Информатика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей.
№ п/п
Предметная область
Содержания обучения
Формирование понятий «информационный процесс», «кодирование», «декодирование», «код», «алфавит» и т.д.
Знакомство с этапами становления письменности, зарождение счета. Рассмотрение некоторых вопросов истории искусств.
Знакомство с дорожными знаками, разметкой, сигналами светофора, условными обозначениями на контурных картах.
Древние и современные алфавиты. Ребусы, шарады и принципы их разгадывания.
Понятия системы счисления. Виды систем счисления. Способы записи, чтения, сравнения чисел в различных системах счисления. Перевод чисел.
Орнамент. Символика цвета
Нотная запись. Символизм в музыке.
Сущность информатики как научной дисциплины заключается в изучении закономерностей протекания информационных процессов в различных средах (системах).
Особый интерес у обучающихся вызывает такой информационный процесс, как кодирование.
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова кодировать определяется как «зашифровать при помощи кода; перевести информацию из одной кодовой системы в другую», где под кодом понимается система условных обозначений, сигналов, передающих информацию.
Несколько иной подход к кодированию представлен в одном из задачников по информатике: «Кодирование – процесс формирования определенного представления информации. В более узком смысле под термином «кодирование» часто понимают переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи обработки».
Таким образом, при кодировании информация может как изменять свою форму, так и оставаться по форме неизменной, но ее содержательное представление или наполнение будет иным.
Ниже представлен материал, который может быть использован в качестве дидактического материала при обучении школьников основам кодирования информации.
Кодирование текстовой информации
Задание 1. Шифр Цезаря.
Для шифрования текста каждая его буква заменяется другой, отстоящей после неё в алфавите на определённое число позиций. Это число является ключом шифра. Символы алфавита записываются циклически (по кругу). Для дешифрирования сообщения каждая его буква заменяется стоящей перед ней в алфавите на число позиций, которое использовалось в качестве ключа при шифровании.
А) Декодируйте сообщения.
Вариант 1 Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 1. Нь обфшймйтэ лпейспгбуэ!
Вариант 2 Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 1. Нь фнёён еёлпейспгбуэ.
Вариант 3 Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 5. Са тешьнрнцб пуинхужечб!
Вариант 4 Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 3. Пю цпззп жзнсжлусегхя.
Вариант 5 Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 2. Оэ пвхщкнкую мрёктрдвфю!
Вариант 6 Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 2. Оэ хожжо ёжмрёктрдвфю.
Вариант 7 Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 3. Пю ргцълолфя нсжлусегхя!
Вариант 8 Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 5. Са шсййс ийпуинхужечб.
Вариант 9 Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 4. Ря сдчымпмха отзмфтёдца!
Вариант 10 Декодируйте сообщение, записанное с помощью кода Цезаря. Ключ шифра – 4. Ря чриир зиотзмфтёдца.
Ответы:
Вариант 1, 3, 5, 7, 9: Мы научились кодировать!
Вариант 2, 3, 5, 7, 9: Мы умеем декодировать.
Б) Закодируйте с помощью кода Цезаря ваши фамилию и имя.