Как называется работа на корабле
Профессии, связанные с водой и морем
Обновлено: 10 Мая 2021
Во все времена море манило своими просторами и шумом прибоя не одно юное сердце. На смену парусным судам пришли теплоходы, пароходы, но, как и прежде, мореходные вузы и училища не остаются без студентов. Какие же морские профессии предлагает нам современность и актуальны ли они, рассмотрим в этой статье.
Актуальность
Морское образование всегда было символом престижности и выделяло человека из сотни других. Оно не потеряло актуальности и в наше время. Эта нелегкая работа, таящая опасности, привлекает в ряды своих учреждений образования тысячи студентов.
Транспортировка грузов морем является одним из самых дешевых видов перевозки большого объема продукции. Море — также ценный экономический ресурс, поэтому государство вкладывает много средств в развитие транспортного морского комплекса страны. Следует не забывать и о стратегических преимуществах владения выходом к морю. Не даром еще Петр I так стремился «прорубить окно в Европу» с его помощью.
Востребованными являются специалисты различных направлений данной отрасли, сильные физически и морально, готовые быстро принимать решения в экстремальных ситуациях.
Плюсы и минусы работы
Мореходная отрасль — одна из тех, где плюсы и минусы делятся поровну.
Приятными особенностями данной профессии являются:
Среди основных минусов получения мореходного образования выделяем:
Морские профессии
Классификация кораблей зависит от их водоизмещения, типа вооружения и их назначения. Соответственно виду корабля меняется и состав судовой команды. Профессии морской отрасли можно разделить на несколько тематических групп:
На корабле
Команда корабля подразделяется на:
К востребованным корабельным специальностям относятся такие:
Это основные профессии в морском деле. Существует много и других, в зависимости от специфики судна.
Под водой
Для профессий, связанных с подводным плаванием, очень тщательно отбирают студентов. Чтобы хорошо переносить изменения давления во время погружения и всплытия, подводный моряк должен обладать очень крепким здоровьем.
Среди подводных профессий можно выделить:
В порту
Для тех, кто любит море, но по каким-либо причинам не может войти в состав команды корабля, существует много интересных портовых профессий.
Так же в морских вузах можно освоить профессии инженера-судостроителя и судостроителя. Данные специалисты проектируют и строят корабли. От их профессионализма и точности в будущем зависят жизни всех моряков.
Для девушек
Долгое время существовало поверье, что женщина на борту — быть беде. В современном мире девушек стали допускать на борт в качестве работниц.
Девушки могут занимать на судах следующие должности:
Чаще все же девушки занимают должности, не связанные напрямую с морем:
Бывают редкие исключения и история знает женщин-капитанов, женщин-штурманов, женщин-механиков и женщин-электриков.
Первой в мире женщиной-капитаном стала Анна Щетинина в 1935 году в 27 лет.
Министерство труда планирует рассмотреть проблему запрета занимать некоторые морские должности девушкам. Речь идет о таких специализациях, как: судоводители, боцманы и водолазы.
Обучение морским профессиям
Поступление в морское учебное заведение имеет свои особенностями. Моряк должен обладать крепким здоровьем, поэтому обязательным условием принятия документов является наличие медицинской справки. Перед поступлением абитуриент сдает норматив по плаванию и проходит психологический тест.
К документам для поступления в морское учреждение есть определенные требования. Помимо стандартного перечня, абитуриент должен предоставить:
Для получения профессии матроса и моториста достаточно одного года обучения в мореходном училище. Для получения офицерских должностей следует поступать в вуз.
Подготовка кадров для мореплавания осуществляется по международным стандартам. Поэтому выпускники морских вузов России получают документ об образовании на английском языке, и на его основании могут трудоустраиваться к иностранным судовладельцам.
Обучение морскому делу проходит в сопровождении жесткой, военной, дисциплины. Ежегодно студенты сдают нормативы по плаванию и проходят медицинскую комиссию.
Среднее морское образование можно получить в:
Морских вузов в России около 40. Это связано со спецификой обучения и сложности установления в учебных учреждениях необходимого оборудования. Обучение по морской специализации предлагают вузы:
Сухопутный сервис Феникс.Хелп предлагает свою помощь будущим «морским волкам» в учебе и освоении тяжелой науки мореплавания.
Морские профессии: кем можно стать, если любишь море
О работе в море мечтает каждый любитель водной стихии. И если вы в детстве мечтали стать моряком и путешествовать по морям и океанам, то все получится.
На нашем телеграм-канале есть целый цикл статей о том, кем можно стать. Сегодня расскажем о профессиях, связанных с морем и океаном, их особенностях, преимуществах и недостатках. Это поможет вам принять максимально взвешенное решение, куда поступать.
Морские специальности: винтаж или писк моды?
Спрос на моряков был всегда. Дело в том, что морское сообщение – одно из основных видов транспорта наравне с воздушным и дорожным. При этом доставка грузов морем считается максимально доступным и быстрым способом перевозки.
Здесь не бывает случайных людей, потому что все, кто пришел поступать на морские профессии (а список вариантов огромен), точно знают, чего хотят. Причем с самого детства.
А еще в морскую сферу не идут сгоряча, потому что обучение здесь стоит немало. Правда, дорогое образование окупается практически сразу же, буквально на первых рейсах.
Плюсы и минусы работы на корабле
Несмотря на детскую мечту и морскую романтику, принимать решение нужно более чем серьезно. На корабле нужна не только невероятная выносливость и физическая сила, но и крепкая психика.
Давайте начнем с плюсов:
Теперь можно перейти к минусам профессии:
В Великобритании приняли закон, по которому моряк вернувшийся из рейса длительностью больше 3,5 месяцев не может принимать участия в выборах, пока не закончится его реабилитационный период.
Моряки, уходящие в долгие рейсы, подвергаются сильным психологическим изменениям. У них стираются понятия границ, и мир становится одной большой площадкой. Пропадает тоска по дому, и моряк больше не привязан к месту и людям. И каждый раз, возвращаясь домой, ему нужно заново адаптироваться к людям и ритму береговой жизни.
Впрочем, если вас все равно тянет к морю, едва ли вас остановят эти трудности. Но готовым к ним все же следует быть.
Законодательные особенности морских профессий
Есть положение: граждане России, которые отсутствуют на территории страны больше 183 суток, освобождаются от уплаты налогов. Это частично повлияло на огромные размеры заработной платы моряков.
Один из самых важных минусов на законодательном уровне – работа моряков РФ не идет в трудовой стаж даже при заключении постоянного/временного контракта. Поэтому юридически моряки, месяцами блуждающие по морям, являются безработными. То есть в случае потери трудоспособности или при достижении пенсионного возраста им не положены какие-либо выплаты и компенсации.
Время работы судна в порту спланировано таким образом, чтобы у моряков оставались свободные часы только вечером или ночью. И именно в это время в прибрежных регионах особенно опасно из-за любителей легкой наживы и отсутствия защиты со стороны полицейской системы
Какие бывают морские профессии
Следует отметить, что для связи с морем не обязательно уходить в долгие плавания. Сегодня есть профессии и на большой земле, связанные с водой.
Условно морские профессии можно разделить на тех, кто уходит в плаванье, и на тех, кто остается на суше.
Если вы хотите ходить по морю, можно выбрать одну из следующих основных профессий:
Вообще на корабле нет «чистых» специальностей. Каждый обязан совмещать сразу несколько профессиональных обязанностей
Впрочем, если вы хотите быть в море, но не привыкли к долгим разлукам с любимыми, можно стать профессиональным рыбаком, технологом рыбной ловли и переработки улова крабов, креветок, кальмаров, специалистом холодильного и вакуумного оборудования.
Если же вы не можете надолго покидать дом, вот список подходящих специальностей из сферы кораблестроения:
Судостроение тоже относится к морским специальностям
Это неполный список того, какие морские профессии востребованы на сегодняшний день. Как можно заметить, выше перечислены преимущественно мужские профессии, потому что работа в море рассчитана на людей с особой физподготовкой и выносливостью. Но есть и морские профессии для девушек на корабле, которые могут принести немаленький заработок.
Морские специальности для девушек
Хотите знать, какие профессии, связанные с морем, есть на корабле для девушек? Представительницам слабого пола хорошо подойдут профессии развлекательного или обслуживающего характера на океанских судах и круизных лайнерах.
Но сегодня все чаще женщин можно встретить на капитанских и штурманских должностях, а также на позициях лоцмана и шкипера, корабельного врача.
Но самые распространенные профессии на судне связаны с развлекательными направлениями:
Богатство водного мира и явлений привели к развитию исследовательских направлений, поэтому часто можно встретить на таких кораблях женские профессии морского биолога, океанографа, климатолога и пр.
Особенности поиска работы после вуза
Сразу после окончания обучения студент получает международный диплом, так как любые судовладельческие организации подчиняются Международной морской организации и работают по ее единым стандартам для всех стран.
Найти работу с морской профессией самостоятельно почти невозможно. Для этого существуют крюинговые компании (crew – судовая команда) – официальные посредники между судовладельцами и моряками. Они получают от работодателя определенные требования, по которым и ищут сотрудников. Так что первым делом после выпуска обязательно разошлите свои резюме по таким организациям.
Нужно быть готовым к собеседованию по интернету или телефону. И наниматель, и крюинговая компания находятся по разным уголкам страны и регионов.
Если хотите устроиться к иностранному работодателю, будьте готовы сдавать тест на знание английского.
Дополнительные навыки, которые помогут получить лучшую работу
Первое, что поможет вам как специалисту стать лучше – английский язык. На него во время обучения в вузе делают особый упор. На английском идет не только общение с командой иностранного судна, но и документация.
Простой матрос со знанием английского в европейской или американской команде получает от 3 000 долларов США. Есть ради чего постараться, правда?
Второе, что поможет вам не пропасть – какая-нибудь специальность на суше. Дело в том, что справиться с постоянным пребыванием на корабле могут далеко не все. Работа тут физически крайне тяжелая и часто случаются несчастные случаи или подрывы здоровья. И если медкомиссия не одобрит вас, важно, чтобы прощание с морем не сломало всю жизнь и вы смогли заработать на суше.
Часто моряки выбирают освоение технической прикладной специальности, близкой к морской.
Теперь вы знаете, что работа в море – не для посторонних. Решиться на нее могут только самые смелые и отчаянные. Но ни один из тех, кто стал моряком, не пожалеет о своем решении. Кроме того, приличный заработок поможет закрыть глаза на многие недостатки.
Теперь самое главное – достойно пройти обучение и получить заветный диплом. А если в пути возникнут сложности, не переживайте: рядом всегда будет сервис студенческой помощи и подставит плечо, если вам понадобится поддержка.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Работа в море: кем можно стать и где учиться
Всем любителям водной стихии подойдёт работа в море. Это скорее не профессия, а призвание, ведь многие мечтали в детстве стать моряками, бороздить моря и океаны, посещать новые страны. Как и в любом виде деятельности, в работе на судне есть свои преимущества и недостатки. Но для того чтобы стать моряком, недостаточно просто любить водные пространства, помимо всего прочего, нужно иметь крепкое здоровье и устойчивую психику.
Актуальность морских профессий
Для того, чтобы решиться поступить в морской вуз, нужно для начала разобраться, а стоит ли игра свеч, потому что морское образование стоит недешево. Но на самом деле, стоимость образования окупится практически первым рейсом.
Моряки нужны были всегда и во все времена, потому что морские пути сообщения – это один из видов транспорта, помимо дорожного и воздушного. Поэтому морские профессии являются одними из самых востребованных не только в России, но и во всем мире. Перевозка грузов по водным пространствам – более быстрый и доступный способ транспортировки. Если вы твердо решили связать свою жизнь с морем, без работы вы точно не останетесь.
Преимущества и недостатки работы в море
Для того чтобы принять решение стать моряком нужно взвесить все за и против. Работа эта сложная и физически, и морально. Но есть свои преимущества, которые могут перевесить все недостатки.
Сначала поговорим о плюсах:
Теперь о минусах работы в море:
Какими бывают морские профессии
Морская профессия не означает только службу в море. Существует множество специальностей в этой отрасли. Условно их можно разделить на: моряков и судостроителей. Рассмотрим некоторые из этих специальностей.
Для тех, кто хочет ходить по морю:
Конечно, на борту судна существует много специальностей в зависимости от вида корабля: это могут быть рыболовецкие суда, круизные теплоходы, судна для бурения нефтяных скважин и многие другие. Помимо обычного судовождения, существуют еще профессии моряков-подводников. Их работа связана с повышенным риском, ведь подлодки работают от ядерных реакторов, а это радиация. Да и в случае аварии необходимо будет бросить все силы на устранение неисправности, ведь с подводной лодки никуда не деться.
Для тех, кто не представляет себе долгую разлуку с домом, существуют морские специальности в области кораблестроения:
Это всего лишь несколько специальностей, которые вы можете освоить в морских вузах или колледжах. Список профессий велик, и каждый сможет выбрать профессию себе по душе. В основном, в море идут работать мужчины, но женщинам там тоже найдется место, коки на кораблях получают от 1000$ в месяц. Также чаще стали встречаться женщины среди помощников капитана.
Куда пойти учиться: список морских вузов и колледжей
Если вы твердо решили, что хотите связать свою жизнь с морем, нужно отдавать себе отчет, что это будет не так просто. Во-первых, у вас должно быть крепкое здоровье как физическое, так и психическое. Моряки ежегодно проходят медкомиссию, без которой их просто не допустят к работе. Без медицинской справки у вас не примут документы в вуз.
Во-вторых, вы должны отлично плавать, перед поступлением в судоходный вуз, помимо медицинской справки, вам нужно будет сдать норматив по плаванью. Если вы с успехом прошли первых 2 испытания, то можно выбирать вуз:
Эти учебные заведения предлагают обучение по следующим программам:
Если у вас не получается поступить в университет, то вы можете начать свое обучение в среднем учебном заведении. В таблице ниже представлены колледжи и предлагаемые ими программы:
Колледж | Специальности |
Ломоносовский морской колледж | 11.02.03 Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов |
26.02.03 Судовождение | |
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок | |
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики | |
Морской технический колледж им. Д.Н. Сенявина | 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) |
26.01.12 Электрик судовой | |
35.02.10 Обработка водных биоресурсов | |
26.01.08 Моторист (машинист) | |
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики | |
26.01.07 Матрос | |
26.02.03 Судовождение | |
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок | |
Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж | 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям) |
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) | |
26.02.03 Судовождение | |
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок | |
35.02.09 Ихтиология и рыбоводство | |
35.02.11 Промышленное рыболовство |
Как найти работу после вуза?
После окончания вуза вы получите международный диплом, потому что все судовладельческие компании подчиняются Международной морской организации, которая выпускает единые стандарты работы для всех стран. Но даже с международным дипломом найти работу самому сложно.
Для этого существуют крюинговые компании, от английского слова «crew – судовая команда». Эти компании являются посредниками между моряками и судовладельческими компаниями. Они занимаются поиском сотрудников на судна в соответствии с требованиями работодателя. Поэтому вам необязательно самостоятельно рассылать свое резюме по компаниям.
Все что нужно сделать – это найти проверенную крюинговую компанию по отзывам в интернете и отправить им свои данные. Все обсуждения проходят по телефону, потому что вас могут нанять в другом регионе, а может и стране. Ездить каждый раз на собеседования не нужно, но если вас нанимает иностранная компания, то вам нужно будет сдать тест по английскому языку.
Долго ждать работы вам не придется, дипломированные специалисты даже без опыта очень востребованы. Поэтому в скором времени с вами свяжутся для прибытия в порт.
Какие дополнительные навыки лучше освоить, чтобы получить лучшую работу?
Во время образования по морским специальностям делается упор на изучение английского языка. Вся документация составляется на английском, поскольку он является международным языком для судовладельцев во всем мире. Помимо этого, освоив английский язык на должном уровне, вы быстрее устроитесь в иностранную компанию. Простой матрос в европейской или американской фирме получает от 3 000 у.е.
Также желательно освоить какую-нибудь специальность на суше. Дело в том, что работа в море физически тяжелая и здоровье можно подорвать. Поэтому если вы не пройдете медкомиссию, то работа с морем у вас закончится и придется искать себя на суше. Полезным будет освоение прикладной технической специальности, схожей с морской.
Работа в море для настоящих мужчин с железными нервами и отменным здоровьем. Вы сможете посмотреть разные страны, насладится красотой моря, а самое главное, заработать приличную сумму денег. При всех своих недостатках она стоит того, чтобы отучиться на моряка и покорять моря.
«Кэп», «чиф», старпом и другие должности на флоте: кто чем занимается
«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.
Баталер
К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.
Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.
Боцман
Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.
Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.
Капитан
Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.
Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.
На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.
Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org
Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.
Кок
Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.
Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.
На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.
Лоцман
Задача этого человека – просчитать все опасности и преграды на пути следования корабля. Другими словами, именно лоцман прокладывает путь судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или мелей.
В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.
Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.
Матрос
Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.
Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com
В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.
Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».
Машинист (моторист)
Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.
Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.
Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.
Механик
Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.
На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.
При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.
Старший помощник капитана (командира)
На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.
Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.
Штурман
Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.
На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.
Юнга
Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.
Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.
Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.