Как называется пятничная молитва мусульман
Пятничный намаз. Порядок выполнения
«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).
Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1]. Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3]. Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5]. Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].
Из чего состоит пятничный намаз (джума)
Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза. Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].
Четыре ракяата сунны
Первый азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего». Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8]. Первая проповедь Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится. Второй азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана. Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9]. По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а. Вторая проповедь Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер. Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10]. Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.
Два ракяата фарда
Икамат. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11]. Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.
Четыре ракяата сунны
Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего». После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы. По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат». Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.
[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.
a href=»#_ftnref3″ name=»_ftn3″>[3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».
[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.
[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.
[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.
[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.
[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.
[9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».
[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».
[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.
[12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.
[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.
Джума-намаз: пятничная молитва и её нюансы
Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб (во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду).
В Своей Книге Господь миров сказал следующее:
О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха… (62:9)
Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников – Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.
Кликните на эту ссылку, чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России и других стран СНГ.
Как читать пятничную молитву
1. После азана молящийся обычно произносит дуа:
Аллахумма, Рабба хазихи дагватит-таммати, уас-салятиль каа има’. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад
Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».
2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.
3. Далее имам встаёт на минбар, произносит приветствие в адрес мусульман. Сделав это, он садится на ступеньки минбара.
4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.
5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит хутбу. В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.
6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.
Особенности джума-намаза
Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.
Время пятничной молитвы – солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.
Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как пятничный. Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама. Маликитский мазхаб занимает срединную позицию – 12 человек, без учёта имама.
Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада. Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.), которую порой он мог оставить.
Джума-намаз равен полуденному?
Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума намаз-зухр. Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.
Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).
Учёные-шафииты считают иначе. По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.
Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются маликитские богословы. На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.
По мнению ханбалитских учёных, молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.
Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность. В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаламу алейкум! 4 ракаата сунна-намаза перед 2 ракатами фард намаза в пятничной молитве должны быть прочитаны после Азана. Я сейчас нахожусь в другой стране (Франция) и здесь в мечетях после Азана сразу начинают читать 2 ракаата фард намаза. Является ли Азан необходимым условием для прочтения первых четырёх ракаатов и как поступить в данной ситуации?
Пятничный намаз
Пятница – лучший день недели и праздник для мусульман. В пятницу есть особые благословения, она способствует объединению и единству мусульман, укреплению уз братства и дружбы между ними. Шариат требует, чтобы мусульмане-мужчины присутствовали на пятничном намазе (джуму‘а).
В Священном Коране сказано:
يأيّها الّذين ءامنوا إذا نودي للصّلاة من يوم الجمعة فاسعوا إلى ذكر الله وذروا البيع ذلكم خير لكم إن كنتم تعلمون
Это означает: «О вы, которые уверовали! Когда прозвучит призыв к пятничному намазу, то поспешите к молитве, в которой есть упоминания Аллахa, и прекратите все виды купли-продажи — так будет лучше для вас, если бы вы только знали». («Аль-Джуму‘а», аят 9).
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Выполнение пятничного намаза – обязательство для каждого мукалляфа (мужского пола, если он не имеет уважительной причины)».
То есть пятничный намаз обязателен (фарз) для всех свободных и разумных мусульман мужского пола, достигших совершеннолетия и проживающих в данном населенном пункте. Он совершается только коллективно. Кроме того, чтобы пятничный намаз считался действительным, в нем должно участвовать не менее сорока человек, владеющих правильным чтением суры «Аль-Фатиха» и других молитв. Также его нужно завершить до конца времени обеденного намаза.
Ребенок, несовершеннолетний, раб, женщина, человек, имеющий шариатскую причину не посещать коллективный намаз, находящийся в дозволенной поездке, не обязаны совершать пятничный намаз. Однако им также при возможности желательно придти в мечеть и совершать пятничный намаз.
В каждом населенном пункте он выполняется коллективно, обычно в одной соборной мечети, во время полуденного намаза, вместо него. То есть вместо четырех ракаатов полуденного намаза вы выполняете только два ракаата. Если соборная мечеть переполняется и не вмещает всех прихожан, то только тогда допускается совершение пятничного намаза в другой мечети. Начинаете намаз с намерением о выполнении обязательного коллективного пятничного намаза.
Если вы пропустили пятничный намаз, то тогда вы выполняете полуденный намаз в четыре ракаата. Если вступить в пятничный намаз тогда, как имам поднимется с поясного поклона второго ракаата, то тогда делается намерение совершить пятничный намаз и после того, как имам произнесет «Салам», вы встаете и завершаете намаз, как четырехракаатный полуденный. Если имам не сделал намерение совершить его в качестве имама, то его пятничный намаз тоже не засчитывается. Пятничный намаз выполняется непосредственно после чтения имамом двух проповедей.
Однако в некоторых случаях (например, если пятничный намаз совершают и в другой мечети данного населенного пункта, или не набирается сорок человек, владеющих правильным чтением (махрадж), или когда в этом сомневаются) после пятничного намаза совершают и обычный 4-х ракаатный полуденный намаз.
До и после пятничного намаза совершают ратибаты (желательные намазы). Особо награждаемым является чтение сразу после пятничного намаза по семь раз следующих сур Корана: «Аль-Фатиха», «Аль-Ихляс», «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас».
По материалам книги «Намаз опора религии»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Как называется пятничная молитва мусульман
Как правильно совершать пятничный намаз?
Каждый новый день – это подарок от Аллаха, но к сожалению, за мирской суетой мы забываем об этом. Для мусульман особо значима пятница, но даже этот день мы часто проживаем как обычный, даже не осознавая скольких благ мы лишаемся.
Главным поклонением дня пятницы является коллективный намаз. В священном Коране говорится: «О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!». (62:9)
Пророк Мухаммад (мир ему), отмечая важность этого дня, говорил:
«Пятница – это госпожа дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения и день праздника Жертвоприношения». (хадис от Абу Любана ибн Абдуль-мунзира)
Также в хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Тот, кто, сделав полное омовение, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернется домой очистившимся от всех грехов, совершённых им с прошлой пятницы» (Абу Дауд).
Правила совершения пятничной молитвы
Пятничная молитва является обязательной только для мужчин и совершается в мечетях или местах, специально отведенных для намаза.
Пятничный намаз состоит из десяти ракаатов: четыре ракаата сунны, два ракаата фарда и вновь четыре ракаата сунны.
1. После первого азана прихожанам следует прочитать намерение и самостоятельно совершить 4 ракаата сунны. Намаз выполняется аналогично четырем ракаатам намаза Зухр.
Намерение: «Я намереваюсь выполнить четыре ракаата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
2. После второго азана имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). После этого читается икамат и коллективно совершается 2 ракаата фарда пятничного намаза. Порядок совершения данного намаза такой же, как у фарда утреннего намаза.
Намерение: «Намерился выполнить 2 ракяата фарда полуденного намаза за имамом ради Всевышнего Аллаха».
Стоить отметить, что с момента восхождения имама на минбар и до икамата все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги».
3. После фард намаза каждый самостоятельно читает четыре ракаата сунны, в последовательности, как и первые 4 ракаата сунны пятничной молитвы.
Намерение: «Я намереваюсь совершить четыре ракаата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр.
Также важно помнить, что пропускать пятничный намаз нежелательно, так как Пророк (мир ему) говорил: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом». (Ахмад, Абу Дауда, ат-Тирмизи и др.)
В этот день человек может обрести множество благ и милости Всевышнего, поэтому стремитесь провести пятницу наилучшим образом, устремитесь мыслями, делами и молитвами к Аллаху, ведь он Слышащий, Знающий, Дарующий.
Достоинства пятничного дня и как следует его встречать
Самым лучшим днём для мусульман является пятница. Этот день занимает в жизни правоверного мусульманина почётное место. Пятница, в честь которой в Священном Коране названа целая сура, является не только днём поклонения, но и праздничным днём мусульман. Пятница – это день единения и общения верующих. А пятничная проповедь – это своеобразный обмен знаниями. Но, к сожалению, многие из наших братьев пропускают пятничный намаз, считая, что это всего лишь сунна, а некоторые же и вовсе, зная, что это фарз, всё равно беспечны к своим обязанностям.
Пятница – лучший из всех дней после дня стояния на Арафате. Совершение греховного в пятницу является пренебрежением к этому священному дню, к милости Всевышнего в этот день. Поэтому в нём многократно увеличивается не только воздаяние за добрые деяния, но и наказание за грехи.
В пятницу Всемогущий Аллах сотворил нашего праотца Адама (мир ему), в нём же Он переселил его на Землю, и умер Адам (мир ему) в пятницу. В течение пятницы существует особый промежуток времени, когда Всевышний Аллах принимает наши мольбы. Но Аллах скрыл его, чтобы мусульмане всю пятницу усердно занимались поклонением Ему, ибо богослужение в этот день высоко ценится.
Ночь на пятницу – лучшая после ночи рождения благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и ночи могущества и предопределения – Лайлат аль-кадр.
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «О вы, которые уверовали! Когда прозвучит призыв к молитве в пятницу, то поспешите к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела» (сура «аль-Джуму’а», аят 9).
В благородном хадисе также говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, всё доброе».
Верующие, которые устремляются в мечети для совершения пятничных молитв, слушая проповедь и совершая после неё намаз, очищаются от накопившихся за неделю в их сердцах грехов. Именно поэтому это поклонение является ритуалом еженедельного духовного очищения для верующих. Об этом Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) говорил следующее:
«Тот, кто, сделав полное омовение, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернётся домой очистившимся от всех грехов, совершённых им с прошлой пятницы» (Абу Дауд).
Доказательства обязательности пятничного намаза
Обязательность пятничной проповеди и намаза утверждена Священным Кораном, Сунной и единым мнением исламских учёных. Отрицание этого является куфром.
Как произнесение проповеди перед пятничным намазом является фарзом, также фарзом аль-айн для тех, кто в состоянии, является совершение двух ракаатов пятничного намаза.
В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела» (сура «аль-Джуму’а», аят 9).
Также есть множество хадисов, указывающих на обязательность пятничного намаза. Вот некоторые из них:
В достоверном хадисе, приводимом от Тарика ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребёнка и больного» («Сунану Аби Давуда», № 901).
Пропускать пятничную молитву без уважительной, по нормам Ислама, причины запрещено! Ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто оставит подряд три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» («Мусаннафу ибн аби Шайба», № 5579).
«Совершение пятничного намаза в джамаате является обязанностью каждого мусульманина. Свободными считаются лишь невольники, женщины, дети и больные» (Абу Дауд, Байхаки).
«Если вы не перестанете оставлять пятничный намаз, Аллах запечатает ваши сердца так, что вы навеки останетесь в беспечности» (Муслим, Рияд ас-Салихин).
По вышеприведённым доводам, а также по единогласному решению мусульманских богословов понятно, что пятничная молитва является прямым предписанием Всевышнего, которое мы не имеем права игнорировать.
Тем, на кого возложен пятничный намаз, запрещено (харам) заниматься торговлей или другим делом после того, как прозвучит призыв (азан) для пятничной молитвы, и до её окончания.
Получение разрешения для отлучки на пятничный намаз
Совершение пятничного намаза является повелением Всевышнего Аллаха, то есть обязанностью (фарзом) для каждого совершеннолетнего и дееспособного мусульманина. Выполнение этого фарза является как правом, так и обязанностью каждого верующего. Поэтому, на какой бы работе ни находился верующий, он имеет полное право требовать разрешения для исполнения возложенной на него обязанности. В свою очередь работодатель, имеющий в своём подчинении работников-мусульман, должен помнить о такой необходимости, как выделение им в пятницу необходимого времени, достаточного хотя бы для совершения пятничного намаза. Это является исполнением религиозного долга, а также способствует распространению и укреплению братских уз между верующими.
Достоинства дня джум’а и его порядок
День джум’а – это еженедельный обряд коллективного поклонения верующих. Совершить в этот день гусль (полное купание тела) и отправиться в мечеть является великим достоинством. Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) и следующие по его стопам великие люди уммы считали пятничный гусль благим деянием и всегда призывали к этому и других. Относительно него существует множество хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение), вот некоторые из них:
«Пусть тот из вас, кто желает пойти на пятничный намаз, совершит гусль» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).
«Даже если вы не осквернены, вам следует совершать по пятницам гусль и мыть голову».
«Совершать по пятницам гусль является личным долгом каждого мусульманина» (Бухари, Муслим).
Облачение в чистые одежды и умащение благовониями
Наша религия является религией чистоты. Мусульманин должен стараться всегда и везде быть чистым, и ещё большее внимание он должен уделять своей чистоте и опрятности по пятницам. Он также должен стараться одевать на пятничный намаз свою самую чистую и самую красивую одежду. Об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил следующее:
«Каждый мусульманин с наступлением пятницы должен почистить зубы, совершит гусль, облачиться в чистую одежду и, если есть, умастить себя благовониями».
«Каждому из вас, помимо своей рабочей и повседневной одежды, следует иметь чистую одежду, предназначенную для пятничной проповеди» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
Отправление на пятничный намаз заранее и пешком
После совершения гусля, умащения благовониями и облачения в чистые одежды не менее поощряемым действием в пятничный день является отправление в мечеть пешком. Об этом существует множество хадисов Досточтимого Пророка (мир ему и благословение), вот некоторые из них:
«В пятничный день перед воротами каждой мечети встаёт ангел и начинает в порядке очереди записывать в книгу деяний имена тех, кто пришёл в этот день в мечеть. Когда в мечети появляется имам и начинает свою проповедь, ангелы закрывают свои книги и отправляются слушать хутбу. Таким образом, те, кто пришёл в мечеть в ранние часы, получают награду, равную верблюду. Пришедшие позже – награду, равную курице, ещё позже – яйцу» (Абу Дауд, Ибн- Маджа).
«Тот, кто в ранние пятничные часы, совершив гусль, отправится пешком в мечеть и, не проронив ни слова, прослушает пятничную проповедь и совершит намаз, получит за каждый сделанный им по пути в мечеть шаг награду, равную награде за год поста и молитв» (Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).
Применение мисвака
Чистка зубов мисваком перед каждым второстепенным и обязательным намазом является весьма поощряемым в нашей религии действием. Особенно это поощряемо при совершении коллективных и пятничных намазов. В хадисах о необходимости чистки зубов Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) говорит следующее:
«Намаз, который совершается с применением сивака, превосходнее любого другого в семьдесят раз» (Ахмад, Хаким).
«Чистите зубы, используя мисвак, так как это причина чистоты рта и довольства Господа» (Ахмад).
«Если бы я не боялся обременить свою умму, я бы приказал вам чистить зубы перед каждым намазом» (Ахмад).
Внимательность при хутбе
Следует молча слушать пятничную хутбу и не разговаривать во время её чтения. Об этом в хадисах Досточтимого Пророка (мир ему и благословение) говорится следующее:
«Если во время пятничной хутбы ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).
«Если во время пятничной хутбы ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим», а разговор во время хутбы лишает благ самого дня джум’а» (Ахмад).
«Если пришедший на пятничный намаз сможет избежать трёх вещей, он очистится от грехов до следующей пятницы, это – создание неудобств для других, разговоры и поучение других словами типа: «Замолчи» (Ахмад).
Час принятия всех молитв
В пятничный день есть такой час, в который принимаются все молитвы, и который называется часом принятия всех молитв. Существуют различные мнения относительно того, на какое время пятницы приходится этот час. Наиболее достоверным является то, что это время начинается с началом хутбы имама и продолжается до завершения пятничного намаза. О том, что искренне совершённые в это время молитвы будут непременно услышаны, в хадисах Досточтимого Пророка (мир ему и благословение) говорится следующее:
«В пятницу есть час, в который принимаются все молитвы, ни одна из которых не отвергается Всевышним Аллахом» (Бухари, Муслим).
«С момента, когда имам взошёл на минбар и до завершения намаза принимаются все молитвы и взывания взывающих» (Муслим).