Как называется процесс понимания речевого высказывания
Порождение и понимание речевого высказывания
В основе порождения и восприятия речи лежат аналогичные, но не тождественные и не всегда взаимно обратимые процессы, основанные на вероятностном прогнозировании. При этом как порождение, так и восприятие (понимание) речи опирается на эвристические принципы – на психолингвистические механизмы, которые регулируют степень сокращения поиска способов и средств решения разных коммуникативных и интеллектуальных задач в пространстве большого числа возможностей.
При порождении и восприятии речевых высказываний осуществляется выбор определенной стратегии и тактики речевого поведения, которые обычно реализуются автоматизировано, но при необходимости могут частично осознаваться на разных уровнях организации.
4.2.1. Порождение речевого высказывания
Что должно учитываться при построении теорий и моделей порождения человеком речевых высказываний?
Любая теория и модель порождения речевых высказываний должна включать анализ психолингвистических механизмов, которые организуются в ряд последовательных этапов, которые имеют целенаправленный (телеологический) характер. При этом следует учитывать, что в основе множества механизмов программирования и выбора различных единиц, необходимых для построения высказывания (семантических, лексических, грамматических, фонологических), лежат вероятностно-эвристические принципы.
При порождении высказываний могут наблюдаться речевые ошибки – паузы, колебания, исправления, повторы, замещения, оговорки (подстановки, перестановки, опущения, добавления). Речевые ошибки могут наблюдаться на разных уровнях организации речевых действий: а) на фонологическом уровне – фонематические ошибки (перестановки, оглушение-озвончение, замены); б) на слоговом уровне; в) на лексическом уровне; г) на синтагматическом уровне.
Факты, свидетельствующие об активном порождении речевых высказываний на основе неречевых форм мысли (Горелов, 2003):
При построении высказываний наблюдается поиск субъектом подходящих слов для выражения своих мыслей и чувств, который проявляется в паузах и колебаниях (хетизации). После каждой семантически завершенной единицы речи, люди делают короткую паузу.
При внешней реализации высказываний чаще корректируются и исправляются не фразы, не синтаксические структуры, а отдельные лексические единицы (70%). Это свидетельствует о первичности программирования синтаксических структур перед наполнением их лексическими единицами.
Лексические ошибки связаны с уровнем построения целого высказывания, а звуковые ошибки встречаются на уровне построения отдельных фраз и слов.
Регистрация речевых ошибок в обычных, а также в специально создаваемых (экспериментальных) условиях позволяет выделять разные этапы и уровни, обеспечивающие порождение речевых высказываний (Лурия, 1979):
1. Актуализация мотива высказывания.
2. Формирование замысла высказывания (актуализация общего субъективного смысла): производится отделение темы (о чем сказать?) от ремы (что сказать?).
3. Первичная семантическая запись в виде симультанной схемы, включающей а) смысловые элементы, б) смысловые связи-векторы.
4. Перераспределение семантических отношений в линейную (сукцессивную) последовательность – синтаксическое прогнозирование.
5. Этап программирования высказывания во внутренней речи, которая имеет а) предикативный характер, б) сокращенный характер – включает отдельные слова и их потенциальные связи.
6. Этап развернутого речевого высказывания – сложная система выполнения речевых действий, которая предполагает: а) предметную отнесенность; б) учет социального контекста; в) расширение темы и ремы в иерархическую последовательность синтагматических высказываний.
Каковы основные этапы и механизмы, лежащие в основе порождения речевых высказываний?
В качестве основных этапов порождения речевых высказываний следует выделять:
1. Этап актуализации мотивации высказывания на основе внеречевых факторов и условий, которые побуждают к организации речевых действий. Формируется цель, которую предполагается достичь с помощью речевого высказывания.
2. Этап формирования замысла и внутреннего программирования семантико-смысловой стороны высказывания.
Семантический замысел будущего высказывания исходно строится на основе определенного субъективного образа (тема), которому приписывается некоторая личностно-смысловая характеристика, выступающая смысловым предикатом (рема). Такой процесс должен опираться на складывающийся в течение жизни индивидуальный субъективный предметно-изобразительный, предметно-схемный код (по Н.И. Жинкину).
Построение семантического замысла предполагает несколько основных типов оперирования с семантико-смысловыми «единицами» предметно-изобразительного, предметно-схемного образа:
· Операции включения, когда одна семантическая единица получает несколько функциональных характеристик разной «глубины» (иерархия семантических противопоставлений).
· Операции перечисления, когда одна семантическая единица получает характеристики одинаковой «глубины».
· Операции сочленения, когда по отношению к двум (и более) семантическим единицам используется одна и та же функциональная характеристика, приписывается отношение или связь.
3. Этап грамматико-семантического программирования и организации предстоящего высказывания. Этап выбора слов и грамматической организации высказывания.
Тектограмматический подэтап – перевод семантической программы будущего высказывания на объективный код: а) замена единиц субъективного смыслового кода минимальным набором семантических признаков слов; б) приписывание таким единицам дополнительных признаков, которые позднее преобразуются в предикаты высказывания. В результате возникает иерархия организованных единиц объективно-языкового кода.
Фенограмматический подэтап – введение линейного принципа в организацию программы высказывания: а) распределение семантических признаков между несколькими единицами объективно-языкового кода; б) линейное распределение единиц объективно-языкового кода в высказывании без их грамматических характеристик.
Подэтап синтаксического прогнозирования – лексико-грамматическая (синтагматическая) организация высказывания в синтаксически организованную последовательность единиц объективно-языкового кода.
Подэтап синтаксического контроля по отношению: а) верности или ситуативной корректности построенной лексико-синтаксической конструкции; б) соответствия грамматической формы высказывания исходному замыслу.
При этом следует учитывать, что семантическое программирование и грамматическое программирование высказываний – это относительно независимые, но в норме тесно взаимосвязанные процессы.
4. Этап моторного программирования синтагматической последовательности артикуляционно-фонематических компонентов высказывания. Моторное программирование артикуляционно-фонематических компонентов высказывания, как правило, носит характер высоко автоматизированных операций.
5. Этап внешнеречевой моторно-артикуляционной реализации, которая предполагает возможную корректировку и перепрограммирование высказываний по ходу их исполнения на основе обратных связей различного типа. В качестве обратных связей могут выступать: а) слуховое и визуальное восприятие характеристик субъекта, на которого направлено речевое воздействие; б) слуховое и кинестетическое восприятие характеристик собственной речи; в) смысловые (умственно устанавливаемые отношения) между семантическим, лексическим и грамматическим уровнями внутреннего программирования и внешней организацией высказывания.
6. Этап сопоставления результатов реализации высказывания с замыслом, который предполагает прекращение или организацию новых речевых высказываний в зависимости от достижения или не достижения поставленных целей.
Конспекты по логопедии «1. Процесс порождения речевого высказывания и его нарушения на различных уровнях. Коммуникативная функция речи. Вербальные и невербальные средства общения. «
Процесс порождения речевого высказывания и его нарушения на различных уровнях. Коммуникативная функция речи. Вербальные и невербальные средства общения.
Процесс порождения речевого высказывания (согласно А.Р. Лурия) включает в себя следующие этапы: мотив высказывания; замысел высказывания; первичная «семантическая запись»; внутренняя речь; формирование развернутого речевого высказывания.
Декодирование речевого сообщения предполагает понимание значения слов, фразы, смысла сообщения, внутреннего смысла (подтекста) высказывания.
Каждый из этих этапов может специфически нарушаться при поражении второго звена речевой функциональной системы. Эти речевые нарушения нередко пронизывают всю психическую деятельность.
При поражении третьего звена речевой функциональной системы нарушается иннервация речевой мускулатуры (т.е. расстраивается непосредственно двигательный механизм речи)’.
Возникает нарушение звукопроизносительной стороны речи — дизартрия, которая имеет различные проявления в зависимости от локализации поражения. В этих случаях специфические звенья языкового процесса, т.е. операции кодирования и декодирования, остаются первично сохранными.
Таким образом, представленные данные определяют важные принципы анализа речевых нарушений у детей с церебральным параличом: принцип единства биологического и социального и принцип системного подхода к строению речевой деятельности.
По модели А. А. Леонтьева процесс порождения речевого высказывания включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов.
1. Исходным моментом («истоком») высказывания является мотив. Мотивация порождает речевую интенцию (намерение) — направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет (в нашем случае — на предмет речевой деятельности).
2. На следующем этапе порождения речевого высказывания мотив к речевому действию вызывает к жизни замысел, который, в свою очередь, «трансформируется» в обобщенную смысловую схему высказывания.
3. Следующий — ключевой этап порождения речи — этап внутреннего программирования. А. А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. Такое программирование может быть двух типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого.
4. Следующим этапом речепорождения является этап лексико-грамматического развертывания высказывания. В рамках его выделяются, в свою очередь, нелинейный и линейный этапы лексико-грамматического структурирования.
5. Заключительным этапом порождения речевого высказывания является этап его реализации «во внешнем плане» (во «внешней речи»). Этот этап осуществляется на основе целого ряда взаимосвязанных операций, обеспечивающих процесс фонации, звукообразования, воспроизведения последовательных звукосочетаний (слогов), операций продуцирования целых «семантических» звукокомплесов (слов), операций, обеспечивающих требуемую (в соответствии со смысловой программой и языковой нормой) ритмико-мелодическую и мелодико-интонационную организацию речи. Этот процесс осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки.
Коммуникативная функция речи.
Эта функция проявляется в том, что речь служит средством передачи информации от человека к человеку. Данная функция речи, в свою очередь, становится возможной для реализации потому, что в речи, в используемых в ней словах может храниться определенная информация. Обмениваясь друг с другом словами, воспринимая их как понятия, несущие в себе соответствующую информацию, люди тем самим обмениваются и соответствующими, содержащимися в этих понятиях, знаниями.
Коммуникативная функция речи — это ее главная функция. Данное утверждение следует понимать так. Во-первых, язык и речь исторически возникли и преимущественно развивались в филогенезе у людей для обеспечения их общения или обмена информацией друг с другом. Во-вторых, у детей раннего возраста речь появляется и долгое время преимущественно используется именно как средство обмена информацией. В-третьих, больше всего времени, пользуясь речью, люди тратят на то, чтобы с ее помощью общаться друг с другом, и чаще всего используют речь именно для этой цели. Когда говорят о коммуникативной функции речи, то также имеют в виду, что речь применяется людьми в различных видах их совместной деятельности и является средством организации соответствующей деятельности как совместной. Именно так пользуются речью люди, которым предстоит, например, непрерывно обмениваясь информацией, найти устное решение какой-либо задачи.
Вербальные и невербальные средства общения.
Общение — «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.
Механизмы и модели порождения и понимания речевого высказывания
С психологической точки зрения процесс порождения речи заключается в том, что говорящий по определённым правилам переводит свой мыслительный (неречевой) замысел в речевые единицы конкретного языка. При этом человек оперирует не статистическими закономерностями языка, а смысловыми единицами, которые обусловливаются коммуникативным замыслом. Существующая у человека внутренняя речь предикативна, свёрнута и образна. Лишь выбор грамматической конструкции и подбор лексических единиц делают мысли человека доступными окружающим. Мысль совершается в слове (Л. С. Выготский). Речь тем самым представляет собой деятельность по вербализации образов сознания человека.
Теория интеллекта Ж.Пиаже
Под организацией в интеллекте понимается его структурированность, т. е. возможность в любой интеллектуальной активности выделить нечто целое и элементы с их связями, составляющие это целое.
Адаптация же включает в себя два взаимосвязанных процесса: ассимиляцию и аккомодацию. Ассимиляция в переводе с латинского означает «уподобление, слияние, усвоение». У Пиаже этот термин подчеркивает воссоздание субъектом некоторых характеристик познаваемого объекта, т. е. до некоторой степени «уподобление» ему, «слияние» с ним в ходе познавательной активности.
Аккомодация (от лат. ассоmodatio – «приспособление, приноровление») – это процесс приспособления самого познающего субъекта к разнообразным требованиям, выдвигаемым объективным миром.
Таким образом, процесс познания мира является двусторонним – происходит не только воспроизведение субъектом характеристик познаваемого объекта, но и изменение самого субъекта в ходе познавательной активности.
В ходе познавательной деятельности человек накапливает некоторый опыт. Данный опыт применительно к определенному периоду развития человека Пиаже называет познавательной структурой текущего периода. Он делает вывод, что не всякое содержание объективного мира может быть ассимилировано человеком, а лишь то, которое в определенной мере соответствует его познавательной структуре на данный момент.
На основе этого вывода Пиаже разрабатывает учение о стадиях развития интеллекта, которым посвящено большинство его исследований. Он выделяет IV такие стадии.
I – сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет).
II – дооперациональное мышление (от 2 до 11 лет).
III – период конкретных операций (от 7–8 до 11–12 лет).
IV – период формальных операций.
Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название «операциональной» (от слова «операция»). Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция)»1.
В развитии операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделил следующие четыре стадии:
1) Сенсомоторного интеллекта (от 1 до 2 лет) – характеризуется различием способности воспринимать и познавать предметы реального мира, составляющие окружение ребенка. К концу 1 стадии ребенок становится субъектом, то есть выделяет себя из окружающего мира, осознаёт своё «я», отмечаются первичные признаки волевого управления своим поведением, ребенок начинает познавать самого себя.
2) Операционального мышления – (от 2 до 7 лет) характеризуется развитием речи – активизируется процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления, у ребенка наблюдается проявление эгоцентрического мышления, что выражается в трудности принятия позиции другого человека.
3) Стадия конкретных операций с предметами (7-8 лет до 11-12 лет) умственные операции становятся обратимыми, дети могут давать логические объяснения выполняемых действий, способны переходить с одной точки зрения на другую. Дети приходят к интуитивному пониманию двух логических принципов мышления:
а) А=В и В=С, значит А=С
Появляется способность к сериации, то есть возможность ранжировать предметы по какому-либо измеряемому признаку (вес, величина).
4) Стадия формальных операций (11-12 до 14-15) – формируются способности выполнять операции в уме и использование логических рассуждений и абстрактных понятий.
Понимание компонентов речевого высказывания
*Фрагмент книги «Язык и сознание», ред. Е.Д. Хомской, изд. МГУ, 1979, 217-226 C.
Мы рассмотрели процесс формирования развернутого речевого высказывания, иначе говоря, тот путь, который проходит высказывание, начиная от исходного замысла и кончая развернутым речевым сообщением. Этот процесс, как мы показали, можно рассматривать как процесс, идущий от внутреннего смысла будущего высказывания до системы развернутых речевых значений. Теперь мы остановимся на психологическом анализе понимания высказывания, т. е. на процессе декодирования поступающей речевой информации.
Проблема
Психологи неодинаково подходили к анализу процесса понимания смысла речевого сообщения, или процесса декодирования воспринимаемого речевого высказывания.
Одни авторы предполагали, что для понимания смысла речевого сообщения достаточно иметь прочный и широкий словарь, т.е. понимать значение каждого слова, его предметную отнесенность, его обобщающую функцию и овладеть достаточно четкими грамматическими правилами, по которым эти слова соединяются друг с другом.
Основным процессом, характеризующим акт понимания, являются попытки расшифровать значение всего сообщения, то, что создает его общую связность (ехtеrnаl coherence, по Уертчу) или его внутренний смысл и придает сообщению глубину, или «подтекст» (internal coherence). Эти попытки всегда направлены на поиск контекста воспринимаемого высказывания (иногда речевого, «синсемантического»; иногда внеречевого, ситуационного), без которого ни понимание целого текста, ни правильная оценка входящих в его состав элементов невозможны. Вот почему указанные выше авторы, считающие, что не существует никаких свободных от «контекста» (соntext fгее) элементов высказывания, выдвигают на первый план процесс поиска и формирования соответствующих гипотез или предположений (рге-suppositions), которые определяют конкретные значения слов или фраз, входящих в состав речевого высказывания.
Таким образом, декодирование речевого сообщения рассматривается современной лингвистикой как активный по природе и сложный по составу процесс.
Вторым условием, совершенно необходимым для понимания речевого сообщения, является знание основных, базисных семантических или глубинных синтаксических структур, которые лежат в основе каждого компонента высказывания и выражают известные эмоциональные или логические системы отношений. Как мы показали выше, это условие выступает особенно отчетливо в тех случаях, когда глубинные синтаксические структуры расходятся с внешними, поверхностными структурами; тогда существенным звеном понимания этих структур является их трансформация в более простые и доступные непосредственному пониманию конструкции.
Рассматривая эту проблему, многие авторы (Миллер, 1970; и др.) указывали, что полное понимание каждой составной части сообщения (фразы) может быть обеспечено только с помощью перехода от поверхностных грамматических структур к лежащим в их основе базисным семантическим или глубинным.
Эта группа психологов и лингвистов, исходящая из представления о наличии наряду с «поверхностными структурами языка» еще и «глубинных структур», вносит значительный вклад в проблему понимания речевого сообщения.
Важный вклад в эту проблему был внесен и Л. С. Выготским (1934), который указывал на решающую роль процесса перехода от внешней структуры предлагаемого текста к тому «подтексту» или смыслу, который заключен в речевом сообщении.
Мало понять непосредственное значение сообщения. Необходимо выделить тот внутренний смысл, который стоит за этими значениями. Иначе говоря, необходим сложный процесс перехода от «текста» к «подтексту», т. е. к выделению того, в чем именно состоит центральный внутренний смысл сообщения, с тем чтобы после этого стали понятны мотивы, стоящие за поступками описываемых в тексте лиц.
Именно это положение и определяет тот факт, что текст может быть понят или «прочтен» с различной глубиной; глубина «прочтения» текста может отличать различных людей друг от друга в значительно большей степени, чем полнота восприятия поверхностного значения.
Это положение о важности перехода от внешнего значения текста к его глубинному смыслу хорошо известно литераторам, актерам, режиссерам, и несомненно, анализ этого процесса должен занять в психологии значительное место. Анализ перехода от понимания внешнего значения сообщения к пониманию «подтекста», перехода от значения к внутреннему смыслу сообщения является одним из самых важных (хотя и наименее разработанных) разделов психологии познавательных процессов.
Перейдем к последовательному разбору тех условий, которые необходимы для понимания получаемого сообщения и тех форм, в которых оно протекает. Известно, что каждое речевое сообщение, воспринимаемое слушателем или воспринимаемое читателем, начинается с восприятия отдельных слов, затем переходит к восприятию отдельных фраз, после чего, наконец, переходит к восприятию целого текста, за которым следует выделение его общего смысла. Эту последовательность следует, однако, понимать лишь как логическую последовательность, но, как уже говорилось, это совершенно не значит, что фактическое понимание текста идет именно таким путем и состоит в последовательном переходе от слова к фразе, от фразы к тексту.
Процесс декодирования значения, а далее и понимания смысла текста, всегда протекает в определенном контексте, одновременно с восприятием целых смысловых отрывков, иногда даже понимание отдельного слова фактически следует за восприятием целых смысловых отрывков, и тот контекст, в котором стоит слово, раскрывает его значение. Этот факт указывает на то, что логическая последовательность «слово-фраза-текст-подтекст» не должна пониматься как цепь реальных, развертывающихся во времени психологических процессов.
Перейдем к анализу составных элементов процесса понимания текста, взяв за основу ту логическую последовательность ее составных частей, которую мы только что упомянули.
Как называется процесс понимания речевого высказывания
В отечественной и зарубежной психолингвистике создано несколько моделей восприятия речи.
Модель процесса восприятия речи, предложенная Ч. Осгудом (329), может быть интерпретирована следующим образом. В общей схеме (ситуации) процесса коммуникации имеется некий «отправитель»; у него имеется некоторое сообщение. Отправитель, чтобы передать это сообщение, использует передатчик, который преобразовывает (кодирует) сообщение в речевой (языковой) сигнал и передает по каналу связи. Для того чтобы коммуникация состоялась, кодирование и декодирование должны производиться на основе единого кода (языка). Итак, преобразование в сигнал происходит с использованием определенного кода. Пройдя по каналу связи, сигнал поступает в приемник. Около приемника находится «получатель». Получатель с помощью кода преобразует (декодирует) сигнал в сообщение. В канале связи могут возникнуть помехи (шумы), которые искажают сообщение. Поэтому сообщение-1 (от отправителя) и сообщение-2 (принятое получателем) отличаются друг от друга.
Несмотря на то, что эта схема-модель была разработана для понимания сути процесса коммуникации, опосредованного техническими средствами, она отражает и закономерности «обычной» речевой коммуникации.
Достаточно простую по форме, компактную, но вместе с тем содержательно емкую модель процессов восприятия и понимания речи предложила Л. С. Цветкова (253, 254). В этой модели отображены (с учетом их теснейшей взаимосвязи) обе стороны единого процесса речевосприятия — процесс восприятия речи и процесс ее понимания. При этом процесс собственно восприятия речи трактуется исследователем как процесс опознания (выделения и узнавания) знаков языка, выделения структурных компонентов речи.
Процесс понимания речи интерпретируется автором следующим образом. «Согласно общепринятому взгляду, понимание речи (высказывания), — отмечает Л. С. Цветкова, — обеспечивается пониманием слов и их связей, связей предложений и абзацев. Для понимания слова прежде всего необходимы анализ и синтез звуков, входящих в его состав, заключающийся в сравнении фонематической основы воспринимаемых звуковых комплексов и торможении несущественных звуковых признаков. Понимание значения слова во фразе зависит от тех логико-грамматических связей, в которые оно вступает во фразе. Это звено в структуре понимания речи обеспечивает перешифровку логико-грамматических конструкций на единицы значения» (253, с. 67).