Сгоняй за пивом в «самолет» – отдельные дома
«Комод» – богато украшенный бывший дом Апраксина по адресу: Покровка, дом 22.
«Яйцо» – пристройка к дому 1 по улице Машкова, выполненная в виде яйца Фаберже.
«Пила», «цыганское посольство», «офицерские дома» (Большая Пироговская, дом 51) – бывший комплекс общежитий Института красной профессуры, впоследствии переданный под размещение курсантов московских военных вузов. Прозвище «дом-пила» получил из-за того, что его нечетные корпуса выходят торцами на Большую Пироговскую, а четные – на Малую и соединяются переходной галереей.
«Дом-сказка» – Пречистенская набережная, дом 35, краснокирпичный доходный дом в псевдоготическом стиле с мозаикой на фасаде, построенный в 1907 году инженером путей сообщения Н.П. Перцовым.
«Дом на набережной», «дом правительства», «дом самоубийц», «братская могила», «этап ГУЛАГа», «кремлевский крематорий», «расстрельный дом» – это все он, последние пристанище советских випов по адресу: Берсеневская набережная, дом 22. Остается лишь добавить, что ставшее классическим прозвище прилипло к нему после выхода одноименной повести Трифонова и снятого по ней фильма.
«Титаник», «длинный дом», «дом атомщиков», «дом холостяков» – жилой дом нестандартной архитектуры на сваях, длиною почти что в полкилометра по адресу: Большая Тульская улица, дом 2. Из-за опоясывающих балконов на верхних этажах когда-то и впрямь напоминал океанский лайнер, пока в Даниловском районе было еще не так много высотных зданий.
«Сороконожка» – еще один дом на сваях по адресу: Беговая улица, дом 34. «Ног» у него и впрямь ровно сорок.
«Самолет» – свайный дом-коммуна на улице Орджоникидзе, 8/9, сверху похожий на бомбардировщик-«этажерку» времен Первой мировой войны.
Прочие московские свайные панельные дома (Смоленский бульвар, дом 6/8, проспект Мира, дома 110 и 184, 2-й Донской проезд, дом 7/9) носят одно на всех прозвище – «дом на курьих ножках».
«Книжки» – комплекс высотных зданий по нечетной стороне Нового Арбата.
Белый дом – Дом правительства РФ на Краснопресненской набережной.
«Паровоз» – Садовая-Черногрязская, дом 1. Прозвище получил, очевидно, из-за напоминающей огромную трубу башни с часами в торце здания.
«Дом с мозгами», «бронзовые мозги», «флакон», «две сигареты» – здание Президиума Российской академии наук. Большинство прозвищ связано, разумеется, с непонятной конструкцией на крыше, о которой до сих пор ходит множество легенд, – то ли это какие-то особые (но при этом неработающие) солнечные батареи, то ли антенны для связи с космосом. Насмотревшись старых фантастических фильмов, это сооружение и впрямь можно принять за содержимое черепной коробки какого-то гигантского робота в стиле стимпанк. А еще в этом здании заседают и работают «мозги нации», то есть академики. Если посмотреть на здание со стороны Москвы-реки, то оно и впрямь будет похоже на две огромные сигаретины с фильтрами.
«Полстакана» – гостиница «Космос».
«Скороварка», «кастрюля», «гриб» – недавно построенный Московский международный дом музыки. Его форма как бы намекает… У местных жителей еще существует локальное прозвище «око Саурона» – из-за установленного на крыше огромного знака скрипичного ключа.
«Бастилия» – Нахимовский проспект, дом 22, длинный краснокирпичный жилой дом с псевдобашнями, внутри которых находятся лифты и лестницы.
«Великая китайская стена» – жилой дом по улице Гризодубовой, дом 4, корпуса 1–3, построенный на бывшем Ходынском поле. Самое длинное жилое здание в Европе.
«Пингвин», «пузо», «парус» – очередной стеклянный бизнес-центр на 1-й Брестской улице, дом 29. Прозвище получил за то, что слишком явно выпирает в сторону этой самой улицы.
«Шприц» – Останкинская телебашня.
«Подвал Лужкова», «Яма» – торговый комплекс «Охотный ряд» на Манежной.
Памятники и монументы
«Холодильник с бородой» – Карл Маркс на Театральной площади. Прозвище, по слухам, дала Фаина Раневская.
«Железный дровосек», «Терминатор» – Гагарин на Ленинском проспекте.
«Стрела», «Игла», «Мечта импотента» – монумент «Покорителям космоса» на ВВЦ.
«Бешеный мальчик» – Мальчиш-Кибальчиш, стоящий у входа на территорию Московского дворца пионеров со стороны улицы Косыгина.
«Гулливер», «Колумб» – Петр I в исполнении Церетели, стоящий рядом с ЦПКиО.
«Маяк» – памятник Маяковскому и площадка рядом с ним.
«Памятник «чупа-чупсу» – фонтан «Адам и Ева» рядом со станцией метро «Новокузнецкая». Прозвище появилось из-за того, что вместе с библейскими прародителями человечества скульптор отлил в бронзе еще и то самое райское древо… остриженное под шар в парковом стиле.
«Шашлык» – монумент в честь присоединения Грузии к России на Тишинке. Действительно отдаленно напоминает четыре шампура, зацепленных за кольцо.
«Блин» – памятник Хо Ши Мину на одноименной площади. Собственно сам дедушка Хо присутствует в изображения в виде лица на огромном бронзовом диске.
«Рэмбо» – Ленин на Калужской площади.
«Больной геморроем» – памятник Достоевскому у Библиотеки имени Ленина.
«Лодочник» – Шолохов на Гоголевском бульваре.
Откуда в названии поселка мягкий знак?
Однажды в поздний час случилось мне покупать что-то в пристанционной палатке у Шереметьевской. В очереди народу было немного, в основном – гастарбайтеры из ближнего зарубежья. Стоявший прямо передо мной местный сильно подвыпивший бородатый мужик вопрошал иноземцев – почему графов фамилия была Шереметевы, без мягкого знака, а станция называется Шереметьевская, с мягким знаком? Гости из солнечных республик по-русски разговаривали слабо. Они напрягались, путали падежи, формулируя продавщице свой заказ. Бородач сбивал их с толку полуночными филологическими изысканиями… Я-то знала ответ на его вопрос. Похоже, что и он знал, но приставал к случайным людям из куражу, чтобы показать свою образованность.
Так почему же графы Шереметевы, а станция Шереметьевская и поселок Шереметьевский?
Станция Шереметьевская. Платформа «в Москву», ноябрь 2002 года | Станция Шереметьевская. Платформа «в область», осень 2003 года |
Доктор филологических наук А. Суперанская в статье «Графы Шереметевы» («Наука и жизнь», № 7, 2007 год) рассказывает:
«Древний боярский, впоследствии графский род Шереметевых имеет общих предков с родом бояр Романовых, из которых в 1614 году был избран на царство Михаил Федорович, первый из династии Романовых. Предок обоих родов, согласно архиву Коллегии иностранных дел, звался Андрей Иванович Кобыла. Он был потомком прусского короля Вейдевута. Согласно преданию, отец его, устав от ратных дел, выехал со своим сыном и придворными на службу к русскому великому князю Александру Ярославичу Невскому. «По восприятии святого крещения дано ему имя Иоанн, а сыну Андрей Иванович, прозванный по просторечию Кобыла, от коего пошли Сухово-Кобылины, Романовы, Шереметевы, Колычевы, Яковлевы. У сего Андрея Ивановича был праправнук Андрей Константинович Шереметь (с мягким знаком на конце), коего потомки Шереметевы «.
То же самое касается географических названий. Евгений Михайлович Поспелов в своем словаре отмечает:
— остановочный пункт Шереметьевская Савеловского направления Московской железной дороги; открыт в 1901 году на землях, принадлежавших графскому роду Шереметевых, и получил название по фамилии землевладельцев;
— рабочий поселок Шереметьевский; в середине XVIII века земли, на которых сейчас находится поселок, были приобретены графом П. Б. Шереметевым, и на них выросло имение Шереметьево.
Итак, у Е. М. Поспелова последовательно дается: фамилия Шереметев, географические названия Шереметьево, Шереметьевский.
Фамилию Шереметьевы носили принадлежавшие графам крепостные крестьяне: при отмене крепостного права и получении удостоверений личности (паспортов или справок) они могли быть записаны по фамилии своих прежних хозяев. И поскольку для русского словообразования типичнее форма Шереметьев, а документы выписывались крестьянам с их слов (до тех пор у них официальных документов не было), то, естественно, в новых документах преобладала форма Шереметьевы».
История аэропорта Шереметьево. Справка
11 августа 1959 года на полосу московского аэропорта «Шереметьево» впервые совершил посадку рейсовый Ту-104, доставивший пассажиров из Ленинграда. Этот день считается официальной датой рождения аэропорта.
Тем не менее история международного аэропорта «Шереметьево» началась еще 1 сентября 1953 года, когда вышло Постановление Совета Министров СССР о строительстве Центрального аэродрома ВВС в районе населенного пункта Чашниково в Подмосковье.
Изначально аэропорт Шереметьево строился как главный аэродром военно-воздушных сил Советской армии.
Свое название будущий аэропорт получил по двум расположенным неподалеку объектам ‑ жилому поселку Шереметьевскому и одноименной станции Савеловской железной дороги.
25 октября 1953 году на станцию «Лобня» прибыл первый эшелон военных строителей. Началось строительство аэродрома «Шереметьевский».
В 1957 году была введены в строй первые объекты аэродрома: взлетно-посадочная полоса, магистральная и соединительные рулежные дорожки, три перрона с местами для стоянки самолетов, здания Центрального пункта управления (ЦПУ). На аэродроме были размещены системы радио- и светотехнического обеспечения полетов.
7 октября 1957 года состоялась первая посадка воздушных судов на аэродроме. В «Шереметьевском» приземлились 18 межконтинентальных стратегических бомбардировщиков Ту-95, участвующих в воздушном параде над Красной площадью в честь 40-й годовщины Октябрьской революции.
В июле 1959 года на аэродроме произвел посадку правительственный Ту-104, который прибыл из Лондона с генеральным секретарем ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущевым на борту. В речи, обращенной к журналистам, Хрущев пообещал, что в ближайшем будущем в СССР появятся аэропорты международного класса. Тогда же было решено передать аэродром «Шереметьевский» в ведение Гражданского Воздушного Флота (ГВФ).
30 июля 1959 года был подписан приемо-сдаточный акт между военным и гражданским авиационными ведомствами.
В августе того же года постановлением Совета Министров СССР Центральный аэродром ВВС «Шереметьевский» прекратил существование. Решением правительства он был передан Главному управлению ГВФ. На базе военного аэродрома должен был быть создан новый аэропорт столицы.
11 августа 1959 года на аэродром впервые совершил посадку гражданский рейсовый самолет Ту-104, доставивший пассажиров из Ленинграда. На следующий день газета «Советская Россия» объявила об официальном открытии нового аэропорта.
10 мая 1960 года на «Шереметьево» со старого аэродрома в Тушино, который был включен в городскую черту Москвы, были перебазированы два летных отряда Управления полярной авиации, имевшие в своем составе самолеты ЛИ-2, Ил-2, Ил-14, Ан-2, Ту-4 и вертолеты Ми-2, Ми-4.
2 июня 1960 года состоялось официальное открытие аэропорта «Шереметьево».
18 сентября 1962 года из аэропорта «Шереметьево» впервые в истории гражданской авиации стартовал групповой перелет вертолетов Ми-4 вглубь Арктики без сопровождения самолетов.
11 февраля 1964 года, с «Шереметьево» приобрел статус международного аэропорта, объединившись согласно приказу начальника ГУ ГВФ «Об организации Транспортного управления международных воздушных линий ГВФ (ТУ МВЛ)» с Международной авиагруппой Московского управления транспортной авиации.
В том же году было построено новое здание аэровокзала Шереметьево, получившее название «Шереметьево-1».
3 сентября 1964 года аэровокзальный комплекс «Шереметьево-1» принял первых пассажиров. К 1964 году «Шереметьево» обслуживал рейсы 18 зарубежных авиакомпаний, на аэродроме приземлялись до десятка воздушных судов различных типов. К концу 1965 года «Аэрофлот» имел соглашения о воздушных сообщениях с 47 государствами, в 40 из которых экипажи ТУ МВЛ выполняли регулярные рейсы. Большинство международных рейсов осуществлялось из аэропорта «Шереметьево».
20 ноября 1967 года состоялся первый трансатлантический рейс Москва – Нью-Йорк.
В октябре 1972 года было начато строительство новой взлетно-посадочной полосы (ВПП‑2), размеры которой позволяли без ограничений эксплуатировать любые типы воздушных судов. В 1974 году строительство полосы было завершено, в эксплуатацию была введена в 1977 году.
23 апреля 1975 года в «Шереметьево» на привокзальной площади был установлен турбовинтовой воздушный корабль Ил-18 в связи с двадцатилетием начала его эксплуатации на линиях «Аэрофлота». За годы службы он перевез свыше 235 млн пассажиров.
В том же году «Шереметьево» стал членом Международной Ассоциации Аэропортов (ACI Global).
17 ноября 1977 года было заложено новое здание аэровокзального комплекса «Шереметьево-2», 1 января 1980 года комплекс был сдан в эксплуатацию. Торжественное открытие комплекса состоялось 6 мая 1980 года.
11 ноября 1991 года «Международный аэропорт «Шереметьево» получил юридический статус госпредприятия вместе с постоянным свидетельством о регистрации, выданным Московской регистрационной палатой.
В июне 1995 года в аэропорту был открыт Центр деловой авиации.
По заявлению пресс-службы аэропорта, сделанному в июне 2009 года, в третьем квартале 2009 года завершиться строительство терминала московского международного аэропорта «Шереметьево-3». Туда будут переведены рейсы «Аэрофлота», как внутренние, так и международные, а также рейсы авиакомпаний альянса SkyTeam.
«Шереметьево-3» станет первым в России полноценным международным хабом (пересадочным узлом), опирающимся на базовую авиакомпанию и глобальный альянс. К услугам пассажиров будут предоставлены 143 стойки регистрации, в том числе 24 стойки саморегистрации (CUSS) и 30 стоек регистрации трансфертных пассажиров и негабаритного багажа.