Как называется головной убор богатыря
Шелом, шишак и прочие мисюрки
Шлем является частью защитного вооружения воина и предназначен для прикрытия головы и шеи от ударов противника. Технологически шлемы могли быть цельноковаными или составными. Они также различались по форме купола, по наличию или отсутствию средств защиты лица и т.д. Помимо утилитарного назначения шлем выполнял знаковые функции, будучи символом богатства, статуса и власти. В русских источниках встречаются различные виды шлемов: шеломы, шишаки, шапки ерихонские, мисюрки, шапки железные, шапки куячные, шапки бумажные и другие. Все они имели свои особенности, а от стоимости шлема в немалой степени зависела вероятность его владельца уцелеть в бою.
Шелом
Наиболее известной и широко распространённой формой русского боевого наголовья является шелом. Он представляет собой тип сфероконического, плавно изогнутого и вытянутого кверху шлема с высоким венцом и навершием в виде шпиля. Визуально венец отделён от тульи, что, возможно, является характерной особенностью московской оружейной школы. Нижний обод венца ровный, без вырезов. Дополнительной защитой могла служить кольчужная бармица, которая с XIV века дополнялась наушами, а примерно с XV века — нередко и козырьком. В этом случае козырёк мог сопровождаться скользящей стрелкой наносника.
Большинство известных шлемов этого типа цельнокованые, с монолитной тульей, к которой расклёпкой или при помощи медного припоя крепился высокий шпиль. Поверхность тульи могла быть гладкой или гранёной с прямыми или витыми долами. Показательна в этом плане находка в Ипатьевском переулке Москвы в 1895 году сразу пяти шлемов, изготовленных до 1547 года. Все они цельнокованые, с гладкими тульями. Поверхность одного шлема украшена долами. Три шлема снабжены высоким навершием-шпилем.
В роскошно декорированных шлемах, принадлежавших высшей знати, поверхность украшалась золотой насечкой, росписью и другими техниками. Узоры имели форму растительного орнамента или имитировали арабские письмена. Примером такой работы являются изготовленный до 1547 года шелом Ивана Грозного из Королевского арсенала в Стокгольме, а также шелом царевича Ивана Ивановича, который хранится в Оружейной палате в Москве.
О широком распространении сфероконических шлемов можно судить по количеству их изображений на миниатюрах летописных документов XV–XVI веков. Примечательно, что такие шлемы носят почти все русские воины на картине «Битва при Орше», созданной около 1530 года. В десятнях поместного войска такой шлем также представлен достаточно часто. В Боярской книге 1556 года учтено 154 подобных шлема из 297 имевшихся в наличии.
Распространение шишаков во второй половине XVI века положило конец господству сфероконического шлема. Если у дворян и их слуг на Серпуховском смотре 1556 года было 104 шелома и 111 шапок, то на аналогичной демонстрации коломничей в 1577 году было представлено 87 шеломов и 175 шапок. Иными словами, за 20 лет число шлемов у всадников сократилось по сравнению с шишаками и «железными шапками» от половины до трети.
Шишак
Название этого шлема восходит к турецкому çiçak — шлем. По форме шишак представляет собой открытый шлем ближневосточного, турецкого или египетского происхождения с высокой тульей полусферической или сфероконической формы, широким плоским козырьком и подвижной стрелкой для защиты лица. Как правило, шишак также снабжался пластинчатыми наушами и сегментным нашейником. Впервые шлем такого типа появился на Ближнем Востоке и в период обширных завоеваний турок-османов в XVI–XVII веков широко распространился по Европе. В России, Польше, Венгрии он видоизменялся сообразно местным вкусам, но детали конструкции оставались общими.
Шишак состоял из железной тульи, иногда достаточно высокой благодаря навершию-венцу. У турок тулья была преимущественно сфероконической. Поляки и немцы придавали ей более низкую, полусферическую форму. Спереди шишак имел плоский козырёк, или полку, сквозь прорезь которой проходила скользящая вниз носовая стрелка. Высота стрелки регулировалась при помощи винта, в поднятом виде она касалась венца. Стрелка защищала лицо от поперечных ударов. Для украшения в верхней её части добавляли листовидную пластину.
Для защиты лица с боков к нижней части тульи на шарнирах, реже на ремнях, прикрепляли пластинчатые науши. Эта деталь состояла из трёх или четырёх частей, первоначально подвижных. Средняя часть наушей имела трапециевидную форму, в её центре находилась каплевидная выпуклость с отверстием для лучшей слышимости. Шею защищал назатыльник из одной или нескольких сегментных пластин. Шишак украшали латунными накладками и заклёпками. Верхнюю часть тульи, широкую полосу венца, козырёк и стрелку стилизовали растительными гравированными орнаментами, перемежая арабской вязью. В России такие богато украшенные шлемы назывались ерихонкой, или шапкой ерихонской.
Шишак надёжно защищал от ударов сабли, особенно нанесённых сверху. Он обеспечивал хороший обзор, что делало его особенно популярным среди всадников. Носили шишак и пехотинцы. Их шлемы также снабжались козырьком с наносником, наушами и назатыльником. От кавалерийских они отличались простой гладкой тульей, спорадическим отсутствием макушечной шишечки и уменьшенным назатыльником. В документах они называются «железными» или «медными шапками» — в зависимости от используемого при изготовлении материала.
Среди русских шлемов XVI–XVII веков преобладали восточные образцы. Европейские шлемы использовались гораздо реже. Из 92 «железных шапок», имевшихся в 1599 году у Бориса Фёдоровича Годунова, 68 было московской работы, 20 восточных и только четыре литовских. Средняя стоимость шлема составляла 1 рубль. Как правило, именно в эту сумму оценивалось наличие боевого наголовья на дворянских смотрах XVI века.
Как в России, так и в Европе шишаки вышли из обихода лишь в конце XVII века в связи с общим отказом от защитного вооружения.
Ерихонка
Ерихонка — это богато украшенная разновидность шлема, которую носили только самые знатные воины, воеводы и цари. Происхождение названия «ерихонка» точно не известно. По одной версии, это искажённое слово «юргенский», или «грузинский». По другой, оно происходит от слова «ерихониться», то есть хорохориться, важничать, упрямиться. Как правило, ерихонки имели сфероконическую форму с остроконечным верхом, плоский козырёк со скользящей железной стрелкой для защиты лица, пластинчатые науши и назатыльник, крепившиеся к ободу шлема кожаными ремнями или, реже, цепочками.
Эта форма шлема в XVI веке пришла из Турции и приобрела популярность в России, Польше, Венгрии и Германии. Известны как полусферические, так и сфероконические формы шлемов. В России предпочитали последнюю. Шлемы с полусферической формой купола в документах как правило назывались шишаками. Ерихонки изготавливали из булата, стали или дамаска. Купол, как правило, был цельнокованым, имел как гладкую, так и рифлёную поверхность с рёбрами жёсткости. Вытянутое навершие шлема венчала конусообразная шишечка. Нащёчники состояли из трёх или четырёх частей, склёпанных вместе. Центральная часть имела отверстия напротив ушей, что улучшало слышимость.
Особенность этих шлемов — их парадный декор. Поверхность полировали и богато украшали гравировкой, золотой и серебряной насечкой, а также драгоценными камнями. Обод шлема, навершие, науши и назатыльник декорировались стилизованным орнаментом и арабской вязью.
Русские ерихонки формой и декором походили на турецкие образцы. Нередко они были импортного происхождения и являлись дипломатическими подношениями и подарками. В Оружейной палате Московского Кремля хранится шесть парадных царских ерихонок. В их числе булатный шлем Михаила Фёдоровича, иногда ошибочно приписываемый Александру Невскому. Он изготовлен в 1621 году мастером Никитой Давыдовым, возможно, на основе арабского. Шлем украшен золотой насечкой, эмалью, алмазами, рубинами, изумрудами и жемчугом. Он был оценён в огромную сумму — 1 175 рублей, что лишь немногим меньше, чем общая цена остальных пяти «ерихонских шапок».
Форма ерихонок была популярной: по её образцу производили простые железные и даже бронзовые подражания. Они уступали оригиналу по качеству работы, но зато были намного дешевле и, соответственно, доступнее для простых воинов.
Мисюрка
Название «мисюрка» происходит от арабского слова «миср» — Египет или, также возможно, от персидского «мизер» — шлем. Так называли небольшую круглую стальную сферу, защищавшую лишь верхнюю часть головы. К её краям через отверстия вдоль обода крепили кольчужную бармицу для защиты лица, затылка и шеи. Этот простой и незатейливый шлем был доступен даже наименее обеспеченным воинам. Мисюрка давала некоторую защиту от режущих и секущих ударов сабли, но совершенно не спасала от колющих ударов и стрел. Для амортизации удара мисюрку надевали с толстой стёганой подкладкой, а также могли носить вместе с более высоким шеломом и даже шишаком, как о том упоминают иностранцы.
По типу наголовья выделялись мисюрки-прилбицы с крупной сферой, закрывавшей верхнюю часть лба. Некоторые шлемы этого типа украшены шпилем или гребнем, повышавшим защитные функции. Мисюрки-наплешники имели сферу чуть крупнее миски, голову покрывала бармица, что делало шлем похожим скорее на кольчужный капюшон. Для большего защитного эффекта иногда в кольчугу вплетали мелкие прямоугольные полосы, а также пластинчатые науши. Сферу и пластины могли украшать гравировкой. На Руси мисюрка известна с начала XVI века и находилась в употреблении до конца XVII века и даже позже.
Шапка бумажная
Судя по документам, «шапки бумажные» не были особо распространены в поместном войске, а вот на территории Сибири их носили гораздо чаще.
Тяжёлый шлем надевали на мягкую подкладку. Её задача состояла в том, чтобы уменьшить тяжесть и при необходимости амортизировать нанесённые по шлему удары. К сожалению, о конструкции подшлемника нельзя ничего сказать, поскольку ни одного экземпляра не сохранилось. Скорее всего, их изготавливали из кожи, войлока, стёганой или набивной ткани и изнутри крепили к самому шлему. Возможно, в некоторых случаях эти функции выполняла меховая шапка, носившаяся под шлемом. Эксперименты, проведённые современными реконструкторами, показали, что это вполне возможно.
Колпак, тафья, мурмолка: какие головные уборы носили мужчины на Руси
«Оу сидора оу тадоуѧ оу ладопги положиле гриишка с костою а во тоболахо а гришки кожюхе свита сороцица шѧпка» — это цитата из новгородской берестяной грамоты конца XIII века. И ее считают первым упоминанием слова «шапка» на русском языке, которую некий Гришка оставил на хранение у некоего Сидора
Шапкой на Руси называли все головные уборы, преимущественно мужские. И если женские аксессуары подробно описаны в самых разных источниках, то информацию о мужских шапках приходится собирать по крупицам из разных летописей. Но в итоге можно выделить несколько традиционных головных уборов, которые носили во времена княжеской и царской Руси до того, как начались масштабные преобразования Петра I.
Другая забытая вещь — госпитальный квас
В начале XVIII века по указу Петра I в Российской империи повсеместно открывали госпитали. Вместе с ними появился госпитальный квас, который готовили традиционным методом двойного брожения. По сей день мы в «Очаково» делаем квас по этой технологии. Во многом поэтому в нем так много витаминов и других полезных веществ.
Колпак: вместо айфона
Самый распространенный головной убор, который носили представители разных сословий. Выглядел как остроконечная шапка с подворотами, по которой можно было распознать, насколько знатный перед тобой человек. Крестьянские колпаки делали из дешевого меха или мягкой ткани, а боярин позволял себе добротный меховой колпак, украшенный драгоценностями. Есть свидетельства, как великий князь Василий Иванович, отец Ивана IV, желая впечатлить иностранцев, надел «белый колпак, у которого с обеих сторон были драгоценные украшения, сделанные из золота, из которых торчали вверх золотые пластины наподобие перьев».
Колпак был не просто головным убором, он становился витриной. Доктор исторических наук Наталья Жилина приводит в пример завещание начала XVI века, в котором описывают, как русский князь Иван взял у своей матери, Волоцкой княгини, «во временное пользование» разные фамильные драгоценности. Эти драгоценности он пришил на свой колпак, среди прочего там были серьги из сестриного приданого. Ничего из этого князь уже не вернул.
Шапка Мономаха: для избранных
В Черняховской культуре (общий термин для полиэтнического общества, в которое, по мнению ряда исследователей, входили и предки славян), описывают несколько видов головных уборов. Конической формы, то есть колпаки с отвернутыми боковыми лопастями (подворотами), и полусферические — они со временем эволюционировали в особый тип шапок. Их имели право носить только люди, обладающие большой властью. Самый известный пример — шапка Мономаха.
Шапка Мономаха весила почти килограмм, а ее происхождение — вопрос до сих пор спорный. Кто-то говорит, что это подарок монгольского хана Узбека. Другие настаивают, что регалия пришла от византийского императора Константина IX Мономаха, отсюда и название. Иные историки считают, что головной убор создали в Москве, а название его придумали позже, чтобы подчеркнуть, будто царская власть существует при духовной поддержке самой Византии.
Вообще «золотые шапки» попадаются в исторических документах часто и всегда выступают как венец княжеской власти. Много драгоценных камней, золотые зубцы по краям, имитация креста на макушке — в этих головных уборах было всё, чтобы впечатлить зрителей. Французский наемник Жак Маржерет в своем «Состоянии Российской державы и Великого княжества Московского» прямо называл шапку Мономаха княжеской короной.
Тафья, тафейка или скуфья: для дома
Эта маленькая шапочка, которую носили дома или надевали на улице под колпак, похожа на восточную тюбетейку, имеет прямое с ней родство и завоевала популярность в XV– XVII веках. Иван Грозный настолько любил тафью, что отказывался снимать ее даже в церкви, несмотря на требования митрополита Филиппа.
Этот головной убор носили представители верхнего и среднего сословия, перенявшие от татар привычку коротко стричь волосы: «в кружок», «в скобку» или просто наголо. Поскольку до этого предпочитали носить длинные прически чуть выше плеч, новые стрижки потребовали новых решений, чтобы не мерзла голова. Так в обиходе и появились тафьи, покрывающие темя.
Мурмолка: как у Деда Мороза
Еще одна восточная шапка, которую скорее представляешь на персах, чем на русских боярах XVII века. Однако именно в те времена мурмолка (другое название науруз) была наиболее популярна.
Мурмолка представляла собой высокую шапку с плоской, суживающейся кверху тульей и большими меховыми отворотами. Отвороты пристегивались к тулье двумя пуговицами, хотя богатые люди предпочитали на их место вставлять драгоценные камни. Шапки шили из шелка, бархата и парчи. Мурмолки можно встретить и в наше время: их нередко их шьют для костюма Деда Мороза.
Как называется часть доспехов русских богатырей (см)?
. которая по форме напоминает буденовку?
Вся сегодняшняя популярная телевизионная игра была посвящена былинным богатырям, чо не удивительно, скоро великий праздник нашего народа День Победы. Названия доспехов богатырей ушли в прошлое, например часть похожая на буденовку, когда то называлась- Ерихонка.
Насколько могу судить, речь идет о былинных богатырях, которые носили такие вот военные шлемы, напоминающие или ставшие прообразом красноармейской буденовки. Однако, полазав по сети, прочитала, что как таковой этот защитный головной убор и не так рано появился на Руси. Т.е. богатыри были гораздо раньше, нежели датируют появление ерихонки на голове богатыря. Тем не менее, ответ здесь ерихонка
Этот защитный головной убор можно увидеть на картине Виктора Васнецова «Богатыри». Хотя время, когда он стал использоваться, немного более позднее, чем, то, когда богатыри жили в действительности.
Этот головной убор, который напоминает буденовку, назывался «ерихонка». Немного раньше по времени использовали подобный же шлем, называвшийся «шишак».
Подробнее о ерихонке можно почитать вот здесь.
Этот головной убор в старину предпочитали надевать воеводы и даже государи, а представлял он собой особую «модель» шлема. Именно такие головные уборы и носили в былинах русские могучие богатыри в качестве защиты важнейшей части тела от ударов.
Название этого защитного головного убора произошло от слова «ерихонится», что обозначает хорохориться, важничать, упрямится.
Название этого убора ерихонка.Представляет собой шлем с остроконечным верхом, имеет защиту для ушей и маленький козырек.
Поэтому не удивляйтесь, что на рисунке не будет лица, рук и ног.
1.Попробуйте нарисовать вот такую основу железяк, которые должны будут прикрывать туловище нашего персонажа.
2.Рука тоже будет целиком в металле (чтобы её не отсекли саблей или мечом).
3.Давайте как следует прорисуем железные гармошки-суставы, которые позволят рыцарю сгибать и разгибать руки.
4.Осталось нарисовать чешую для второй руки и произвести штриховку рыцарских доспехов.
Вероятно, чешуйчатые. Гибкие, простые в изготовлении (в смысле, не анатомические, из одинаковых элементов собираются) и от прямого попадания защищают.
Вон американцы бронежилет «чешую дракона» сделали, ни как не нарадуются.
Малое распространение шишака до 17 столетия в Европе, в том числе и в России, объясняется тем, что он тогда не вписывался в типичную картину боя. Выглядит шишак как глубокая полусфера из железа различного качества, увенчанная остриём. В 16-17 столетиях появляются на шишаках назатыльники, стрелки-наносники, элементы прикрытия ушей, державшиеся на длинных ремешках, а иногда даже козырьками. Зато, в отличие от ранних образцов, пропадает бармица.
Московский Кремль является крупнейшей и одной из древнейших крепостей Европы.
Это историко-музейный комплекс с уникальной архитектурой зданий и сооружений, это самая древняя
часть Москвы, её исторический, политический и духовный центр.
Не знаю, как сейчас, а в годы моей молодости было сложно достать билеты на посещение музеев Кремля.
Мне удалось побывать в Оружейной палате на территории Кремля, когда был в Москве на курсах
повышения квалификации информационных работников при ВИНИТИ в 1978 г.
О многих из них приходилось слышать или читать, а здесь воочию увидел шапку Мономаха, золотое
блюдо Ивана Грозного, настоящие сабли Минина и Пожарского, двойной трон царевичей Ивана и Петра, различные символы и регалии царской власти, парадные доспехи, позолоченные экипажи и многое другое.
Несмотря на всё это великолепие, мне больше всего понравился зал с оружейной экспозицией, где
представлено старинное отечественное и иностранное вооружение и доспехи в витринах и на стендах.
Это единственный тарч, который дошел до нашего времени и который хранится
в Оружейной палате на территории Московского Кремля.
Как выглядит тарч видно на Яндекс-картинке. К сожалению, фотографировать в Оружейной палате
было нельзя и оригинальной фотографии нет.
Русский тарч был образцом защитно-наступательн ого вооружения. Им можно было не только
защищаться, но и наносить раны противнику.
Для этого на металлическом рукаве щита закреплен клинок, похожий на шпагу.
Это единственный сохранившийся тарч в стране, поэтому является очень ценным экспонатом.
Ливонский рыцарский орден (немецкий орден в Ливонии), возник в 1237 году с целью военной колонизации прибалтийских земель. Замок магистров ордена находился в городе Цесис (ныне в Латвии). Резиденция магистра находилась в Риге и Вендене. Отличительными знаками ордена был белый плащ с изображением меча и креста тамплиеров красного цвета. Уставом Ордена Меченосцев становится устав Ордена Тамплиеров.
Воевал орден против ливов, эстов, латгалов, куршей, води,ижоры и других прибалтийских племенных образований «язычников». А так же Новгородских и Псковских земель и литовцев (белорусов).
Вначале войны были мене-более успешными, но потом последовали ряд поражений в войнах с Великим княжеством Литовским (1431–1435), Новгородом (1443–1448) и Русским государством (1480–1481), в Гражданской войне (1479–1491), ничья в войне против Русского государства и Литвы (1501-1503).
Русское царство тогда прилично потеряло на заключительном этапе войны, в том числе все предыдущие ливонские завоевания, а так же уступила шведам свои земли Копорье, Ям, Ивангород и территорию южного побережья Финского залива. Которые возвращали сын Ивана Грозного Фёдор I Иоаннович, а потом уже и Пётр I. Но это уже совсем другая история.
Какой мальчуган не представляет себя былинным богатырем? Кто, в мечтах, не видит себя с мечом в руках, на прекрасном коне уничтожающим врагов? Естественно, большинство мальчишек с удовольствием предстанут на школьном мероприятии в образе одного из богатырей – Ильей Муромцом, Добрыней Никитичем или Алешей Поповичем.
О могучем коне говорить не приходится, но изготовить такие богатырские аксессуары, как шлем, щит и меч, вполне возможно в домашних условиях.
Интересные факты
Археологические раскопки показали, что голову начали защищать еще первобытные люди. Использовали они для этого ветки деревьев и шкуры животных. Самые первые изображения шлемов из металлов (золота и серебра) датируются III тысячелетием до н.э.
Тяжеловооруженного воина (гоплита) эллинской эпохи невозможно представить без коринфского или беотийского типа шлема.
Шлемы использовали и народы Малой Азии, и на воины Востока, и европейские рыцари, и витязи на Руси. В принципе это эффективная защита головы сохранилась до наших дней, преобразовавшись в каски современных солдат.
Костюм богатыря
Как таковое специальное изготовление наряда былинного героя не вызовет затруднений. В любом гардеробе найдутся:
Вместо плаща можно накинуть отрезок яркой ткани, закрепить кушаком и брошью, вот и весь наряд средневекового воина.
В случае, если у мальчишки нет меча и щита, их очень просто вырезать из картона, раскрасить и вручить защитнику Отечества от врагов и мифических злодеев.
Если с костюмом и обычным «вооружением» не возникнет никаких проблем, то изготовление шлема потребует приложения определенных усилий. Но и тут, необходимости в каких-либо сверхъестественных действиях, специальных навыках или приобретении особых материалов и инструментов не потребуется.
Представить образ русского богатыря без, защищающего от вражеских мечей и стрел, специального головного убора невозможно. Перед родителем, изготовляющим костюм средневекового витязя, встает вопрос как сделать шлем богатыря своими руками?
Рассмотрим, что именно понадобится для изготовления правдоподобного защитного устройства.
Необходимые материалы
К счастью, ничего из ряда вон выходящего, для шлема не понадобиться. Все исходные материалы и инструменты можно найти дома:
Потратиться придется только на приобретение водостойкой краски серебряного или золотого цвета.
Ход работы
Действия по изготовлению шлема не представляют никакой трудности даже для человека, впервые решившегося на подобную работу.
Важно! Проверьте, не остались ли зазубрина на срезах. Если они есть, чтобы не поранить ребенка, закройте их несколькими слоями скотча.
Еще более простым выходом из ситуации может стать использование старой «авоськи» в роли защиты шеи и плеч богатыря.
Основа – старые газеты
Возможен вариант изготовления защиты для головы из подручного материала. Для этого потребуются следующие материалы и инструменты:
Пошаговая инструкция
Работа должна начаться с измерения окружности головы ребенка, для которого изготовляется шлем. Затем работа над шлемом богатыря из бумаги своими руками проходит по следующей схеме:
По такому же принципу изготовляется шлем, но уже не из газет, а фольги. Единственным отличием в процессе работы станет то, что краску не надо будет использовать, т.к. серебряный цвет фольги и так придаст необходимую элегантность головному убору.
Декорирование
Заготовка-болванка готова и можно приступать к декорированию.
Может быть ваш ребенок желает быть похожим на нормандского рыцаря? Не разочаровывайте его – смастерите рога, и прикрепите их к шлему. Вот и все – ваше дитя может представить на утреннике в образе средневекового рыцаря из Нормандии.
Можно дополнительно разукрасить отдельные участки шлема цветными карандашами или фломастерами и водрузить на голову ребенка.
Головной убор из картона
Для изготовления подобного шлема будут необходимы:
Изготовление
Вначале следует снять мерку с головы ребенка. Затем, оформляя шлем богатыря своими руками из картона, следует использовать своеобразную выкройку:
В дополнение к шлему можно вырезать из картона несколько прямоугольников, квадратов, соединить их ниткой или клеем, и изготовить настоящую броню для витязя, а также наручи и поножи.
Полностью «закованный» в доспехи мальчуган может спокойно отправляться на торжественное мероприятие.